63RS0007-01-2021-001157-97
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Самара «9» апреля 2021 года
Волжский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Бредихина А.В.,
при секретаре Делия И.О.,
с участием:
истца Мавлютова Е.Р.,
Суворовой Е.С., действующей в качестве представителя ответчика Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры,
Аникина В.Г., действующего в качестве представителя третьего лица - ГКУ Самарской области «Центр занятости населения городского округа Самара»,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1114/2021 по иску Мавлютова Е. Р. к Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуре о взыскании среднемесячного заработка за третий месяц со дня увольнения, и компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Мавлютов Е.Р. обратился в суд с иском к Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуре о взыскании среднемесячного заработка за третий месяц со дня увольнения, и компенсации морального вреда.
В обоснование иска указал, что на основании приказа Волжского межрегионального природоохранного прокурора от 17.11.2014 № он назначен ДД.ММ.ГГГГ на должность помощника Самарского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры. Приказом Волжского межрегионального природоохранного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ № он ДД.ММ.ГГГГ освобождён от должности и уволен на основании п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Пп. 1 и 2 ст. 40 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» определено, что служба в органах и организациях прокуратуры является федеральной государственной службой. Прокурорские работники являются федеральными государственными служащими, исполняющими обязанности по должности федеральной государственной службы с учётом требований настоящего Федерального закона. Правовое положение и условия службы прокурорских работников определяются настоящим Федеральным законом. Трудовые отношения работников органов и организаций прокуратуры регулируются законодательством Российской Федерации о труде и законодательством Российской Федерации о государственной службе с учётом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Ч. 3 ст. 178 ТК РФ предусмотрены основания для выплаты работодателем среднего месячного заработка за третий месяц со дня увольнения или его части пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц. В случае, предусмотренном частью второй настоящей статьи, уволенный работник вправе обратиться в письменной форме к работодателю за выплатой среднего месячного заработка за период трудоустройства в срок не позднее пятнадцати рабочих дней после окончания второго месяца со дня увольнения, а в случае, предусмотренном частью третьей настоящей статьи, - после принятия решения органом службы занятости населения, но не позднее пятнадцати рабочих дней после окончания третьего месяца со дня увольнения. При обращении уволенного работника за указанными выплатами работодатель производит их не позднее пятнадцати календарных дней со дня обращения. Государственным казённым учреждением Самарской области «Центр занятости населения городского округа Самара» он ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в целях поиска подходящей работы и признан безработным на основании приказа №Д1355/2002 от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ он обратился к директору государственного казённого учреждения Самарской области «Центр занятости населения городского округа Самара» с письменным обращением о возможности выплаты вышеуказанного среднего месячного заработка после окончания 3-го месяца со дня увольнения при условии, что он в течение 14 рабочих дней со дня увольнения не обратился в центр занятости населения и не был трудоустроен в течение 2 месяцев со дня увольнения. Факт его не трудоустройства подтверждается нотариально заверенной ДД.ММ.ГГГГ копией трудовой книжки. Согласно ответу заместителя директора государственного казённого учреждения Самарской области «Центр занятости населения городского округа Самара» от ДД.ММ.ГГГГ № исх. у центра занятости отсутствуют законные основания принятия решения о выдаче справки на оплату 3-го месяца по последнему месту работы. Вышеуказанный ответ обусловлен задержкой выдачи ему работодателем трудовой книжки. ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа Волжского межрегионального природоохранного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ №-к он освобождён от должности и уволен, однако трудовую книжку и другие документы, связанные со служебной деятельностью, он получил согласно отметке на письме от ДД.ММ.ГГГГ № только ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, период в 14 рабочих дней со дня увольнения истёк с учётом исчисления срока, установленного ч. 1 ст. 14 ТК РФ, ДД.ММ.ГГГГ. Результатом незаконных действий Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры явилась невыплата работодателем среднего месячного заработка за 3-й месяц со дня увольнения в размере 76897,92 руб. П. 10 Положения о порядке и размерах выплаты выходного пособия прокурорам, научным и педагогическим работникам при увольнении из органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации, утверждённого приказом Генерального прокурора Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, определено, что гарантии при сохранении среднемесячного заработка на срок до трёх (шести) месяцев на период трудоустройства и компенсации прокурорам, научным и педагогическим работникам, связанные с расторжением трудового договора в соответствии со ст. 178 и 318 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются только в части, не урегулированной Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации». Закон № не регулирует вопрос выплаты работодателем среднего месячного заработка за 3-й месяц со дня увольнения или его части пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц. Таким образом, выплата работодателем вышеуказанного среднего месячного заработка за 3-й месяц со дня увольнения должна производиться на основании ч. 4 ст. 178 ТК РФ. Однако данная обязанность работодателем не исполнена по причине задержки выдачи ему трудовой книжки. В результате неполучения им по вине работодателя среднего месячного заработка за 3-й месяц со дня увольнения ему причинены нравственные страдания. Таким образом, он оценивает причинённый ему моральный вред в размере 3 000 руб.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, истец Мавлютов Е.Р. просит суд:
- признать нарушение Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой ч. 3 ст. 178 Трудового кодекса Российской Федерации и п. 10 Положения о порядке и размерах выплаты выходного пособия прокурорам, научным и педагогическим работникам при увольнении из органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации, утверждённого приказом Генерального прокурора Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, в связи с невыплатой ему среднего месячного заработка за третий месяц со дня увольнения - ДД.ММ.ГГГГ по причине задержки выдачи работодателем трудовой книжки;
- взыскать с Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры не полученный им средний месячный заработок за третий месяц со дня увольнения в размере 76897,92 руб.;
- взыскать с Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры в его пользу денежную компенсацию морального вреда, причинённого вследствие невыплаты среднего месячного заработка за третий месяц со дня увольнения, в размере 3 000 руб.
В судебном заседании истец Мавлютов Е.Р., ссылаясь на изложенные в иске основания, настаивал на удовлетворении заявленных требований в полном объёме. Дополнительно пояснил, что факт задержки выдачи ему трудовой книжки установлен решением Волжского районного суда по делу №. После второго увольнения 10 сентября, уведомление об увольнении он не получил и до ДД.ММ.ГГГГ не знал свой статус, в связи с чем, был лишен возможности в 14-дневный срок направить предусмотренное законом заявление в центр занятости. У него не было документов о его служебной деятельности, и информации, которая была необходима для заполнения сведений на портале «Госуслуги» для того, чтобы направить заявление о том, чтобы его признали нуждающимся в работе. ДД.ММ.ГГГГ он получил документы, но это был конец рабочего дня, в связи с чем, не смог лично обратиться в центр занятости для подачи заявления. Только ДД.ММ.ГГГГ ему сообщили по телефону о том, что он может приехать и забрать документы, связанные с увольнением. Постановление Правительства РФ № «Об утверждении временных правил регистрации граждан находящихся в поисках подходящей работы, в качестве безработных», подтверждает право работника на выбор способа обращения. Зарегистрировался на портале только 30 сентября, поскольку только тогда у него появилась такая техническая возможность.
В судебном заседании (по средствам ВКС) Суворова Е.С., действующая в качестве представителя ответчика Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, просила отказать в удовлетворении иска Мавлютова Е.Р., ссылаясь на изложенные в письменных возражениях основания. Дополнительно пояснила, что сведения об увольнении Мавлютов Е.Р. были направлены в Пенсионный Фонд ДД.ММ.ГГГГ. Мавлютов Е.Р. фактически обладал информацией о том, что он уволен, и имел возможность обратиться в прокуратуру для получения сведений об издании приказа. Никаких мер для постановки на учет в центр занятости в установленный срок Мавлютов Е.Р. не предпринял. Трудовая книжка и иные документы были направлены в Самарскую природоохранную прокуратуру фельдъегерской связью. ДД.ММ.ГГГГ данные документы поступили, и их можно было забрать, начиная с указанной даты в любое время, но истец сам пришел ДД.ММ.ГГГГ и это 14 рабочий день с момента увольнения. Истец мог обратиться в центр занятости как лично, так и дистанционно. Сделано это не было. Истцом самим выбран способ получения трудовой книжки в Самарской природоохранной прокуратуре, а не по месту его жительства. Прокуратура не может нести ответственность за пропуск срока на подачу заявления.
В судебном заседании Аникин В.Г., действующий в качестве представителя третьего лица - ГКУ Самарской области «Центр занятости населения городского округа Самара», ссылаясь на изложенные в письменном отзыве основания, вопрос удовлетворения иска Мавлютова Е.Р. оставил на усмотрение суда. Дополнительно пояснил, что чтобы попасть на личный прием в центр занятости, необходимо звонить и записываться. С момента звонка и до момента приема проходит 2-3 дня. В случае отсутствия трудовой книжки при обращении с заявлением Мавлютов Е.Р. был бы признан гражданином, который ищет работу, но не безработным. При заполнении заявления на портале «Госуслуги», необходимо заполнить все пункты, которые отмечены галочкой. В ином случае данное заявление не будет принято. В данном случае у Мавлютова Е.Р. ДД.ММ.ГГГГ был последний день для подачи заявления. При наличии личного кабинета в «Госуслуги», технической возможности телефона и подключения к сети Интернет, можно было ДД.ММ.ГГГГ подать заявление в центр занятости.
Привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица Генеральная прокуратура Российской Федерации участие своего представителя в судебном заседании не обеспечила, о месте и времени слушания дела извещена судом надлежащим образом, до начала судебного заседания каких-либо заявлений и ходатайств суду не представила.
Выслушав истца, представителей ответчика и третьего лица, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Мавлютова Е.Р. не подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
Из представленных в материалы дела документов судом установлено, что на основании приказа Волжского межрегионального природоохранного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ № Мавлютов Е.Р. назначен ДД.ММ.ГГГГ на должность помощника Самарского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры.
Приказом Волжского межрегионального природоохранного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ № Мавлютов Е.Р. ДД.ММ.ГГГГ освобождён от должности и уволен на основании п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ.
Фактически трудовая книжка, заверенные копии трудового договора, приказа об освобождении от занимаемой должности и увольнении и иных связанных с трудовой деятельностью документов, получены Мавлютовым Е.Р. ДД.ММ.ГГГГ в здании Самарской межрайоной природоохранной прокуратуры.
В связи с установлением факта несвоевременной выдачей трудовой книжки, решением Волжского районного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № с Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры в пользу Мавлютова Е.Р. взыскана заработная плата за время задержки её выдачи за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также денежная компенсация морального вреда.
Пунктами 1 и 2 ст. 40 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» определено, что служба в органах и организациях прокуратуры является федеральной государственной службой. Прокурорские работники являются федеральными государственными служащими, исполняющими обязанности по должности федеральной государственной службы с учётом требований настоящего Федерального закона. Правовое положение и условия службы прокурорских работников определяются настоящим Федеральным законом. Трудовые отношения работников органов и организаций прокуратуры регулируются законодательством Российской Федерации о труде и законодательством Российской Федерации о государственной службе с учётом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу ст. 178 Трудового кодекса РФ, при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка. В случае, если длительность периода трудоустройства работника, уволенного в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса), превышает один месяц, работодатель обязан выплатить ему средний месячный заработок за второй месяц со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц. В исключительных случаях по решению органа службы занятости населения работодатель обязан выплатить работнику, уволенному в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса), средний месячный заработок за третий месяц со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц, при условии, что в течение четырнадцати рабочих дней со дня увольнения работник обратился в этот орган и не был трудоустроен в течение двух месяцев со дня увольнения. В случае, предусмотренном частью второй настоящей статьи, уволенный работник вправе обратиться в письменной форме к работодателю за выплатой среднего месячного заработка за период трудоустройства в срок не позднее пятнадцати рабочих дней после окончания второго месяца со дня увольнения, а в случае, предусмотренном частью третьей настоящей статьи, - после принятия решения органом службы занятости населения, но не позднее пятнадцати рабочих дней после окончания третьего месяца со дня увольнения. При обращении уволенного работника за указанными выплатами работодатель производит их не позднее пятнадцати календарных дней со дня обращения.
Согласно ст. 15 Закона РФ от 19.04.1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» и п. 1.11 Устава ГКУ Самарской области «Центр занятости населения городского округа Самара», на Центр занятости возложена обязанность по оказанию государственных услуг, регистрации граждан в качестве безработных, по осуществлению социальных выплат гражданам признанными в установленном порядке безработными.
Также судом уставлено, что ДД.ММ.ГГГГ Мавлютов Е.Р. через портал «Госуслуги» подал в ГКУ Самарской области «Центр занятости населения городского округа Самара» заявление о регистрации в качестве безработного.
В последующем ДД.ММ.ГГГГ Мавлютов Е.Р. обратился в ГКУ Самарской области «Центр занятости населения городского округа Самара» с заявлением о выдачи справки на оплату среднемесячного заработка за третий месяц со дня увольнения по последнему месту работы.
ДД.ММ.ГГГГ письмом № заместителем директора ГКУ Самарской области «Центр занятости населения городского округа Самара» Мавлютову Е.Р. отказано в принятии решения о выдачи указанной справки на оплату среднемесячного заработка за третий месяц со дня увольнения по последнему месту работы. В качестве основания для отказа указано на то, что данное заявление было подано Мавлютовым Е.Р. по истечению установленного ст. 178 Трудового кодекса РФ 14-деневного срока.
До настоящее времени Мавлютов Е.Р. не трудоустроен, что подтверждается нотариально заверенной копией его трудовой книжки <данные изъяты> №.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 29 ноября 2012 года N 2214-О, предоставление работодателю права расторгнуть трудовой договор по указанному основанию предполагает и возложение на него обязанности по соблюдению определенных законодателем правовых гарантий защиты увольняемого работника от негативных последствий, которые могут наступить для него в результате потери работы. К их числу относятся установленные статьей 178 Трудового кодекса Российской Федерации выплата каждому увольняемому работнику выходного пособия в размере среднего месячного заработка, а также сохранение за ним среднего месячного заработка на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия) (часть первая), и, кроме того, сохранение в исключительных случаях по решению органа службы занятости населения за уволенным работником среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения при условии, что в двухнедельный срок после увольнения он обратился в этот орган и не был им трудоустроен (часть вторая). Как следует из части второй статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации, основанием для сохранения за работником, уволенным в связи с сокращением численности или штата работников организации, среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения является принятие органом службы занятости населения соответствующего решения, которое, будучи направленным на обеспечение реализации конституционного права такого лица на защиту от безработицы (статья 37, часть 3, Конституции России), одновременно обязывает работодателя осуществить в его пользу указанную выплату. При этом законодательное закрепление такого основания предоставления соответствующей гарантии не предполагает, что орган службы занятости населения обладает в этой ситуации неограниченной свободой усмотрения. По смыслу оспариваемого законоположения, орган службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за уволенным работником среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения должен не только устанавливать наличие формальных условий возникновения у такого лица права на получение соответствующей выплаты - своевременного (в двухнедельный срок после увольнения) обращения в орган службы занятости и отсутствия его трудоустройства в течение трех месяцев, но и учитывать иные имеющие значение для решения этого вопроса обстоятельства. Таким образом, это законоположение не предполагает предоставление органу службы занятости населения при решении им вопроса о сохранении за работником, уволенным в связи с сокращением численности или штата работников организации, среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения права действовать произвольно, признавая или не признавая соответствующий случай в качестве исключительного.
Поскольку соответствующего решения ГКУ Самарской области «Центр занятости населения городского округа Самара» в отношении Мавлютова Е.Р. не принято, у суда отсутствуют, предусмотренные законом основания для взыскания с ответчика среднемесячного заработка за третий месяц со дня увольнения.
Действующие нормы трудового законодательства не предусматривают возможность взыскания с бывшего работодателя в пользу работника, в отсутствие решения органа службы занятости, среднемесячного заработка за третий месяц со дня увольнения.
При этом законом предусмотрены иные меры ответственности работодателя за задержку выдачи работнику трудовой книжки, которые реализованы Мавлютовым Е.Р. в рамках рассмотренного Волжским районным судом Самарской области гражданского дела №.
Кроме того, судом учитывается, что день фактического получения Мавлютовым Е.Р. копии приказа об освобождении от должности и увольнении, а также трудовой книжки, являлся крайним днём предусмотренного ст. 178 Трудового кодекса РФ срока для обращения в орган службы занятости с соответствующим заявлением. По убеждению суда при должной осмотрительности у Мавлютова Е.Р. имелась возможность обращения ДД.ММ.ГГГГ по средствам портала «Госуслуги» в ГКУ Самарской области «Центр занятости населения городского округа Самара», что фактически им сделано только ДД.ММ.ГГГГ. Довод Мавлютова Е.Р. о том, что у него не было технической возможности ДД.ММ.ГГГГ для обращения в орган службы занятости, суд не принимает во внимание, поскольку данный довод является голословным.
Также суд критически относится и не принимает во внимание доводы Мавлютова Е.Р. о том, что до ДД.ММ.ГГГГ он не знал о своём рабочем статусе. В процессе рассмотрения дела Мавлютов Е.Р. не отрицал, что начиная с ДД.ММ.ГГГГ он фактически не работал, в связи с сокращением его должности, при этом он не находился на больничном листе. Также суд учитывает, что Мавлютов Е.Р. в своем заявлении в адрес работодателя просил о выдачи ему трудовой книжки и иных связанных с увольнением документов по месту работы в Самарской межрайонной природоохранной прокуратуре, а не по месту своего жительства, чем самостоятельно увеличил сроки получения вышеуказанных документов.
В силу ст. 237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Судом уставлено, что за задержку выдачи трудовой книжки с Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры в пользу Мавлютова Е.Р. уже взыскана денежная компенсация морального вреда, что исключает возможность её повторного взыскания за аналогичные действия работодателя.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Отказать в полном объёме в удовлетворении исковых требований Мавлютова Е. Р. к Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуре о взыскании среднемесячного заработка за третий месяц со дня увольнения, и компенсации морального вреда.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Волжский районный суд Самарской области в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Судья А.В. Бредихин
В окончательной форме решение изготовлено 21.04.2021 года.