Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-258/2021 от 23.09.2021

Административное дело № 2а-258/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с.Первомайское                                9 ноября 2021 года

Первомайский районный суд Томской области в составе:

Председательствующего судьи Литвинович С.Н.,

при секретаре – Жарниковой А.В.,

с участием представителя административного истца – Чигажова С.Л.,

представителя заинтересованного лица прокуратуры Первомайского района -прокурора Пиншиной К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Администрации МО «Новомариинское сельское поселение» к судебному приставу-исполнителю МОСП по ВИП Управления ФССП по /адрес/ Кучиной М.А., Управлению ФССП по /адрес/ об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Администрация МО «Новомариинское сельское поселение» обратилась с административным иском к судебному приставу-исполнителю МОСП по ВИП Управления ФССП по /адрес/ Кучиной М.А., Управлению ФССП по /адрес/, с учётом уточнённых требований просили об освобождении от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ВИП Управления ФССП по /адрес/ от /дата/ по исполнительному производству /номер/-ИП, возбужденному /дата/. В обоснование своего заявления указали, что в соответствии с вступившим в законную силу решением Первомайского районного суда по гражданскому делу /номер/ от /дата/ по иску прокурора /адрес/ на Администрация МО «Новомариинское сельское поселение» возложена обязанность принять меры по организации вывоза свалок на территории Новомариинского сельского поселения на земельных участках, расположенных на местности с координатами точка /номер/, на территории заброшенной силосной ямы за огородом /адрес/ д.Верх-Куендат Новомариинского сельского поселения, и на местности с координатами точка /номер/, в заброшенной силосной яме напротив /адрес/ д.Верх-Куендат Новомариинского сельского поселения /адрес/. Администрацией муниципального образования Новомариинское сельское поселение был дан ответ об исполнении требований решения суда в Первомайский районный суд, прокурору /адрес/ /дата/. Также данная информация об исполнении требований была направлена в Управление Федеральной службы судебных приставов по /адрес/ Межрайонное отделение судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств судебному приставу исполнителю Кучиной Марине Александровне на электронную почту, оригиналы высланы почтовым отправлением /дата/. /дата/ судебным приставом - исполнителем МОСП по ВИП УФССП России по /адрес/ УФССП России по /адрес/ Кучиной Мариной Александровной было вынесены постановления о назначении нового срока исполнения, о взыскании исполнительского сбора по ИП неимущественного характера, мотивируя тем, что должник в срок, установленный судебным приставом - исполнителем, требования исполнительного документа не выполнил, что подтверждается актом от /дата/. Акт составленный приставом- исполнителем о ненадлежащим исполнении решения суда в Администрацию муниципального образования Новомариинское сельское поселение не поступал. В связи, с чем заявитель просит, с учетом уточненных требований, освободить от исполнительского сбора в размере 50 000 руб. установленного постановлением судебного пристав Кучиной М.А. от /дата/.

В судебное заседание административный ответчик судебный пристав Кучина М.А., представитель Управления ФССП РФ по /адрес/, не явились, были уведомлены надлежащим образом. Ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие.

С учетом изложенного, на основании ст.150, ч.6 ст.226 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

В судебном заседании представитель административного истца – глава Администрации МО «Новомариинское сельское поселение» Чигажов С.Л. настаивал на уточнённых требованиях об освобождении от исполнительского сбора, полагая, что административный истец во исполнение судебного акта предпринял все возможные действия, а именно, Администрацией МО «Новомариинское сельское поселение» были приняты меры по организации вывоза свалок на территории Новомариинского сельского поселения на земельных участках, расположенных на местности с координатами точка /номер/’, на территории заброшенной силосной ямы за огородом /адрес/ д.Верх-Куендат Новомариинского сельского поселения, и на местности с координатами точка /номер/ в заброшенной силосной яме напротив /адрес/ д.Верх-Куендат Новомариинского сельского поселения /адрес/. Указанная информация была доведена до сведения Первомайского районного суда /адрес/ и МОСП по ВИП Управления ФССП по /адрес/.

По мнению представителя заинтересованного лица прокуратуры /адрес/ - прокурора Пиншиной К.В. заявление является обоснованным и подлежит удовлетворению.

В соответствии с представленными письменными возражениями административного ответчика – судебного пристава МОСП по ИОВИП УФССП РФ по /адрес/ Кучиной М.А., указали, что с административным иском не согласны. В соответствии со ст.12 ФЗ «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов судебный пристав обязан принять меры к своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов. Требования исполнительного документа своевременно Администрацией МО «Новомариинское сельское поселение» не были исполнены, что послужило основанием для вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.

Выслушав лиц, участвующих в деле исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с вступившим в законную силу решением Первомайского районного суда по гражданскому делу /номер/ от /дата/ по иску прокурора на Администрацию МО «Новомариинское сельское поселение» возложена обязанность принять меры по организации вывоза свалок на территории Новомариинского сельского поселения на земельных участках, расположенных на местности с координатами точка /номер/, на территории заброшенной силосной ямы за огородом /адрес/ д.Верх-Куендат Новомариинского сельского поселения, и на местности с координатами точка /номер/, в заброшенной силосной яме напротив /адрес/ д.Верх-Куендат Новомариинского сельского поселения /адрес/.

/дата/ судебным приставом МОСП по ИОВИП УФССП РФ по /адрес/ Кучиной М.А. возбуждено исполнительное производство /номер/-ИП в отношении Администрации МО «Новомариинское сельское поселение», которым установлен должнику 5-дневный срок для добровольного исполнения исполнительного документа.

Администрацией МО «Новомариинское сельское поселение» /дата/ был направлен ответ в Первомайский районный суд /адрес/, а так же /адрес/, согласно которому Администрацией были предприняты меры по исполнению решения Первомайского районного суда /адрес/ от /дата/. Документы об исполнении судебного акта Администрацией были направлены в МОСП по ИОВИП УФССП РФ по /адрес/ /дата/, что подтверждается уведомлением о вручении почтового отправления /номер/. Администрацией судебному приставу Кучиной М.А. были представлены надлежащие и достоверные доказательства исполнения судебного акта /дата/, а именно муниципальный контракт и акт об исполнении, согласно которых, указанные несанкционированные свалки были ликвидированы.

/дата/ в Администрацию МО «Новомариинское сельское поселение» поступило постановление судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОВИП УФССП РФ по /адрес/ Кучиной М.А. от /дата/ о назначении нового срока исполнения решения суда до /дата/, а также о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 руб. в рамках исполнительного производства /номер/-ИП, ввиду невыполнения требований исполнительного документа, подтверждаемого актом от /дата/.

В ответ на данное требование 28.05.2021судебному приставу Кучиной М.А. был направлен Администрацией ответ, в котором указали, что во исполнение судебного акта Администрацией был заключен Муниципальный контракт /номер/ от /дата/ на сбор ТБО в населенных пунктах поселения, представлен фотоотчет от /дата/, согласно которым Администрация МО «Новомариинское сельское поселение» предприняла меры, направленные на ликвидацию загрязнения бытовыми и промышленными отходами территории Новомариинского сельского поселения.

Согласно статье 2 Федерального закона «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительное производство осуществляется на принципах законности, своевременности совершения исполнительных действий, применения мер принудительного исполнения.

Частью 1 статьи 12 Федерального закона «О судебных приставах» предусмотрено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель, в том числе, принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

В соответствии с частью 11 статьи 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения со взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Согласно частям 1 - 3 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с частью 6 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

Как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» относительно взыскания исполнительского сбора, суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания; уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным; это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве»); при применении положений пункта 7 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации); иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования; если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора. Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.

Изложенное указывает на то, что суд вправе уменьшить размер исполнительского сбора либо освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру обязательства и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа. При этом, законодатель установил открытый перечень оснований уменьшения размера исполнительского сбора и отнес установление этих оснований к полномочиям суда.

Как разъяснено Верховным Судом Российской Федерации в вышеназванном Постановлении Пленума, а также следует из позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, меры принуждения должника к соблюдению законных требований государства, выраженной в возложении на должника обязанности произвести дополнительную выплату в качестве меры публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным правонарушением в процессе исполнительного производства.

Размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированного, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.

Исполнительский сбор имеет двойную правовую природу: с одной стороны, он служит цели создания условий для применения мер принудительного исполнения и понуждения должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, которые должник должен был, но не исполнил добровольно, вопреки принятому на себя по своей воле обязательству, а с другой стороны, является санкцией, которая может быть наложена за правонарушение, совершенное должником в процессе исполнительного производства, в период, начиная с момента, когда должником добровольно не исполнено решение суда, до момента окончания исполнительного производства.

Необходимым условием взыскания исполнительского сбора является установление судебным приставом-исполнителем факта виновного неисполнения должником законного требования, содержащегося в решении суда, в период для добровольного исполнения, или в иной срок - для решений, подлежащих немедленному исполнению.

При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство, то есть в настоящем деле - должником.

Во исполнение указанной нормы в судебном заседании административным истцом были представлены следующие доказательства совершения Администрацией сельского поселения действий, направленных на исполнение исполнительного документа, и доказательства отсутствия вины в неисполнении требований исполнительного документа.

Так, /дата/ был заключен муниципальный контракт /номер/ на Сбор ТБО в населенных пунктах поселения, на оказание услуг по сбору ТБО в населенных пунктах Новомариинское сельское поселение – Верх-Куендат в срок с /дата/ по /дата/, исполнителем по которому является – ИП ФИО6 В соответствии с актом /номер/ от /дата/ на выполнение работ-услуг, услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов в населенных пунктах были выполнены в полном объеме, стоимость услуг составила 7000 руб. Платежным поручением /номер/ от /дата/ денежные средства за предоставленные услуги были перечислены исполнителю в полном объеме.

Исполнительский сбор, установленный статьей 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», не является фискальным платежом, взимаемым за совершение юридически значимых действий судебным приставом-исполнителем, а выступает мерой публично-правовой ответственности должника за совершенное им в процессе исполнительного производства правонарушение, которой присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет, средства которого находятся в государственной собственности.

Взимание исполнительского сбора преследует публично-значимую цель повышения эффективности исполнительного производства, предполагая, что неисполнение и несвоевременное исполнение решений судов и иных уполномоченных органов создает угрозу гарантиям государственной защиты конституционных прав и свобод, законности и правопорядка в целом.

Вместе с тем, поскольку штрафное взыскание связано с ограничением конституционного права собственности, толкование и применение положений законодательства об исполнительном производстве, регулирующих взимание исполнительского сбора, должно осуществляться судами с учетом критерия соразмерности (пропорциональности), вытекающего из части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, и не должно приводить к подавлению экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерному ограничению свободы предпринимательства и права собственности, что в силу статей 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации недопустимо.

Это означает, что взимание исполнительского сбора, как специальной меры публично-правовой ответственности за нарушение законодательства об исполнительном производстве, должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности, что предполагает возможность уменьшения судом размера исполнительского сбора, освобождения от его взимания с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.

Изложенное соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлениях от 30 июля 2001 года N 13-П, от 17 января 2013 года N 1-П, от 25 февраля 2014 года N 4-П и от 19 января 2017 года N 1-П, определении от 02 апреля 2015 года N 654-О.

Из этого же исходит Европейский Суд по правам человека, который, признавая такую меру ответственности, как штраф, оправданным вмешательством в право каждого физического и юридического лица на уважение своей собственности в соответствии с абзацем вторым статьи 1 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, полагает, что финансовое обязательство, вытекающее из уплаты штрафа, если оно возлагает чрезмерное бремя на заинтересованное лицо или оказывает значительное влияние на его финансовое состояние, может поставить под сомнение данное право, гарантированное абзацем первым той же статьи (постановление от 11.01.2007 по делу «Мамидакис (Mamidakis) против Греции»).

Отсутствие признака противоправности в поведении должника, не исполнившего требование исполнительного документа, исключает возможность привлечения его к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 122 Федерального закона «Об исполнительном производстве», в виде взыскания исполнительского сбора.

Таким образом, представленной в деле совокупностью доказательств административный истец доказал отсутствие своей вины, поскольку, им были предприняты все меры к исполнению судебного акта в установленные сроки.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об освобождении административного истца от взыскания исполнительского сбора.

Срок обращения в суд административным истцом не пропущен, поскольку он не оспаривает постановление судебного пристава-исполнителя на предмет его законности, а просит освободить его от взыскания исполнительского сбора.

На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Администрации МО «Новомариинское сельское поселение» об освобождении от взыскания исполнительского сбора удовлетворить.

Освободить администрацию муниципального образования «Новомариинское сельское поселение» от уплаты исполнительского сбора, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ВИП Управления ФССП по /адрес/ от /дата/ по исполнительному производству /номер/-ИП, возбужденному /дата/.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Томский областной суд через Первомайский районный суд /адрес/ в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено /дата/.

Судья         /подпись/                 С.Н. Литвинович

На момент размещения не вступило в силу

2а-258/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация МО "Новомариинское сельское поселение"
Ответчики
УФССП России по Томской области
Другие
Прокуратура Первомайского района Томской области
Суд
Первомайский районный суд Томской области
Судья
Литвинович С.Н.
Дело на сайте суда
pervomaysky--tms.sudrf.ru
23.09.2021Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
23.09.2021Передача материалов судье
23.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.10.2021Подготовка дела (собеседование)
04.10.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.10.2021Судебное заседание
20.10.2021Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
09.11.2021Судебное заседание
16.11.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.11.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.12.2021Дело оформлено
30.12.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее