Судебный акт #1 () по делу № 33-2/2019 (33-5139/2018;) от 24.10.2018

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

Судья Шапарева И.А.                                                                           Дело № 33-2/2019

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ    ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город Ульяновск                                                                             19 февраля  2019 года                                                                                

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Полуэктовой С.К.,

судей Смирновой Ю.В., Васильевой Е.В.,

при секретаре Щучкиной К.И.

рассмотрела в открытом  судебном заседании гражданское дело по апелляционным  жалобам представителя Мулянова Александра Геннадьевича – Гаршиной Ирины Дмитриевны, Агентства архитектуры и градостроительства Ульяновской области, Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от             22 августа 2018 года, по которому постановлено:

исковые требования Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить частично.

Запретить строительство молочно-товарной фермы на 200 голов КРС, на земельном участке с кадастровым номером: ***, расположенном по адресу: ***

Обязать Индивидуального Предпринимателя главу КФХ Мулянова Александра Геннадьевича привести земельный участок с кадастровым номером: ***, расположенный по адресу: ***, в первоначальное состояние путем ликвидации мест застройки-здания коровника, здания доильного цеха, сооружения переходной галереи.

В удовлетворении остальной части исковых требований Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора к Индивидуальному Предпринимателю главе КФХ Мулянову Александру Геннадьевичу отказать.

Взыскать с Индивидуального Предпринимателя главы КФХ Мулянова Александра Геннадьевича в доход бюджета МО «Цильнинский район» государственную пошлину в сумме 300 рублей.

Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В.,  пояснения  представителей Мулянова А.Г. – Гаршиной И.Д. и Епифанова С.А., представителей Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области - Шамсутдиновой Л.М., Тюриной С.А.,  поддержавших   доводы апелляционных жалоб, прокурора Закирова А.Ш., полагавшего решение суда законным и обоснованным,   судебная коллегия

 

установила:

Ульяновский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах Российской Федерации  и в интересах  неопределенного  круга лиц,   обратился в суд  с уточненным в ходе судебного разбирательства иском к ИП главе КФХ Мулянову А.Г. о запрете строительства молочно-товарной фермы, приведении земельного участка в первоначальное состояние, проведения рекультивации земельного участка.

В обоснование требований указал, что проведенной прокуратурой проверкой  строительства молочно-товарной фермы на 200 голов КРС в с. Покровское Цильнинского района Ульяновской области, которое осуществляется ИП главой КФХ Муляновым А.Г.  установлены  нарушения санитарного и природоохранного законодательства.

25.09.2017 Агентством государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области ИП Главе КФХ Мулянову А.Г. предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером ***1 площадью                      12 643 кв.м из категории земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, расположенный в ***.

31.10.2017 Агентством архитектуры и градостроительства Ульяновской области Мулянову А.Г. выдано разрешение на строительство на указанном земельном участке молочно-товарной фермы на 200 голов КРС.

ИП главой КФХ Муляновым А.Г.  разработан проект обоснования расчетной (предварительной) границы санитарно-защитной зоны (СЗЗ) для строительства молочно-товарной фермы на 200 голов КРС, ***!% на который  15.06.2017                            ФГБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии № 29 ФМБА России» было выдано экспертное заключение санитарно-эпидемиологической экспертизы проектной документации №107, в соответствии с которым объект строительства соответствует действующим санитарным нормам и правилам.

Однако, в проекте обоснования расчетной (предварительной) границы санитарно-защитной зоны предприятия отсутствовали сведения об источниках питьевого водоснабжения - скважины № 1013 и № 1023.

27.12.2017 в Управление Роспотребнадзора по Ульяновской  области поступило заявление ИП Главы КФХ Мулянова А.Г. о выдаче санитарно- эпидемиологического заключения на проект обоснования расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны для молочно-товарной фермы на              200 голов КРС.

30.01.2018 Управлением Роспотребнадзора по Ульяновской  области было выдано санитарно-эпидемиологическое заключение удостоверяющее, что проект обоснования расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны для                          ИП Мулянова А.Г. соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.

02.02.2018 в Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области поступил акт осмотра объекта недвижимости от 28.12.2017, согласно которому на земельном участке, расположенном по адресу: ***, располагаются артезианские скважины № 1023 и № 1013, из которых осуществляется питьевое водоснабжение населения с.Покровское Цильнинского района Ульяновской области, строительство фермы ведется на территории второго пояса зоны санитарной охраны названных артезианских скважин.

В целях недопущения загрязнения источников питьевого водоснабжения, обеспечивающих питьевой водой население в с. Покровское Цильнинского района Ульяновской области, Управлением Роспотребнадзора по Ульяновской области было принято решение об аннулировании выданного санитарно-эпидемиологического заключения, о чем был проинформирован ИП Глава КФХ Мулянов А.Г., а также руководитель ФГБУЗ ЦГиЗ № 29 ФМБА России.

24.05.2018 экспертное заключение санитарно-эпидемиологической экспертизы проектной документации  было аннулировано.

08.02.2018 ИП Главе КФХ Мулянову А.Г. было объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, в соответствии с которым ответчику предложено принять меры к недопущению возможных нарушений требований п.п.3.2.3., п.3.2.3.1 санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПин 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» при строительстве фермы.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены администрация МО «Мокробугурнинское сельское поселение» Цильнинского района Ульяновской области,  Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области,  Агентство архитектуры и градостроительства Ульяновской области (Министерство  строительства и архитектуры Ульяновской области), Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, Управление Федеральной службы государственного Кадастра и Картографии по Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе представитель ИП Главы КФХ Мулянова А.Г. – Гаршина И.Д. не соглашается с решением суда, поскольку спор подведомственен арбитражному суду. Истцом  одновременно  были изменены основания и предмет иска, что  не предусмотрено действующим законодательством.  При вынесении решения суд руководствовался недостоверными данными о границах зон санитарной охраны.

В апелляционной жалобе Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области не соглашается с решением суда, указывает, что  судом не исследовался вопрос о пригодности скважин № 1023, 1013 для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в материалы дела не представлено санитарно-эпидемиологическое заключение, подтверждающее их пригодность.

В апелляционной жалобе Агентство архитектуры и градостроительства Ульяновской области (Министерство  строительства и архитектуры Ульяновской области) считает решение суда нарушающим нормы материального и процессуального права, незаконным, необоснованным и подлежащим отмене. Действующими правилами землепользования и застройки спорный земельный участок расположен в территориальной зоне СХ1, для которой градостроительный регламент органом местного самоуправления установлен и соответственно позволяет застройщикам осуществить проектирование объектов капитального строительства, а уполномоченному органу выдавать разрешительную документацию на объекты капительного строительства. Ограничения в использовании земельных участков для данной зоны не установлены.  Разрешение на строительство было выдано в соответствии с действующим законодательством.

В возражениях на апелляционную жалобу Ульяновский межрайонный природоохранный прокурор и администрация МО «Цильнинский район» Ульяновской области соглашаются с решением суда, просят оставить его без изменений, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

В заседание суда апелляционной инстанции  кроме  представителей   Мулянова А.Г. - Епифанова С.А., Гаршиной И.Д., представителей Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области - Шамсутдиновой Л.М., Тюриной С.А.,   Ульяновского  межрайонного природоохранного прокурора Закирова А.Ш., другие лица, участвующие в деле, не  явились, извещены  надлежащим образом о времени и месте  судебного  заседания.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся   лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб,  возражений на них, судебная коллегия  приходит к следующему.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

При принятии искового заявления Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в  интересах неопределенного  круга лиц и Российской Федерации, к  производству суда и рассмотрении дела по существу судом первой инстанции не учтено следующее.

В силу статьи 3  Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Согласно  ч.1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

В соответствии с частью третьей статьи 22  Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды рассматривают и разрешают дела, предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов.

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий (статья 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Согласно абзацам четвертому, пятому пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Обращаясь в суд с требованием о запрете строительства  молочно-товарной фермы, прокурор  реализует принадлежащие ему публичные (публично-властные) полномочия в отношении ИП главы КФХ. В свою очередь, при рассмотрении и разрешении таких требований прокурора суд осуществляет судебный контроль за соблюдением прав граждан, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.

Принятие и исполнение решения о запрете строительства молочно-товарной фермы  предполагают реализацию публично-властных полномочий по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к ИП главе КФХ  в целях защиты  прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

Исковые требования, содержащиеся в поданном  прокурором заявлении вытекают  из публичных правоотношений, в связи с чем, не подлежали рассмотрению в порядке Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке.

В силу абз. 2 ст.220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным п.1 ч.1.ст. 134 настоящего Кодекса.

При таких обстоятельствах,  решение  Ульяновского районного суда Ульяновской области подлежит отмене, а производство по настоящему делу - прекращению.

Руководствуясь статьями  328 – 330  Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от  22 августа 2018 года отменить, производство по делу прекратить.

 

Председательствующий

 

Судьи:

 

 

33-2/2019 (33-5139/2018;)

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с прекращением производства
Истцы
Закиров А.Ш.
Ульяновский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
ИП Глава КФХ Мулянов Александр Геннадьевич
Другие
Администрация МО «Мокробугурнинское сельское поселение»
Рафикова Д.Н.
УФСГР КиК по Ульяновской области
Агентство гос.имущества и земельных отношений Ульяновской области
Тюрина С.А.
Шамсутдинова Л.М.
Епифанов С.А.
Министерство агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области
Екименкова Е.В.
Тюрина С.А
Тимохин И.Н.
Агентство архитектуры и градостроительства Ульяновской области
Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области
ООО «Тепловод»
Гаршина И.Д.
Администрация МО «Цильнинский район» Ульяновской области
Суд
Ульяновский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud--uln.sudrf.ru
04.12.2018[Гр.] Судебное заседание
19.02.2019[Гр.] Производство по делу возобновлено
19.02.2019[Гр.] Судебное заседание
22.02.2019[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.02.2019[Гр.] Передано в экспедицию
Судебный акт #1 ()

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее