Дело №
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 июня 2022 года г. Самара
Железнодорожный районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Кривоносовой Л.М.,
при помощнике судьи Ходаевой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному иску Страховое акционерное общество «ВСК» к Врио начальника отдела – старшему судебному приставу ОСП Железнодорожного района г.Самары УФССП России по Самарской области Паньковой <данные изъяты>, заместителю начальника отдела – старшему судебному приставу ОСП Железнодорожного района г.Самары УФССП России по Самарской области Макашовой <данные изъяты>, судебному приставу-исполнителю ОСП Железнодорожного района г.Самары УФССП России по Самарской области Савиновой <данные изъяты>, Управлению ФССП России по Самарской области, заинтересованному лицу: Саакяну <данные изъяты> о признании незаконными бездействия, об обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
САО «ВСК» обратилось в суд с административным иском к Врио начальника отдела – старшему судебному приставу ОСП Железнодорожного района г.Самары УФССП России по Самарской области Паньковой М.А., Управлению ФССП России по Самарской области, заинтересованному лицу: Саакяну А.С. о признании незаконными бездействия, об обязании устранить допущенные нарушения. В обоснование своих требований указало, что 02.03.2022г. был направлен в ОСП Железнодорожного района г.Самары УФССП России по Самарской области исполнительный документ № о взыскании с Саакян А.С. в пользу САО «ВСК» денежных средств в размере 1 186 115,28 рублей. Однако, исполнительное производство административным ответчиком возбуждено не было, документы о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в адрес административного истца не поступали, что нарушает права и законные интересы САО «ВСК». Таким образом, установлен факт бездействия административного ответчика по исполнению обязанностей, предусмотренных ст.30 ФЗ «Об исполнительном производстве», в связи с чем просит признать бездействие врио начальника отдела – старшего судебного пристава ОСП Железнодорожного района г.Самары УФССП России по Самарской области Паньковой М.А. по неисполнению требований, предусмотренных статьей 30 ФЗ «Об исполнительном производстве», обязав ее возбудить исполнительное производство.
Определением Железнодорожного районного суда г.Самары от 26.05.2022г. в качестве административных соответчиков привлечены заместитель начальника отдела – старшего судебного пристава ОСП Железнодорожного района г.Самары УФССП России по Самарской области Макашову Е.Г., судебный пристав-исполнитель ОСП Железнодорожного района г.Самары УФССП России по Самарской области Савинова Я.Г.
В судебное заседание административный истец САО «ВСК», уведомленный о слушании дела надлежащим образом, не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административные ответчики – Врио начальника отдела – старшему судебному приставу ОСП Железнодорожного района г.Самары УФССП России по Самарской области Панькова М.А., заместитель начальника отдела – старшего судебного пристава ОСП Железнодорожного района г.Самары УФССП России по Самарской области Макашова Е.Г., представитель УФССП России по Самарской области, заинтересованное лицо – Саакян А.С., извещенные о дне и времени слушания дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, причину неявки суду не сообщили, ходатайство об отложении судебного разбирательства не заявляли. Судебный пристав-исполнитель ОСП Железнодорожного района г.Самары УФССП России по Самарской области Савинова Я.Г. суду предоставила отзыв, согласно которого просила в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме и рассмотреть дело в ее отсутствие.
Суд в соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, суд полагает в удовлетворении заявленных административных требований следует отказать по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, статьи 218 и 360 КАС РФ, часть 1 статьи 121 Федерального закона N229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предоставляют гражданину, организации, иным лицам право оспорить в суде постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) нормативным правовым актам - на должностные лица службы судебных приставов, принявших оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Согласно ч.6 ст. 45 КАС РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
Предъявление административного иска об оспаривании бездействия судебного пристава-исполнителя должно иметь целью восстановление реально нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося лица в суд, а способ защиты должен соответствовать нарушенному праву и характеру нарушения.
В силу ч. 3 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
САО «ВСК» просит признать незаконными бездействия врио начальника отдела – старшего судебного пристава ОСП Железнодорожного района г.Самары УФССП России по Самарскойц области, которые указаны выше, а также обязать его устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества. Административное исковое заявление подано в Железнодорожный районный суд г.Самары 25.04.2022г.
Бездействие, в отличие от действия, имеет место в течение всего периода и не связано с конкретным днем, в связи с чем суд приходит к выводу, что срок подачи административного иска соблюден.
В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
К числу задач исполнительного производства статьей 2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" отнесено правильное и своевременное исполнение судебных актов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Согласно положениям ст.4 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве», ст.ст.12,13 ФЗ «О судебных приставах» исполнительное производство осуществляется на принципах: законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, уважения чести и достоинства гражданина, неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель: принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов; рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования.
В силу части 1 статьи 13 Федерального закона N 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации», судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
В соответствии со ст. 30 Федерального закона N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 8 ст. 30 Федерального закона N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.
Судом установлено и подтверждено материалами административного дела, что 15.04.2022г. судебным приставом-исполнителем ОСП Железнодорожного района г.Самары УФССП России по Самарской области Савиновой Я.Г. вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № в отношении должника Саакян А.С. о взыскании задолженности в размере 1 186 115,28 руб. в пользу САО «ВСК». Копия данного постановления отправлена сторонам исполнительного производства в адрес взыскателя для сведения, а в адрес должника – для исполнения.
В соответствии со статьей 64 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель является процессуально самостоятельным лицом, сам выбирает не только круг мер принудительного характера, но и вид исполнительных действий, при этом судебные приставы-исполнители самостоятельно определяют объем и последовательность совершаемых ими исполнительных действий в рамках находящегося у них в производстве исполнительного производства. Исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с данным Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
В соответствии со ст. 68 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу. Меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства. Если в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, то меры принудительного исполнения применяются после истечения такого срока. Мерами принудительного исполнения являются обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений.
Из сводки по исполнительному производству № следует, что судебным приставом-исполнителем ОСП Железнодорожного района г.Самары УФССП России по Самарской области направлены запросы в соответствующие государственные регистрирующие органы запросы в целях установления имущества должника, также были направлены запросы в банки и иные кредитные организации о наличии денежных средств у должника и об их движении, истребованы сведения из налоговых органов об имеющихся у должника счетах, запрос в пенсионный фонд России, вынесены постановления об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации. Таким образом, права и законные интересы административного истца не нарушены.
Незаконное бездействие имеет место, когда лицо не предпринимает действия, обязанность совершения которых предусмотрена законом. Исходя из положений статей 3, 4 КАС РФ природа административного иска направлена не на сам факт признания тех или иных действий/бездействий и решений государственного органа незаконными, а именно на восстановление нарушенного права истца.
Поскольку при рассмотрении настоящего административного дела не установлены обстоятельства, свидетельствующие о наличии одновременно двух условий: несоответствие оспариваемых действий/бездействий закону и нарушение оспариваемым действием прав и законных интересов административного истца, исполнительное производство возбуждено 15.04.2022г., суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований. При этом, учитывая, что при рассмотрении дела нарушение прав и законных интересов административного истца судом не установлено, то требования об их устранении подлежат отклонению.
На основании вышеизложенных и руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административных исковых требований Страховое акционерное общество «ВСК» к Врио начальника отдела – старшему судебному приставу ОСП Железнодорожного района г.Самары УФССП России по Самарской области Паньковой <данные изъяты>, заместителю начальника отдела – старшему судебному приставу ОСП Железнодорожного района г.Самары УФССП России по Самарской области Макашовой <данные изъяты>, судебному приставу-исполнителю ОСП Железнодорожного района г.Самары УФССП России по Самарской области Савиновой <данные изъяты>, Управлению ФССП России по Самарской области, заинтересованному лицу: Саакяну <данные изъяты> о признании незаконными бездействия, об обязании устранить допущенные нарушения, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Самары в течение одного месяца с даты составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 01 июля 2022 года.
Председательствующий судья Л.М. Кривоносова