№ ДЕЛА 2-4105/15-2016 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИг. Курск 02 августа 2016 года
Ленинский районный суд г. Курска в составе:
Председательствующего судьи Великих А.А.,
с участием представителя истца помощника прокурора Курского района Курской области – Титовой Я.С.,
представителя ответчика – Кулахметовой Е.В.,
при секретаре – Рябинникове И.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Курского района Курской области в интересах неопределенного круга лиц к ОКУ «Комитет строительства и эксплуатации автомобильных дорог» о понуждении обустройства автомобильной дороги стационарным искусственным освещением,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Курского района Курской области обратился в Ленинский районный суд г. Курска в интересах неопределенного круга лиц с иском к ОКУ «Комитет строительства и эксплуатации автомобильных дорог» о понуждении обустройства автомобильной дороги стационарным искусственным освещением.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Курского района проведена проверка по обращениям жителей д. <адрес>, по результатам которой в деятельности ОКУ «Комитет строительства и эксплуатации автомобильных дорог <адрес>» (далее – ОКУ «Комитет автодорог <адрес>») установлены нарушения требований действующего законодательства, а именно: ответчиком не принято мер по организации стационарного искусственного освещения автомобильной дороги «Чурилово-Букреевка» в части, проходящей через д. <адрес>. В связи с выявленными нарушениями в адрес директора ОКУ «Комитет строительства и эксплуатации автомобильных дорог <адрес>» ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <адрес> было вынесено представление об устранении нарушений законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности. Согласно акту выездной проверки, осуществленной в рамках обращения гражданина по вопросу отсутствия освещения автодороги в д. <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ работы по организации освещения участка автодороги «Чурилово-Букреевка» в населенном пункте <адрес> выполнены не были, соответствующее освещение на указанном участке автомобильной дороги отсутствовало, что может повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан, ущерба имуществу граждан и юридических лиц в результате дорожно-транспортных происшествий, нарушает конституционное право неопределенного круга лиц участников дорожного движения, а также жителей д. <адрес> на безопасность дорожного движения. Таким образом, невыполнение требований действующего законодательства, а также обязательных стандартов и правил создает угрозу безопасности дорожного движения. На основании изложенного и в соответствии с требованиями действующего законодательства истец просит суд обязать ОКУ «Комитет автодорог <адрес>» обустроить автомобильную дорогу «Чурилово-Букреевка» в части, проходящей через населенный пункт <адрес>, стационарным искусственным освещением в соответствии с требованиями п.4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007, п.7.46 СП. 52113330.2011.
В судебном заседании помощник прокурора Курского района Курской области Титова Я.С. заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, настаивала на удовлетворении иска.
Представитель ответчика ОКУ «Комитет автодорог Курской области» Кулахметова Е.В.
признала факты, изложенные в исковом заявлении, соответствующими действительности, не оспаривала наличие у комитета обязанностей, указанных прокурором Курского района Курской области, по содержанию автодорог. Однако пояснила, что в настоящее время с учетом доведенных лимитов финансирования из областного бюджета <адрес> не представляется возможным осуществить обустройство линиями электропередач в полном объеме автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения <адрес>, поскольку обустройство освещением осуществляется в первую очередь в населенных пунктах, через которые проходят автодороги I технической категории с интенсивностью движения от 1000 до 7000 автомобилей в сутки. Автомобильная же дорога «Чурилово-Букреевка» является дорогой V технической категории с интенсивностью движения до 100 автомобилей в сутки. Кроме того, имеет грунтовое покрытие, следовательно, полежит приведению её в нормативное состояние, то есть нуждается в твердом покрытии, для чего разработан проект на строительство. В настоящее время не принят бюджет Курской области на 2017 год, ввиду чего не представляется возможным распланировать расходы учреждения на строительство и ремонт дорог. При наличии денежных средств в 2017 году, строительство автодороги «Чурилово-Букреевка» будет включено в план мероприятий по строительству автодорог на территории Курской области. Указала на то, что в условиях недостаточности финансирования и планирования стратегически важных объектов, подлежащих строительству и ремонту, в настоящее время не представляется возможным осуществить мероприятия по оборудованию д. Букреевка вдоль дороги «Чурилово-Букреевка» линией электропередач при строительстве автодороги «Чурилово-Букреевка».
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Комитета по управлению имуществом Курской области, извещенный о рассмотрении гражданского дела надлежащим образом в соответствии с требованиями главы 10 ГПК РФ, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил.
При таких обстоятельствах, на основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя третьего лица по имеющимся материалам.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.
Статьей 12 данного закона предусмотрено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. (п. 1).
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (п. 2).
В соответствии с подп. 6 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Закон) дорожная деятельность – деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В силу п. п. 1 и 6 ст. 12 указанного закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся осуществление дорожной деятельности и регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения.
На основании п. 1 ст. 33 Закона дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, иных предусмотренных законодательством РФ источников финансирования.
В силу п. 8 ст. 5 Закона критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Статьей 17 Закона предусмотрено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
Приказом Минтранса РФ от 16.11.2012 г. N 402 (в ред. от Приказа Минтранса России от 25.11.2014 г. №322), утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них (далее по тексту - Классификация), согласно подп. 1 п. 9 которой в прочие работы по содержанию входит разработка проектов содержания автомобильных дорог, организации дорожного движения, схем дислокации дорожных знаков и разметки, экспертиза проектов сметных расчетов стоимости работ по содержанию.
Кроме того, аналогичные положения содержатся в разделе 4 п. 6 пп. 1 вышеуказанного Приказа, действующего с 16.06.2013 года.
В силу положений ст. 21 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог. (п. 1).
Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке (п. 2).
На основании п. 2 ст. 21 указанного закона письмом МВД РФ от 02 августа 2006 года N 13/6-3853, Росавтодора от 07 августа 2006 года N 01-29/5313 принят Порядок разработки и утверждения проектов организации дорожного движения на автомобильных дорогах (далее по тексту - Порядок), который устанавливает перечень показателей, содержащихся в проекте организации дорожного движения, на автомобильных дорогах общего пользования.
Согласно п. 2.1 Порядка целью разработки проекта организации дорожного движения является оптимизация методов организации дорожного движения на автомобильной дороге или отдельных ее участках для повышения пропускной способности и безопасности движения транспортных средств и пешеходов.
Судом установлено, что прокуратурой <адрес> была проведена проверка по факту обращений жителей д. <адрес>, по результатам которой ДД.ММ.ГГГГ в адрес директора ОКУ «Комитет строительства автодорог <адрес>» ФИО6 было вынесено представление № «Об устранении нарушений законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности» в связи с выявленными в ходе проверки нарушениями следующего характера: при выезде сотрудника прокуратуры <адрес> с участием специалиста УГИБДД УМВД России по <адрес> установлено, что автомобильная дорога межмуниципального значения общего пользования с идентификационным номером № «Чурилово-Букреевка» (п. 724 Перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения <адрес>, утвержденного постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-па), проходящая через населенный пункт д. Букреевка, на всем её протяжении – 3 км не имеет искусственного освещения, что приводит к нарушению прав граждан на безопасность дорожного движения, создает угрозу их жизни и здоровью.
Согласно акту выездной проверки, осуществленной в рамках рассмотрения обращения гражданина по вопросу отсутствия освещения автодороги в д. <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ, составленному при участии помощника прокурора района Титовой Я.С., начальника отдела содержания автомобильных дорог ОКУ «Комитет строительства и эксплуатации автомобильных дорог <адрес>» ФИО7, старшего государственного инспектора ОГИБДД ОМВД России по курскому району ФИО8, Главы Камышинского сельсовета <адрес> ФИО9, было установлено, что работы по организации стационарного искусственного освещения участка автомобильной дороги «Чурилово-Букреевка» в населенном пункте д. Букреевка Камышинского сельсовета <адрес> выполнены не были, соответствующее освещение на указанном участке автомобильной дороги отсутствует.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Обстоятельства, изложенные в акте выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ, представителем ответчика не оспаривались в ходе судебного разбирательства по делу, доказательств, свидетельствующих об обратном суду не представлено.
Таким образом, с учетом вышеприведенных правовых норм, объяснений представителей сторон и представленных ими доказательств, судом установлено, что участок автомобильной дороги с идентификационным номером № «Чурилово-Букреевка», проходящий через населенный пункт <адрес>, относится к автодорогам общего пользования межмуниципального значения, которые закреплены за ОКУ «Комитет строительства и эксплуатации автодорог <адрес>» на праве оперативного управления. Данное ОКУ организует выполнение работ по содержанию, строительству, капитальному ремонту, ремонту дорог регионального значения в рамках доведенных лимитов бюджетных средств, из чего следует вывод о том, что осуществление дорожной деятельности в отношении указанных автомобильных дорог относится к полномочиям ответчика ОКУ «Комитет строительства и эксплуатации автодорог <адрес>».
В соответствии с разделом 1 «Область применения» ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 №270-ст, указанный стандарт распространяется на элементы обустройства автомобильных дорог общего пользования, предназначенные для повышения удобства и безопасности дорожного движения, и устанавливает основные параметры и технические требования к элементам обустройства автомобильных дорог.
Согласно п. 4.6.41.1 вышеназванного ГОСТа стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают на участках, проходящих по населенным пунктам.
Пунктом 7.46 Свода правил СП 52.13330.2011 «Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95», утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.12.2010 года №783, предусмотрена средняя горизонтальная освещенность поселковых дорог 2 лк.
Поскольку функции по содержанию автомобильных дорог общего пользования межмуниципального значения на территории Курской области переданы ответчику, а недостатки, установленные истцом при проверке, не устранены, суд считает исковое заявление прокурора Курского района Курской области обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194, 198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Обязать ОКУ «Комитет строительства и эксплуатации автомобильных дорог» обустроить автомобильную дорогу общего пользования межмуниципального значения № «Чурилово-Букреевка», в части проходящей через населенный пункт д. Букреевка Камышинского сельсовета Курского района Курской области стационарным искусственным освещением в соответствии с требованиями п. 4.6.1.1. ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», п. 4.46 СП 52113330.2011 «Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Курска.
Судья: ___________ А.А. Великих