РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 февраля 2023 года г.Самара Советский районный суд г. Самары в составе:
судьи Никитиной С.Н.,
при секретаре судебного заседания Жирухиной Я.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-478/23 по административному исковому заявлению Лебедева В.Г. к начальнику ОСП Советского района г.Самары старшему судебному приставу Дмитриевой Н.В,, судебному приставу-исполнителю ОСП Советского района г. Самары Ефимовой Н.Р., ГУФССП России по Самарской области о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя,
УСТАНОВИЛ:
Лебедев В.Г. обратился в суд с учетом уточнения с административным исковым заявлением к начальнику ОСП Советского района г.Самары старшему судебному приставу Дмитриевой Н.В., судебному приставу-исполнителю ОСП Советского района г. Самары Ефимовой Н.Р., ГУФССП России по Самарской области о признании незаконным постановления о возбуждении исполнительного производства №48332/19/63040-ИП от 10.09.2019, об обязании окончить его, об уменьшении исполнительского сбора по постановлению №48332/19/63040-ИП от 10.09.2019 до 127568,33 рублей, что составляет ? от общей суммы, то есть уменьшить на 382704,99 рубля, ссылаясь на то, что 10.09.2019 судебным приставом-исполнителем было возбуждено исполнительное производство №48332/19/63040-ИП на сумму исполнительского сбора в размере 510273,33 рубля, так как ранее было возбуждено исполнительное производство 63040/19/54755 от 11.04.2019 на сумму 7 289 618,93 рублей. В связи с невозможностью выплатить данную задолженность в пользу ПАО «ВТБ» сразу, Лебедев В.Г. осуществлял погашение прямыми платежами в адрес взыскателя ПАО «ВТБ», в связи с чем ПАО «ВТБ» обратилось к приставу с заявлением об окончании исполнительного производства и возвращении взыскателю исполнительного листа. Таким образом, задолженность был погашена до вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
В судебное заседание стороны не явились, извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Суд удовлетворяет полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает обязанность на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление (часть 2 статьи 227 КАС РФ).
Таким образом, признание незаконными действий органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями возможно только при несоответствии обжалуемого решения нормам действующего законодательства, сопряженным с нарушением прав и законных интересов гражданина.
Дела об оспаривании действий (бездействия), решений должностных лиц службы судебных приставов подпадают под действие главы 22 КАС РФ и подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном указанным Кодексом.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 и ст. 360 Кодекса административного судопроизводства РФ, ч. 1 ст. 121 Федерального закона "Об исполнительном производстве" предоставляют гражданину, организации, иным лицам право оспорить в суде постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) нормативным правовым актам - на должностные лица службы судебных приставов, принявших оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
В силу ст. 12 Федерального закона "О судебных приставах" от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. Основополагающим принципом исполнительного производства является принцип своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения (статьи 2 и 4 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве").
Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении N 50 от 17 ноября 2015 года "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснил, что содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в установленные частями 1 - 6 статьи 36 Закона об исполнительном производстве сроки.
Судом установлено, что 11.04.2019 судебным приставом-исполнителем ОСП Советского района г.Самары Ефимовой В.Н. было вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №63040/19/54755 в отношении должника Лебедева В.Г. в пользу взыскателя ПАО «ВТБ», предмет исполнения: задолженность по кредитным платежам в размере 7 289618 рублей 93 копейки, выданного Октябрьским районным судом г. Самары.
Данным постановлением должнику был установлен срок для добровольного исполнения – 5 дней со дня получения постановления о возбуждении исполнительного производства. В установленный срок задолженность в полном объеме погашена не была в связи со значительным размером долга. В связи с чем 10.09.2019 судебным приставом-исполнителем ОСП Советского района г.Самары Ефимовой В.Н. было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора, которое направлено должнику.
21.05.2020 исполнительное производство 63040/19/54755 было окончено. Таким образом, у у судебного пристава-исполнителя отсутствовали правовые основания для освобождения должника от уплаты исполнительского сбора.
Согласно ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
2. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
3. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что постановление о взыскании исполнительского сбора от 10.09.2019 в рамках исполнительного производства № 63040/19/54755, вынесенное судебным приставом-исполнителем ОСП Советского района г.Самары Ефимовой В.Н. является законным и не подлежит отмене. Вместе с тем, на основании пункта 74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
75. При применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).
Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.
Учитывая указанные выше обстоятельства, требования законодательства, право суда снизить размер исполнительского сбора, учитывая, что сумма основной задолженности была значительного размера, что затрудняло её единовременную выплату в течении 5 дней, суд полагает возможным снизить до ? размер исполнительского сбора, то есть до суммы 127568,33 рубля, исходя из расчета 510273,33:4.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Лебедева В.Г. к начальнику ОСП Советского района г.Самары старшему судебному приставу Дмитриевой Н.В,, судебному приставу-исполнителю ОСП Советского района г. Самары Ефимовой Н.Р., ГУФССП России по Самарской области о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя удовлетворить частично.
Снизить размер исполнительского сбора Лебедеву В.Г., ДД.ММ.ГГГГ г.р., проживающему по адресу: <адрес> по постановлению от 10.09.2019 по исполнительному производству №48332/19/63040-ИП до ? размера, а именно до 127568 рублей 33 копейки. В остальной части иска – отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Советский районный суд г. Самара в течение одного месяца.
Мотивированное решение изготовлено 06.03.2023.
Судья: