дело № 5-463/2021
10RS0013-01-2021-001261-16
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
12 ноября 2021 г. (резолютивная часть оглашена 11 ноября 2021 г.) |
г.Петрозаводск |
Судья Прионежского районного суда Республики Карелия Панасенко Н.В., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении муниципального унитарного предприятия Прионежского муниципального района «Водоканал Прионежский», дата государственной регистрации 23 мая 2018 г., ИНН 1020017773, ОГРН 11810010004623, адрес местонахождения: Республика Карелия, Прионежский район, п.Мелиоративный, ул.Строительная, д.6а,
у с т а н о в и л :
согласно протоколу об административном правонарушении муниципальное унитарное предприятие Прионежского муниципального района «Водоканал Прионежский» 11 июня 2021 г. в нарушение п. 1.2, п.1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02» (вместе с «СанПиН 2.1.4.1110-02. 2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Санитарные правила и нормы» не получило санитарно-эпидемиологические заключения на проекты зон санитарной охраны объектов водоснабжения в п.Новая Вилга, п.Ладва, указанные заключения не утверждались Управлением Роспоребнадзора по РК; не проводит санитарно-гигиенические мероприятия, отсутствуют санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов: п.Шуя, п.Мелиоративный (оз.Урозеро), с.Заозерье (оз.Логмозеро), с.Рыбрека (скважина), с.Шелтозеро (оз.Онежское ), д.Педасельга (скважина «Радиоцентр»), д.Вилга (две скважины), с.Деревянное (скважина), п.Кварцитный (оз.Онежское), п.Пай (скважина), д.Вилга военный городок (2 скважины), п.Деревянка (оз.Онежское), п.Новая Вилга (5 скважин), п.Ладва (3 скважины).
В судебном заседании защитник МУП «Водоканал Прионежский» Андреева И.В. вину в совершении административного правонарушения не признала, пояснила, что административному органу было известно в 2019 г. об отсутствии заключений, судебным решением на МУП «Водоканал Прионежский» возложен ряд обязанностей, судом предоставлена отсрочка исполнения решения до 15 марта 2022 г.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия Егоренко А.А., действующий на основании доверенности, поддержал доводы, изложенные в протоколе об административном правонарушении.
Заслушав защитника, представителя административного органа, изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий влечет административную ответственность.
Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Статьей 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
В соответствии со ст.18 указанного Федерального закона водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами. Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта. Зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 г. № 10 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02», которые определяют санитарно - эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п.1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02).
Согласно п.1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны (далее ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
Постановлением администрации Прионежского муниципального района от 05 октября 2018 г. № 1197 МУП «Водоканал Прионежский» наделено статусом гарантирующей организации, осуществляющей централизованное водоснабжение, в том числе в границах централизованных систем водоснабжения населенных пунктов Прионежского муниципального района п.Новая Вилга и п.Ладва.
Комплексы водоочистных и водонасосных сооружений с водопроводными сетями, расположенные в п.Новая Вилга, п.Ладва закреплены на праве хозяйственного ведения за МУП «Водоканал Прионежский» в соответствии с распоряжением администрации Прионежского муниципального района от 31 мая 2018 г. № 252-р «О закреплении имущества на праве хозяйственного ведения за МУП «Водоканал Прионежский».
01 июля 2018 г. между МУП Прионежского муниципального района «Соцсфера» и МУП Прионежского муниципального района «Водоканал Прионежский» заключен договор apeнды муниципального имущества, находящегося в хозяйственном ведении МУП «Соцсфера», предназначенного для осуществления деятельности по водоснабжению на территории Прионежского района.
По условиям договора аренды от 01 июля 2018 г., эксплуатацию объектов водоснабжения на территории Прионежского муниципального района в целях организации деятельности по водоснабжению, а также по обслуживанию данных объектов с 01 июля 2018 г. осуществляет МУП «Водоканал Прионежский».
Согласно акту приема-передачи объектов, являющимися неотъемлемым приложением к вышеуказанному договору аренды, МУП «Водоканал Прионежский» во временное возмездное владение и пользование переданы следующие объекты водоснабжения (комплексы водоочистных и водонасосных сооружений с водопроводными сетями) на территории ряда поселков Прионежского района: Республика Карелия, Прионежский район, поселок Деревянка; Республика Карелия, Прионежский район, с. Заозерье д. б/н; Республика Карелия, Прионежский район, п. Мелиоративный; Республика Карелия, Прионежский район, п. Шуя; Республика Карелия, Прионежский район, с.Шелтозеро; Республика Карелия, Прионежский район, п. Кварцитный; Республика Карелия, Прионежский район, д.Вилга; Республика Карелия, Прионежский район, п.Деревянное; Республика Карелия, Прионежский район, д.Педасельга; Республика Карелия, Прионежский район, п.Пай; Республика Карелия, Прионежский район, п. Рыбрека.
16 ноября 2018 г. Управление Роспотребнадзора по РК обратилось в Прионежский районный суд Республики Карелия с исковым заявлением о понуждении МУП «Водоканал Прионежский» к совершению определенных действий, указывая, что юридическим лицом не разработаны проекты зон санитарной охраны указанных в протоколе об административном правонарушении объектов водоснабжения и не получено санитарно-эпидемиологические заключения.
Судебным актом от 24 мая 2019 г. на МУП «Водоканал Прионежский» возложена обязанность по разработке в соответствии с санитарным законодательством проектов зон санитарной охраны вокруг следующих объектов водоснабжения:
- Республика Карелия, Прионежский район, п.Деревянка - водоисточник (оз.Онежское), объекты водоснабжения: водонасосная станция l-го подъема и водоочистные сооружения, водопроводные сети, водонасосная станция 2-го подъема (в соответствии с актом приема-передачи договора аренды от 01 июля 2018 года: водоочистная, площадь: 1 360,80 кв.м; проходная, площадь: 9,20 кв.м; хлораторная, площадь: 81,40 кв.м; насосная станция 2-го подъема, площадь 239,50 кв.м; насосная станция l-го подъема, площадь 26,10 кв.м; водопроводные сети протяженностью 22 324,6 м);
- Республика Карелия, Прионежский район, с.Заозерье водоисточник (оз.Логмозеро), объекты водоснабжения: водонасосная станция l-го подъема и водоочистные сооружения, водопроводные сети (в соответствии с актом приема-передачи договора аренды от 01 июля 2018 года: здание ВОС, площадь: 1349,40 кв.м; здание ВНС-1, площадь: 24,50 кв.м; водопроводные сети протяженностью 6894,9 м; хлораторная, площадь 65,60 кв.м; водонапорная башня, площадь 9,60 кв.);
- Республика Карелия, Прионежский район, п.Шуя - водоисточник (оз.Урозеро), объекты водоснабжения: водонасосная станция l-го подъема и водоочистные сооружения, водопроводные сети (в соответствии с актом приема-передачи договора аренды от 01 июля 2018 года: насосная станция l-го подъема, площадь: 47,80 кв.м; станция очистки воды, площадь: 1038,30 кв.м; водопроводные сети протяженностью 12589,8 м, водонапорная башня, площадь: 8,60 кв.м.; здание хлораторной, площадь: 100,90 кв.м.);
- Республика Карелия, Прионежский район, п.Мелиоративный - водоисточник (водоснабжение осуществляется с ВОС п.Шуя от 2-го подъема от насосной станции перекачки), объекты водоснабжения: водонасосная станция с водопроводными сетями (в соответствии с актом приема-передачи договора аренды от 01 июля 2018 года: водонасосная станция, площадь: 207,80 кв.м, водопроводные сети протяженностью 4311,1 м, кадастровый (или условный) №);
- Республика Карелия, Прионежский район, с.Шелтозеро - водоисточник (оз.Онежское), объекты водоснабжения: комплекс водоочистных и водонасосных сооружений с водопроводными сетями (в соответствии с актом приема-передачи договора аренды от 01 июля 2018 года: насосная станция первого подъема площадь: 29,10 кв.м., насосная станция второго подъема площадь: 51,90 кв.м, водопроводные сети протяженностью 8281;9 м; водонапорная башня площадь 7,10 кв.м.; здание ВОС площадь 139,50 кв.м.; кадастровый (или условный №);
- Республика Карелия, Прионежский район, п.Кварцитный - водоисточник (оз.Онежское), объекты водоснабжения: комплекс водоочистных и водонасосных сооружений с водопроводными сетями (в соответствии с актом приема-передачи договора аренды от 01 июля 2018 года: здание водонасосной станции первого подъема, площадь 138,10 кв.м; водопроводные сети протяженностью 3775,5 м; здание водонасосной станции второго подъема, площадь: 144,70 кв.м., кадастровый (или условный) №);
- Республика Карелия, Прионежский район, д.Вилга - водоисточник - (р.Вилга, две скважины за №, №), объекты водоснабжения: комплекс водоочистных и водонасосных сооружений с водопроводными сетями (в соответствии с актом приема-передачи договора аренды от 01 июля 2018 года: хлораторная установка, площадь: 85,00 кв.м.; водопроводные сети протяженностью 3757 м; здание ВОС, площадь: 1049,60 кв.м; здание ВНС, площадь 33,90 кв.м., кадастровый (или условный) №);
- Республика Карелия, Прионежский район, п.Деревянное - водоисточник (арт.скважина - №), объекты водоснабжения: водонасосная станция с водопроводными сетями (в соответствии с актом приема-передачи договора аренды от 01 июля 2018 года: водопроводные сети протяженностью 1807 м, кадастровый (или условный) №);
- Республика Карелия, Прионежский район, п.Пай - водоисточник (арт. скважина - №), объекты водоснабжения: водонасосная станция с водопроводными сетями (в соответствии с актом приема-передачи договора аренды от 01 июля 2018 года: водонапорная башня, площадь: 10,17 кв.м; водопроводные сети протяженностью 1573,8 м, насосная станция с источником площадь 7,80 кв.м, кадастровый (или условный) №);
- Республика Карелия, Прионежский район, п.Рыбрека - водоисточник (арт. скважина), объекты водоснабжения: водонасосная станция с водопроводными сетями (в соответствии с актом приема-передачи договора аренды от 01 июля 2018 года: водонапорная башня, площадь: 10,17 кв.м.; водопроводные сети протяженностью 237,5 м., насосная станция с источником площадь глубиной 105 кв.м., кадастровый (или условный) №).
На МУП «Водоканал Прионежский» также возложена обязанность получить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии разработанных проектов зон санитарной охраны на указанные объекты водоснабжения. Обязанность профинансировать указанные мероприятия возложена на администрацию Прионежского муниципального района.
Определением Прионежского районного суда Республики Карелия от 29 апреля 2021 г. МУП «Водоканал Прионежский» предоставлена отсрочка исполнения судебного акта по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия к муниципальному унитарному предприятию Прионежского муниципального района «Водоканал Прионежский», администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия о защите прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и понуждении к действиям до 15 марта 2022 г.
Административные правонарушения, ответственность за которые установлена частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, являются длящимися.
В п.14 постановления Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
На основании распоряжения Главы Республики Карелия от 12 марта 2020 г. № 127-р в связи с угрозой распространения на территории Республики Карелия новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 г. № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019», от 30 марта 2020 г. № 9 «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019» и на основании статьи 2 Закона Республики Карелия от 26 декабря 2005 г. № 938-ЗРК «О некоторых вопросах защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Республике Карелия» с 12 марта 2020 г. на территории Республики Карелия введен режим повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Карелия.
В соответствии со ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Между тем, правонарушение к моменту введения на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина) уже было выявлено должностным лицом, повторная проверка не влияет на время обнаружения правонарушения. На момент составления протокола имелось вступившее в законную силу определение суда о предоставлении отсрочки исполнения решения суда в связи с наличием исключительных обстоятельств, препятствующих его исполнению.
В силу п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Оценивая представленные доказательства в их совокупности, прихожу к выводу об отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.3 КоАП РФ, в действиях МУП «Водоканал Прионежский».
На основании изложенного, руководствуясь статьями 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
п о с т а н о в и л :
производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении муниципального унитарного предприятия Прионежского муниципального района «Водоканал Прионежский» прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение десяти суток со дня вручения копии через Прионежский районный суд Республики Карелия.
Судья Н.В.Панасенко