Дело № 2-503/12
Р Е Ш Е Н И Е(не вступило в законную силу на день публикации)
Именем Российской Федерацииг. Можга УР 28 апреля 2012 года
Можгинский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Кожевниковой Ю.А.,
при секретаре Непогодиной М.С.,
с участием ст. помощника Можгинского межрайонного прокурора Афанасьевой М.Б.,
истца Исламова М.Р.,
представителя ответчика Беляевой О.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Можгинского межрайонного прокурора в интересах Исламова М.Р. к Администрации муниципального образования «<***>» о понуждении предоставить жилое помещение,
у с т а н о в и л:
Можгинский межрайонный прокурор обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования «<***>» о понуждении предоставить Исламову М.Р. жилое помещение по договору социального найма площадью не менее 18 кв.м.
Исковое заявление мотивировано тем, что в ходе осуществления надзора за соблюдением законодательства об охране прав детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выявлены нарушения жилищных прав граждан указанной категории.
А именно, Исламов М.Р. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. Его родители И.Р.А., И.И.А. по решению суда лишены родительских прав.
В ДД.ММ.ГГГГ Исламов М.Р. окончил МОУ «<***>», и в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» должен быть обеспечен жилым помещением.
Исламов М.Р. обращался к ответчику о необходимости предоставления жилья, однако в этом ему было отказано.
Не предоставление ответчиком жилого помещения нарушает жилищные права истца, как ребенка, оставшегося без попечения родителей, в связи с чем, прокурор обратился с заявлением в защиту прав и законных интересов данного лица.
Предоставление жилого помещения детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предусмотрено законодательством и является обязанностью муниципального образования «<***>».
В судебном заседании помощник прокурора Афанасьева М.Б. на исковых требованиях настаивала, поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении.
Истец Исламов М.Р. исковые требования поддержал, суду пояснил, что в ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ его родители были лишены родительских прав, он воспитывался в приюте, а затем бабушкой. В ДД.ММ.ГГГГ он закончил общеобразовательную школу, учился в ГОУ НПО «<***>» по ДД.ММ.ГГГГ, проживал в общежитии. В настоящее время он проживает у бабушки, своего жилья по договору социального найма или в собственности не имеет.
Представитель ответчика Беляева О.В. исковые требования не признала, суду пояснила, что администрацией муниципального образования «<***>» принимаются все меры по обеспечению истца жилым помещением, однако денежных средств на осуществление государственных полномочий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, муниципальному образованию выделено не достаточно.
Представитель третьего лица - Правительства Удмуртской Республики в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении судебного извещения.
В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителя третьего лица.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно свидетельству о рождении, родителями Исламова М.Р., ДД.ММ.ГГГГ рождения, являются отец – И.Р.А., мать – И.И.А.. (л.д. 8)
Решением Можгинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ И.И.А. лишена родительских прав в отношении сына Исламов М.Р. (л.д. 9-11)
Решением Можгинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ И.Р.А. лишен родительских прав в отношении сына Исламов М.Р. (л.д. 12-13)
Таким образом, в силу статьи 1 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Исламов М.Р. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Аналогичное положение закреплено в пп. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Государственные полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью по социальным нормам, возложены на органы местного самоуправления в соответствии с пунктом 1 ч. 1 ст. 15 Закона УР от 06.03.2007 г. № 2-РЗ «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В статье 4 Закона Удмуртской Республики от 06.03.2007 г. № 2-РЗ (в ред. Закона УР от 06.07.2011 г. № 35-РЗ) закреплено, что жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющим право на внеочередное получение жилой площади, предоставляются по месту жительства.
Жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно по договору социального найма. Предоставляемые жилые помещения должны отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, быть благоустроенными применительно к условиям населенного пункта.
Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма устанавливается в размере 18 квадратных метров на одно лицо из детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, а также на одно лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления, установленную в настоящей статье, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату, однокомнатную квартиру, жилой дом либо предназначено для вселения гражданина, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, указанного в перечне, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Постановлением главы администрации МО «<***>» от ДД.ММ.ГГГГ Исламов М.Р. поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении вне очереди (л.д. 19)
Из материалов дела видно, что в ДД.ММ.ГГГГ Исламов М.Р. закончил обучение в МОУ <***>, в ДД.ММ.ГГГГ - ГОУ НПО «<***>». Договор социального найма муниципального жилья с ним не заключался, закрепленного жилого помещения он не имеет.
По представленным данным Управления Федеральной регистрационной службы по УР зарегистрированных прав на объекты недвижимого имущества у Исламова М.Р. не имеется (л.д. 15-16).
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о неисполнении администрацией муниципального образования обязанности по предоставлению жилого помещения истцу в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ.
Доводы представителя ответчика, о том, что обязанность администрации муниципального образования «<***>» по выполнению государственных полномочий – обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями - исполняется при поступлении в бюджет муниципального образования субвенций из бюджета Удмуртской Республики, и, соответственно, муниципальное образование несет ответственность в пределах выделенных на эти цели финансовых средств, не освобождает ответчика от исполнения возложенных обязанностей, поскольку обеспечение вне очереди жилым помещением этих детей не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий.
Кроме того, Законом УР от 24.12.2010 г. № 62-РЗ «О бюджете Удмуртской Республики на ДД.ММ.ГГГГ и на плановый период ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ предусмотрены субвенции для выполнения переданных органам местного самоуправления муниципального образования «<***>» отдельных государственных полномочий.
Таким образом, исковые требования прокурора к администрации МО «<***>» о понуждении предоставить Исламову М.Р. жилое помещение являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Можгинского межрайонного прокурора в интересах Исламова М.Р. к администрации муниципального образования «<***>» о понуждении предоставить жилое помещение удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования «<***>» предоставить Исламову М.Р. жилое помещение по месту жительства площадью не менее 18,0 кв.м.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его вынесения через Можгинский районный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий судья - Кожевникова Ю.А.