Дело № 2-38/2021 24RS0057-01-2020-001128-45
Решение
Именем Российской Федерации
01 марта 2021 года г. Шарыпово
Шарыповский городской суд Красноярского края в составе:
Председательствующего судьи Киюциной Н.А.,
при секретаре Авдеевой И.М.,
с участием истца Позднякова Е.Н.,
представителя ответчика Администрации г. Шарыпово – Теплякова В.А. (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Позднякова Е.Н. к Администрации города Шарыпово о признании права собственности на объект недвижимости,
Установил:
Истец Поздняков Е.Н. обратился в суд с иском к Администрации города Шарыпово о признании права собственности на жилой дом по адресу: <адрес>. Исковые требования обоснованы тем, что указанным домом истец открыто и добросовестно пользуется с 2000 года, несет расходы по его содержанию, возможности оформить право собственности на дом не имеет.
В судебном заседании истец Поздняков Е.Н. поддержал иск по тем же основаниям и пояснил, что на строительство дома ему было выдано разрешение, срок действия которого истек, право пользования земельным участком, на котором построен дом, не зарегистрировано. Постройка осуществлена с соблюдением строительных норм, не нарушает законные права и интересы других лиц,
Представитель Администрации города Шарыпово Тепляков В.А. (по доверенности) против исковых требований не возражал и пояснил, что право собственности на самовольную постройку в соответствии со ст. 222 ГК РФ может быть признано в судебном порядке.
Заслушав истца Позднякова Е.Н., представителя ответчика Теплякова В.А., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки (п.1).
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В силу части 1 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, а в силу части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно ст. 17 Федерального закона № 122-ФЗ от 21.07.1999 «О государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество и сделок с ним» основанием для государственной регистрации права собственности являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним заявителю от прежнего правообладателя в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения.
Согласно ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
На основании ст. 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Как установлено в судебном заседании, Городским отделом архитектуры и градостроительства 09 апреля 1991 года было выдано разрешение на строительство жилого дома в квартале ДСК, на участке № на основании решения Шарыповского горисполкома № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11).
В тот же день между Городским отделом архитектуры и градостроительства и Поздняковым Е.Н. был заключен типовой договор на строительство жилого дома (л.д.10).
Срок действия разрешения на строительство был продлен до 28 декабря 1994 года (л. д.8).
В дальнейшем разрешение на строительство не продлялось.
Согласно техническому паспорту жилого здания (объекта индивидуального жилищного строительства) от 07 декабря 2016 года, по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> было построено жилое 2-этажное здание общей площадью <данные изъяты> кв. м, жилой площадью <данные изъяты> кв. м, год завершения строительства – 2016, здание было поставлено на учет в Шарыповском отделении АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ», с присвоением инфентарного номера № (л.д.18-24).
Из справки Отдела архитектуры и градостроительства Администрации <адрес> №-№ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что возведенному на основании разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ жилому дому был присвоен адрес: <адрес>, <адрес>, <адрес> (л.д.17).
Право собственности на жилое здание по указанному адресу зарегистрировано не было, что следует из уведомления Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ и справки Шарыповским отделением Восточно-Сибирского филиала АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15, 16).
Как указано в технических заключениях о состоянии строительных конструкций, констркции указанного жилого здания работоспособные, физический износ составляет 21%, строительство выполнено с соблюдением градостроительных норм и правил, дальнейшая эксплуатация здания не создает угрозу жизни и здоровью граждан (л.д. 47-107).
Согласно договору № от ДД.ММ.ГГГГ, заключению по техническому обследованию дома от ДД.ММ.ГГГГ в подвале указанного дома были выполнены ремонтно-восстановительные работы, при этом несущая способность конструктивных элементов здания нарушена не была (л.д.135-137,138).
Из справки Администрации города Шарыпово от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.42-43), акта осмотра жилого здания и земельного участка, на котором находится жилой дом, следует, что предельные параметры разрешенного строительства соблюдены (л.д.146).
Приведенные доказательства ответчиком не опровергнуты.
Пунктом 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" установлено, что отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
Таким образом, для признания права собственности на самовольную постройку необходима совокупность ряда факторов: законность владения землей, принадлежность строения истцу (несение расходов на строительство, затрата личных средств), отсутствие возражений от иных лиц, отсутствие угрозы жизни и здоровью граждан существованием постройки, а также принятие мер к легализации возведенной постройки и соблюдение градостроительных норм и правил, вида разрешенного использования земельного участка.
Оценив доказательства по делу в совокупности, суд приходит к выводу о том, что спорное жилое здание было построено на отведенном для этих целей земельном участке, на основании решения на строительство, срок которого истек. Вместе с тем, постройка соответствует установленным требованиям, ее сохранение не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
При таких обстоятельствах исковые требования являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решил:
Исковые требования Позднякова Е.Н. удовлетворить : признать за Поздняковым Е.Н. право собственности на объект индивидуального жилищного строительства - жилое здание общей площадью <данные изъяты> кв м, жилой площадью <данные изъяты> кв.м, инвентарный №, расположенное по адресу: Российская Федерация, <адрес>, <адрес>, <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Шарыповский городской суд Красноярского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий:
Мотивированное решение составлено 03 марта 2021 года.