РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 декабря 2022 года г. Самара
Самарский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Коваленко О.П.,
при секретаре Канаевой О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1636/2022 по иску Вальнера Виктора Анатольевича к ФКУ «ГБ МСЭ по Самарской области» Минтруда России о признании решения незаконным и возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Вальнер В.А. обратился в суд с иском к ФКУ «ГБ МСЭ по Самарской области» Минтруда России о признании решения – справки серии МСЭ-2008 № незаконным и возложении обязанности об установлении степени утраты трудоспособности в размере 70%. В обоснование иска указал, что истец в конце ДД.ММ.ГГГГ года БМСЭ № 6 ФКУ ГБ МСЭ по Самарской области» Минтруда России ему была установлена степень утраты трудоспособности в размере 70%, однако спустя небольшой промежуток времени ему вынесли новое решение ЭС № 3 ФКУ «ГБ МСЭ по Самарской области» Минтруда России об установлении степени утраты трудоспособности в размере 40%. С указанным решением он не согласен, считает, что имея ряд заболеваний, трудовое увечье ему должна быть установлена степень утраты трудоспособности 70%. В связи с чем, истец обратился с указанным иском в суд.
В судебном заседании истец исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, просил иск удовлетворить. На вопрос суда о назначении судебной медико-социальной экспертизы истец отказался, о чем представил заявление.
Представитель ответчика ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Самарской области» по доверенности в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, просила в его удовлетворении отказать по изложенным в отзыве доводам.
Представитель третьего лица ГУ-СРО ФСС РФ филиал № 6 в судебном заседании оставила разрешение иска на усмотрение суда, представила отзыв на иск, согласно которому по результатам экспертизы несчастного случая, проведенной Филиалом № 6, случай с Вальнером В.А., был признан страховым (заключение № от ДД.ММ.ГГГГ). ДД.ММ.ГГГГ от Вальнера В.А. в Филиал поступило заявление о назначении единовременной страховой выплаты в связи с несчастным случаем на производстве. В соответствии с выпиской из акта №ДД.ММ.ГГГГ/2020 освидетельствования в ФГУ МСЭ выданной ДД.ММ.ГГГГ первоначально Вальнеру В.А. была установлена степень утраты профессиональной трудоспособности 70 (семьдесят) процентов с ДД.ММ.ГГГГ до бессрочно. В соответствии с п.1 ст. 11 Закона 125-ФЗ размер единовременной страховой выплаты определяется в соответствии со степенью утраты застрахованным профессиональной трудоспособности. Приказом Филиала №-В от ДД.ММ.ГГГГ г. Вальнеру В.А. была назначена единовременная страховая выплата из расчета 70 процентов в сумме 72469,36 рублей. В ДД.ММ.ГГГГ г. Вальнером В.А. в Филиал была предоставлена выписка из акта № освидетельствования в ФГУ МСЭ выданная ДД.ММ.ГГГГ В соответствии с выпиской степень утраты профессиональной трудоспособности Вальнеру В.А. была снижена с 70 процентов до 40 процентов с ДД.ММ.ГГГГ до бессрочно. Степень утраты профессиональной трудоспособности в процентах за пропущенный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 40 процентов. Вальнеру В.А. была назначена ежемесячная страховая выплата в размере 5080 рублей 80 копеек (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ). Филиал № обращался в ФКУ «ГБ МСЭ по Самарской области» Минтруда России БМСЭ № 6 за разъяснениями относительно изменения процента утраты профессиональной трудоспособности Вальнеру В.А. (исх.№ от ДД.ММ.ГГГГ.). ДД.ММ.ГГГГ в адрес Филиала пришел ответ (вх.№), в котором ФКУ «ГБ МСЭ по Самарской области Минтруда России пояснило, что решение вынесено в соответствии с Приложением № к Приказу Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ №н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы», клинико-функциональная характеристика стойких нарушений функций организма определяется как стойкие умеренные нарушения нейромышечных, скелетных связанных с движением (статодинамических) функций и в соответствии с п. 15.1.6.6,максимально выражение нарушение функций организма составляет 40%. Установление степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - полномочие федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы, является результатом медико-социальной экспертизы. Установление степени утраты профессиональной трудоспособности не является компетенцией Фонда социального страхования, в его компетенцию входит обеспечение по страхованию, в соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ.
Представитель третьего лица ФГБУ «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, выслушав явившиеся стороны, суд полагает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.ст.7, 8 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагаются: 1) установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты; 2) разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов; 3) изучение уровня и причин инвалидности населения; 4) участие в разработке комплексных программ реабилитации инвалидов, профилактики инвалидности и социальной защиты инвалидов; 5) определение степени утраты профессиональной трудоспособности; 6) определение причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление мер социальной поддержки семье умершего.
Медико-социальная экспертиза – определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.
Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п.3 ст.11 Федерального закона от 24.07.1998 №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», степень утраты застрахованным профессиональной трудоспособности устанавливается учреждением медико-социальной экспертизы.
Порядок установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно п.2 Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.10.2000 №789 «Об утверждении Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (действующие в период спорных правоотношений), степень утраты профессиональной трудоспособности устанавливается в процентах на момент освидетельствования пострадавшего, исходя из оценки потери способности осуществлять профессиональную деятельность вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, в соответствии с критериями определения степени утраты профессиональной трудоспособности, утверждаемыми Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Во исполнение Постановления Правительства РФ от 16.10.2000 №789 «Об утверждении Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 18.07.2011 №56 утверждены «Временные критерии определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (действующие в период спорных правоотношений).
Согласно п.4 Временных критериев, при определении степени утраты профессиональной трудоспособности учитывается выраженность нарушений функций организма пострадавшего, приводящих к ограничению способности к трудовой деятельности, и других категорий жизнедеятельности. Характерным для травматических повреждений, профессиональных заболеваний является многообразие клинических проявлений, различных как по характеру, так и по степени выраженности нарушений функций. Полиморфизм клинической картины у пострадавших может быть обусловлен наличием как прямых последствий травм, профзаболеваний, так и их осложнениями. В связи с этим методика экспертного обследования этой категории пострадавших требует проведения комплексного клинико-физиологического исследования с использованием современных методов диагностики и ретроспективного анализа посттравматического и предшествующего периодов развития профессионального заболевания, тщательного изучения анамнестических сведений, данных лечебно-профилактических учреждений, медицинской, экспертной документации и др. Анализ комплекса показателей клинико-физиологического характера способствует уточнению основных медико-биологических факторов (характера, степени нарушения функций, течения заболевания и др.), которые являются основой клинико-функциональных критериев определения степени утраты профессиональной трудоспособности.
В разделе II Временных критериев определены критерии оценки способности к трудовой деятельности.
Так, в соответствии с п.5 Временных критериев, при определении степени утраты профессиональной трудоспособности необходимо учитывать профессиональный фактор, в частности, способность пострадавшего после несчастного случая на производстве или возникновения профессионального заболевания выполнять работу в полном объеме по своей прежней профессии (до несчастного случая или профессионального заболевания) в обычных или специально созданных производственных или иных условиях труда.
В соответствии с п.п.14-17 Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в случае если у пострадавшего наступила полная утрата профессиональной трудоспособности вследствие резко выраженного нарушения функций организма при наличии абсолютных противопоказаний для выполнения любых видов профессиональной деятельности, даже в специально созданных условиях, устанавливается степень утраты профессиональной трудоспособности 100 процентов.
В случае если пострадавший вследствие выраженного нарушения функций организма может выполнять работу лишь в специально созданных условиях, устанавливается степень утраты профессиональной трудоспособности от 70 до 90 процентов.
В случае если пострадавший вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания может в обычных производственных условиях продолжать профессиональную деятельность с выраженным снижением квалификации либо с уменьшением объема выполняемой работы или если он утратил способность продолжать профессиональную деятельность вследствие умеренного нарушения функций организма, но может в обычных производственных условиях выполнять профессиональную деятельность более низкой квалификации, устанавливается степень утраты профессиональной трудоспособности от 40 до 60 процентов.
В случае если пострадавший может продолжать профессиональную деятельность с умеренным или незначительным снижением квалификации, либо с уменьшением объема выполняемой работы, либо при изменении условий труда, влекущих снижение заработка, или если выполнение его профессиональной деятельности требует большего напряжения, чем прежде, устанавливается степень утраты профессиональной трудоспособности от 10 до 30 процентов.
Согласно п.11 Правил, в случае отказа пострадавшего от дополнительного обследования экспертное решение о степени утраты профессиональной трудоспособности выносится на основании имеющихся данных, о чем делается соответствующая запись в акте освидетельствования пострадавшего.
Судом установлено, что Вальнер В.А. является инвалидом № группы бессрочно, с формулировкой причины инвалидности - трудовое увечье.
Степень утраты профессиональной трудоспособности не устанавливалась ввиду отсутствия акта о несчастном случае на производстве либо решения суда.
Решением Ленинского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ, установлен факт несчастного случая на производстве, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ на теплоходе «Архангельск», где Вальнером В.А. получена производственная травма – ампутация правой ноги и повреждение левой ноги в виде раздробления левого голеностопного сустава.
ДД.ММ.ГГГГ истец впервые был освидетельствован в целях установления степени утраты профессиональной трудоспособности в БМСЭ № общего профиля ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>», решением БМСЭ №6 установлена 70% утраты профессиональной трудоспособности бессрочно, в связи с чем, выдана справка МСЭ-2011 № от ДД.ММ.ГГГГ и разработана программа реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и процессуального заболевания от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Вальнер В.А. обратился с заявлением к ответчику об установлении срока утраты профессиональной трудоспособности (далее УПТ) за прошедший период.
ДД.ММ.ГГГГ Вальнер В.А. повторно заочно, с целью установления процентов утраты профессиональной трудоспособности за предыдущие периоды, был освидетельствован в бюро медико-социальной экспертизы № 6 ФКУ «ГБ МСЭ по Самарской области» Минтруда России, где врачи-эксперты, изучив представленные медицинские документы (направления на медико-социальную экспертизу, формы №, решение суда РФ, и др.), выявили стойкие выраженные нарушения нейромышечных, скелетных и связанных с движением (стато-динамических) функций, в соответствии с п. 17 Постановления Правительства РФ № 789 «Об утверждении правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от ДД.ММ.ГГГГ, решения суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ, вынесли решение об установлении 70% УПТ за предыдущий период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с п.21 Постановления Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, Постановлением Минтруда и CP РФ от 30 января 2002 г. N 5 «Об утверждении инструкции о порядке заполнения формы ПРП в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания», утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 18.07.2001 № 56 - разработана ПРП. Решение принято единогласно.
ДД.ММ.ГГГГ в порядке контроля за решением БМСЭ № 6 Вальнер В.А. заочно освидетельствован в Экспертном Составе № 3 ФКУ «ГБ МСЭ по Самарской области», где врачи эксперты пришли к выводу: «В результате изучения медицинских и медико-экспертных документов, Решения Ленинского районного суда города Самары № от ДД.ММ.ГГГГ, специалистами ЭС № выявлено, что профессиональное заболевание привело к развитию стойких умеренных нарушений нейромышечных, скелетных и связанных движением (статодинамических) функций, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ и пп. 24, 26ж Постановления Минтруда России №56 от 18.07.2001 г. позволяет определить степень утраты профессиональной трудоспособности 40% бессрочно. В соответствии с Определением Верховного Суда РФ от 08.04.2003 г. № КАС 03-132, произведён зачёт срока УПТ за период, предшествовавший дню освидетельствования: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 40%. Решения БМСЭ № об определении СУПТ 70% - не обоснованы. Экспертное решение о степени утраты профессиональной трудоспособности принято простым большинством голосов специалистов, проводивших освидетельствование - единогласно, в соответствии с Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, Постановлением Минтруда России № от ДД.ММ.ГГГГ, Приказом Минздравсоцразвития России №н от ДД.ММ.ГГГГ Программа реабилитации лица, пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания разработана в соответствии с Приказом Минтруда России № от ДД.ММ.ГГГГ Решение БМСЭ № (акт и протокол № от ДД.ММ.ГГГГ и акт и протокол № от ДД.ММ.ГГГГ) изменено в части определения степени утраты профессиональной трудоспособности».
В связи с чем, истцу ФКУ «ГБ МСЭ по Самарской области» ЭС №3 выдана справка № от ДД.ММ.ГГГГ об установлении степени утраты профессиональной трудоспособности 40% бессрочно.
В порядке контроля решение экспертного состава № 3 ФКУ «ГБ МСЭ по Самарской области» Минтруда России было проверено в Федеральном бюро МСЭ Минтруда России.
Согласно протоколу от ДД.ММ.ГГГГ экспертного состава № 5 ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России у Вальнер В.А. в соответствии с п. 16 Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.10.2000 № 789, п. 24-26ж Временных критериев определения степени профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных Постановлением Минтруда России от 18.07.2001 № 56, при имеющихся у Вальнер В.А. умеренных нарушениях нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций вследствие несчастного случая на производстве, имеются основания для установления степени утраты профессиональной трудоспособности в размере 40% бессрочно.
Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
В условиях распространения новой коронавирусной инфекции в Российской Федерации до 1 июля 2022 года действовал Временный порядок признания лица инвалидом, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2020 г. N 467, в соответствии с которым освидетельствование граждан осуществляется исключительно в заочной форме (без личного участия).
Согласно пп. «б» п.6 Порядка организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, утвержденного Приказом Минтруда России от 30.12.2020 N 979н, Главное бюро выполняет функции, в том числе по осуществлению контроля за решениями экспертных составов главного бюро, бюро. При осуществлении контроля за решениями бюро проводит в экспертных составах главного бюро повторную медико-социальную экспертизу граждан, прошедших медико-социальную экспертизу в бюро, в том числе граждан, группа инвалидности которым установлена без указания срока переосвидетельствования (категория "ребенок-инвалид" до достижения возраста 18 лет), с использованием специального диагностического оборудования, и по ее результатам при наличии оснований изменяет либо отменяет решения бюро
Допрошенная в качестве специалиста Шишкова-Лаврусь М.В., руководитель экспертного состава №3 ФКУ «ГБ МСЭ по Самарской области», суду пояснила, что дело в отношении истца находилось в экспертном составе № в порядке контрольных мероприятий, и освидетельствование проведено в заочном порядке в связи с действовавшими на тот момент ограничениями, установленными Временным Порядком до ДД.ММ.ГГГГ (в условиях распространения новой коронавирусной инфекции в Российской Федерации). При проведении медико-социальной экспертизы для определения степени утраты профессиональной трудоспособности специалисты медико-социальной экспертизы руководствовались, в том числе Административным регламентом по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, утвержденным приказом Минтруда России от 29 января 2014 г. N 59н (который утратил силу с 14.06.2021), и пришли к выводу, что Бюро МСЭ №6 неправильно применено действующее законодательство, а именно: п. 22 «д», указанный в обоснование решения БМСЭ №6 в Постановлении Минтруда России о№56 от 18.07.2001, отсутствует. В соответствии с данными трудовой книжки, после производственной травмы истца было пройдено переобучение, и была получена более высокая квалификация, в которой у истца непрерывный трудовой стаж составил 45 лет. Имеющиеся стойкие умеренные нарушения нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций могут быть оценены в соответствии с п. 26 «ж» Постановление Минтруда России от 18 июля 2001 года N 56, как 40% утраты профессиональной трудоспособности пострадавшим.
Согласно п. 26 «ж» Временные критериев определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, формы программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, утвержденных Постановлением Минтруда России от 18 июля 2001 года N 56, Примерами клинико-функциональных критериев установления 40 - 60 процентов утраты профессиональной трудоспособности пострадавшим с последствиями производственных травм и профессиональных заболеваний при возможности выполнения профессиональной деятельности в обычных производственных условиях являются умеренные нарушения стато-динамической функции: ампутационные культи конечности (бедра, голени, обеих стоп на уровне сустава Шопара, Лисфранка), умеренная сгибательная или разгибательная контрактура тазобедренного сустава, коленного сустава; сгибательная контрактура голеностопного сустава (эквинусная стопа); укорочение нижней конечности на 5 - 7 см; анкилозы суставов в функционально выгодном положении - угол сгибания в тазобедренном суставе в пределах 160 - 170 градусов, в коленном суставе - 170 - 180 градусов, в голеностопном - 95 - 100 градусов.
Как разъяснено в Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.03.2011 N 2 "О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" наступление стойкой утраты профессиональной трудоспособности устанавливается учреждениями медико-социальной экспертизы при представлении акта о несчастном случае на производстве по форме Н-1 или акта о профессиональном заболевании и оформляется в виде заключения (п. 12). Согласно Правилам установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.10.2000 N 789, право на установление степени утраты профессиональной трудоспособности и признание пострадавшего инвалидом вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания предоставлено учреждениям государственной службы медико-социальной экспертизы (п. 13). Если при рассмотрении дел данной категории истец ссылается на необоснованность заключения медико-социальной экспертизы, суду следует проверить соблюдение процедуры проведения данной экспертизы, предусмотренной Правилам установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.10.2000 N 789, а в случае необходимости и выводы, содержащиеся в этом заключении; названные Правила определяют порядок установления учреждениями медико-социальной экспертизы степени утраты профессиональной трудоспособности лицами, получившими повреждение здоровья в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, при этом степень утраты профессиональной трудоспособности устанавливается исходя из оценки потери способности осуществлять профессиональную деятельность вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания в соответствии с Временными критериями определения степени утраты профессиональной трудоспособности, утвержденными Постановлением Минтруда России от 18.07.2001 N 56 и в случае несогласия истца с определенной ему степенью утраты профессиональной трудоспособности суд в соответствии со ст. 79 ГПК РФ и с учетом положений Приказа Минздрава России от 17.11.2009 N 906н "Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы" вправе назначить медико-социальную экспертизу, при этом необходимо иметь в виду, что степень утраты профессиональной трудоспособности должна определяться в зависимости от способности пострадавшего осуществлять не любую профессиональную деятельность, а только ту профессиональную деятельность, которую он фактически осуществлял до наступления страхового случая по трудовому договору, в связи с этим, если застрахованный не способен полностью выполнять работу определенной квалификации, объема и качества, то его способность осуществлять профессиональную деятельность следует считать утраченной полностью.
При рассмотрении настоящего гражданского дела истец Вальнер В.А. от назначения судебной медико-социальной экспертизы отказался, предоставив суду соответствующее письменное заявление.
Между тем, определение наличия либо отсутствия оснований для признания утраты лицом профессиональной трудоспособности относится к исключительной компетенции федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, находящихся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и имеющих соответствующие лицензии на проведение медико-социальной экспертизы. Полномочия врачебной комиссии медицинской организации ограничиваются перечнем работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность указанной медицинской организации, на которые данной медицинской организацией в установленном законом порядке получена соответствующая лицензия. Освидетельствование лица для установления ему утраты профессиональной трудоспособности проводится только в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы, на которые возложены данные функции. Назначение и проведение медико-социальных экспертиз должны осуществляться в медицинских организациях государственной системы медико-социальной экспертизы, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности по соответствующим работам (услугам) - по медико-социальной экспертизе, а также лицами, получившими высшее медицинское образование в Российской Федерации, имеющими сертификат специалиста в том объеме, в каком эта деятельность указана в лицензии и сертификате.
При этом, суд учитывает, что оспариваемое истцом решение экспертного состава №3 ФКУ «ГБ МСЭ по Самарской области» Минтруда России принималось в пределах полномочий, в порядке, предусмотренном действующим законодательством, и было предметом проверки в экспертном составе №5 ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России, исходя из комплексной оценки состояния здоровья истца, характера профессиональной деятельности истца, стажа работы, особенностей течения паталогических процессов, обусловленных профессиональным заболеванием, с исследованием медицинских документов, каких-либо нарушений процедуры проведения освидетельствования в отношении Вальнера В.А., повлиявших на составление решения, судом не установлено.
Сам факт наличия производственной травмы у истца не является безусловным основанием для установления 70% степени утраты профессиональной трудоспособности, т.к. определение степени утраты профессиональной трудоспособности производится с учетом строго определенных критериев и правил, характера профессиональной деятельности истца, стажа работы, особенностей течения паталогических процессов, обусловленных профессиональным заболеванием.
Доказательства, свидетельствующие о том, что имеющиеся у истца стойкие умеренные нарушения функций организма дают основания для установления 70% степени утраты профессиональной трудоспособности, не представлено.
С учетом указанного обстоятельства, а также отсутствия в материалах дела каких-либо иных доказательств, свидетельствующих о незаконности решения об установлении степени утраты трудоспособности в размере 40%, суд полагает, что истцом, в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ, не доказан факт незаконности оспариваемого решения ответчика, в связи с чем приходит к выводу об отсутствии правовых и фактических оснований для удовлетворения заявленных исковых требований в рамках настоящего дела.
При этом, суд учитывает, что в силу ст. 10 Конституции РФ суд не вправе подменять функции органов исполнительной власти и учреждений, которые наделены полномочиями по освидетельствованию граждан на предмет установления степени утраты трудоспособности и принятию соответствующего решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении иска Вальнера Виктора Анатольевича к ФКУ «ГБ МСЭ по Самарской области» Минтруда России о признании решения незаконным и возложении обязанности, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Самарского областного суда через Самарский районный суд г. Самары в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 13.12.2022 г.
Судья