3а- 26 /2021
50OS0<данные изъяты>-59
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
19 мая 2021 г. <данные изъяты>
<данные изъяты>
Московский областной суд
в составе председательствующего судьи Першиной С.В.
с участием прокурора Виноградовой Т.С.
при секретаре Гриценко О.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело <данные изъяты>а- 26 /2021 по административному иску Яковлева К. А. к Министерству экологии и природопользования <данные изъяты> о признании недействующим Распоряжения Министерства экологии и природопользования <данные изъяты> <данные изъяты>-РМ «Об утверждении Нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории <данные изъяты>» в редакции от 01.08.2018г. в части установления норм накопления твердых коммунальных отходов для многоквартирных домов,
у с т а н о в и л :
Распоряжением Минэкологии МО от <данные изъяты> N 424-РМ «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории <данные изъяты>» утверждены Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории <данные изъяты>. Согласно приложению, для многоквартирных домов годовой норматив накопления отходов на 1 кв. метр площади составляет 0,114 куб. м. (п.10.1), годовой норматив накопления крупногабаритных отходов - 0,03 куб. м. (п.10.3).
Яковлев К. А. обратился в Московский областной суд к Министерству экологии и природопользования <данные изъяты> о признании недействующим, в том числе, Распоряжения Минэкологии МО от <данные изъяты> N 424-РМ «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории <данные изъяты>» в первоначальной редакции, в части установления норм накопления твердых коммунальных отходов для многоквартирных домов.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения явившихся лиц, заключение прокурора, полагавшего производство по делу в указанной части подлежащим прекращению, суд приходит к следующему.
01.08.2018г. Министерством экологии и природопользования <данные изъяты> издано Распоряжение <данные изъяты>-РМ «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории <данные изъяты>». Согласно утвержденным нормативам для многоквартирных домов, с 01.01.2019г. годовой норматив накопления отходов на 1 кв. метр площади утвержден 0,114 куб. м. (п.10.1), годовой норматив накопления крупногабаритных отходов - 0,03 куб. м. ( п.10.3).
Распоряжением Министерства экологии и природопользования <данные изъяты> от <данные изъяты> N 607-РМ "О внесении изменений в распоряжение Министерства экологии и природопользования <данные изъяты> от <данные изъяты> N 424-РМ "Об утверждении Нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории <данные изъяты>" установлено, что с 01.01.2019г. норматив накопления твердых коммунальных отходов за 1 кв. м площади составляет 0,087 (п.10.1); для крупногабаритных отходов - 0,027 (п.10.3).
Таким образом, нормативы накопления твердых коммунальных отходов для многоквартирных домов 0,087 м куб. на 1 квадратный метр площади и 0,027 м куб. на 1 квадратный метр площади для крупногабаритных отходов, начиная с 01.01.2019г. действуют в редакции Распоряжения Министерства экологии и природопользования <данные изъяты> от <данные изъяты> N 607-РМ.
Таким образом, первоначальная редакция Распоряжения <данные изъяты>-РМ «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории <данные изъяты>» в оспариваемой части на дату рассмотрения дела по существу являлась недействующей в связи с принятием Министерством экологии и природопользования <данные изъяты> Распоряжения N 607-РМ "О внесении изменений в распоряжение Министерства экологии и природопользования <данные изъяты> от <данные изъяты> N 424-РМ, которым оспариваемые положения были изложены в новой редакции.
Исходя из положений статей 208, 213 и 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предметом судебного рассмотрения может быть нормативный правовой акт, который на время его оспаривания является действующим и влекущим нарушение прав, свобод и законных интересов лиц, в отношении которых применен этот акт, а также лиц, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом.
Нормативный правовой акт, действие которого прекращено, сам по себе основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей уже не является и каких-либо нарушений охраняемых законом прав, свобод и интересов физических и юридических лиц повлечь не может, вследствие чего такой акт не может быть предметом судебной проверки.
В пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <данные изъяты> N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" разъяснено, что при рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, заявителя, имея в виду то, что производство по делу подлежит прекращению, если в ходе его рассмотрения будет установлено, что оспариваемый акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы указанного лица, в частности, если суд установит, что нормативный правовой акт не применялся к административному истцу, заявителю, отсутствуют нарушение или угроза нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, заявителя. Вместе с тем в случаях, когда оспариваемый нормативный правовой акт до принятия судом решения в установленном порядке отменен, а также когда действие его прекратилось, производство по делу не может быть прекращено, если в период действия такого акта были нарушены права и законные интересы административного истца, заявителя, публичные интересы или права и (или) законные интересы граждан, организаций, иных лиц (часть 2 статьи 194, пункт 1 части 8, часть 11 статьи 213, пункт 1 части 2 статьи 214 КАС РФ, часть 5 статьи 3 АПК РФ).
Проверка судом законности отдельных положений нормативного правового акта, утративших силу к моменту рассмотрения дела по существу, и признание их недействующими вне связи с защитой каких-либо субъективных прав граждан, то есть в порядке абстрактного нормоконтроля, в данном случае не могла быть осуществлена.
Согласно части 2 статьи 194, пункту 1 части 2 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд прекращает производство по делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.
Исходя из того, что установленные с 01.01.2019г. нормативы накопления твердых коммунальных отходов для многоквартирных домов действуют в редакции распоряжения Министерства экологии и природопользования <данные изъяты> от <данные изъяты> N 607-РМ и Распоряжение Министерства экологии и природопользования <данные изъяты> от <данные изъяты> N 424-РМ «Об утверждении Нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории <данные изъяты>» в первоначальной редакции, прекратило свое действие до вступления его в силу, суд приходит к выводу о том, что такой акт сам по себе основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей не является и каких-либо нарушений охраняемых законом прав, свобод и интересов физических и юридических лиц повлечь не может, вследствие чего такой акт не может быть предметом судебной проверки. Указанное обстоятельство послужило основанием для прекращения производства по делу в указанной части.
Руководствуясь ч.2 ст. 194, п.1 ч. 2 ст. 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
о п р е д е л и л:
производство по административному делу по административному исковому заявлению Яковлева К. А. к Министерству экологии и природопользования <данные изъяты> о признании недействующим Распоряжения Министерства экологии и природопользования <данные изъяты> <данные изъяты>-РМ «Об утверждении Нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории <данные изъяты>» в редакции от 01.08.2018г. в части установления норм накопления твердых коммунальных отходов для многоквартирных домов прекратить.
На определение может быть подана частная жалоба в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский областной суд в течение 15 дней.
Судья Першина С.В.