Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-45/2022 ~ М-28/2022 от 26.01.2022

Дело № 2-45/2022

22RS0021-01-2022-000029-94

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 марта 2022 года                                                                                г. Заринск

Заринский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего            Чубуковой Л.М.;

при секретаре                              Науменко Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление

прокурора Заринского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Новозыряновская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза А.Н. Калинина» Заринского района Алтайского края о возложении обязанности обеспечить условия доступности для инвалидов,

у с т а н о в и л :

прокурор Заринского района Алтайского края, руководствуясь ст. 45 ГПК РФ и ст. 27 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», обратился в суд иском к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Новозыряновская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза А.Н. Калинина» Заринского района Алтайского края (МКОУ «Новозыряновская СОШ»), в котором просил обязать ответчика обеспечить условия доступности для инвалидов - разместить при входе в здания образовательного учреждения, расположенные в Алтайском крае, Заринском районе по адресам: <адрес> вывеску с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

Установить разумный срок для устранения нарушений - до 01.12.2022.

В обоснование требований прокурор указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов, которая выявила нарушения действующего законодательства. В соответствии со ст. 15 ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» на Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм возложена обязанность по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.

Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, правила обеспечения доступности для инвалидов объектов Министерства образования и науки Российской Федерации определяется Приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 (далее - Порядок).

Вопреки требованиям подп. «а» п.4 Порядка при входе в здания средней общеобразовательной школы отсутствует вывеска с названием организации, графиком работы организации, планом здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

В судебном заседании помощник прокурора Коршунова И.Е. поддержала заявленные требования.

Представитель ответчика, и.о.директора МКОУ «Новозыряновская СОШ»

Сохарева Т.А. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что на сегодняшний день детей-инвалидов по зрению дошкольного и школьного возраста, закрепленных за МКОУ «Новозыряновская СОШ», нет. Кроме того, представитель ответчика полагает, что затраты на изготовление указанных вывесок - это нецелевое использование федерального бюджета.

Привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц администрация Заринского района и Министерство образования и науки Алтайского края, были надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в суд не направили.

В письменных возражениях представитель администрация Заринского района Алтайского края просил отказать в удовлетворении исковых требований по тем основаниям, что обращаясь в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц-инвалидов, прокурор Заринского района Алтайского края не конкретизировал категорию инвалидов. При этом на территориях, которые закреплены за МКОУ «Новозыряновская СОШ», отсутствуют граждане-инвалиды по зрению, для которых необходимы вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

Выслушав помощника прокурора Коршунову И.Е. и представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседаниимуниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Новозыряновская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза А.Н. Калинина» Заринского района Алтайского края имеет филиалы и осуществляет общеобразовательную деятельность в Алтайском крае Заринском районе по адресам: <адрес>; <адрес> (здание Воскресенской средней общеобразовательной школы - филиала МКОУ «Новозыряновская СОШ»); <адрес>здание Гоношихинской средней общеобразовательной школы - филиала МКОУ «Новозыряновская СОШ»); <адрес>здание Среднекрасиловской основной общеобразовательной школы - филиала МКОУ «Новозыряновская СОШ»).

В ходе прокурорской проверки было установлено, что здания, используемые ответчиком для осуществления общеобразовательной деятельности, не отвечают требованиям законодательства о социальной защите инвалидов в части обеспечения их прав на доступное пользование объектами и услугами в сфере образования, поскольку на зданиях отсутствует вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

Отсутствие при входе в здания указанных вывесок ответчиком не отрицалось.

В силу Федерального закона от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов", принятой в г. Нью-Йорке 13.12.2006 года, государства-участники обязуются обеспечивать и поощрять полную реализацию всех прав человека и основных свобод всеми инвалидами без какой бы то ни было дискриминации по признаку инвалидности.

В соответствии с п. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются гарантии социальной защиты.

Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Как установлено ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер, и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества.

В ст. 9 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ приведено понятие абилитации инвалидов - как система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Абилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество.

Основные направления реабилитации и абилитации инвалидов включают в себя, в том числе социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию.

Реализация основных направлений реабилитации, абилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации, абилитации инвалидов.

Согласно ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, учитывая его социальную значимость, является одной из важнейших целевых задач при создании и ведении социальной политики в Российской Федерации.

К объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся, в числе прочего, здания социального значения, административные здания и сооружения.

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Закрепленная в абз. 6 ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ льгота предполагает, в том числе дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля.

Приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 N 1309 утвержден Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи" ( далее - Порядок).

Как следует из п. 1 Порядка, данный Порядок определяет правила обеспечения условий доступности для инвалидов объектов (административные здания, строения, сооружения и помещения) Министерства образования и науки Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Федерального агентства по делам молодежи, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования (далее - органы), подведомственных органам организаций, независимо от их организационно-правовых форм (далее - организации); услуг в сфере образования, предоставляемых органами и организациями в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", а также оказания инвалидам при этом необходимой помощи в преодолении барьеров, мешающих получению услуг в сфере образования и использованию объектов наравне с другими лицами.

П. 3 Порядка на руководителей органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования возложена обязанность создание инвалидам условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами, включая: возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них (подп. «а»); возможность самостоятельного передвижения по территории объекта в целях доступа к месту предоставления услуги (подп. «б»); надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне (подп. «е»).

В подп. «а» п. 4 Порядка указано, что руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

Доводы, изложенные представителем ответчика и в письменных возражениях третьего лица администрации Заринского района, суд находит необоснованными, поскольку иск прокурора Заринского района заявлен в интересах неопределенного круга лиц, что соответствует ч. 1 ст. 45 ГПК, при этом к данным лицам относятся не только те инвалиды, которые проживают или могут проживать на территории сельского поселения, но и любые граждане-инвалиды по зрению, которые пожелают получить информацию о названии образовательного учреждения, графике работы организации, плана здания.

При вынесении решения по заявленным прокурором требованиям суд принимает во внимание, что предлагаемые прокурором меры не приведут к изменениям конструктивных элементов здания, данные меры обеспечивают лишь минимальное удовлетворение потребностей инвалидов по зрению в целях их адаптации и абилитации. Отсутствие же соответствующей вывески умаляет права инвалидов по зрению на социальную поддержку, на создание для них доступной среды и на доступ к объектам в сфере образования.

При этом отсутствие в образовательном учреждении учащихся-инвалидов по зрению не освобождает ответчика от обязанности исполнения в своей деятельности приведенных нормативных требований.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░») ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░» ░ ░░░░ ░░ 01.12.2022 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░:

-<░░░░░>;

-<░░░░░> (░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ - ░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░»);

-<░░░░░> (░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ - ░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░»;);

- <░░░░░>, <░░░░░> (░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ - ░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░) ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░.

░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ 18 ░░░░░ 2022 ░░░░.

░░░░░                                                                                                                      ░.░. ░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-45/2022 ~ М-28/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Заринского района
Ответчики
МКОУ "Новозыряновская СОШ"
Другие
Министерство образования и науки Алтайского края
Администрация Заринского района Алтайского края
Суд
Заринский районный суд Алтайского края
Судья
Чубукова Лариса Михайловна
Дело на сайте суда
zarinsky--alt.sudrf.ru
26.01.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.01.2022Передача материалов судье
29.01.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.01.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.02.2022Судебное заседание
14.03.2022Судебное заседание
18.03.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.03.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.01.2023Дело оформлено
08.02.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее