Дело №2а-402/2017
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
26 декабря 2017 года посёлок Пряжа
Пряжинский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Прохорова А.Ю.,
с участием прокурора – старшего помощника прокурора Пряжинского района Пандаса Р.О.,
представителя административного ответчика – Управления по охране объектов культурного наследия Республики Карелия Мелеевой А.А.,
представителя заинтересованного лица – Администрации Пряжинского национального муниципального района Гомза В.О.,
при секретаре Арефьевой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Пряжинского района в интересах неопределенного круга лиц к Министерству культуры Республики Карелия, государственному казенному учреждению Республики Карелия «Республиканский центр по государственной охране объектов культурного наследия», Государственному комитету Республики Карелия по охране объектов культурного наследия (Управлению по охране объектов культурного наследия Республики Карелия) об обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Пряжинского района Республики Карелия обратился с иском к Министерству культуры Республики Карелия, ГКУ РК «Республиканский центр по государственной охране объектов культурного наследия» об обязании в срок до 01 января 2018 г. разработать проект охранных зон места расположения и провести историко-культурную экспертизу охранных зон действовавшего в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. фашистского концентрационного лагеря. Требования мотивированы тем, что в результате проведенной прокуратурой Пряжинского района проверки соблюдения требований законодательства в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия народов Российской Федерации было установлено, что на территории д.Киндасово Пряжинского городского поселения обнаружено место расположения действовавшего в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. фашистского концентрационного лагеря. В нарушение требований Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия» ответчиками не определены охранные зоны и не проведена историко-культурная экспертиза указанного концентрационного лагеря, который является объектом культурного наследия регионального значения.
С учетом уточненных исковых требований просил суд обязать Министерство культуры Республики Карелия, ГКУ РК «Республиканский центр по государственной охране объектов культурного наследия» организовать в срок до 1 сентября 2018 года историко-культурное исследование объекта культурного наследия – действовавшего в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. фашистского концентрационного лагеря, расположенного в д. Киндасово Пряжинского района Республики Карелия;
По материалам историко-культурного исследования вышеуказанного объекта культурного наследия при наличии в материалах исследования обоснования о необходимости разработки проекта зоны охраны вышеназванного объекта, обязать Министерство культуры Республика Карелия, ГКУ РК «Республиканский центр по государственной охране объектов культурного наследия» в срок до 1 февраля 2019 года:
1) разработать проект охранных зон места расположения действовавшего в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. фашистского концентрационного лагеря, расположенного в д. Киндасово Пряжинского района Республики Карелия;
2) организовать историко-культурную экспертизу охранных зон места расположения действовавшего в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. фашистского концентрационного лагеря, расположенного в д. Киндасово Пряжинского района Республики Карелия.
Определением суда от 02.11.2017 к участию в деле в качестве соответчика был привлечен Государственный комитет Республики Карелия по охране объектов культурного наследия (на момент разрешения дела по существу – Управление по охране объектов культурного наследия Республики Карелия).
В судебном заседании старший помощник прокурора Пряжинского района Пандас Р.О. исковые требования уточнил в части формулировки испрашиваемой редакции резолютивной части решения суда и исполнения решения суда – до 31 декабря 2018 года и до 1 сентября 2019 года в соответствующих частях.
Представитель административного ответчика – Управления по охране объектов культурного наследия Республики Карелия Мелеева А.А. в судебном заседании не возражала против удовлетворения административного иска, с учетом уточненных прокурором исковых требований и испрашиваемых сроков исполнения решения суда.
Представитель заинтересованного лица – Администрации Пряжинского национального муниципального района Гомза В.О. в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований.
Представитель административного ответчика – Министерства культуры Республики Карелия в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В направленных в адрес суда возражениях на административное исковое заявление, полагал Министерство ненадлежащим административным ответчиком по делу, поскольку на основании Постановления Правительства РК от 08.09.2016 № 349-П «Вопросы органов исполнительной власти Республики Карелия» образован Государственный комитет РК по охране объектов культурного наследия, с передачей ему от Министерства культуры РК функций в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Представитель административного ответчика – КГУ РК «Республиканский центр по государственной охране объектов культурного наследия» в судебное заседание не явился, в направленном в адрес суда отзыве на исковое заявление с иском не согласился, поскольку средства на проведение вышеуказанных работ в смете учреждения на 2017 год не заложены, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя Учреждения.
Представитель административного ответчика – государственного комитета РК по охране объектов культурного наследия в судебное заседание не явился, в направленном в адрес суда отзыве на исковое заявление с иском не согласился, указав, что на основании Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2015 № 972, состав зон охраны объектов культурного наследия определяется проектом зон охраны объектов культурного наследия, разрабатываемым исходя из материалов историко-культурных исследований, в которых обосновывается необходимость разработки проекта зон охраны в отношении одного объекта культурного наследия либо проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия. Вместе с тем, на сегодняшний день материалы историко-культурных исследований по указанному в административном иске объекту не составлялись.
Представители заинтересованного лица –Администрации Пряжинского городского поселения в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Вопрос об удовлетворении заявленных прокурором требований глава Администрации Пряжинского городского поселения в представленном суду отзыве оставил на усмотрение суда, заявил ходатайство о рассмотрении дело в отсутствии представителя Администрации.
Заслушав явившихся в судебное заседание лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
При этом территориальная подсудность настоящего спора и процессуальный порядок его рассмотрения определена с учетом вступившего в законную силу определения судьи Петрозаводского городского суда от 3 октября 2017 года, разъяснившего прокурору право на обращение с настоящим административным иском в Пряжинский районный суд Республики Карелия.
В соответствии с пунктом 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор, в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации, вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с частью 3 статьи 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Согласно преамбуле Федерального закона №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), которые представляют уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия, является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий (пункт 1 статьи 33).
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации; государственная охрана объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия (пункты 3, 4 статьи 9.2).
Государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, в том числе, разработку, согласование и утверждение в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом, проектов зон охраны объектов культурного наследия, а также согласование решений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о предоставлении земель и об изменении их правового режима (подп. 6 п. 2 ст. 33).
В целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия (ч. 1 ст. 34).
Охранная зона - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия (ч. 2 ст. 34).
Границы зон охраны объектов культурного наследия, в том числе границы объединенной зоны охраны объектов культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), особые режимы использования земель в границах территорий данных зон и требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон утверждаются на основании проектов зон охраны объектов культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения либо проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации (ч. 3 ст. 34).В соответствии со ст. 7 Закона Республики Карелия от 06.06.2005 №883-ЗРК «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации в Республике Карелия» границы зон охраны объектов культурного наследия, в том числе границы объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, особые режимы использования земель в границах территорий данных зон и требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон (за исключением границ зон охраны объектов культурного наследия, отнесенных к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия) утверждаются на основании проектов зон охраны объектов культурного наследия либо проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, разработанных на основе материалов историко-культурных исследований, обосновывающих необходимость разработки таких проектов, в отношении объектов культурного наследия регионального значения - Правительством Республики Карелия по представлению уполномоченного органа исполнительной власти Республики Карелия. Проекты зон охраны объектов культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения (далее - проекты зон охраны) подлежат государственной историко-культурной экспертизе в порядке, установленном федеральным законодательством, в целях определения их соответствия требованиям государственной охраны объектов культурного наследия (п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 7).
Постановлением Правительства РФ от 12.09.2015 №972 во исполнение ч. 4 ст. 34 Федерального закона №73-ФЗ утверждено Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее Положение), согласно п. 7 которого разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия и проектов объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, материалов историко-культурных исследований, обосновывающих необходимость разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия, включается в соответствующие федеральные и региональные целевые программы, в которых предусматриваются мероприятия по сохранению, использованию, популяризации государственной охране объектов культурного наследия. Разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия и проектов объединенной зоны охраны объектов культурного наследия может также осуществляться по инициативе и за счет средств органов местного самоуправления, собственников или пользователей объектов культурного наследия, правообладателей земельных участков, расположенных в границах зон охраны объектов культурного наследия. Разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия и проектов объединенной зоны охраны объектов культурного наследия организуют Министерство культуры РФ, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
Проект зон охраны объекта культурного наследия, проект объединенной зоны охраны объектов культурного наследия представляются в соответствующий орган государственной власти вместе с обосновывающими материалами и заключением государственной историко-культурной экспертизы, а также с результатами общественного обсуждения (пункт 12).
На основании проекта зон охраны объекта культурного наследия федерального значения, проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия с учетом наличия положительного заключения государственной историко - культурной экспертизы соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации утверждает правовым актом, согласованным с Министерством культуры РФ, границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации или объекта культурного наследия, включенного в Список всемирного наследия), режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах данных зон (пункт 14).
В соответствии с п. 6 Положения о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2009 №569, экспертиза проводится по инициативе заинтересованного органа государственной власти, органа местного самоуправления, юридического или физического лица (далее - заказчик) на основании договора между заказчиком и экспертом, заключенного в письменной форме в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РК от 11.10.2010 №218-П утверждено Положение о Министерстве культуры РК, согласно которому Министерство культуры РК является органом исполнительной власти Республики Карелия, проводящим государственную политику и осуществляющим функции в сфере культуры, искусства, культурного наследия, архивного музейного и библиотечного дела, образования в сфере культуры и искусства на территории Республики Карелия. Министерство осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности Управления по охране объектов культурного наследия Республики Карелия, координацию и контроль его деятельности, за исключением регулирования вопросов, отнесенных Федеральным законом от 25 июня 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, полномочиям Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, переданным для осуществления органам государственной власти субъекта Российской Федерации (п. 1).
Распоряжением Правительства РК от 31.12.2010 №669р-П с 01.01.2011 создано ГКУ РК «Республиканский центр по государственной охране объектов культурного наследия», основной целью которого определено обеспечение реализации предусмотренных законодательством полномочий Министерства культуры РК в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Республики Карелия.
Постановлением Правительства Республики Карелия от 08.09.2016 №349-П «Вопросы органов исполнительной власти Республики Карелия» образован Государственный комитет Республики Карелия по охране объектов культурного наследия, с передачей ему от Министерства культуры Республики Карелия функций в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации. Государственный комитет Республики Карелия по охране объектов культурного наследия является правопреемником Министерства культуры Республики Карелия по обязательствам, возникшим в связи с осуществлением переданных от Министерства культуры Республики Карелия функций, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений. Постановлением Правительства Республики Карелия от 26 сентября 2017 года №326-П указанный орган исполнительной власти преобразован в Управление по охране объектов культурного наследия Республики Карелия.
Судом установлено и из материалов дела следует, что в дер. Киндасово Пряжинского района имеется место расположения действовавшего в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. фашистского концентрационного лагеря, являющийся объектом культурного наследия регионального значения и включенный в список памятников истории и культуры Республики Карелия, подлежащих государственной охране в соответствии с постановлением Совета Министров Карельской АССР от 21.04.1971 N 199 "Об утверждении сводного списка памятников истории и культуры Карельской АССР, подлежащих государственной охране и мерах по их сохранению". В отношении данного объекта культурного наследия не разработан проект зоны охраны объекта.
Разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия организуют органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Исходя из перечисленных выше положений закона можно сделать вывод, что разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия организуют органы в зависимости от имеющихся у них полномочий.
Анализируя изложенные положения закона, доказательства по делу, и, принимая во внимание, что Управление по охране объектов культурного наследия Республики Карелия, являющееся правопреемником Министерства культуры Республики Карелия по обязательствам, возникшим в связи с осуществлением переданных от Министерства культуры Республики Карелия функций, осуществляет функции по реализации государственной политики в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, с предоставленными ему правами инициирования разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия их согласования, а ГКУ «Республиканский центр по государственной охране объектов культурного наследия» осуществляет обеспечение реализации предусмотренных законодательством полномочий Министерства культуры РК в сфере сохранения, использования, популяризации государственной охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Республики Карелия, суд приходит к выводу, что надлежащими ответчиками по делу являются Управление по охране объектов культурного наследия Республики Карелия, ГКУ РК «Республиканский центр по государственной охране объектов культурного наследия».
В связи с изложенным, исходя из обозначенных норм права, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению с возложением на Управление по охране объектов Республики Карелия, ГКУ РК «Республиканский центр по государственной охране объектов культурного наследия» обязанности организовать в срок до 1 сентября 2018 года историко-культурное исследование объекта культурного наследия – действовавшего в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. фашистского концентрационного лагеря, расположенного в д. Киндасово Пряжинского района Республики Карелия; по материалам историко-культурного исследования вышеуказанного объекта культурного наследия при наличии в материалах исследования обоснования о необходимости разработки проекта зоны охраны вышеназванного объекта, в срок до 1 февраля 2019 года: разработать проект зоны охраны места расположения действовавшего в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. фашистского концентрационного лагеря, расположенного в д. Киндасово Пряжинского района Республики Карелия; организовать историко-культурную экспертизу проекта зоны охраны места расположения действовавшего в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. фашистского концентрационного лагеря, расположенного в д. Киндасово Пряжинского района Республики Карелия.
В соответствии с частью 2 статьи 178 КАС РФ при принятии решения суд определяет нормы права, подлежащие применению в данном административном деле, устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле, решает, подлежит ли административный иск удовлетворению; при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.
Суд, с учетом обстоятельств дела, полагает разумным и достаточным определить срок для исполнения решения суда до 31 декабря 2018 года и до 1 сентября 2019 года в соответствующих частях, находя указанные сроки разумными и достаточными для исполнения решения суда.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины с ответчиков (органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и подведомственного ему учреждения) не взыскиваются.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 114 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск удовлетворить.
Обязать Управление по охране объектов культурного наследия Республики Карелия, ГКУ РК «Республиканский центр по государственной охране объектов культурного наследия» организовать в срок до 1 сентября 2018 года историко-культурное исследование объекта культурного наследия – действовавшего в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. фашистского концентрационного лагеря, расположенного в д. Киндасово Пряжинского района Республики Карелия.
По материалам историко-культурного исследования вышеуказанного объекта культурного наследия при наличии в материалах исследования обоснования о необходимости разработки проекта зоны охраны вышеназванного объекта, обязать Управление по охране объектов культурного наследия Республики Карелия, ГКУ РК «Республиканский центр по государственной охране объектов культурного наследия» в срок до 1 февраля 2019 года:
1) разработать проект зоны охраны места расположения действовавшего в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. фашистского концентрационного лагеря, расположенного в д. Киндасово Пряжинского района Республики Карелия;
2) организовать историко-культурную экспертизу проекта зоны охраны места расположения действовавшего в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. фашистского концентрационного лагеря, расположенного в д. Киндасово Пряжинского района Республики Карелия.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Пряжинский районный суд Республики Карелия в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.Ю. Прохоров
В соответствии со ст. 177 КАС РФ мотивированное решение по делу составлено 29 декабря 2017 года, последний день для подачи апелляционной жалобы – 29 января 2018 года