Решение по делу № 2-110/2017 ~ М-75/2017 от 14.03.2017

Дело № 2-110/2017

Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации

пос. Ильинский                                                                                                                        10 мая 2017 года

Ильинский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего Никулиной Л.Н.

при секретаре судебного заседания Русиновой О.С.,

с участием истца ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО3 к Отделу по <адрес> МТУ Министерства социального развития <адрес> о возложении обязанности включить в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда <адрес>,

установил:

истец ФИО3 относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как его родители ФИО1 и ФИО2 решением Ильинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ лишены родительских прав. Истец передан под опеку бабушке ФИО4 Постановлением главы администрации Ильинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ за истцом сохранено право пользования жилым помещением, принадлежащим на праве пользования ФИО4 по адресу: <адрес>.

По достижении восемнадцатилетнего возраста истец перестал жить с опекуном, учился, затем служил в армии. После службы в армии в 2012 году истец подал заявление на предоставление жилья в администрацию Ильинского муниципального района, посчитал с того момента себя включенным в список нуждающихся. Осенью 2012 года ФИО3 ушел служить по контракту и служил до осени 2016 года. ДД.ММ.ГГГГ жилой дом, находящийся по адресу: <адрес>, по заключению межведомственной комиссии был признан непригодным для проживания. Осенью 2016 года ФИО3 обратился в Отдел по <адрес> МТУ № <адрес> о предоставлении жилого помещения. Оказалось, что истец в Список нуждающихся на предоставление жилья не включен.

Приказом МТУ № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № СЭД-33-23-01-01.4-3143 ФИО3 было отказано во включении в Список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилым помещением специализированного жилищного фонда <адрес> по договору найма специализированного жилого помещения, поскольку ему исполнилось 24 года, и статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, им утрачен.

Истец просит возложить на Межрайонный территориальный отдел Министерства социального развития <адрес> обязанность включить ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда <адрес>.

Истец ФИО3 в судебном заседании заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении, дополнив, что в 2012 году подавал заявление о предоставлении жилья в орган опеки и попечительства, при этом никакие документы от него дополнительно не требовали. Служил по контракту в <адрес>, приезжал домой, однако в орган опеки до 2016 года больше не обращался, представителя от своего имени также не направлял, но приглашал комиссию для обследования дома. В настоящее время проживает с женой и двумя детьми в <адрес>38, указанная квартира куплена ДД.ММ.ГГГГ на средства материнского капитала.

Ответчик Межрайонное территориальное управление Министерства социального развития <адрес> своего представителя в судебное заседание не направило, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя, направили отзыв на исковое заявление, в котором указывают, что на момент обращения в 2016 году о включении в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда <адрес>, истец утратил статус лица, оставшегося без попечения родителей, в связи с достижением двадцатитрехлетнего возраста. Отсутствуют доказательства обращения истца за предшествующие четыре года в органы местного самоуправления, в органы опеки и попечительства по указанному вопросу. Просят отказать в удовлетворении иска.

Заслушав истца, изучив материалы дела, допросив свидетелей, суд приходит к следующему.

Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства (часть 1 статьи 38).

Забота о детях, по смыслу части 2 статьи 38 Конституции Российской Федерации, предполагает, что ущемление прав ребенка, создание ему немотивированного жизненного дискомфорта несовместимы с самой природой отношений, исторически сложившихся и обеспечивающих выживание и развитие человека как биологического вида.

Исходя из положений Конституции Российской Федерации, служащих основой конституционно-правовых отношений, содержанием которых являются в том числе права детей, Российская Федерация призвана создавать условия, обеспечивающие детям достойную жизнь и свободное развитие, и гарантировать реализацию их прав, в частности права на жилище, с учетом положений международно-правовых актов, являющихся в силу части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации.

Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон) определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Судом установлено, что родителями ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются ФИО1 и ФИО2. На основании решения Ильинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ФИО2 лишены родительских прав в отношении несовершеннолетнего ФИО3 (л.д. 13-14).

Круг лиц, имеющих право получить жилье вне очереди (п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ) установлен Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в п. 4 ст. 1 которого указано, что к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В статье 8 названного Федерального закона установлены дополнительные гарантии прав указанных выше лиц на имущество и жилое помещение.

Действующим правовым регулированием определено, что дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

По смыслу жилищного законодательства предоставление жилья носит заявительный характер, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.

Факт постановки на учет нуждающихся означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения.

Если лицо из вышеуказанной категории граждан до достижения возраста 23 лет не встало (не поставлено) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не обращалось в установленном порядке с заявлением о постановке на учет, предоставлении жилого помещения, оно утрачивает право на льготное обеспечение жилым помещением, в связи с тем, что перестает относиться к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.

Проанализировав положения законодательства и, сопоставив их с материалами дела, суд устанавливает, что ФИО3 с момента вступления в законную силу решения Ильинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно имел статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Истец указывает, что в 2012 году он обращался с заявлением о предоставлении жилья в администрацию Ильинского муниципального района.

Свидетель ФИО4, бабушка истца, в судебном заседании показала, что жилое помещение, которое закреплено за истцом, непригодно для проживания. До достижения истцу 18 лет представитель органа опеки Управления образования администрации Ильинского муниципального района приходил к ним домой, говорил, что по достижении истцу 18 лет ему полагается жилье. После службы по призыву истец обращался с заявлением о предоставлении жилья. С осени 2012 года по февраль 2016 года истец проходил службу по контракту. Истец состоит в браке, проживает в <адрес>.

Свидетель Свидетель №1 в судебном заседании показала, что в 2012 году работала в должности консультанта по вопросам территориального развития комитета «Муниципальное хозяйство» администрации Ильинского муниципального района, вела учетные дела детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет и состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. С заявлением в 2012 году о предоставлении жилого помещения ФИО3 не обращался, учетное дело не заводилось.

Согласно постановлению главы Ильинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ постановлено сохранить за несовершеннолетним ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право пользования жилым помещением, принадлежащим на праве собственности ФИО4, находящимся по адресу: <адрес> (л.д. 11).

Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом, находящийся по адресу: <адрес>, признан непригодным для проживания (л.д. 7- 8).

Из материалов дела следует в 2012 году на территории Ильинского муниципального района уполномоченным органом по учету нуждающихся в жилых помещениях лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, являлся Комитет «Муниципальное хозяйство» администрации Ильинского муниципального района <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ указанные полномочия переданы отделу опеки и попечительства Межрайонного территориального управления Министерства социального развития <адрес>. В акте приема - передачи учетных дел дело ФИО3 не значится (л.д. 56-57).

На основании приказа МТУ Министерства социального развития <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № СЭД-33-23-01-01.4-3143 ФИО3 отказано о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда <адрес> по договору найма специализированного жилого помещения, в связи с тем, что на момент обращения с заявлением ФИО3 исполнилось 24 года и статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, был утрачен по достижению им возраста 23 лет (л.д. 5).

Таким образом, в ходе судебного заседания нашло свое подтверждение, что истец впервые обратился в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении жилого помещения в 2016 году, на момент обращения он утратил в связи с возрастом статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Истцом не представлены доказательства уважительности причин пропуска срока с обращением, в своих объяснениях истец указывает, что в период с 2012 по 2016 года он проходил службу по контракту в <адрес>, следовательно, имел возможность обратиться с заявлением и необходимым пакетом документов в орган опеки и попечительства, находящийся на территории Ильинского муниципального района.

Ответчик указывает, что в 2016 году семья ФИО3 улучшила жилищные условия.

Согласно паспорту ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ состоит в браке с ФИО6 (л.д. 35 обратная сторона).

Из договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО5 купила однокомнатную квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. Стоимость квартиры составляет 1 100 000 рублей. Оплата произведена в полном объеме, в том числе 416 626 рублей за счет целевого ипотечного займа, предоставленного ООО «Активные акции». Договор в установленном порядке зарегистрирован (л.д. 52-53).

Согласно информации ОПФР по <адрес> ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является владелицей государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. Средства материнского (семейного) капитала в сумме 453 026 рублей перечислены ООО «Активные акции» (платежное поручение от ДД.ММ.ГГГГ) (л.д. 50).

В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям на улучшение жилищных условий.

В п. 1 ч. 1 ст. 10 данного федерального закона указано, что средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться на приобретение (строительство) жилого помещения, осуществляемое гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах), путем безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели.

В силу ч. 4 ст. 10 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» жилое помещение, приобретенное (построенное, реконструированное) с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, оформляется в общую собственность родителей, детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) с определением размера долей по соглашению.

Таким образом, специально регулирующим соответствующие отношения Федеральным законом определен круг субъектов, в чью собственность поступает жилое помещение, приобретенное с использованием средств материнского капитала, и установлен вид собственности - общая долевая, возникающей у них на приобретенное жилье.

Судом установлено, что у истца возникло ДД.ММ.ГГГГ право общей долевой собственности на однокомнатную квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.

Поскольку в судебном заседании установлено, что истец впервые обратился с заявлением в уполномоченный орган о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда <адрес>, в 2016 году, на момент обращения в связи с возрастом утратил статус лица из числа лиц, оставшихся без попечения родителей, следовательно, утрачены основания на оказание мер социальной поддержки, доказательств уважительности причин пропуска срока с обращением не предоставил, у истца возникло право общей долевой собственности на жилое помещение, в связи с чем суд приходит к выводу, что в удовлетворении иска следует отказать.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований ФИО3 к Отделу по <адрес> МТУ Министерства социального развития <адрес> о возложении обязанности включить в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда <адрес>, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Ильинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                                                                              Никулина Л.Н.

2-110/2017 ~ М-75/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Катаев Павел Алексеевич
Ответчики
Отдел по Ильинскому району МТУ № 2 МСР ПК
Суд
Ильинский районный суд Пермского края
Судья
Никулина Людмила Николаевна
Дело на странице суда
ilinsk--perm.sudrf.ru
14.03.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.03.2017Передача материалов судье
17.03.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.03.2017Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
22.03.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.03.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.04.2017Судебное заседание
03.05.2017Судебное заседание
10.05.2017Судебное заседание
12.05.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.05.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.06.2017Дело оформлено
27.06.2017Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее