Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1077/2014 ~ М-897/2014 от 18.04.2014

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Тюмень                             «29» мая 2014 года

Тюменский районный суд Тюменской области в составе:

председательствующего судьи                       С.А. Халаевой

при секретаре                                         А.С. Алиевой,

с участием представителя истца Кротких К.В., представителя ответчика Орловой А.Ш.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1077/14 по иску Шинкарь <данные изъяты> к администрации Тюменского муниципального района Тюменской области об оспаривании решения администрации от 31.01.2014 по отказы в предоставлении земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

    Шинкарь Х.И. в лице своего представителя по доверенности Кротких К.В. обратился в суд с иском о признании незаконным решения администрации Тюменского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. и возложении обязанности на ответчика предоставить истцу указанный земельный участок в границах, согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории от ДД.ММ.ГГГГ для ведения личного подсобного хозяйства.

    Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением о предоставлении ему в аренду земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства. ДД.ММ.ГГГГ вопрос о предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка вынесен на рассмотрение земельно-градостроительной комиссии по предоставлению земельных участков для юридических и физических лиц в Тюменском муниципальном районе. Указанной комиссией принято решение об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с решением Думы Тюменского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № 429. ДД.ММ.ГГГГ ответчиком в адрес истца было направлено письмо с указанием вышеизложенных сведений и дополнительно было сообщено, что решением Думы Тюменского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Положение о порядке предоставления земельных участков на территории Тюменского муниципального района, утвержденным решением Думы Тюменского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №344» предоставление земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенных пунктов (приусадебный земельный участок) может осуществляться только в зоне сельскохозяйственного использования, установленной правилами землепользования и застройки, градостроительный регламент, которой предусматривает использование территории для ведения личного подсобного хозяйства. В связи с чем отказала в предоставлении земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в прокуратуру <адрес> с просьбой разобраться в сложившейся ситуации, на что получил ответ № 1625ж2014 от 03.03.2014, в котором прокурор сообщил, оснований для принятия мер прокурорского реагирования не имеется. В связи с чем, истец был вынужден обратится в суд, так как считает, отказ ответчика в предоставлении в аренду земельного участка по изложенным в отказе мотивам незаконным, не соответствующим требованиям Конституции РФ, Федеральному закону РФ «О личном подсобном хозяйстве», градостроительному законодательству, а также противоречащим правилам землепользования и застройки Ембаевского МО.

    Истец Шинкарь Х.И. в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени проведения судебного заседания извещена надлежащим образом.

    Представитель истца – Кротких К.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.39), в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Суду пояснила, что заявитель не имеет регистрации на территории Тюменского муниципального района, но поскольку других заявлений от лиц, имеющих регистрацию на территории района о предоставлении спорного участка в аренду не поступило, участок должен был быть предоставлен истцу, других законных оснований для отказа в предоставлении участка у ответчика не имелось. Также пояснила, что застройка территории Ембаевского МО осуществляется в соответствии с действующими правилами землепользования и застройки, никакие изменения в данные правила внесены не были.

    Представитель ответчика – администрации Тюменского муниципального района Тюменской области – Орлова А.Ш., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 51), в судебном заседании иск не признала, подержала письменный отзыв на исковое заявление, предоставленный суду представителем по доверенности ФИО5 (л.д. 46-49). Суду пояснила, что администрация, отказывая истцу в предоставлении земельного участка в аренду основывалась на решение Думы Тюменского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Положение о порядке предоставления земельных участков на территории Тюменского муниципального района, утвержденным решением Думы Тюменского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №344», которое имеет высшую юридическую силу на территории муниципального района. Также пояснила, что в правила землепользования и застройки Ембаевского сельского поселения <адрес> изменения внесены не были.

    Суд, заслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, руководствуясь требованиями закона, считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в части, по следующим основания.

Согласно ч.1 ст. 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

    В силу ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

    Из объяснений сторон в судебном заседании судом установлено, ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением о предоставлении ему в аренду земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства. ДД.ММ.ГГГГ вопрос о предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка вынесен на рассмотрение земельно-градостроительной комиссии по предоставлению земельных участков для юридических и физических лиц в Тюменском муниципальном районе. Указанной комиссией принято решение об отказе в предоставлении земельного участка в аренду. О принятии указанного решения в адрес истца ДД.ММ.ГГГГ ответчиком направлен мотивированный ответ (л.д. 19). Отказ мотивирован тем, что в соответствии с решением Думы Тюменского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Положение о порядке предоставления земельных участков на территории Тюменского муниципального района, утвержденным решением Думы Тюменского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №344» предоставление земельный участков для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенных пунктов (приусадебный земельный участок) может осуществляться только в зоне сельскохозяйственного использования, установленной правилами землепользования и застройки, градостроительный регламент, которой предусматривает использование территории для ведения личного подсобного хозяйства.

         В силу п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.

В соответствии с ч. 2 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ применительно к каждой территориальной (в том числе жилой зоне) устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков.

         Для земельных участков каждой территориальной зоны виды разрешенного использования, на основании абзаца 2 п. 3 ст. 85 Земельного кодекса РФ, определяются градостроительным регламентом, который для каждой территориальной зоны устанавливается правилами землепользования и застройки индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков.

        В силу п. 2 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны.

В соответствии с п. 17 ст. 24 ГрК РФ внесение изменений в генеральный план осуществляется в соответствии с настоящей статьей и статьями 9 и 25 настоящего кодекса.

Судом установлено, что решением Думы Тюменского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ утверждено положение о порядке предоставления земельных участков на территории Тюменского муниципального района (л.д. 23-36).

Решением Думы Тюменского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №429 «О внесении изменений в Положение о порядке предоставления земельных участков на территории Тюменского муниципального района, утвержденным решением Думы Тюменского муниципального района от 02.11.2012 №344» внесены изменения в вышеназванное положение, в частности в абзац 5 пункта 8.13 Положения, который изложен в следующей редакции «Предоставление земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенных пунктов (приусадебный земельный участок) может осуществляться только в зоне сельскохозяйственного использования, установленной правилами землепользования и застройки, градостроительный регламент которой предусматривает использование территории для ведения личного подсобного хозяйства». (л.д. 37).

Суд не может согласиться с доводами ответчика, что данный нормативный акт на территории Тюменского муниципального района имеет высшую юридическую силу, в данной части принимает доводы истца, так как.

В силу ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

Статей 76 Конституции РФ предусмотрено, что по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

В силу ст. 11 ГПК РФ суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Суд разрешает гражданские дела, исходя из обычаев делового оборота в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами. Суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.

Согласно ст. 1 Федерального закона № 112-ФЗ от 07.07.2003 «О личном подсобном хозяйстве» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами личного подсобного хозяйства. Правовое регулирование ведения гражданами личного подсобного хозяйства осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно ст. 4 вышеназванного закона для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок). Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.

Суд соглашается с доводами истца, что действующий федеральный закон предусматривает предоставление земельных участков под личное подсобное хозяйство в границах населенного пункта (приусадебный участок) и за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).

Судом установлено, что испрашиваемый земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> относится к категории земель: земли населенных пунктов и расположен в зоне жилищной застройки, что подтверждается схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории (л.д. 11) и не оспаривается ответчиком.

Согласно ст. 35 Градостроительного кодекса РФ в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон. В состав жилых зон могут включаться: 1) зоны застройки индивидуальными жилыми домами; 2) зоны застройки малоэтажными жилыми домами; 3) зоны застройки среднеэтажными жилыми домами; 4) зоны застройки многоэтажными жилыми домами; 5) зоны жилой застройки иных видов. В жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду. В состав жилых зон могут включаться также территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства.

В соответствии правилами землепользования и застройки Ембаевского сельского поселения Тюменского муниципального района Тюменской области (л.д. 12-16), зона малоэтажной жилой застройки (ЖЗ 103), предусматривает в качестве основного вида и параметра разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, в том числе для ведения личного подсобного хозяйства, как и зона индивидуальной жилой застройки (ЖЗ 104).

Из объяснений сторон в судебном заседании установлено, что указанные правилами землепользования и застройки Ембаевского сельского поселения Тюменского муниципального района Тюменской области действуют, какие либо изменения в соответствии с градостроительным регламентом на момент рассмотрения спора в них не внесены.

Таким образом, отказ администрации в предоставлении истцу земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства на землях населенных пунктов не может быть признан судом законным, следовательно исковые требования <данные изъяты> Хари Исаковича земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> подлежат удовлетворению.

В силу ч. 3,4 ст. 3 Федерального закона РФ № 112-ФЗ от 07.07.2003 «О личном подсобном хозяйстве» земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в сельских поселениях. Гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в городских поселениях, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются при наличии свободных земельных участков.

В силу ст. 11.1 Земельного кодекса РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.

    Из объяснений сторон в судебном заседании установлено, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> не поставлен на государственный кадастровый учет. Доказательств обратного суду не представлено. Следовательно, суд соглашается с возражениями ответчика в части, что настоящий земельный участок не является самостоятельным объектом недвижимости и не может быть предметом гражданского оборота, а соответственно не может быть предоставлен в аренду.

Таким образом, требования истца о возложении обязанности на администрацию Тюменского муниципального района Тюменской области предоставить истцу указанный земельный участок в аренду в границах, согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории от 12.12.2013 для ведения личного подсобного хозяйства не подлежат удовлетворению.

    На основании изложенного, руководствуясь ст. 15, 19, 76, 132 Конституции РФ, ст. 7, 9, 10, 11, 11.1, 28, 29 Земельного кодекса РФ, ст. 9, 24, 25, 31-33, 35, 36, 37 Градостроительного кодекса РФ, Федеральным законом РФ № 112-ФЗ от 07.07.2003 «О личном подсобном хозяйстве», ст. 11, 12, 39, 56, 67, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

         Исковые требования Шинкарь <данные изъяты> удовлетворить частично.

         Признать незаконным решение администрации Тюменского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении в аренду Шинкарь <данные изъяты> земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.

В остальной части иска отказать.

    Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме в Тюменский областной суд путем подачи жалобы через Тюменский районный суд <адрес>.

    Судья                (подпись)            С.А. Халаева

    Мотивированное решение составлено 06 июня 2014 года.

    <данные изъяты>

<данные изъяты>

2-1077/2014 ~ М-897/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Шинкарь Хари Исакович
Ответчики
Администрация Тюменского МО
Суд
Тюменский районный суд Тюменской области
Судья
Халаева Светлана Александровна
Дело на странице суда
tumensky--tum.sudrf.ru
18.04.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.04.2014Передача материалов судье
22.04.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.04.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.05.2014Подготовка дела (собеседование)
15.05.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.05.2014Судебное заседание
06.06.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.10.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее