Дело № 2а-1054/22
адрес
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
15 ноября 2022 года Останкинский районный суд адрес в составе председательствующего судьи Борисовой С.В., при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании в зале № 322 Останкинского районного суда адрес административное дело № 2а-1054/22 по административному иску Садиковой Ирины Николаевны, Зотова Константина Андреевича, Гончаровой Маргариты Александровны, Варьяс Татьяны Николаевны, Нагорной Валентины Владимировны, Родионовой (до брака Роголевич) фио, Добрынина Олега Геннадьевича, Лачкова Владимира Анатольевича к Министерству жилищной политики адрес об оспаривании бездействий
УСТАНОВИЛ:
Административные истцы фио, Зотов К.А., Гончарова М.А., Варьяс Т.Н., Нагорная В.В., Родионова (до брака Роголевич) К.В., Добрынин О.Г., фио обратились в суд с иском к Министерству жилищной политики адрес о признании незаконным бездействия по разработке проекта плана- графика («дорожной карты») по осуществлению мер по восстановлению прав истцов как граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, расположенных на территории адрес, включенных в единый реестр проблемных объектов, и представлению его на утверждение Губернатору адрес; а также обязании разработать проект плана-графика («дорожной карты») по осуществлению мер по восстановлению прав истцов, как граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, расположенных на территории адрес, включенных в единый реестр проблемных объектов, предусмотренный положениями Закона об участии в долевом строительстве многоквартирных домов, и представить его на утверждение Губернатору адрес. В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что являются пострадавшими соинвесторами, уплатившими денежные средства для целей строительства многоквартирных домов, расположенных по адресу: адрес, г.адрес, ЖК «Экоград-Обухово». Застройщик ООО «Зордекс» включен в реестр проблемных застройщиков, а объект ЖК «Экоград-Обухово» признан проблемным объектом. Вступившим в законную силу решением Останкинского районного суда адрес от 18.11.2020 по делу № 2а-494/2020 постановлено: признать незаконным бездействие администрации Богородского адрес по формированию и утверждению планов мероприятий, направленных на защиту прав административных истцов, как соинвесторов; возложить обязанность на администрацию Богородского адрес сформировать планы мероприятий, направленных на реализацию мер по щите прав и законных интересов административных истцов как пострадавших соинвесторов. включенных в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, и представить их на согласование административному ответчику. При этом, региональным законодательством предусмотрен комплекс мер по защите прав пострадавших соинвесторов, который осуществляют исполнительные органы государственной власти адрес и органы местного самоуправления, а потому истцы обратились с аналогичными требованиями к ответчику, которым обращение было оставлено без внимания. Одновременно с этим, административным ответчиком, будучи осведомленным о невозможности восстановления прав истцов в рамках дела о банкротстве проблемного застройщика ООО «Зордекс», необоснованно перенаправил указанное досудебное обращение в УНО «Фонд защиты прав граждан-участников долевого строительства адрес», которой было сообщено о невозможности предоставления необходимых документов. При этом, ответчиком до настоящего времени каких-либо действий, направленных на защиту нарушенных прав истцов не предпринято, что является нарушением их прав и законных интересов.
Представитель административных истцов Садиковой И.Н., фио, Гончаровой М.А., Варьяс Т.Н., Нагорной В.В., Родионовой (до брака Роголевич) К.В., фио, Лачкова В.А. по доверенности фио в судебном заседании настаивал на удовлетворении административного иска.
Представитель административного ответчика Министерству жилищной политики адрес (далее - Министерство) по доверенности фио в судебном заседании заявленные требования не признал по доводам письменных возражений, просил в их удовлетворении отказать, ссылаясь на то, что истцами не доказан факт нарушения их прав решениями, действия (бездействиями) Министерства, при том, что Министерством в целях обеспечения прав граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов на территории адрес, Министерством ежеквартально осуществляется разработка и актуализация плана-графика («дорожной карты») по осуществлению мер по восстановлению прав граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, расположенных на территории адрес, включенных в единый реестр проблемных объектов (далее - ЕРПО). Восстановление прав граждан осуществляется компанией «Фонд развития территорий», срок восстановления участников ЖК «Экоград-Обухово» - 30.09.2023; права и обязанности застройщика переданы УНО «Фонд защиты прав граждан-участников долевого строительства адрес» (далее – Фонд адрес, Фонд), срок завершения инженерных работ установлен Фондом на октябрь-декабрь 2024 года, инфраструктуры – не ранее первого квартала 2025 года. Одновременно с этим административным ответчиком указывалось на то, что оснований для разработки регионального плана-графика реализации мероприятий, направленных на восстановление прав граждан по причине включения многоквартирных домов ЖК «Экоград-Обухово» в ЕРПО.
В соответствии с ч. 2 ст. 289 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы административного дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Судом установлено, что административные истцы в порядке, предусмотренном частью 7 статьи 23 Федерального закона от дата № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (в редакции, действовавшей до дата, далее – Федеральный закон № 214-ФЗ) признаны пострадавшими гражданами, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, и включены в Реестр пострадавших граждан.
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Закона адрес от дата № 84/2010-ОЗ «О защите прав граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов на территории адрес» (далее - Закон № 84/2010-ОЗ) пострадавший соинвестор - гражданин, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, включенного в единый реестр проблемных объектов, расположенного на территории адрес.
Административные истцы являются пострадавшими соинвесторами, уплатившими денежные средства для целей строительства застройщиком ООО «Зордекс» многоквартирных домов, расположенных по адресу: адрес, г.адрес, ЖК «Экоград-Обухово» на земельном участке с кадастровым номером 50:16:0501003:177.
Строительство Жилого комплекса осуществлялось ООО «Зордекс» на основании выданного Администрацией муниципального образования адрес разрешения на строительство от 26.07.2012 № RU50502103-37/2012, которое продлено Министерством жилищной политики адрес на основании решения суда от 22.11.2019 по делу № А41 -63484/2019.
ООО «Зордекс» было включено в Реестр проблемных застройщиков за № 47 на сайте Главного управления государственного строительного надзора адрес по адресу: https://gusn.mosreg.ru/deyatelnost/reestr-problemnykh-zastroishikov.
Объект ЖК «Экоград-Обухово», расположенный по адресу: адресо., адрес, во исполнение соответствующего судебного решения признан проблемным объектом постановлением администрации Богородского адрес от 18.12.2018 № 3593.
Административные истцы в исковом заявлении указывали на то, что в Арбитражном суде адрес от 30.03.2017 возбуждено дело № А40-72574/16 о банкротстве ООО «Зордекс», застройщик признан банкротом, введено процедура конкурсного производства.
Определением от 24.08.2017 Арбитражного суда адрес по делу № А40-72574/16 признано недействительным соглашение № 1-3-4-5/Z о зачете встречных однородных требований от 01.06.2015. заключенное между ООО «Зордекс» и ООО «ГРС Девелопмент», и применении последствий недействительности сделки в виде включения в конкурсную массу ООО «Зордекс» задолженности ООО «ГРС Девелопмент» перед ООО «Зордекс», основанной на договорах участия в долевом строительстве № 162КВ от 04.10.2013 и № 225КЛ от 25.12.2013 на общую сумму сумма
Таким образом, договор № 162 КВ участия в долевом строительстве объекта недвижимого имущества от 04.10.2013 не может считаться оплаченными путем зачета взаимных требований на основании вышеуказанного Соглашения № 1-3-4-5/G-Z от 01.06.2015, в связи с чем определением Арбитражного суда адрес от 18.01.2018 ООО «ГРС Девелопмент» отказано во включении в реестр требований кредиторов должника.
Решением Останкинского районного суда адрес от административных истцом к администрации Богородского адрес о признании незаконным бездействия, обязани сформировать планы мероприятий, направленных на реализацию мер по защите прав и законных интересов истцов, как пострадавших соивесторов18.11.2020 по делу № 2а-494/2020 по иску постановлено: признать незаконным бездействие администрации Богородского адрес по формированию и утверждению планов мероприятий, направленных на защиту прав административных истцов, как соинвесторов удовлетворены. Указанным решением постановлено: возложить обязанность на администрацию Богородского адрес сформировать планы мероприятий, направленных на реализацию мер по щите прав и законных интересов административных истцов как пострадавших соинвесторов. включенных в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, и представить их на согласование административному ответчику.
Указанное решение апелляционным определение Московского городского суда от 09.08.2021 оставлено без изменения, апелляционная жалоба администрации Богородского адрес – без удовлетворения.
Данные судебные акты являются преюдициальными при рассмотрении настоящего дела в силу ст. 61 ГПК РФ.
Как следует из пояснений административного ответчика, в целях обеспечения прав граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов на территории адрес Министерством ежеквартально осуществляется разработка и актуализация плана-графика («дорожной карты») по осуществлению мер по восстановлению прав граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, расположенных на территории адрес, включенных в единый реестр проблемных объектов, предусмотренный ч. 1.1 ст. 23.1 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» согласно ч. 4 ст. 23 указанного Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ, п. 7.1 ст. 3 Закона адрес от 01.07.2010 № 84/2010-03 «О защите прав граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов на территории адрес».
Форма план-графика утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.05.2017 № 1063-р «Об утверждении формы плана-графика по осуществлению мер по решению проблем граждан, включенных в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены».
В соответствии с требованиями указанного распоряжения Правительства Российской Федерации от 26.05.2017 № 1063-р разработка и актуализация план-графика осуществляется по объектам, включенным в единый реестр проблемных объектов (далее - ЕРПО), при этом в план-графике указывается общее количество граждан - участников строительства, имеющих требование к застройщику о передаче помещений без указания персональных данных граждан.
Учитывая, что ЖК «Экоград-Обухово», расположенный по адресу: адрес. адрес, включен в ЕРПО (https://xn--80az8a.xn--d1aqf.xn--plai/, ID объектов: р-2855, р-1545, р-3275, р-2965, р-3052, р-6416, р-6404, р-2592, р-3252, р-734) Министерством ежеквартально разрабатывается (актуализируется) план-график («дорожная карта») по осуществлению мер по восстановлению прав граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства указанного объекта.
Указанный план-график актуализирован и утвержден 16.09.2022, согласно которому восстановление прав граждан-участников строительства данного объекта осуществляется с применением механизмов публично-правовой компании «Фонд развития территорий» (далее - Фонд РФ).
Срок восстановления прав граждан - участников строительства ЖК «Экоград- Обухово» согласно план-графику - 30.09.2023.
В целях обеспечения прав граждан Правительством адрес в Фонд РФ направлено ходатайство от 08.04.2020 для последующего применения механизмов Фонда РФ с перечнем объектов незавершенного строительства, расположенных на территории адрес и включенных в единый реестр проблемных объектов, в том числе и по ЖК «Экоград-Обухово».
Наблюдательным советом Фонда РФ от 15.07.2021 принято решение о целесообразности финансирования мероприятий по завершению строительства указанного объекта.
Права и обязанности застройщика ООО «Зордекс» переданы унитарной некоммерческой организации в организационно-правовой форме фонда «Фонд защиты прав граждан-участников долевого строительства адрес» (далее - Фонд адрес).
Как следует из представленных документов и пояснений административного ответчика строительная готовность объектов составляет 25-70%. В ходе мероприятий по завершению строительства проблемных объектов, реализуемых Фондом адрес, установлено, что для обеспечения подключения проблемных объектов к объектам инженерной инфраструктуры требуется проектирование и прокладка инженерных сетей водоснабжения и водоотведения, строительство-монтажные работы, включая модернизацию (реконструкцию) питающей трансформаторной подстанции, насосной станции водозаборного узла с установкой насосной группы, реконструкцию очистных сооружений, срок реализации таких мероприятий составляет 29 месяцев и завершится в октябре - декабре 2024 года.
Согласно срокам запланированных мероприятий дорожной карты по подключению объекта ЖК «Экоград-Обухово» к объектам инженерной инфраструктуры начало строительно-монтажных работ возможно не ранее первого квартала 2024 года, а с учетом проектируемого срока строительства в 11 месяцев, завершение таких работ и ввод проблемных объектов в эксплуатацию может состояться не ранее первого квартала 2025 года.
По информации Фонда РФ пересмотр ранее принятого наблюдательным советом Фонда РФ решения возможен в случае документального подтверждения невозможности завершения строительства объектов в установленный срок, отмены судебного решения о передаче прав и обязательств застройщика объектов Фонду адрес, и возврата в конкурсную массу земельных участков и объектов, а также включения требований участников строительства объектов в соответствующий реестр.
Административные истцы обратились к ответчику с досудебной претензией о разработке проект плана-графика («дорожной карты») по осуществлению мер по восстановлению их прав, направлении им разработанного проекта плана-графика по осуществлению указанных мер и направлении такового проекта на утверждение Губернатору адрес.
Исходящим письмом от 15.06.2022 № 13-ТГ4292 административным ответчиком была перенаправлена указанная досудебная претензия в адрес Унитарную некоммерческую организацию «Фонд защиты прав граждан-участников долевого строительства адрес», которой истцам была предоставлена информация о невозможности предоставления необходимых документов.
Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее - участники долевого строительства), а также с установлением гарантий защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства, регулируются Федеральным законом от дата № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии с частями 1, 2 статьи 23 Федеральным законом № 214-ФЗ установлен принцип государственного регулирования, государственного контроля (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Государственное регулирование в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (далее - уполномоченный орган), а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.
Государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство (далее - контролирующий орган).
Уполномоченный орган издает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, необходимые для осуществления государственного регулирования в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости; разрабатывает и издает методические рекомендации по вопросам практики осуществления государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
В соответствии с этим, уполномоченным органом на территории МО принят Закона адрес № 84/2010-ОЗ 01.07.2010 «О защите прав граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов на территории адрес», который определяет основные направления деятельности исполнительных органов государственной власти адрес и органов местного самоуправления муниципальных образований адрес по защите прав и законных интересов граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов с целью приобретения жилого помещения на территории адрес для дальнейшего проживания и пострадавших от недобросовестных действий застройщиков (ч. 1 ст. 1 Закона адрес № 84/2010-ОЗ).
Согласно пункту 2 статьи 2 Закона № 84/2010-03 проблемный объект - расположенный на территории адрес многоквартирный дом, для строительства которого привлечены денежные средства граждан и (или) иных лиц и в отношении которого установлено одно из следующих обстоятельств: по сведениям органов государственного строительного надзора в течение девяти месяцев со дня выдачи разрешения на строительство не получено извещение о начале строительства многоквартирного дома, предусмотренное частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации; по сведениям органов государственного строительного надзора строительство многоквартирного дома не осуществляется в течение девяти месяцев, в том числе приостановлено или прекращено, о чем имеются соответствующие отметки в общем и (или) специальном журналах, в которых ведется учет выполнения работ при строительстве многоквартирного дома; строительство многоквартирного дома прекращено или приостановлено при наличии установленных в судебном порядке обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что обязательства по договорам, заключенным с гражданами и (или) иными лицами, чьи денежные средства привлечены для строительства данного многоквартирного дома, не будут исполнены в сроки, предусмотренные такими договорами; застройщик просрочил более чем на донять месяцев исполнение обязательств по договорам, заключенным с гражданами и (или) иными лицами, чьи денежные средства привлечены для строительства данного многоквартирного дома.
Таким образом, признание объекта проблемным исходя из предмета регулирования Закона № 84/2010-03 направлено па защиту прав и законных интересов граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов с целью приобретения жилого помещения на территории адрес для дальнейшего проживания и пострадавших от недобросовестных действий застройщиков. Такая защита обеспечивается вплоть до наступления обстоятельств, предусмотренных для исключения объекта из Перечня проблемных объектов.
В соответствии со статьей 3.1. Закона адрес № 27/2015-03 «Об установлении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых допускается предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов» гражданам, включенным в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов на территории адрес и чьи права нарушены (далее - пострадавшие граждане), предоставляются одна из мер (или нескольких мер) поддержки: а) выплата пострадавшим гражданам возмещения в денежной форме в размере, соответствующем размеру уплаченных ими по договору участия в долевом строительстве сумм; б) завершение строительства расположенного на территории адрес многоквартирного дома, для строительства которого привлечены денежные средства пострадавших граждан и в отношении которого установлено одно из обстоятельств, указанных в пункте 2 статьи 2 Закона адрес от 01.07.2010 № 84/2010-ОЗ «О защите прав граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов на территории адрес»; в) безвозмездное предоставление жилых помещений площадью, не превышающей оплаченную по договору участия в долевом строительстве общую площадь жилых помещений.
В соответствии с пунктом 7.1 части 1 статьи 3 Закона адрес от 01.07.2010 № 84/2010-ОЗ «О защите прав граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов на территории адрес» (далее - Закон № 84/2010-ОЗ) Министерство жилищной политики адрес как Уполномоченный орган разрабатывает проект плана-графика («дорожной карты») по осуществлению мер по восстановлению прав граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, расположенных на территории адрес, включенных в единый реестр проблемных объектов, предусмотренный частью 1.1 статьи 23.1 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», и представляет его на утверждение Губернатору адрес.
Принятие решения о целесообразности финансирования мероприятий, указанных в ч. 2 ст. 13.1 Федерального закона от 29.07.2017 № 218-ФЗ «О публично-правовой компании «Фонд развития территорий» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществляется Фондом РФ на основании реестра требований участников строительства, который направляется арбитражным управляющим в Фонд РФ с указанием совокупного размера требований участников строительства о передаче жилых помещений, размера требований участников строительства о передаче машино-мест и нежилых помещений, совокупного размера денежных требований участников строительства, включенных в реестр требований участников строительства (п. 2.3-1 ч. 1 ст. 201.1 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).
При этом, законодательством предусмотрена разработка регионального плана-графика реализации мероприятий, направленных на восстановление прав граждан, сведения о которых включены в реестр пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, в случае если такие многоквартирные дома не включены в ЕРПО (п. 23.1 ст. 16 Федерального закона от 27.06.2019 № 151-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», п. 7.2 ст. 3 указанного Закона адрес от 01.07.2010 №84/2010-03).
Согласно пункту 8.1 части 1 статьи 4 Закона МО № 84/2010-ОЗ «О защите прав граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов на территории адрес» органы местного самоуправления в пределах своих полномочий формируют планы мероприятий, направленных на завершение строительства проблемного объекта и защиту прав пострадавших соинвесторов, и представляют их на согласование в Уполномоченный орган.
В соответствии с ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц. наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо; указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений; по таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия), но обязаны: 1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); 2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, актом, содержащим разъяснения законодательства и обладающим нормативными свойствами, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; 3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Исходя из положений ч. 2 ст. 227 КАС РФ для удовлетворения требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными является наличие двух условий: 1) их несоответствие нормативным правовым актам и 2) нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 ч. 9 ст. 226 КАС РФ (нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление и соблюдены ли сроки обращения в суд), возлагается на лицо, обратившееся в суд.
Оценив представленные доказательства, учитывая, что многоквартирные дома, входящие в состав ЖК «Экоград-Обухово» включены в ЕРПО, в обязанности Министерства не входит разработка плана-графика реализации мероприятий, направленных на восстановление прав граждан, сведения о которых включены в реестр пострадавших граждан, по ЖК «Экоград-Обухово», и его согласование, а потому оснований для удовлетворения заявленных истцами требований не имеется.
Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если КАС РФ не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
На основании ч. 1.1. ст. 219, если КАС РФ или другим федеральным законом не установлено иное, административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.
В соответствии с ст. 94 КАС РФ право на совершение процессуальных действий погашается с истечением установленного КАС РФ или назначенного судом процессуального срока; поданные по истечении процессуального срока жалобы и представленные документы, если не заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока, не рассматриваются судом и возвращаются лицу, которым они были поданы или представлены.
При таких данных, учитывая, что административным истцам о нарушении их прав было известно в 2021 году по вступлении решения Останкинского районного суда адрес от 18.11.2020 по делу № 2а-494/2020 в законную силу, с настоящими иском они обратились 16.09.2022, т.е. по истечении трехмесячного срока для обжалования действий (бездействий) административного ответчика, при этом, материалы дела не содержат заявлений о восстановлении процессуального срока, суд не находит оснований для удовлетворения требований истцов, что является самостоятельным основанием к отказу в заявленных требованиях.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ (░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░) ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
1