РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 мая 2022 года с. Началово
Приволжский районный суд Астраханской области в составе: председательствующего судьи Богдановой Е.Н.,
при секретаре Биялиеве Н.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Савина А К, Вербцкая Н К к Кирилина А.В. о признании заявлений об отказе от принятия наследства ничтожной (мнимой) сделкой,
Установил:
Савина А К, Вербцкая Н К обратились в суд с иском к ответчику о признании заявлений об отказе от принятия наследства после смерти Кирилин К А в пользу Кириллина З Г от ДД.ММ.ГГГГ ничтожными (мнимыми) сделками.
Мотивировав свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ умер их отец Кирилин К А, наследниками которого являлись истцы и их мать Кириллина З Г
Наследственную массу составляла, в том числе 1/5 доля в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. К моменту смерти Кирилин К А в указанной квартире была произведена самовольная реконструкция, что не позволяло включить ее в состав наследственного имущества. Истцы претендовали на наследственное имущество, однако в целях упрощения процедуры узаконения реконструкции квартиры, по взаимному согласию решили, что оформлением реконструкции будет заниматься их мать -Кириллина З Г В связи с чем истцы приняли решение отказаться от наследства оставшегося после смерти отца в пользу матери Кириллина З Г Свои отказы от наследства истцы оформили письменно у нотариуса. Однако ДД.ММ.ГГГГ не успев узаконить реконструкцию в квартире, умирает мать истцов Кириллина З Г
Впоследствии, на основании решения Кировского районного суда г.Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ были удовлетворены требования Кирилина А.В. - внучки Кирилин К А и Кириллина З Г и восстановлены сроки для принятия наследства после смерти Кирилина В К (брат истцов), умершего ДД.ММ.ГГГГ, Кирилин К А (отца истцов), умершего ДД.ММ.ГГГГ, и Кириллина З Г (матери истцов), умершей ДД.ММ.ГГГГ.
В результате доля истцов в наследственном имуществе после смерти родителей Кирилин К А и Кирилиной З.С. уменьшилась из-за появления еще одного наследника - Кирилина А.В., которая о своих правах на наследство дедушки и бабушки до 2021 года не заявляла, участия в сохранении и сбережении наследственного имущества не принимала. Фактически истцы не собирались отказываться от наследства полагающегося им после смерти отца Кирилин К А В связи с изложенным истцы просили признать отказы от наследования причитающихся им долей на наследство ничтожной (мнимой) сделкой.
В судебном заседании истцы Савина А К, Вербцкая Н К и их представитель Гуськов А.А. требования поддержали, по основаниям, изложенным в иске, указав, что срок для обращения в суд не пропущен.
Ответчик Кирилин К А, законный представитель Кирилина О.В. в судебное заседание не явились, уполномочили представлять их интересы- Рабинович С.М., который просил требования истцов оставить без удовлетворения. К заявленным требованиям просил применить срок исковой давности.
Третье лицо Кирилина А.В. требования истцов поддержал.
Нотариус в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Выслушав объяснения сторон, свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Согласно п. 2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам, в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии со ст. 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации, в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Днем открытия наследства является день смерти гражданина (ст. 1113 ГК РФ).
На основании ст.1141 Гражданского кодекса Российской Федерации, наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности. Наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя (ст.1142 ГК РФ). Если нет наследников первой очереди, наследниками второй очереди по закону являются полнородные и неполнородные братья и сестры наследодателя, его дедушка и бабушка как со стороны отца, так и со стороны матери (ст. 1143 ГК РФ).
Согласно требованиям ст. 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации, для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно не заключалось и где бы оно не находилось. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия.
В соответствии со ст. 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации, принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо о выдаче свидетельства о праве на наследство. Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства
Наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства (п. 1 ст. 1154 ГК РФ).
В судебном заседании установлено, что Кирилин К А являлся собственником 1/5 доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Кирилин К А умер, при жизни завещания не оставил.
Наследниками первой очереди к его имуществу по закону в равных долях являлись супруга Кириллина З Г, дочь Вербцкая Н К, дочь Савина А К.
На основании заявления Кириллина З Г нотариусом Кутняуова М В к имуществу умершего Кирилин К А заведено наследственное дело №, в рамках которого ДД.ММ.ГГГГ Вербцкая Н К, Савина А К отказались от доли на наследство, оставшееся после смерти Кирилин К А в пользу их матери Кириллина З Г
Пунктом 1 статьи 1157 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусмотрено, что наследник вправе отказаться от наследства в пользу других лиц (статья 1158) или без указания лиц, в пользу которых он отказывается от наследственного имущества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1158 Гражданского кодекса Российской Федерации, наследник вправе отказаться от наследства в пользу других лиц из числа наследников по завещанию или наследников по закону любой очереди независимо от призвания к наследованию, не лишенных наследства (пункт 1 статьи 1119), а также в пользу тех, которые призваны к наследованию по праву представления (статья 1146) или в порядке наследственной трансмиссии (статья 1156).
Отказ от наследства совершается подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника об отказе от наследства (пункт 1 статьи 1159 ГК РФ).
Согласно ст. 16 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1, нотариус обязан оказывать физическим и юридическим лицам содействие в осуществлении их прав и защите законных интересов, разъяснять им права и обязанности, предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий, с тем, чтобы юридическая неосведомленность не могла быть использована им во вред.
В соответствии со ст. 62 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1 - нотариус по месту открытия наследства в соответствии с законодательством Российской Федерации принимает заявления о принятии наследства или об отказе от него. Заявление о принятии наследства или об отказе от него должно быть сделано в письменной форме.
В соответствии со ст. 54 Основ нотариусы обязаны разъяснить сторонам смысл и значение представленных ими проектов сделок и проверить, соответствует ли их содержание действительным намерениям сторон и не противоречит ли требованиям закона. Таким образом, прежде чем приступить к составлению, подписанию или удостоверению сделки, нотариус под угрозой недействительности сделки должен обязательно выяснить, способно ли совершающее сделку лицо понимать значение своих действий или руководить ими, не заблуждается ли оно в отношении сделки, не совершает ли оно свои действия в результате обмана, насилия или угрозы, злонамеренного соглашения представителя одной стороны сделки с другой или стечения тяжелых обстоятельств, а равно выяснить, имеются ли иные обстоятельства, на основании которых сделка может быть недействительной. Кроме того, нотариус обязан разъяснить лицам, совершающим сделку, его права, обязанности, ответственность и последствия совершаемого нотариального действия. Эти обязанности возложены на нотариуса для того, чтобы юридическая неосведомленность обратившихся к нему лиц не могла быть использована им во вред.
Из заявлений усматривается, что при совершении отказа от наследства нотариусом заявителям (истцам) разъяснено и понятно содержание ст. 1150, 1157, 1158 ГК РФ и ст. 34 СК РФ, заявление прочитано лично и подписано лично Савина А К Вербицкая А.К., нотариусом установлена личность подписавшего документ.
Истцами подпись от их имени в указанных заявлениях в ходе разбирательства дела не оспаривалась.
Доказательств того, что истцы обращались впоследствии к нотариусу с заявлением об отзыве отказа от наследства, суду не представлено.
Согласно п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" сделки, направленные на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей при наследовании (завещание, отказ от наследства), могут быть приняты судом недействительными в соответствии с общими положениями о недействительности сделок (гл. 9 ГК РФ) и специальными правилами раздела V Гражданского кодекса Российской Федерации.
Обращаясь в суд с указанным иском, истцы указали, что на момент смерти отца истцы претендовали на имущество, однако по причине проведения в наследственном имуществе-квартире реконструкции, для упрощения процедуры узаконения, приняли решение отказаться от наследства в пользу матери- Кириллина З Г Мать истцов Кириллина З Г не успев узаконить реконструкцию в квартире, умерла. Отказываться от наследства истцы не желали. Ссылаясь на положения статьи 170 ГК РФ полагали, что несмотря на формальные отказы от наследства, продолжали нести бремя содержания квартиры.
В соответствии со ст. 166 Гражданского кодекса Российской Федерации - сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Положения п. 1 ст. 170 ГК РФ предусматривают, что мнимая сделка, то есть сделка, совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия, ничтожна.
Исходя из анализа п. 1 ст. 170 Гражданского кодекса Российской Федерации, для признания сделки мнимой суд должен установить, что ее стороны не намеревались создать соответствующие ей правовые последствия, заключенную сделку стороны фактически не исполняли и исполнять не намеревались, правовые последствия, предусмотренные заключенной сделкой, не возникли; по мнимой сделке стороны преследовали иные цели, нежели предусмотрены в договоре.
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 ГПК РФ, закрепляющими принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Применительно к указанным нормам материального и процессуального права, наследник, заявивший отказ от наследства, должен доказать наличие оснований для признания такого отказа недействительным.
Суд учитывает, что в заявлениях об отказе от наследства указаны все существенные условия односторонней сделки, указанные заявления содержат прямое указание на отказ истцов от наследования причитающейся им доли на наследство по всем основаниям оставшееся после смерти отца, поэтому отсутствуют правовые основания полагать, что истцы в момент подписания заявлений заблуждались относительно правовой природы совершенной односторонней сделки или их тождества.
Кроме того, при совершении сделки истцы действовали по своей воле, перед подписанием заявления нотариусом с истцами была проведена беседа, в ходе которой истцы выразили свою волю, подписав заявления об отказе от наследства, до подписания заявления нотариусом были разъяснены истцам природа, характер и правовые последствия совершения данного нотариального действия, а также содержание статей 1157, 1158 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Как следует из искового заявления, пояснений истцов и их представителя, при совершении юридически значимых действий волеизъявление Савина А К, Вербцкая Н К не было направлено на безусловный отказ о наследства.
В соответствии со статьей 153 Гражданского кодекса Российской Федерации, сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
В соответствии со ст. 1, ч. 3 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Феерации, граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе, в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Отказ истцов от наследства в пользу Кирилиной З.Г. совершен добровольно, оформлен надлежащим образом, подписан ими собственноручно, выраженный в заявлении отказ от наследства, не противоречит закону, воля истцов на отказ от наследства нарушена не была.
Для обоснования мнимости необходимо доказать, что при заключении сделки подлинная воля сторон не была направлена на создание тех правовых последствий, которые наступают при ее совершении.
Достаточных и убедительных доказательств, с достоверностью подтверждающих, что при совершении юридически значимых действий волеизъявление Савиной А.К. и Вербицкой Н.К. не было направлено на безусловный и безоговорочный отказ от наследства, а этот отказ был обусловлен упрощением процедуры узаконения реконструкции, то есть, что сделка носит мнимый характер, вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ истцами, исходя из бремени доказывания, суду не представлены.
Показания допрошенных в судебном заседании свидетелей Фоминой А.А.. Белякова О.В. Блифанова Е.С., Беловой В.К. (знакомых семьи) показавших, что между Савина А К, Вербцкая Н К и Кириллина З Г была договоренность, что Савина А К и Вербцкая Н К отказывается только от наследства в виде квартиры в пользу матери Кириллина З Г, сами по себе не подтверждают, что отказ от наследства, оформленный ДД.ММ.ГГГГ, является недействительной сделкой.
Поскольку заявления истцов об отказе от наследства удостоверены нотариусом, отказ от наследства не противоречит закону, не содержит ни условий, ни оговорок, совершен в установленном порядке, воля истцов на отказ от наследства нарушена не была, суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для признания отказа от наследства ничтожной (мнимой) сделкой.
К требованию о признании мнимой сделки недействительной применим трехлетний срок исковой давности, который истцами не пропущен.
При таких обстоятельствах исковые требования Савина А К, Вербцкая Н К подлежат отклонению.
Довод истцов о том, что они отказались от принятия наследства лишь для вида, чтобы не оформлять лишние документы и не ходить по различным инстанциям, однако приняли наследство, поскольку фактически вступили во владение наследственным имуществом, оставшись проживать в доме после смерти матери, судом признаются несостоятельными.
Отказ от наследства является односторонней сделкой, которая влечет за собой утрату права на принятие наследства. Заявления истцов соответствуют требованиям закона, совершены добровольно, в присутствии и после беседы с нотариусом, удостоверены нотариусом. Решение об отказе от наследства наследники приняли свободно, независимо и без принуждения.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск Савина А К, Вербцкая Н К к Кирилина А.В. о признании заявлений об отказе от принятия наследства ничтожной (мнимой) сделкой, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 19 мая 2022 года.
Судья Богданова Е.Н.