Дело № 2-1-6879/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Калужский районный суд Калужской области
в составе председательствующего судьи Желтиковой О.Е.,
при секретаре Титковой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Калуге 02 сентября 2021 года гражданское дело по иску Щербаковой О.В. к Федеральному казенному профессиональному образовательному учреждению № 57 Федеральной службы исполнения наказаний о начислении и уплате дополнительного тарифа страховых взносов,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ Щербакова О.В. обратилась в суд с иском к Федеральному казенному профессиональному образовательному учреждению № 57 Федеральной службы исполнения наказаний о возложении обязанности произвести доначисление и уплату дополнительных страховых взносов в отношении истца за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно, а также возложении обязанности производить начисление и уплату страховых взносов с апреля 2021 года. В обоснование иска истец указала, что работает в ФКПОУ № 57 Федеральной службы исполнения наказаний в должности заместителя директора по учебной работе, а также с ДД.ММ.ГГГГ работает в должности преподавателя (внутреннее совмещение); с момента ее трудоустройства образовательным учреждением не производились отчисления дополнительных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для досрочного выхода на пенсию, что истец считает незаконным.
Заочным решением Калужского районного суда Калужской области от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Щербаковой О.В. удовлетворены.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ заочное решение суда отменено, производство по делу возобновлено.
В ходе рассмотрения дела истец Щербакова О.В. исковые требования уточнила, просила обязать Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение № 57 Федеральной службы исполнения наказаний произвести начисление и уплату дополнительного тарифа страховых взносов за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно и обязать Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение № 57 Федеральной службы исполнения наказаний производить начисление и уплату дополнительного тарифа страховых взносов ДД.ММ.ГГГГ года, а также предоставить в соответствующее структурное подразделение Пенсионного фонда Российской Федерации скорректированные сведения индивидуального (персонифицированного) учета в отношении истца.
Истец Щербакова О.В. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала.
Представитель ответчика Федерального казенного профессионального образовательного учреждения № 57 Федеральной службы исполнения наказаний Ноздрин В.В. в судебном заседании удовлетворение исковых требований оставил на усмотрение суда.
Представитель третьего лица УФНС России по Калужской области по доверенности Белозерова Д.Г. в судебном заседании не возражала против удовлетворения иска.
Представители третьих лиц ФСИН России и УФСИН России по Калужской области в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного разбирательства извещены.
Представитель третьего лица ГУ – Управления Пенсионного фонда РФ в г. Калуге Калужской области в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного разбирательства извещен, письменно просит рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель третьего лица ИФНС России по Ленинскому округу города Калуги в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом.
Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение № 57 ФСИН России в соответствии с Уставом является федеральным казенным профессиональным образовательным учреждением, осуществляющим среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих, профессиональное обучение, дополнительное профессиональное образование в соответствии с лицензией на осуществление образовательной деятельности. При этом, в соответствии с пунктом 2.1 Устава, предметом деятельности учреждения является обеспечение условий для получения среднего профессионального образования по программам подготовки квалифицированных рабочих и профессионального обучения лицами, осужденными к лишению свободы, не имеющими профессии (специальности), по которой они могут работать в учреждении, исполняющем наказания в виде лишения свободы и после освобождения от него.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального Закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Согласно статье 33.1 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» гарантии социальной защиты сотрудников уголовно-исполнительной системы (денежное довольствие, страховые гарантии и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, право на жилищное обеспечение, право на медицинское обслуживание, гарантии в связи с прохождением службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и иные гарантии) устанавливаются этим законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статьей 36 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» предусмотрено, что рабочим и служащим учреждений, исполняющих наказания, занятым на работах с осужденными, по списку работ и профессий, утверждаемому Правительством Российской Федерации, пенсия устанавливается женщинам - по достижении 50 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет, из них не менее 10 лет - на работах с осужденными.
Из материалов дела следует, что с ДД.ММ.ГГГГ Щербакова О.В. работает в Федеральном казенном профессиональном образовательном учреждении № 57 Федеральной службы исполнения наказаний в должности заместителя директора по учебной работе; а также с ДД.ММ.ГГГГ в должности «преподаватель» (внутреннее совмещение).
В соответствии с положениями должностной инструкции заместителя директора по учебной работе заместитель директора по учебной работе относится к категории руководителей (п.1.1.); в должностные обязанности заместителя директора по учебной работе входит в том числе: организация перспективного и текущего планирования деятельности педагогического коллектива по реализации целей образовательного процесса (п.2.1.1); организация учебной и учебно-организационной работы в учреждении (2.1.2); координация работы преподавателей, мастеров производственного обучения и других педагогических и иных работников по выполнению учебных планов и программ, а также разработка учебно-методической и иной документации, необходимой для деятельности образовательного учреждения (2.1.3); анализ результатов мониторинга образовательного процесса (2.1.4); организация работы по подготовке и проведению экзаменов (п.2.1.5); организация просветительской работы для сотрудников и обучающихся (п.2.1.6); организация помощи обучающимся в проведении культурно-просветительских и оздоровительных мероприятий (2.1.8); организация работы учебной части учреждения (п.2.1.10); планирование и осуществление контроля за качеством образовательного процесса, объективности оценки результатов образовательной деятельности обучающихся; анализ успеваемости, совместно с руководителями филиалов организует работу по повышению успеваемости и улучшению посещаемости занятий обучающихся; организация работы по подготовке и проведению всех форм предварительной, промежуточной и итоговой государственной аттестации, подготовка документации и организация работы экзаменационных комиссий (2.1.20); осуществление контроля работы преподавателей, посещение уроков (2.1.21).
Таким образом, согласно положениям должностной инструкции заместителя директора по учебной работе ФКПОУ № 57 ФСИН России Щербаковой О.В. трудовая функция истца действительно связана с постоянной занятостью с осужденными.
Данные обстоятельства также не оспаривались стороной ответчика в ходе судебного заседания, так из пояснений представителя ответчика следует, что трудовая функция истца связана с постоянной занятостью с осужденными.
Как следует из материалов дела, что также не оспаривалось лицами, участвующими в деле, в ходе судебного разбирательства, с момента трудоустройства Щербаковой О.В. в ФКПОУ № 57 ФСИН России отчисления в Пенсионный фонд России дополнительных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для досрочного выхода на пенсию не производились.
В соответствии с подпунктом 17 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» досрочная трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, соответственно не менее 15 лет и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
В соответствии с частью 2 статьи 30 указанного Федерального закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом «к» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, которые были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, применяется Список работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03 февраля 1994 года № 85 «Об утверждении списка работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда».
Согласно постановлению Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", лицам, которые были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений Министерства юстиции Российской Федерации, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, при назначении досрочной трудовой пенсии применяется Список N 85.Пунктом 4 Списка № 85, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 февраля 1994 г. предусмотрено право на льготное пенсионное обеспечение по возрасту для работников общеобразовательных школ воспитательных колоний, а также образовательных учреждений и их учебно-консультационных пунктов (филиалов), которые создаются при учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, постоянно и непосредственно занятых на работах с осужденными, в том числе занимающих должности учителя и заместители директора (заведующего, начальника) по учебно-воспитательной (учебной, воспитательной) работе.
В соответствии с пунктом 2 разъяснений Минтруда РФ от 20 мая 1994 года № 8 «О порядке применения Списка № 85» правом на льготное пенсионное обеспечение по Списку № 85 пользуются рабочие и служащие учреждений, исполняющих наказания, занятые на работах с осужденными постоянно и непосредственно в течение полного рабочего дня.
В соответствии с разъяснением Министерства труда Российской Федерации от 20 мая 1994 года № 39 «О порядке применения Списка работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда» правом на льготное пенсионное обеспечение по Списку пользуются рабочие и служащие учреждений, исполняющих наказания, занятые на работах с осужденными постоянно и непосредственно в течение полного рабочего дня.
В силу части 6 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ периоды работы, предусмотренные подпунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 01 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные подпунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в данной норме соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
В соответствии с частью 8 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» положения части 6 статьи 30 настоящего Федерального закона не препятствуют учету в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов занятости на рабочих местах на работах, указанных в пунктах 1 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, до установления на таких рабочих местах класса условий труда в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О специальной оценке условий труда», при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, могут засчитываться в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости по признаваемым действительными, но не более чем до 31 декабря 2018 года результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона «О специальной оценке условий труда».
В соответствии с частью 2 статьи 428 Налогового кодекса Российской Федерации для плательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в пунктах 2 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», применяется дополнительный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 6 процентов (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи).
Возникновение права на досрочное пенсионное обеспечение по пункту 17 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» поставлено в зависимость от постоянной занятости работника на работах с осужденными.
В ходе судебного разбирательства установлено и не оспаривалось ответчиком, что в оспариваемый период - с августа 2019 года и по настоящее время истец имеет постоянную занятость на работах с осужденными.
В соответствии с частью 2 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» в целях проведения специальной оценки условий труда исследованию (испытанию) и измерению подлежат следующие вредные и (или) опасные факторы трудового процесса: 1) тяжесть трудового процесса - показатели физической нагрузки на опорно-двигательный аппарат и на функциональные системы организма работника; 2) напряженность трудового процесса - показатели сенсорной нагрузки на центральную нервную систему и органы чувств работника.
Частью 3 статьи 13 указанного Федерального закона определен перечень исследований и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов производственной среды и трудового процесса. Так, согласно пунктам 22, 23 части 3 статьи 13 указанного Федерального закона при определении тяжести трудового процесса подлежат измерению длина пути перемещения груза, мышечное усилие, масса перемещаемых грузов, угол наклона корпуса тела работника и количество наклонов за рабочий день (смену), время удержания груза, количество стереотипных рабочих движений. При определении напряженности трудового процесса проводятся исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов трудового процесса работников, трудовая функция которых заключается в диспетчеризации производственных процессов, управлении транспортными средствами измерению подлежат длительность сосредоточенного наблюдения, плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в единицу времени, число производственных объектов одновременного наблюдения, нагрузка на слуховой анализатор, время активного наблюдения за ходом производственного процесса; трудовая функция которых заключается в обслуживании производственных процессов конвейерного типа - продолжительность выполнения единичной операции, число элементов (приемов), необходимых для реализации единичной операции; трудовая функция которых связана с длительной работой с оптическими приборами и с постоянной нагрузкой на голосовой аппарат.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 10 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не осуществляется в отношении рабочих мест работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Проанализировав содержание вышеприведенных норм права, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требвоаний истца, при этом, то обстоятельство, что по результатам специальной оценки условий труда Щербаковой О.В. установлен 2 класс (допустимые условия труда), при том что такой фактор, как постоянная занятость на работах с осужденными, не подвергался оценке, вопреки доводам представителя третьих лиц, не является основанием для отказа в удовлетворении иска.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Щербаковой О.В. удовлетворить.
Обязать Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение № 57 Федеральной службы исполнения наказаний произвести начисление и уплату дополнительного тарифа страховых взносов в отношении Щербаковой О.В. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно и предоставить в соответствующее структурное подразделение Пенсионного фонда Российской Федерации скорректированные сведения индивидуального (персонифицированного) учета на Щербакову О.В. за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно.
Обязать Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение № 57 Федеральной службы исполнения наказаний производить начисление и уплату дополнительного тарифа страховых взносов и предоставлять в соответствующее структурное подразделение Пенсионного фонда Российской Федерации скорректированные сведения индивидуального (персонифицированного) учета в отношении Щербаковой О.В. с ДД.ММ.ГГГГ.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Калужский областной суд через калужский районный суд Калужской области о течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий О.Е. Желтикова
Решение в окончательной форме изготовлено 10 сентября 2021 года.