Дело № 2-805/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Ульяновск 29 марта 2021 года
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Фролова В.В.,
при секретаре Юсуповой О.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Скарга Сергея Ивановича к Государственному учреждению – Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) о назначении пенсии по инвалидности,
У С Т А Н О В И Л :
Скарга С.И. обратился в суд с иском, в последствии уточненным к Государственному учреждению – Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) (ГУ – УПФ РФ в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонное)) о назначении пенсии по инвалидности. В обоснование исковых требований указал, что он – Скарга С.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (инвалид <данные изъяты>, военная травма, ликвидатор аварии на ЧАЭС) проживает в Российской Федерации. Пенсионное обеспечение осуществляется на основании законодательства Российской Федерации. Согласно справки от ДД.ММ.ГГГГ за № выданной ответчиком пенсия назначена до ДД.ММ.ГГГГ. Для продления пенсии истцу необходимо подать заявление в пенсионный фонд. ДД.ММ.ГГГГ Скарга С.И. соблюдая законы Российской Федерации подал такое заявление. Дополнительных документов от истца не требовалось, поскольку все документы у ответчика имеются. Кроме того, имеются выплатные дела на пенсии ДЕМО и ЕДВ. Прошел один месяц, тогда как пенсионный фонд обязан в течении 10 дней назначить пенсию с даты подачи заявления, с первого числа следующего месяца, то есть с ДД.ММ.ГГГГ. Данную пенсию ответчик не назначил истцу, не сообщив о причинах отказа в назначении пенсии нарушив конституционное право стороны истца на получение пенсии по инвалидности и старости, тем более, что истец их получал с ДД.ММ.ГГГГ года. Просит суд обязать ответчика восстановить Скарга С.И. пенсию по инвалидности <данные изъяты> (военная травма) с ДД.ММ.ГГГГ; обязать ответчика представить решение о назначении данной пенсии; признать нарушение ответчиком конституционных прав истца и восстановить данные права.
В судебном заседании истец – Скарга С.И. (до перерыва) на удовлетворении исковых требований настаивал в полном объеме, поддержав доводы и факты искового заявления, дополнив, что не является получателем пенсии в других регионах и государствах, поскольку является гражданином Российской Федерации, где постоянно проживает. От получаемой пенсии в Луганской области он отказался. Просил иск удовлетворить.
Ответчик – ГУ – УПФ РФ в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонное), в лице представителя, действующего по доверенности – Романюк В.Р. в судебном заседании исковые требования не признал, поскольку оснований для назначения заявленной пенсии истцу в настоящее время не имеется. Дополнил, что ими сделан запрос в пенсионный фонд Луганской области, ответ от которых до настоящего времени не поступил. Считают заявленные требования Скарга С.И. – преждевременными. Просили в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Сторонам была разъяснена ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ), согласно которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, судом были определены юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию сторонами.
Статья 45 Конституции Российской Федерации закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод (ч.1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещёнными законом способами (ч.2).
Гражданским законодательством, в частности ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) предусмотрены способы защиты гражданских прав, однако данный перечень не является исчерпывающим.
Согласно ст.3 ГПК РФ лицо вправе, в порядке установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов.
Возможность судебной защиты гражданских прав служит одной из гарантий их осуществления. Право на судебную защиту является правом, гарантированным ст.46 Конституции Российской Федерации.
Суд принимает решение, в силу ст.196 ГПК РФ, в пределах заявленных истцом требований.
Согласно ст.7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» №173-ФЗ от 17.12.2001 (ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ») право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее 5 лет страхового стажа. Данный возраст может быть снижен при назначении какой-либо льготы на назначение досрочной пенсии.
В соответствии с положениями ч.2. ст.10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» №166-ФЗ от 15.12.2001 (ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ») гражданам, постоянно проживающим (работающим) в зонах радиоактивного загрязнения, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения, в порядке, предусмотренном Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Как следует из положений ч.1 ст.13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 №1244-1 (Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС») к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (п.7) и граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (п.8).
Пенсионное обеспечение указанной категории граждан регулируется разделом IV «Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от Чернобыльской катастрофы» названного Закона, а также ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
В силу ч.2 ст.5 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (ФЗ «О страховых пенсиях») случаях, предусмотренных Федеральным законом от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и страховой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Условия назначения страховой пенсии по старости регламентированы в статье 8 данного Федерального закона.
В ходе судебного разбирательства было установлено, что истец – Скарга С.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения имеет право на компенсационные льготы, установленные Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», что подтверждается представленным удостоверением выданным Комитетом социальной защиты населения Заволжского района г. Ульяновска ДД.ММ.ГГГГ, основанием для выдачи которого явилась представленная справка Серии ВТЭ-32 № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой Скарга С.И. является <данные изъяты>. Факт того, что Скарга С.И. является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1987 году подтверждается представленным удостоверением выданным Департаментом социальной защиты населения Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ. Данные обстоятельства стороной ответчика не оспариваются, в связи с чем решением ГУ – УПФ РФ в Ленинском районе г. Ульяновска (межрайонное) за № от ДД.ММ.ГГГГ истцу была назначена страховая пенсия по старости и пенсия по инвалидности вследствие военной травмы согласно положениям вышеуказанного ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».
При этом указанные пенсии были назначены истцу на основании его заявлений от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, в связи с поступлением в ДД.ММ.ГГГГ в ГУ – УПФ РФ в Ленинском районе г. Ульяновска (межрайонное) пенсионного дела и аттестата из Рубежанского объединенного управления пенсионного фонда Украины Луганской области, согласно которым выплата Скарга С.И. пенсии на территории Украины прекращена с ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем Скарга С.И. являлся также получателем: двух ежемесячных денежных выплат как ликвидатор последствий аварии на ЧАЭС в 1987 в соответствии с положениями ст.27.1 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», как инвалиду <данные изъяты> в соответствии со ст.28.1 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» (ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»); дополнительного ежемесячного материального обеспечения в сумме 1 000 рублей 00 копеек, установленного согласно Указу Президента РФ №887 от 01.08.2005 года.
Как следует из материалов дела, с ДД.ММ.ГГГГ на территории Ульяновской области выплаты пенсии были прекращены, выплатные дела для продления выплат направлены по новому месту жительства: <адрес>. Однако последующим решением Центра пенсионного фонда России по выплате пенсий в Воронеже от ДД.ММ.ГГГГ Скарге С.И. прекращена выплата пенсии по старости и инвалидности, в соответствии с п.3 ч.1 ст.25 ФЗ «О страховых пенсиях» в следствии утраты пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию, истечения срока признания лица инвалидом, приобретения трудоспособности лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца, поступления на работу (возобновления иной деятельности, подлежащей включению в страховой стаж) лиц, предусмотренных п.2 ч.2 ст.10 настоящего Федерального закона, и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации) – с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обнаружены указанные обстоятельства или документы, либо истек срок инвалидности, либо наступила трудоспособность соответствующего лица; и п.3 ч.1 ст.12 Закона №424-ФЗ, п.29 Правил. Данные обстоятельства сторонами не оспариваются.
Судом также установлено, что Скарга С.И. ДД.ММ.ГГГГ года рождения состоит на учете в Рубежанском объединенном управлении Пенсионного фонда Украины Луганской области, как получатель пенсии по инвалидности <данные изъяты>, связанной с выполнением обязанностей воинской службы по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в размере возмещения фактических убытков согласно ст.54 Украины «О статусе и социальной защите граждан, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы». Пенсия Скарге С.И. выплачивалась с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год после взятия на учет после Управления Пенсионного фонда Украины в г. Лисичанске Луганской области. С ДД.ММ.ГГГГ выплата производится в рамках исполнения решения Луганского окружного административного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, оставленному без изменения постановлением Первого апелляционного административного суда от ДД.ММ.ГГГГ. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ год в Рубежанском объединенном управлении Пенсионного фонда Украины Луганской области имеется открытое исполнительное производство от ДД.ММ.ГГГГ по вышеуказанному делу – №. Прекращение управлением выплаты пенсии Скарга С.И. возможно в случае закрытия данного исполнительного производства и при получении запроса на предоставление аттестата о прекращении выплаты пенсии от соответствующего уполномоченного органа Пенсионного фонда Российской Федерации. Отказ Скарга С.И. от принудительного исполнения судебного решения в управление не поступал. Запрос на представление аттестата о прекращении выплаты пенсии Скарга С.И. в Управление от органов Пенсионного Фонда Российской Федерации не поступал. Оснований для прекращении выплаты пенсии Скарга С.И. не имеется. Указанные обстоятельства подтверждены истребованными судом сведениями из Рубежанского объединенного управления Пенсионного фонда Украины Луганской области, оснований подвергать сомнениям которые у суда не имеется. Доказательств обратного материалы дела не содержат.
Пункт 3 ст.2 ФЗ «О страховых пенсиях» устанавливает, что в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Аналогичные правила были предусмотрены в п.2 ст.1 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Российская Федерация и Украина являются участниками Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» (Соглашение от 13.03.1992), из преамбулы которого следует, что правительства государств – участников настоящего Соглашения признают, что государства-участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств-участников Соглашения.
Согласно ст.1 Соглашения от 13.03.1992, пенсионное обеспечение граждан государств – участников настоящего Соглашения осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Назначение пенсий гражданам государств – участников Соглашения производится по месту жительства (ч.1 ст.6 Соглашения от 13.03.1992).
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства суд приходит к выводу о том, что истец реализовал свое право на пенсионное обеспечение по месту своего жительства в Украине, в связи с чем, правовых оснований для удовлетворения требований Скарга С.И. к ГУ – УПФ РФ в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) о возложении обязанности на последнего восстановить Скарга С.И. пенсию по инвалидности <данные изъяты> (военная травма) с 01.01.2021 года на территории Российской Федерации не имеется. Следовательно, оснований для возложения на ответчика обязанности представить решение о назначении данной пенсии у суда не имеется. Требования о признании нарушения ответчиком конституционных прав истца с восстановлением данных прав не являются материально правовыми (исковыми) требованиями, суд расценивает их как обоснование вышеуказанных исковых требований в удовлетворении которых истцу отказано.
Таким образом, исковые требования Скарга С.И. не подлежат удовлетворению.
В силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ст.123 Конституции Российской Федерации) суд по данному делу обеспечил равенство прав участников процесса представлению, исследованию и заявлению ходатайств.
При рассмотрении дела суд исходил из представленных сторонами доказательств, иных доказательств сторонами не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
в удовлетворении исковых требований Скарга Сергея Ивановича к Государственному учреждению – Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) о назначении пенсии по инвалидности отказать.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья В.В. Фролов