РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
город Георгиевск 01 ноября 2017 года
Георгиевский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Монастырского В.В.,
при секретаре Милюхиной И.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении зала судебного заседания Георгиевского городского суда Ставропольского края, расположенного по адресу: Ставропольский край, г.Георгиевск, ул.Калинина, д.117, гражданское дело по исковому заявлениюБеляева Владимира Ильича, Беляевой Людмилы Викторовнык администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации и обязании включить их в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи, в результате чрезвычайной ситуации,
у с т а н о в и л:
Беляева Л.В. и Беляев В.И. обратились в суд с иском к администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края (далее – Администрация) о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации (далее – ЧС) и обязании включить их в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи, в результате ЧС.
В обоснование заявленных требований истцы сослались на то, что Беляева Л.В. является собственником 1/8 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом и земельный участок, расположенных по адресу: <адрес> (далее – Домовладение №, Дом № и Участок №); собственниками других долей являются Батракова В.П. (5/8), Батракова В.В (1/8) и Батраков В.В. (1/8).
Истцы выросли на соседних улицах в <адрес>. После свадьбы уехали жить в <адрес>. В 2015 году в связи с тем, что заболела мать Беляевой Л.В. – Батракова В.П., проживание в <адрес> стало дорогостоящим, они вернулись в <адрес> в родительский дом жены. Всю мебель и вещи из квартиры в <адрес> привезли с собой в отдельно стоящую кухню Домовладения №, которая является пригодной для жилья, а саму квартиру выставили на продажу, но на сегодняшний день еще ее не продали, так как за нее не дают ту цену, которую они просят.
В Домовладении № истцы постоянно проживают с июня 2015 года, в нем находятся их личные вещи, предметы обихода, бытовая техника. Участок № используется ими для ведения подсобного хозяйства.
Домовладение № попало в зону наводнения, произошедшего в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в результате которого больше всего пострадало их имущество, находящееся в данной кухне.
Беляева Л.В. обратилась в Администрацию с заявлением о включении ее и Беляева В.И. в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи. Однако им было отказано, поскольку на момент ЧС онине были зарегистрированы в Доме №.
Не соглашаясь с данным отказом, они обратились в суд с настоящим иском, полагая, что имеют право на включение их в списки на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи, пострадавших в результате наводнения.
Участвующие в деле лица, извещенные о времени и месте судебного заседания своевременно и надлежащим образом, в суд не явились, доказательств уважительности неявки и ходатайств об отложении судебного заседания или о его проведении в отсутствие суду не представлено.
В соответствии со статьей 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав письменные материалы дела, суд полагает, что исковые требования Беляевой Л.В. и Беляева В.И.к Администрации подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
Статьей 1 Федерального Конституционного закона РФ от 30.05.2001 №3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» (далее – ФКЗ №3) предусмотрено, что чрезвычайное положение означает вводимый в соответствии с Конституцией РФ и настоящим ФКЗ №3 на всей территории РФ или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные настоящим ФКЗ №3 отдельные ограничения прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.
Введение чрезвычайного положения является временной мерой, применяемой исключительно для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя РФ (часть 2 ФКЗ №3).
На основании статьи 3 ФКЗ №3 чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю РФ и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер.
В соответствии с частью 1 статьи 4 ФКЗ №3 чрезвычайное положение на всей территории РФ или в ее отдельных местностях вводится указом Президента РФ с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации Федерального Собрания РФ и Государственной Думе Федерального Собрания РФ.
Согласно статье 7 Федерального закона РФ от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – ФЗ №68) ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, на территориях которых сложилась ЧС. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством РФ порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.
В силу пункта 1 статьи 18 ФЗ №68 граждане РФ имеют право:
- на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения ЧС;
- в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации ЧС использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от ЧС;
- быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности;
- обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от ЧС, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах;
- участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации ЧС;
- на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие ЧС;
- на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах ЧС;
- на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации ЧС;
- на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от ЧС, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;
- на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от ЧС, в порядке, установленном для семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка;
- на получение бесплатной юридической помощи в соответствии с законодательством РФ.
На основании подпункта «л» пункта 1 статьи 11 ФЗ №68 органы государственной власти субъектов РФ принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам РФ в случаях возникновения ЧС природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Согласно пункту 2 статьи 18 ФЗ №68 порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам РФ в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 №110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее – Правила №110).
В соответствии с подпунктами «г» и «д» пункта 2 Правил №110 бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов РФ для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией ЧС:
- оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10000 рублей на человека;
- оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество – 50000 рублей на человека, за полностью утраченное имущество – 100000 рублей на человека).
Пунктом 5 Правил №110 предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов РФ при недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджетах субъектов РФ для ликвидации чрезвычайных ситуаций, не позднее 1 месяца со дня возникновения чрезвычайной ситуации обращаются в Правительство РФ с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации.
Меры социальной поддержки граждан, находящихся в тяжелой жизненной ситуации, кроме указанных нормативных актов, предусмотрены также Законом Ставропольского края от 10.04.2006 №19-кз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, и ветеранов Великой Отечественной Войны» (далее – Закон СК).
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 4 Закона СК гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, предоставляются следующие меры социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате ЧС природного и техногенного характера в Ставропольском крае, выплачиваются единовременные денежные выплаты в следующих размерах:
- 10000 рублей на человека – единовременная материальная помощь;
- 50000 рублей на человека – за частично утраченное имущество первой необходимости;
- 100000 рублей на человека – за полностью утраченное имущество первой необходимости.
В соответствии с Приказом МЧС России от 29.08.2014 N470 «Об утверждении Порядка подготовки документов для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» списки граждан на получение финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (имущества первой необходимости) формируются на основании заявлений граждан и актов комиссионного обследования утраченного имущества (имущества первой необходимости) граждан, пострадавших в результате ЧС, террористического акта и (или) при пресечении террористического акта правомерными действиями (далее – акт обследования).
Акт обследования составляется комиссией, создаваемой органами местного самоуправления в целях определения степени утраты (полностью или частично) имущества (имущества первой необходимости) граждан, пострадавших в результате ЧС, террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями. Акт подписывается всеми членами комиссии (не менее 3 человек) и пострадавшими гражданами – собственниками имущества (имущества первой необходимости), утверждается руководителем органа местного самоуправления с расшифровкой подписей, проставлением даты и заверяется соответствующей печатью.
Из содержания вышеприведенных нормативных положений, регулирующих спорные отношения сторон, в их совокупности и взаимосвязи следует, что возникновение права пострадавших граждан РФ на получение единовременной материальной и финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой имущества не зависит от принадлежности им пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации жилого помещения на праве собственности. Обязательным условием для единовременной материальной помощи является постоянное проживание гражданина в жилом помещении на момент ЧС, для выплаты финансовой помощи – постоянное проживание в жилом помещении, пострадавшем в результате ЧС, и установление факта полной или частичной утраты гражданином имущества первой необходимости.
Правительственной комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности 24.05.2017 в связи с возникновением ЧС федерального характера с 24.05.2017 введен режим функционирования чрезвычайная ситуация для органов управления и сил территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС Красноярского, Ставропольского краев, Иркутской области и установить федеральный уровень реагирования.
Распоряжением губернатора Ставропольского края от 24.05.2017 №344-р введен режим чрезвычайной ситуации для органов управления и сил Ставропольской краевой территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (пункт 1.1); установлен региональный уровень реагирования сил и средств Ставропольской краевой подсистемы (пункт 1.2).
Распоряжением Правительства РФ от 09.06.2017 №1192-р в 2017 году Правительству Ставропольского края из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией последствий паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в мае 2017 года на территории Ставропольского края, выделены бюджетные ассигнования в размере до 937500000 рублей, в том числе: до 119500000 рублей – на оказание гражданам единовременной материальной помощи; до 362000000 рублей – на оказание гражданам финансовой помощи в связи с частичной утратой ими имущества первой необходимости; до 456000000 рублей – на оказание гражданам финансовой помощи в связи с полной утратой ими имущества первой необходимости.
Постановлением и.о. главы Георгиевского муниципального района Ставропольского края от 25.05.2017 №486 с 14 часов 25.05.2017 на территории Георгиевского муниципального района введен режим чрезвычайной ситуации функционирования Георгиевского районного звена Ставропольской краевой подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС.
Судом установлено, что Беляева Л.В. является собственником 1/8 доли в праве общей долевой собственности на Домовладение №, собственниками других долей являются Батракова В.П. (5/8), Батракова В.В (1/8) и Батраков В.В. (1/8), что подтверждается истребованной судом копией дела правоустанавливающих документов и свидетельствами о государственной регистрации права от 21.07.2014, от 26.12.2014 и от 22.09.2015.
Указанноедомовладениепопало в зону наводнения, произошедшего в период с 25.05.2017 по 28.05.2017, что подтверждается постановлением исполняющего полномочия главы Георгиевского городского округа Ставропольского края от 16.06.2017 года №849.
Согласно акту обследования имущества, поврежденного (разрушенного) в результате чрезвычайной ситуации в <адрес> данный жилой дом, пострадал в результате чрезвычайной ситуации, произошедшего в период с 25.05.2017 по 28.05.2017, стоимость пострадавшего имущества составляет 21000 рублей, степень повреждения имущества – частичная, сумма оказанной помощи Батраковой В.П., которая состоящей на регистрационном учете в данном домовладении, составила 50000 рублей.
В Доме № состоит на регистрационном учете Батракова В.П., не смотря отсутствия регистрации по данному адресу истцы Беляев В.И. и Беляева Л.В.также фактически проживают в данном домовладении, в связи с чем обратились в Администрацию с заявлением о включении их в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи. Однако им было отказано, поскольку на момент ЧС они не были зарегистрированы в Доме №.
Батракова В.П., которая состоит на регистрационном учете в данном домовладении, уже получила единовременную материальную и финансовой помощь, что подтверждается ответом на запрос суда министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края от 31.07.2017 №10317-05.
В силу статьи 1 Закона РФ от 25.06.1993 N5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», каждый гражданин РФ имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ.
Исходя из положений статьи 2 указанного Закона, регистрационный учет граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ – это государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Законом сведений о регистрации граждан РФ по месту пребывания, регистрации граждан РФ по месту жительства, снятии граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан РФ с регистрационного учета по месту жительства в пределах РФ. Регистрационный учет граждан РФ имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина РФ в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина РФ из места пребывания или места жительства.
Регистрация гражданина РФ по месту пребывания либо по месту жительства – постановка гражданина РФ на регистрационный учет по месту пребывания (жительства), то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания (жительства) гражданина РФ и о его нахождении в данном месте пребывания (жительства).
Частью 3 статьи 123 Конституции РФ закреплено, что судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со статьей 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
Согласно части 1 статьи 57 ГПК РФ суд вправе предложить гражданину представить дополнительные доказательства, а также оказать содействие в их собирании.
В случае невозможности подтверждения указанного обстоятельства иными доказательствами, кроме свидетельских показаний, суд оценивает свидетельские показания, в том числе и на предмет их достоверности и достаточности.
Факт проживания Беляева В.И. и Беляевой Л.В.на момент ЧС в жилом Доме № подтверждается пояснениями свидетелей ФИО7, ФИО8, ФИО9, а также совокупностью исследованных письменных доказательств: копией домовой книги, актом обследования имущества, поврежденного в результате ЧС от 31.05.2017, справкой уличного комитета от 05.07.2017;справкой ООО «ГеАЗ» от 22.06.2017 №37; протоколами обследования от 12.02.2016; копией карты амбулаторного больного 3П-880 Беляева В.И.; заявлением о переводе ошибочного платежа Батраковой В.П. от 08.12.2016; актами подтверждения проживания Подгорненского территориального отдела по работе с населением; личной карточкой работника Беляева В.И.; кредитным договором от 20.02.2016 №40033687 с Беляевой Л.В. и Беляевым В.И.; медицинской картой амбулаторного больного №7419 Беляева В.И.; фотографиями Домовладения №.
Согласно выписке из ЕГРН от 10.07.2017 №26-0-1-108/4003/2017-1331 Беляеввой Л.В. на праве собственности принадлежит жилое помещение по адресу: <адрес>, однако согласно рапорту УУП ОП №1 УМВД России по <адрес> и согласно справке управляющей ТСЖ «Любецкая 5» Драневской М.В. с 2015 года в данной квартире никто не проживает, в ней отсутствует мебель, квартира выставлена на продажу.
На основании изложенного, учитывая, что обязательным условием для единовременной материальной и финансовой помощи является постоянное проживание гражданина в жилом помещении на момент ЧС, а зарегистрированная в данном доме Батракова В.П. уже получила единовременную материальную и финансовую помощь, суд полагает удовлетворить требования Беляева В.И. и Беляевой Л.В.поскольку в результате ЧС в Домовладении № пострадало имущество первой необходимости: платяной шкаф, кровать, кресло, холодильник, факт проживания Беляева В.И. и Беляевой Л.В. в данном домовладении нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.
Таким образом, Беляев В.И. и Беляева Л.В. являются пострадавшими в результате ЧС и в соответствии с требованиями части 1 статьи 18 ФЗ №68 и подпункта 6 пункта 2 статьи 4 Закона СК подлежат включению в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в размере 10000 рублей и финансовой помощи в связи с частично утратой имущества вразмере 50000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199ГПК РФ, Георгиевский городской суд Ставропольского края
р е ш и л:
Исковые требования Беляева Владимира Ильича, Беляевой Людмилы Викторовны к администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края о признании их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации и обязании включить их в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи, в результате чрезвычайной ситуации, удовлетворить.
Признать Беляева Владимира Ильича ДД.ММ.ГГГГ рождения, Беляеву Людмилу Викторовну ДД.ММ.ГГГГ рождения пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной выпадением значительного количества осадков, повышением уровня воды в реках выше неблагоприятных отметок и подтоплением территории Георгиевского района Ставропольского края, произошедшими 25-28 мая 2017 года в станице Подгорной Георгиевского района Ставропольского края.
Обязать администрацию Георгиевского городского округа Ставропольского края включить Беляева Владимира Ильича, Беляеву Людмилу Викторовну в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной в размере 10000 рублей и финансовой помощи за частично утраченное имущество в размере 50000 рублей из резервного фонда Правительства Ставропольского края и из резервного фонда Правительства Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Георгиевский городской суд Ставропольского края.
Судья
Георгиевского городского суда
Ставропольского края В.В. Монастырский