РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Тюмень «13» марта 2018 года
Тюменский районный суд Тюменской области
в составе:
председательствующего судьи С.А. Халаевой
при секретаре И.П. Бандуркиной,
с участием представителя истца Кротких Т.Е.., представителей ответчиков Управления Росреестра по Тюменской области Смирновой Е.В., ГКУ ТО «Тюменское управление лесами» - Киселёва Н.В., ТУ «Росимущества» в Тюменской области Таран Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-82/2018 по иску Пьянкова <данные изъяты> к Департаменту лесного комплекса Тюменской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Рослесинфорг», Федеральному государственному бюджетному учреждению «Рослесинфорг» в лице Томского филиала, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Федеральному агентству лесного хозяйства, Государственному казенному учреждению Тюменской области «Тюменское управление лесами», об устранении препятствий в пользовании собственностью, признании недействительным межевания земельного участка, исключении сведения из государственного кадастра недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Пьянков А.Л. в лице представителя по доверенности Кротких К.В. обратился в суд с иском к Департаменту лесного комплекса <адрес>, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Рослесинфорг» (далее по тексту ФГБУ «Рослесинфорг»), Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> (далее по тексту ТУ «Росимущества» в <адрес>), Государственному казенному учреждению <адрес> «Тюменское управление лесами» (далее по тексту ГКУ ТО «Тюменьлес») с учетом изменения исковых требований (л.д. 155 том 2, 35 том 3), об устранении препятствий в пользовании земельным участком с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>, МО <адрес>, садоводческое товарищество «Искра-1», участок №, путем признания недействительным межевания земельного участка с кадастровым номером №, адресным описанием: <адрес>, Тюменское лесничество, площадью 163545955 кв.м., осуществленного на основании межевого плана от 05.10.2012 № в части включения в состав земельного участка с кадастровым номером №, земельного участка истца, исправить реестровую ошибку в сведениях Единого государственного реестра прав, путем внесения изменений в сведения о местоположении земельного участка с кадастровым номером №, адресным описанием: <адрес>, Тюменское лесничество, площадью 163545955 кв.м., разрешенным использованием: для размещения объектов лесного фонда, исключив его пересечение с земельным участком истца.
Требования мотивированы тем, что в соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № а «О передаче земель садоводческим товариществам и их членам в коллективно-совместную и частную собственность» садоводческому товариществу «Искра-1» передано в коллективно-совместную собственность земли общего пользования, а его членам - земли в частную собственность бесплатно. На основании указанного постановления Лозицкой Л.К. бесплатно в собственность предоставлен земельный участок площадью 1467 кв.м. для садоводства и огородничества о чем выдан Государственный акт. В последующем ФИО8 осуществила государственную регистрацию права - собственности на земельный участок, а также уточнила местоположение границ земельного участка, поставив земельный участок ДД.ММ.ГГГГ на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера №, и продала земельный участок по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ Пьянкову А.Л. ДД.ММ.ГГГГ Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> принято решение № о необходимости устранения кадастровой ошибки. Кадастровая ошибка была выявлена в отношении ряда земельных участков, в связи с постановкой на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером №, с адресом: <адрес>, Тюменское лесничество, площадью 163 545 955 кв.м., разрешенным использованием - для размещения объектов лесного фонда, на основании межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ №, подготовленного ТФ ФГУП «Рослесинфорг». При этом произошло пересечение границ указанного земельного участка с рядом других - земельных участков, в том числе участком истца. В связи с чем, Управлением Росреестра принято решение рекомендовать собственникам земельных участков обратиться к кадастровому инженеру в целях уточнения представленных для кадастрового учета сведений о местоположении характерных точек границ и участков границ земельных участков; подготовить документ, содержащий правильное значение координат характерных точек границ земельных участков; обратиться с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости, с приложением межевого плана, подтверждающего достоверные сведения о местоположении характерных точек границ земельных участков, а также с обоснованием наличия кадастровой ошибки в документе, на основании которого внесены сведения о земельных участках в государственный кадастр недвижимости. В результате государственного кадастрового учета ДД.ММ.ГГГГ земельного участка лесного фонда с кадастровым номером №, принадлежащего РФ, произошло фактически наложение его границ на существующие в ГКН границы земельного участка истца. Устранить указанные противоречия истцу фактически не представляется возможным (границы не перенести - отсутствуют свободные площади). Истец считает, что его земельный участок прошел государственный кадастровый учет ранее земельного участка лесного фонда, земельный участок передан предыдущему владельцу в собственность в 2001 году Администрацией Тюменского муниципального района <адрес>, согласование местоположения границ земельного участка лесного фонда не производилось его межевание производилось картометрическим методом, то есть без выезда кадастрового инженера на место, и без учета сведений Единого государственного реестра недвижимости о наличии в собственности истца земельного участка и строений на них. В связи с чем, границы земельного участка лесного фонда неверно определены, участок лесного фонда неверно поставлен на кадастровый учет, и, соответственно, это является реестровой ошибкой в сведениях, возложение обязанности по устранению которой возможно только на основании решения суда путем снятия с государственного кадастрового учета земельного участка лесного фонда. Отсутствие в Государственном кадастре недвижимости сведений об объектах недвижимости, в том числе основных и дополнительных его характеристиках предоставляет заявителю право на обращение с заявлениями о постановке его на учет, либо об учете его изменений в силу ч.2 ст. 15 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". При этом с соответствующим заявлением имеет право обратиться только собственник, а в отношении земель лесного фонда - орган государственной власти субъекта Российской Федерации в случае, если ему переданы полномочия Российской Федерации в области лесных отношений (ч. 5.1 ст. 15 Закона № 218-ФЗ). Земельный участок истца относится к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, предоставлены для ведения садоводства и огородничества до 08 августа 2008 года и не может входить в категорию земель: земли лесного фонда. Истец считает, что постановка на Государственный кадастровый учет земельного участка лесного фонда с включением в его границы, границ участка истца, является реестровой ошибкой, устранение которой возможно только в судебном порядке.
Определениями суда по ходатайству сторон к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> (далее по тексту Управление Росреестра по <адрес>), Федеральное агентство лесного хозяйства и Томский филиал ФГБУ «Рослесинфорг», в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора кадастровый инженер ФИО1.
Истец - Пьянков А.Л. в судебное заседание не явился о дне, месте и времени проведения судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель истца – Кротких К.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 34 том1) как генеральный директор ООО «Консалтинговая группа «Кротких и партнеры», в судебном заседании исковые требования поддержала с учетом изменения по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Суду пояснила, что земельный участок приобретен истцом по договору купли-продажи, находится в границах садового товарищества «Искра-1», используется истцом по назначению, на земельном участке имеются постройки. Истец является членом ДНТ «Искра-1», оплачивает членские взносы. Право собственности на земельный участок зарегистрировано за истцом. Границы земельного участка установлены в соответствии с действующим законодательством. Сведения о границах земельного участка истца были внесены в ГКН до постановки на кадастровый учет участка лесного фонда и не были учтены при межевании участка лесного фонда. Также пояснила, что имеет место полное наложение границ земельного участка истца на границы земельного участка лесного фонда, истцом неоднократно предпринимались попытки исправить реестровые (кадастровые) ошибки во внесудебном порядке, подготовленный межевой план предоставлялся в Управление Росреестра по <адрес>, но без согласования границ земельного участка Департаментом лесного комплекса межевой план не принимается.
Представитель ответчика - Департамента лесного комплекса <адрес>, в судебное заседание не явился о дне, месте и времени проведения судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем в деле имеется расписка (л.д. 42 том 3).
Представитель ответчика - Управление Росреестра по Тюменской области Смирнова Е.В., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 3 том 3), в судебном заседании иск не признала, поддержала письменные возражения предоставленные суду начальником отдела правового обеспечения ФИО11ёвой (л.д. 66-69 том 1), действующей по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 70 том 1). Возражала в части привлечения Управление Росреестра по <адрес> к участию в деле в качестве соответчика. Суду пояснила, что в ЕГРН имеются сведения о фактическом пересечении границ земельного участка истца с землями лесного фонда, оба участка поставлены на государственный кадастровый учет, границы участков установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства. Установлено полное наложение участка лесного фонда с кадастровым номером №, право собственности на который зарегистрировано за Российской Федерацией на земельный участок истца с кадастровым номером №. В настоящее время истец обратился в Управление с заявлением об исправлении реестровой ошибки с приложением межевого плана, но решение межведомственной рабочей группы по его заявлению на день рассмотрения иска не принято. В настоящее время у истца существует единственный способ защиты права, это оспаривание результатов межевания ответчика и исключения границ его участка из границ земельного участка лесного фонда.
Представитель ответчика – ТУ «Росимущества» в Тюменской области Таран Т.В., действующая по доверенности №-Д от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 56 том 3), в судебном заседании иск не признала, поддержала ранее предоставленные письменные возражения (л.д. 61-66 том 1, л.д. 60-62 том 3). Суду пояснила, что земельный участок с кадастровым номером № является участком лесного фонда, право собственности на него зарегистрировано за Российской Федерацией. Считает надлежащим ответчиком по иску Рослесхоз.
Представитель ответчика - ГКУ ТО «Тюменьлес» Киселёв Н.В., действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 118 том 3), в судебном заседании иск не признал, поддержал ранее предоставленные возражения (л.д. 81-82 том 1), подписанные директором ФИО12 Считает, что ГКУ ТО «Тюменьлес» не является надлежащим ответчиком по иску, так как в <адрес> государственным органом исполнительной власти осуществляющим разработку и реализацию государственной политики в сфере лесопромышленного комплекса является Департамент лесного комплекса <адрес>.
Представитель ответчика ФГБУ «Рослесинфорг» и представитель Томского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» в судебное заседание не явились, о дне, месте и времени проведения судебного заседания извещены надлежащим образом, о чем в деле имеются расписка и уведомление (л.д. 76, 88 том 3).
Представитель ответчика - Федерального агентства лесного хозяйства в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени проведения судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем в деле имеется уведомление (л.д. 85 том 3).
Третьи лица, представители третьих лиц, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора – администрации Тюменского муниципального района <адрес>, Дачного некоммерческого товарищества «Искра-1», кадастровый инженер ФИО1, в судебное заседание не явились, о дне, месте и времени проведения судебного заседания извещены,
Суд, заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, руководствуясь требованиями закона, считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в части, по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст.35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
Согласно ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему имуществом.
В силу ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О государственной регистрации недвижимости" Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Право собственности истца – Пьянкова А.Л. на земельный участок, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для садоводства и огородничества, площадью 1467 кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, МО <адрес>, с/т «Искра-1», участок №, зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии <адрес> (л.д. 28 том 1). Ответчиками в судебном заседании право собственности истца на земельный участок не оспаривалось.
Право собственности истца – Пьянкова А.Л. на вышеуказанный земельный участок зарегистрировано на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Лозицкой Л.К. и Пьянковым А.Л. (л.д. 29-30 том 1).
Лозицкой Л.К. указанный земельный участок был предоставлен на основании постановления администрации Андреевского муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении земельного участка садоводческому товариществу «Искра-1» в соответствии с которым гражданам членам с/т «Искра-1» в собственность предоставлены земельный участок, общей площадью 5,6 га, из земель Андреевского МО прочих угодий-болот, право собственности Лозицкой Л.К. земельного участка на момент заключения договора купли-продажи с Пьянковым А.Л. от ДД.ММ.ГГГГ было зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости ДД.ММ.ГГГГ, о чем сделана запись №, что подтверждается договором купли-продажи (л.д. 29-30 том1) и материалами реестрового (кадастрового) дела объекта недвижимости № (л.д. 103-132 том 1).
Сведения о земельном участке категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для садоводства и огородничества, площадью 1467 кв.м., с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, МО <адрес>, с/т «Искра-1», участок №, внесены в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ, данный участок имеет статус - «учтенный», границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации. Сведения о данном земельном участке внесены в ЕГРН на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости № от ДД.ММ.ГГГГ, межевого плана, подготовленного кадастровым инженером ФИО13 в связи с образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенного по адресу: <адрес>, МО <адрес>, с/т «Искра-1», участок №, в соответствии с принятым решение об осуществлении кадастрового учета от ДД.ММ.ГГГГ №. Позднее Пьянков А.Л. обратился регистрирующий орган с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости в связи с изменением площади и (или) изменением описания местоположения границ земельного участка, сведений о кадастровой стоимости земельного участка, сведений о кадастровом инженере земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №, межевым планом от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленным кадастровым инженером ФИО14 в связи с исправлением ошибки в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, МО <адрес>, с/т «Искра-1», участок №, по результатам проверки которых принято решение об учете изменений объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ №. Данные обстоятельства подтверждаются материалами реестрового (кадастрового) дела объекта недвижимости № (л.д. 103-132 том 1) и письменными объяснениями представителя ФГБУ ФКП «Росреестра» по <адрес> (л.д. 89-91 том 3).
Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии ДД.ММ.ГГГГ на основании протокола выявления кадастровой ошибки № от ДД.ММ.ГГГГ и межевых планов было вынесено решение № о необходимости устранения кадастровой ошибки в соответствии с п.5 ст.28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Данным решением установлено, что на основании рассмотрения представленных документов: протокола выявления кадастровой ошибки от ДД.ММ.ГГГГ №, описаний земельных участков, межевых планов, документов о межевании, землеустроительного дела, выявлено, в том числе, пересечение (наложение) границ земельного участка с кадастровым номером № с границами земельного участка истца с кадастровым номером №. В целях исправления выявленной кадастровой ошибки согласно ч.4 ст.28 Закона о кадастре, п.47 Приказа Минэкономразвития России № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядка ведения государственного кадастра недвижимости» правообладателям земельных участков, в том числе, с кадастровыми номерами №, 72:17:0404003:46 рекомендовано обратиться к кадастровому инженеру в целях уточнения представленных для кадастрового учета сведений о местоположении характерных точек границ земельных участков (л.д. 11-26 том 1).
Истец в целях исполнения решения Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии ДД.ММ.ГГГГ об устранении реестровой ошибки обратился в ООО «ГеоМатр» с заявление о проведении кадастровых работ в связи с уточнением местоположения и площади, принадлежащего ему на праве собственности участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, МО <адрес>, с/т «Искра-1», участок №. По результатам проведения кадастровых работ кадастровым инженером ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ был подготовлен межевой план (л.д. 9-29 том 3). По заключению кадастрового инженера площадь и конфигурация земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, МО <адрес>, с/т «Искра-1», участок № не изменилась, граница земельного участка определена по фактически существующим на местности границам (заборам). В процессе проведения кадастровых работ, на основании геодезической съемки было выявлено наложение земельного участка с кадастровым номером №, который является имуществом Тюменского лесничества, на границы земельного участка с кадастровым номером №. Предположительно кадастровая ошибка была допущена в результате проведения работ по определению границ земельного участка с кадастровым номером № картометрическим методом.
Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером №, площадью 163 528 962 кв.м. является многоконтурным, относится к категории земель: земли лесного фонда, имеет разрешенное использование: для ведения лесного хозяйства, статус «учтенный», поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ. Границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации. Сведения о земельном участке внесены в ЕГРН на основании заявления о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ №, Приказа об определении количества лесничеств на территории <адрес> и установлении их границ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об определении количества лесничеств на территории <адрес> и установлении их границ», выписки из лесного реестра от ДД.ММ.ГГГГ, выписки из лесного реестра от ДД.ММ.ГГГГ. кадастровой выписки о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ №, информации о лесном участке от ДД.ММ.ГГГГ, межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного Томским филиалом ФГУП «Рослесинфорг», в соответствии с принятым решение о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ №, принадлежит на праве собственности Российской Федерации. Данные обстоятельства подтверждаются материалами реестрового (кадастрового) дела объекта недвижимости № (л.д. 133-250 том 1, 118-152 том 2), письменными объяснениями представителя ФГБУ ФКП «Росреестра» по <адрес> (л.д. 89-91 том 3) и объяснениями представителей сторон в судебном заседании.
Согласно ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В силу п.2 ст. 9 Земельного кодекса Российской Федерации управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственность Российской Федерации (федеральной собственности) осуществляет Российская Федерация.
На основании п.3 ст. 214 и п. 1 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ) права собственника в отношении федеральной собственности осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Пунктом 2 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение аукционов.
Согласно п.1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом. В соответствии с пунктом 5.8 указанного Положения Росимущество осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. На основании п. 4 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес>, утвержденного приказом Росимущества от ДД.ММ.ГГГГ №, Территориальное управления Росимущства в <адрес> осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно Постановлению <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п «Об утверждении Положения о Департаменте лесного комплекса <адрес>» Департамент лесного комплекса <адрес> осуществляет разработку лесных планов <адрес>, организацию проведения на землях лесного фонда лесоустройства в части проектирования лесных участков, ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории <адрес>, распоряжение землями лесного фонда, а также рассмотрения в установленном порядке материалов о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий, а также обеспечение выбора участка земель лесного фонда и формирование необходимой документации для перевода земель лесного фонда в земли иных (других) категорий.
Согласно письму Министерства Экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-ПК/<адрес> «О полномочиях по принятию решений о согласовании местоположения границ лесных участков в составе земель лесного фонда» полномочия собственника в части согласования местоположения границ лесных участков в составе земель лесного фонда статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации не переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъекта Российской Федерации следовательно согласование местоположения границ лесных участков в составе земель лесного фонда должно осуществляться федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в отношении федерального имущества, то есть Росимуществом.
Из объяснений сторон в судебном заседании и представленных документов судом установлено, что Департаментом лесного комплекса <адрес> границы участка истца в соответствии с межевым планом от ДД.ММ.ГГГГ, выполненным кадастровым инженером ООО «ГеоМетр» - ФИО2 не согласованы, новый межевой план для исправления реестровой ошибки в соответствии с решением Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии ДД.ММ.ГГГГ не подготовлен. При этом установлено полное наложение границ земельного участка лесного фонда на границы земельного участка истца, что также подтверждается предоставленным суду картографическим материалам и объяснениями представителей сторон.
В силу ч.1 ст.39 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» местоположение границ земельных участков подлежит в установленном порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 ст.39 данного Федерального закона, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений одного из указанных земельных участков в связи с уточнением местоположения его границ.
Согласно ч.3 ст.39 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» согласование местоположения границ проводится с собственниками смежных земельных участков.
В силу ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О государственной регистрации недвижимости" Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав) (ч.3 ст. 1 названного Закона).
Согласно ч.1 ст. 43 выше названного Закона государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее - уточнение границ земельного участка).
Как предусмотрено частью первой ст. 21 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации недвижимости) документы, представляемые для осуществления государственного кадастрового учета, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно части третьей ст. 22 Закона о регистрации недвижимости в случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
В соответствии с положениями пункта 1 ст. 64 Земельного кодекса Российской Федерации земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
В силу п. 1 ч.6 ст. 39 Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 28.02.2018) "О кадастровой деятельности" Согласование местоположения границ проводится без их установления на местности независимо от требований заинтересованных лиц в случае, если, земельные участки, местоположение границ которых согласовывается, являются лесными участками, земельными участками в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов или в составе земель сельскохозяйственного назначения, предназначенных для осуществления традиционного природопользования коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Согласно ст. 40 Закона о кадастре результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая. Реквизиты документов, удостоверяющих личность таких заинтересованных лиц или их представителей, с указанием реквизитов документов, подтверждающих полномочия представителей заинтересованных лиц, указываются в акте согласования местоположения границ.
Если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не выразили свое согласие посредством заверения личной подписью акта согласования местоположения границ либо не представили свои возражения о местоположении границ в письменной форме с их обоснованием, местоположение соответствующих границ земельных участков считается согласованным таким лицом, о чем в акт согласования местоположения границ вносится соответствующая запись. К межевому плану прилагаются документы, подтверждающие соблюдение установленного настоящим Федеральным законом порядка извещения указанного лица. Данные документы являются неотъемлемой частью межевого плана.
Если местоположение соответствующих границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью.
Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке.
Аналогичные положения были закреплены ст. 39 и 40 Федерального законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
В соответствии с пунктом 25 части 1 ст. 26 Закона о регистрации недвижимости осуществление учета изменений земельного участка приостанавливается, если при установлении границ земельного участка нарушен установленный федеральным законом порядок согласования местоположения границ земельных участков или местоположение указанных границ в соответствии с федеральным законом не считается согласованным, за исключением случаев признания указанных границ установленными в порядке разрешения земельного спора или признания при выполнении комплексных кадастровых работ местоположения границ земельного участка спорным.
На основании пункта 10 ст. 22 Закона о регистрации недвижимости при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Судом установлено, что на момент постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером №, площадью 163 528 962 кв.м. ДД.ММ.ГГГГ, границы земельного участка с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, МО <адрес>, с/т «Искра-1», участок № были установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства и сведения о них были внесены в ЕГРН. Следовательно, при проведении кадастровых работ по установлению местоположения и площади земельного участка с кадастровым номером № Томским филиалом ФГБУ «Рослесинфорг» границы земельного участка не согласованы с истцом, и границы его земельного участка не учтены. Доказательств обратного суду не предоставлено.
В соответствии со статьей 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Поскольку при осуществлении действий по межеванию с целью определения границ и постановки земельного участка с кадастровым номером № на кадастровый учет не было учтено наличие в его установленных границах земельного участка, находящегося в собственности гражданина, истца, что привело к включению границ земельного участка истца в границы земельного участка лесного комплекса, суд находит не соответствующими требованиям нормативно-правовых актов, регулирующих порядок проведения межевания, и нарушающими права правообладателя земельного участка с кадастровым номером №, указанные действия по межеванию земельного участка и, следовательно, результаты межевания земельного участка с кадастровым №, в части включения в его границы земельного участка с кадастровым номером №, подлежат признанию судом недействительными, требования истцов в данной части удовлетворению.
Согласно ч. 3,4 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" В случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
Земельный участок подлежит отнесению к землям населенных пунктов, если он находится в границах населенного пункта, или к категории земель сельскохозяйственного назначения в иных случаях, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, а также сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими и (или) правоудостоверяющими документами на земельные участки земельный участок относится к категории земель лесного фонда, но до 8 августа 2008 года, в том числе предоставлен для ведения огородничества, садоводства или дачного хозяйства гражданину, садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение, либо образован из указанного земельного участка.
В силу ч.5 ст. 14 названного Закона положения части 4 настоящей статьи применяются также в случае перехода прав граждан на указанный земельный участок после 8 августа 2008 года.
Согласно ч.7 ст. 62.4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об охране окружающей среды" земельный участок, права граждан или юридических лиц на который возникли до 1 января 2016 года и который в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости и (или) правоустанавливающими документами на земельные участки к иной категории земель, земельный участок, который образован из земель лесного фонда и на котором расположен объект недвижимости, права на который возникли до 1 января 2016 года, земельный участок, который в результате уточнения границ и устранения пересечений с границами лесного участка в соответствии со статьей 60.2 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" оказался полностью или частично расположен в границах лесопаркового зеленого пояса, подлежат исключению из лесопаркового зеленого пояса в случае, если разрешенное использование такого земельного участка или назначение такого объекта недвижимости противоречит режиму лесопаркового зеленого пояса с учетом положений подпункта 6 пункта 3 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 названного Закона в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
Положения части 3 настоящей статьи не распространяются на земельные участки: земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.
В силу ч.15 ст. 34, Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 28.02.2018) "О государственной регистрации недвижимости", если при внесении в реестр границ сведений о местоположении границ лесничества, лесопарка органом регистрации прав выявлено пересечение их с границами земельных участков, сведения о местоположении которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (за исключением земельных участков, пересечение границ которых с границами лесничеств, лесопарков допускается в соответствии с Земельным кодексома Российской Федерации), орган регистрации прав в течение пяти рабочих дней со дня выявления указанного пересечения вносит в реестр границ описание местоположения границ таких лесничества, лесопарка, в том числе изменения в сведения об их местоположении, в соответствии с описанием местоположения границ указанных земельных участков, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости.
Орган регистрации прав вносит в реестр границ указанные в части 15 настоящей статьи сведения о местоположении границ лесничества, лесопарка таким образом, чтобы границы лесничества, лесопарка не пересекали границы земельного или лесного участка, а земельные участки, не отнесенные к категории земель лесного фонда, не были включены в границы лесничества, лесопарка, расположенных на землях лесного фонда.
Согласно ст. 4.6, Федеральный закон от 04.12.2006 N 201-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" Внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении границ ранее учтенных лесных участков осуществляется по заявлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым переданы полномочия по предоставлению в границах земель лесного фонда лесных участков, или правообладателей лесных участков в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", для уточнения границ земельного участка.
Внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном лесном участке осуществляется на основании межевого плана, в котором указывается кадастровый номер, условный номер или учетный номер лесного участка в соответствии со сведениями государственного лесного реестра (при их наличии).
Не допускается внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных лесных участках, если их границы имеют пересечения с границами иных лесных и (или) земельных участков (за исключением случаев пересечения с границами лесного участка, образованного для использования лесов в целях геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью), а также с границами лесничеств, лесопарков, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с ч. 3 ст. 61 Закон о регистрации недвижимости воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав (ч. 4 ст. 61 названного Закона).
Исправление реестровой (кадастровой) ошибки, о чем в своих требованиях просит истец, в силу действующего законодательства возможно, в случае если будет установлено, что содержащиеся в государственном кадастре сведения в отношении земельного участка с кадастровым номером № были воспроизведены на основании документов, содержащих ошибочные сведения, что нашло свое подтверждение в судебном заседании.
Таким образом, требования истца об устранении препятствий в пользовании земельным участком путем устранения реестровой (кадастровой) ошибки в сведениях государственного реестра недвижимости, исключив сведения о включении в границы земельного участка с кадастровым номером №, адресным описанием: <адрес>, Тюменское лесничество, принадлежащего на праве собственности Российской Федерации, координат границ земельного участка с кадастровым номером №, в соответствии с его местоположением согласно межевому плану от ДД.ММ.ГГГГ, выполненному кадастровым инженером ООО «ГеоМетр» - ФИО2 подлежат удовлетворению.
Поскольку, постановка земельного участка с кадастровым номером №, адресным описанием: <адрес>, Тюменское лесничество, принадлежащего на праве собственности Российской Федерации, на кадастровый учет в границах, определённых в соответствии с межевым планом от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленным Томским филиалом ФГУП «Рослесинфорг» нарушает права истца только в части включения в границы участка, сведений о границах его участка, требования истца в части снятия с государственного кадастрового учета всего земельного участка с кадастровым номером №, площадью 163 545 955 кв.м. удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 12, 125, 209, 214, 304 Гражданского кодекса РФ, ст. 8, 83 Лесного кодекса РФ, нормами Земельного кодекса РФ, нормами Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 28.02.2018) "О кадастровой деятельности", Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", ст. 12, 55, 56, 67, 68, 167, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить частично.
Признать недействительными результаты межевания, выполненного Томским филиалом Федерального государственного унитарного предприятия «Рослесинфорг» ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок с кадастровым номером №, адресным описанием: <адрес>, Тюменское лесничество, принадлежащий на праве собственности Российской Федерации, в части включения в его границы земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1467 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, МО <адрес>, садоводческое товарищество «Искра-1», участок №, принадлежащего на праве собственности Пьянкову <данные изъяты>, в соответствии с его местоположением согласно межевому плану от ДД.ММ.ГГГГ, выполненному кадастровым инженером ООО «ГеоМетр» - Попковой <данные изъяты>.
Устранить препятствия Пьянкову <данные изъяты> в пользовании земельным участком путем устранения реестровой (кадастровой) ошибки в сведениях государственного реестра недвижимости, исключив сведения о включении в границы земельного участка с кадастровым номером №, адресным описанием: <адрес>, Тюменское лесничество, принадлежащего на праве собственности Российской Федерации, координат границ земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1467 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, МО <адрес>, садоводческое товарищество «Искра-1», участок №, принадлежащего на праве собственности Пьянкову <данные изъяты>, в соответствии с его местоположением согласно межевому плану от ДД.ММ.ГГГГ, выполненному кадастровым инженером ООО «ГеоМетр» - Попковой <данные изъяты>.
В остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме в Тюменский областной суд путем подачи жалобы через Тюменский районный суд Тюменской области.
Судья (подпись) С.А. Халаева
Мотивированное решение составлено 26 марта 2018 года.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>