Мотивированное решение изготовлено 27 мая 2019 года
Дело № 2-145/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 мая 2019 года ЗАТО г.Североморск
Североморский районный суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Петровой О.С.
при секретаре Черепениной Е.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора к Министерству обороны Российской Федерации о возложении обязанности направить комплект документов для принятия решения о регистрации «склада по перевалке материально-технических средств службы горючего» в реестре опасных производственных объектов,
УСТАНОВИЛ:
Военный прокурор Североморского гарнизона обратился с иском к Федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного флота» (далее по тексту – ФКУ «ОСК СФ») о признании бездействия незаконным, возложении обязанности привести опасный производственный объект в соответствие с требованиями промышленной безопасности.
В обоснование заявленных требований указано, что военной прокуратурой Североморского гарнизона с привлечением специалистов 949 отдела государственного технического надзора (территориального) Министерства обороны Российской Федерации проведена контрольная проверка исполнения должностными лицами войсковой части 77360-Х (ЗАТО г. Североморск, мыс Шавор, в/г № 15) требований законодательства в сфере промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов, в ходе которой установлено, что на территории войсковой части 77360-Х расположен склад по перевалке материально-технических средств службы горючего, на котором хранятся горючие жидкости в размере 1000 тонн и более.
В соответствии Федеральным законом № 116 от 21.07.1997 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» базы хранения (склады), на которых хранятся и транспортируются горючие жидкости в количестве от 1000 тонн и более, относятся к опасным производственным объектам. Наряду с этим, в соответствии с пп. 12 п. 1 ст.12 Федерального закона Российской Федерации от 04.05.2011 № 99 «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности подлежит лицензированию в порядке, определенном «Положением о лицензировании и эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2013 № 492.
В нарушение указанных требований должностными лицами войсковой части 77360-Х не предприняты меры по отнесению склада по перевалке материально-технических средств службы горючего, расположенного на м. Шавор, к опасному производственному объекту и его последующему лицензированию.
Деятельность по хранению и транспортировке горючих жидкостей производится, несмотря на отсутствие разрешительных документов.
При этом для реализации постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2017 заключен договор № 14/17-АТМ на оказание услуг по хранению и перевалке нефтепродуктов между ООО «Агротэк-ТМ» и ФКУ «ОСК СФ», в соответствии с п.1.1 которого ФКУ «ОСК СФ» обязано принять горюче-смазочные материалы, организовать их хранение и выдачу получателям в автомобильный и морской транспорт по принятой в Министерстве обороны Российской Федерации технологии через склад, согласно п. 2.5-2.8 Договора № 14/17-АТМ данное учреждение также обязано осуществлять погрузочно-разгрузочные работы.
В соответствии с требованиями п. 27 ст. 12 Федерального закона Российской Федерации от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» указанный вид деятельности подлежит обязательному лицензированию, однако ФКУ «ОСК СФ» в лице в/части 77360-Х осуществляет погрузочно-разгрузочные работы опасных грузов на железнодорожном транспорте без специального разрешения (лицензии).
Ссылаясь на приведенные обстоятельства, положения статьи 42 Конституции Российской Федерации, согласно которой гарантируется право каждого на благоприятную окружающую среду, полагая, что ненадлежащее исполнение обязанностей, выраженное в непринятии ответчиком мер по обеспечению промышленной безопасности на указанном в иске складе, создает реальную угрозу возникновения аварий на эксплуатируемом объекте и чрезвычайных ситуаций, что нарушает права неопределенного круга лиц, военный прокурор просил признать бездействие ФКУ «ОСК Северного флота», выраженное в непринятии мер по обеспечению промышленной безопасности на объекте «склад по перевалке материально-технических средств службы горючего», расположенном по адресу: ***, незаконным; обязать ответчика в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести опасный производственный объект «склад по перевалке материально-технических средств службы горючего», расположенный по адресу: ***, в соответствие с требованиями промышленной безопасности, а именно: отнести данный склад к опасному производственному объекту; оформить лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности; заключить договор обязательного страхования гражданской ответственности; провести экспертизу промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах; укомплектовать опасные производственные объекты штатом работников в области промышленной безопасности; пройти установленным порядком аттестацию руководителю обособленного отдела хранения (войсковой части 77360-Х), членам аттестационной комиссии, а также ее специалистам.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство обороны Российской Федерации, Федеральное государственное казенное учреждение «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту - ФГКУ «СЗТУИО» Министерства обороны Российской Федерации), командир войсковой части 77360.
Воспользовавшись предоставленным истцу статьей 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правом, окончательно уточнив заявленные требования, военный прокурор просил обязать Министерство обороны Российской Федерации в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу направить в 962 отдел государственного технического надзора (территориальный) в порядке, предусмотренном п. 5 Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 № 1371 «О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов», комплект идентификационных документов, предусмотренных главой 2 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25.11.2016 № 495, для принятия решения о регистрации «склада по перевалке материально-технических средств службы горючего», расположенного по адресу: ***, в реестре опасных производственных объектов.
В связи с отказом военного прокурора от исковых требований к ФКУ «ОСК СФ», ФГКУ «СЗТУИО» Министерства обороны Российской Федерации, командиру войсковой части 77360 производство по делу в части исковых требований к данным ответчикам прекращено, процессуальное положение ФКУ «ОСК СФ», ФГКУ «СЗТУИО» Министерства обороны Российской Федерации, командира войсковой части 77360 определено в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
Представитель истца Коротун Ю.А. в судебных заседаниях уточненные исковые требования поддержал по доводам и основаниям, изложенным в иске, уточнениях на иск, просил удовлетворить. Указал, что изначально исковые требования были заявлены к ФКУ «ОСК СФ», поскольку именно с данным учреждением был заключен договор № 14/17-АТМ на оказание услуг по хранению и перевалке нефтепродуктов между ООО «Агротэк-ТМ» и ФКУ «ОСК СФ». Однако уже после принятия иска к производству данный договор прекратил свое действие, ФКУ «ОСК СФ» эксплуатацию данного объекта в настоящее время не осуществляет.
По итогам контрольной проверки в адрес командира войсковой части 77360 внесено представление об устранении нарушений закона
(исх. № 2349 от 09.04.2018), которое рассмотрено, однако каких-либо действий по отнесению объекта к опасному производственному не последовало.
Военной прокуратурой Северного флота 24.05.2018 командующему Северным флотом внесено представление об устранении нарушений закона (исх. № 2/2783), которое рассмотрено 14.06.2018 (исх. № 59/2047 от 19.06.2018), однако конкретных мер по регистрации опасного производственного объекта и по оформлению лицензии не принято.
Кроме того, нарушения законодательства в сфере промышленной безопасности отражены отдельным разделом в обобщенном представлении об устранении нарушений закона, направленном в адрес командующего Северным флотом 31.07.2018 (исх. № 1/4008), однако ответ на него (исх. № 46/3/1119 от 12.09.2018) не содержит сведений о конкретных мерах, принимаемых для устранения нарушений в указанной сфере законодательства.
По результатам контрольной проверки, проведенной военной прокуратурой Североморского гарнизона в войсковой части 77360-Х, установлено, что земельный участок, расположенный по адресу: ***, находится в оперативном управлении «Северо-Западного территориального управления имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации. В то же время данная организация не является эксплуатирующей «склад по перевалке материально-технических средств службы горючего», поскольку склад передан на основании акта приема-передачи в пользование войсковой части 77360-Х, которая не является структурным подразделением ФГКУ «СЗТУИО» Министерства обороны Российской Федерации.
По состоянию на 22.11.2018 в резервуарах, расположенных на территории войсковой части 77360-Х, хранится в общей сложности 27 652 тонны ГСМ.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения указанного федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативно-правовых актов Президента Российской Федерации, нормативно-правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, соблюдать требования обоснования безопасности опасного производственного объекта, обеспечивать безопасность опытного применения технических устройств на опасном производственном объекте, иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности, создать систему управления промышленной безопасностью и обеспечивать ее функционирование, обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями, обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа, обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ, выполнять указания, распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями, приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность.
Поскольку собственником спорного склада является Министерство обороны Российской Федерации, которое вправе самостоятельно определить уполномоченное лицо на подачу комплекта идентификационных документов, предусмотренных главой 2 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25.11.2016 № 495, для принятия решения о регистрации «склада по перевалке материально-технических средств службы горючего», расположенного по адресу: *** в реестре опасных производственных объектов, то прокурор просил возложить указанную обязанность именно на Министерство обороны Российской Федерации.
Представитель ответчика Министерства обороны Российской Федерации и третьего лица Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» Казакова А.В. с уточненными исковыми требованиями не согласилась.
Поддержав письменные возражения на исковое заявление, указала, что в соответствии с Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 г. № 1082, Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
Минобороны России осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты).
Одной из задач Минобороны России является осуществление функции по федеральному государственному надзору в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах Минобороны России и на всех стадиях жизненного цикла подъемных сооружений и оборудования, работающего под давлением, в составе вооружения и военной техники.
Вместе с тем просила учесть, что согласно разъяснению начальника Управления государственного технического надзора Главного управления контрольной и надзорной деятельности МО РФ № 111/3/640 от 20.03.2014 г. опасные объекты воинских частей подлежат отнесению к опасным производственным объектам в понятии Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ, только в случае их использования (эксплуатации) в коммерческих целях, тогда как деятельность воинских частей, предусмотренная Федеральным законом «Об обороне» (статья 2), не является производственной (промышленной), в связи с чем полагала, что на нее не распространяются положения законодательства о промышленной безопасности.
Кроме того, настаивала на том, что именно ФГКУ «СЗТУИО» Минобороны России является надлежащим ответчиком по данному делу и в случае удовлетворения иска должно направить в соответствующий отдел государственного технического надзора (территориальный) в порядке, предусмотренном п.5 Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных Постановлении Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 № 1371 «О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов», комплект идентификационных документов, предусмотренных главой 2 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25.11.2016 г. № 495, для принятия решения о регистрации «склада по перевалке материально - технических средств службы горючего», расположенного по адресу: ***, в реестре опасных производственных объектов
Привела довод о том, что военным прокурором Североморского гарнизона не представлены доказательства о нарушении Министерством обороны Российской Федерации законодательства о промышленной безопасности (результаты плановых, внеплановых проверок, предписания и протоколы об административных правонарушениях), а приложенные к иску копии судебных актов, якобы по аналогичным делам, не могут быть приняты к учету в связи с отсутствием в законодательстве Российской Федерации судебного прецедента и различных обстоятельств рассматриваемых дел.
Учитывая изложенное, считала исковое заявление военного прокурора Североморского гарнизона не подлежащим удовлетворению, просила в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.
Представитель третьего лица войсковой части 77360-Х Черницын А.В. в судебных заседаниях полагал требования военного прокурора Североморского гарнизона не подлежащими удовлетворению. Поддержав доводы, изложенные в письменном отзыве на иск, указал, что в соответствии с Федеральным законом 2011г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» соискателем лицензии и лицензиатом может являться только юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Местом осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию, является объект, который принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании.
В соответствии со ст.11.1.Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» Управление объединения, управление соединения и воинская часть Вооруженных Сил Российской Федерации могут являться юридическим лицом в форме федерального казенного учреждения.
Решение о создании в качестве юридического лица управления сформированного объединения, управления сформированного соединения или сформированной воинской части Вооруженных Сил Российской Федерации, а также о реорганизации или ликвидации указанного юридического лица принимается министром обороны Российской Федерации.
Склад (по перевалке материальных и технических средств службы горючего, г.Североморск) 701 центра (материально-технического обеспечения, Северного флота) является структурным подразделением указанного центра.
701 центр (материально-технического обеспечения, Северного флота) (далее – 701 ЦМТО СФ) содержится по штату № 84/701, утвержденному начальником Генерального штаба МО РФ. Директивой Генерального штаба МО РФ от 23.07.12г. № 314/5/383 701 ЦМТО СФ присвоено условное наименование «войсковая часть 77360».
В соответствии с требованиями приказа Министра обороны РФ 2010г. № 025 приказом начальника 701 ЦМТО СФ 2015г. № 09 складу (по перевалке МиТС СГ) присвоено условное наименование «войсковая часть 77360-Х»
Согласно «Методическим рекомендациям по работе центра МТО военного округа (флота), утвержденных заместителем министра Обороны РФ генералом армии Булгаковым Д.В. 16.12.2014 года» и Положением о 701 центре МТО СФ, утвержденным приказом командующего Северным флотом от 13.02.2018г. №298дсп, 701 ЦМТО СФ не уполномочен выступать учредителем юридических лиц.
Воинские части Северного флота согласно Положению о «ФКУ ОСК», утвержденного приказом Министром обороны РФ от 2014г. № 899, (далее - Положение), не входят в состав юридического лица ФКУ «ОСК СФ» (п.14 Положения).
Таким образом, войсковые части 77360 и 77360-Х юридическими лицами не являются, в состав юридического лица ФКУ «ОСК СФ» не входят.
Юридическое лицо ФКУ «ОСК СФ» собственником земельного участка, инфраструктуры склада (зданий и сооружений, сливно-наливных эстакад, пожарного оборудования и т.п.), железнодорожного пути, поступающих и хранимых материальных средств в адрес в/ч 77360-Х, в том числе относящихся согласно закону к категории опасных, не является.
Рассматриваемые вопросы о регистрации опасных производственных объектов (далее - ОПО) и лицензировании деятельности войсковой части 77360-Х в права и обязанности ФКУ «ОСК СФ» согласно п.п. 30, 31 Положения не входят. Деятельность по хранению и перевалке горючих жидкостей ФКУ «ОСК СФ» не осуществляет.
В связи с этим ФКУ «ОСК СФ» не обязано принимать решение о проведении каких-либо мероприятий по лицензированию данных объектов.
Правоустанавливающими документами, обосновывающими деятельность в/ч 77360-Х, являются: приказ МО РФ 2014г. № 333 «Об утверждении Руководства по войсковому (корабельному) хозяйству в Вооруженных Силах Российской Федерации», Штат 701 ЦМТО СФ № 84/701, утвержденный начальником Генерального штаба, «Положение о 701 центре МТО СФ», утвержденное командующим Северным флотом, «Положение о складе (по перевалке МиТС СГ)», утвержденное начальником 701 центра МТО СФ, а также другие нормативные акты Министерства обороны РФ.
Хранение и перевалка ГСМ войсковой частью 77360-Х осуществляется в целях обеспечения постоянной боевой готовности обеспечиваемых воинских частей флота в части потребности в ГиСМ и не имеет отношения к обязательствам юридического лица ФКУ «ОСК СФ».
Выдача каких-либо дополнительных разрешений для осуществления своего предназначения ни в Федеральном законе «Об обороне», ни в штате 701 ЦМТО СФ, ни в Положении о 701 центре МТО СФ не предусмотрено.
Согласно разъяснению начальника Управления государственного технического надзора Главного управления контрольной и надзорной деятельности МО РФ № 111/3/640 от 20.03.2014 года опасные объекты воинских частей подлежат отнесению к опасным производственным объектам в понятии Федерального закона от 21.07.1997г. № 116-ФЗ только в случае их использования (эксплуатации) в коммерческих или хозяйственных целях.
Полагал, что деятельность воинских частей, предусмотренная Федеральным законом «Об обороне» (ст.2), не является производственной (промышленной) и на нее не распространяются положения законодательства о промышленной безопасности. Регистрация ОПО МО РФ производится по правилам, установленным в Минобороны РФ (аналогичные положения содержит п.4 приказа Ростехнадзора № 533 от 12.11.2013г. в части подъемных сооружений и сосудов, работающих под давлением).
В соответствии со ст. 1 Соглашения между Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и Министерством обороны Российской Федерации о взаимодействии в области регулирования промышленной безопасности опасных производственных объектов от 02.07.2014 года (далее – Соглашение) Минобороны РФ и Ростехнадзор осуществляют взаимодействие по организации промышленной безопасности на тех ОПО военной инфраструктуры, которые переданы в пользование хозяйствующим субъектам для их эксплуатации в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст.1 Соглашения).
Статьей 3 Соглашения обязанности по регистрации ОПО МО РФ и ведению ведомственного раздела государственного реестра ОПО возложены на Министерство обороны РФ.
Согласно обращению начальника 949 ОГТН к командующему Северным флотом от 9.10.2017г. № 77/321 регистрацию ОПО воинских частей флота предложено организовать после утверждения Административного регламента по предоставлению Министерством обороны Российской Федерации государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в ведомственном разделе государственного реестра опасных производственных объектов.
В соответствии с п.49 Плана подготовки нормативных правовых актов Министерства обороны Российской Федерации на 2017 год, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 17 января 2017 г. N 32, разработка приказа «Об утверждении Административного регламента...» была запланирована на декабрь 2017 года (ответственный ЦОВУ- ГУКНД МО РФ). По информации от 949 ОГТН данный регламент в настоящее время не утвержден.
Считал необоснованными разъяснения начальника 949 ОГТН военному прокурору о том, что под хозяйственной деятельностью организаций и предприятий возможно понимать и хозяйственную деятельность в рамках Руководства по войсковому корабельному хозяйству, утвержденному приказом МО РФ 2014г. №333, поскольку в соответствии с п.2 Руководства данная деятельность направлена на поддержание боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил РФ, прямо предусмотрена законом «Об обороне», а не законодательством о производственной и промышленной безопасности.
Настаивал на том, что организовать мероприятия по идентификации, регистрации объектов в/ч 77360-Х в качестве ОПО с получением лицензии на их эксплуатацию невозможно по следующим причинам:
- отсутствие в нормативно-правовых актах Министерства обороны РФ четкого порядка отнесения объектов воинских частей к опасным производственным объектам в понятии Федерального закона 1997г. № 116-ФЗ (указания начальника управления ГТН ГУКиНД МО РФ № 111/3/640 от 20.03.2014 года);
- отсутствие Административного регламента по их регистрации;
- неопределенность в уполномоченном юридическом лице, от чьего имени возможно провести регистрацию ОПО;
- несоответствие инфраструктуры склада ГСМ предъявляемым требованиям.
При этом просил учесть, что независимо от вышеперечисленных противоречий в толковании нормативных правовых актов и разъяснений центральных органов военного управления о необходимости оформления отдельными воинскими частями лицензий на осуществление деятельности по эксплуатации опасных производственных объектов, командование Северного флота понимает необходимость и принимает все возможные меры по приведению инфраструктуры складов ГСМ в соответствие с требованиями федерального законодательства о промышленной безопасности и ведомственных правовых актов.
Не отрицал, что фактическое состояние материально-технической базы большинства складов ГСМ Северного флота и войсковой части 77360-Х в настоящее время не в полной мере соответствует установленным Ростехнадзором требованиям к опасным производственным объектам (склады строились по устаревшим СНиП, длительное время находятся без текущего и капитального ремонта) и не позволяет получить положительные заключения экспертизы промышленной безопасности, наличие которых в соответствии с п.2 ст.6 Федерального закона 1997г. № 116-ФЗ является основным условием для получения лицензии на эксплуатацию опасных производственных объектов.
В связи с этим полагал, что сама по себе регистрация складов в качестве ОПО, без приведения их технического состояния в соответствие требованиям промышленной безопасности, не решит вопрос по получению лицензий и только повлечет за собой применение штрафных санкций к юридическому лицу, за которым они будут зарегистрированы, в размере до 300 000 рублей по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ или административное приостановление деятельности, что (в случае их регистрации за ФКУ «ОСК СФ») создаст угрозу обороноспособности государства.
На основании изложенного просил в удовлетворении искового заявления военного прокурора Североморского гарнизона к ФКУ «ОСК СФ» отказать в полном объеме.
Представители третьего лица 949 Отдел государственного технического надзора (территориальный) Министерства обороны Российской Федерации Вешаева Н.В., а в ранее проведенных судебных заседаниях также и Григорьев Д.В. не отрицали, что склад по перевалке материально-технических средств службы горючего, расположенный на м. Шавор, подпадает под признаки опасного производственного объекта, при этом главенствующим считается Федеральный закон № 116-ФЗ «О промышленной безопасности», который по статусу выше ведомственных приказов. В данном законе четко определено, что владелец опасного производственного объекта – это юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, владеющий на праве собственности или другом ином законном основании объектами, указанными в Приложении № 1.
В приложении № 1 указаны склады хранения ГСМ объемом свыше 1000 тонн. Считали необоснованными доводы участвующих в деле лиц о том, что войсковая часть 77360-Х не осуществляет коммерческую и хозяйственную деятельность, в связи с чем этот объект не является опасным, поскольку Федеральный закон № 116-ФЗ не предусматривает отсутствие признаков опасности для использования объектов в собственных нуждах, а ФЗ № 99 «О лицензировании отдельных видов» не имеет специальной оговорки о том, что эксплуатация взрывоопасных и химически опасных производственных объектов для собственных нужд не подлежит лицензированию. Таким образом, по мнению представителей, данный объект должен быть зарегистрирован и на него получена лицензия на эксплуатацию.
Третье лицо – 962 Отдел государственного технического надзора (территориальный) Министерства обороны Российской Федерации, извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание своего представителя не направил, представил отзыв на исковое заявление, в котором просил о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
В письменном отзыве указал, что 962 отдел государственного технического надзора (территориальный) Министерства обороны Российской Федерации осуществляет функции по федеральному государственному надзору в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах Минобороны России и на всех стадиях жизненного цикла подъемных сооружений и оборудования, работающего под давлением, в составе вооружения и военной техники в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Положением о Министерстве обороны Российской Федерации (утв. Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации»), Административным регламентом исполнения Министерством обороны Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах Министерства обороны Российской Федерации (утв. приказом Министра обороны Российской Федерации от 29.06.2015 № 365).
В соответствии с приказом начальника Управления государственного технического надзора Минобороны России от 13 сентября 2012 года № 85 «О территориальном принципе ведения государственного технического надзора в Министерстве обороны Российской Федерации» надзор за опасными производственными объектами Минобороны России на территории Мурманской области осуществляет 949 отдел государственного технического надзора (территориальный).
Полагал, что в соответствии с приказом Ростехнадзора от 25.11.2016 № 495 «Об утверждении Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов» заявление на регистрацию «склада по перевалке материально-технических средств службы горючего», расположенного по адресу: ***, как опасного производственного объекта в адрес 962 отдела государственного технического надзора (территориальный) Министерства обороны Российской Федерации не поступало.
Кроме того, просил учесть, что в исковом заявлении истцом не указано, какие конкретные действия должен совершить ответчик.
При принятии решения полагался на усмотрение суда.
Представитель третьего лица ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России Реутова О.О. в судебном заседании поддержала возражения, изложенные в письменном отзыве на иск.
Так, указала, что в ходе ранее проведенной военной прокуратурой Североморского гарнизона проверки установлено, что на территории войсковой части хранятся горючие жидкости в количестве от 1000 тонн и более, деятельность по хранению и транспортировке горючих жидкостей осуществляется войсковой частью 77360-Х без разрешительной документации.
Пунктом 5 Правил о регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.11.1998 № 1371 (далее - Правила) установлено, что юридическим лицам независимо от организационно-правовой формы, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим эксплуатацию опасных производственных объектов, необходимо представлять в установленном порядке Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору и федеральным органам исполнительной власти, указанным в пункте 3 настоящего Постановления, сведения, необходимые для формирования и ведения государственного реестра опасных производственных объектов.
В соответствии с подпунктом «з» пункта 10 Правил, Приказом Ростехнадзора от 25.11.2016 г. № 495 утверждены требования к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов (далее - Требования).
Согласно п.п. 6, 7, 11 Главы 2 Требований, отнесение объектов к опасным производственным объектам осуществляется эксплуатирующей организацией на основании проведения их идентификации в соответствии с настоящими Требованиями.
При осуществлении идентификации эксплуатирующей организацией должны быть выявлены все признаки опасности на объекте, учтены их количественные и качественные характеристики, а также учтены все осуществляемые на объекте технологические процессы и применяемые технические устройства, обладающие признаками опасности, позволяющие отнести такой объект к категории опасных производственных объектов.
По результатам идентификации эксплуатирующая организация присваивает опасному производственному объекту типовое наименование (именной код объекта) в соответствии с приложением № 1 к настоящим Требованиям.
Кроме того, согласно п. 5. ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», руководитель организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, представленных для регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исходя из прямого толкования указанных норм, обязанность по подготовке документации и регистрацию опасных производственных объектов возложена на лица, которые непосредственно эксплуатируют опасные производственные объекты при осуществлении своей хозяйственной деятельности, и в том числе несут ответственность за достоверность предоставляемых сведений.
Во исполнение приказов директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 29.10.2014г. № 2031, от 29.08.2017 г. № 2312, приказа начальника Учреждения № 553/1, за Учреждением на праве оперативного управления закреплены объекты недвижимого имущественного комплекса военного городка № 15 и земельный участок с кадастровым номером 51:06:0030201:13, расположенные по адресу: ***
Вместе с тем во исполнение приказа Учреждения от 13.04.2018 г. № 25 и в соответствии с актом приема-передачи имущественный комплекс военного городка №15 передан в пользование войсковой части 77360-Х. Таким образом, организацией, эксплуатирующей опасные промышленные объекты на территории военного городка № 15, является войсковая часть 77360-Х.
Учреждение деятельность на территории войсковой части 77360-Х не осуществляет, опасные промышленные объекты не эксплуатирует. Войсковая часть 77360-Х структурным подразделением Учреждения не является, в состав юридического лица ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации не входит. Необходимыми для регистрации сведениями об осуществлении войсковой частью эксплуатации опасных промышленных объектах не располагает.
Кроме того, в соответствии с Уставом учреждение наделено полномочиями по учету, контролю за использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил, управлению и распоряжению имуществом по заданиям (решениям) Министра обороны России и Директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации. Деятельность по перевалке, реализации и хранению горючих и смазочных материалом Уставом Учреждения не предусмотрена. В штате Учреждения отсутствуют специалисты, обладающие знаниями и квалификацией, необходимыми для идентификации производственного объекта.
На основании изложенного полагала, что возложение обязанности по подготовке и регистрации опасных промышленных объектов на Учреждение исходя только из того, что спорные объекты закреплены за Учреждением на вещном праве, противоречит установленным законодательством нормам.
Настаивая на том, что подготовка комплекта идентификационных документов и регистрации опасных промышленных объектов лежит вне компетенции Учреждения, просила в удовлетворении исковых требований военного прокурора Североморского гарнизона к ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Минобороны России отказать. В отношении исковых требований к Министерству обороны РФ полагалась на усмотрение суда.
Представители третьих лиц Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, ФГБУ «ЦЖКУ по ОСК СФ» Министерства обороны Российской Федерации, войсковой части 77360 в судебное заседание не явились, письменного мнения по иску не представили, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
Обращение военного прокурора с данным иском обусловлено необходимостью защиты и предупреждения аварий и чрезвычайных ситуаций при эксплуатации опасных производственных объектов, основных прав и свобод неопределенного круга лиц, конкретный перечень которых установить не представляется возможным.
Право на обращение прокурора в суд в защиту неопределенного круга лиц предусмотрено ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации".
В соответствии со статьей 1 Закона о промышленной безопасности промышленная безопасность опасных производственных объектов - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий таких аварий.
В силу статьи 2 Закона о промышленной безопасности опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к данному Федеральному закону. К ним относятся объекты, в том числе, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются в указанных в приложении 2 к этому Федеральному закону количествах опасные вещества (воспламеняющиеся, окисляющие, горючие, взрывчатые, токсичные и высокотоксичные).
Базы хранения (склады), на которых хранятся и транспортируются горючие жидкости в количестве от 1000 тонн и более, относятся к опасным производственным объектам.
В ходе проведенной военной прокуратурой Североморского гарнизона проверки установлено, что на территории войсковой части 77360-Х расположен склад по перевалке материально-технических средств службы горючего, на котором хранятся горючие жидкости в размере 1000 тонн и более.
В соответствии с положениями приказа Министра обороны РФ 2010г. № 025 приказом начальника 701 ЦМТО СФ 2015г. № 09 складу по перевалке ГСМ присвоено условное наименование «войсковая часть 77360-Х»
По состоянию на 22.11.2018 в резервуарах данного склада хранилось в общей сложности 27 652 тонны ГСМ.
Учитывая объем хранения горючих жидкостей на складе по перевалке материально-технических средств службы горючего, расположенном по адресу: ***, военный прокурор пришел к выводу, что указанный склад следует отнести к особо опасным производственным объектам в порядке, установленном законодательством о промышленной безопасности.
По результатам контрольной проверки военной прокуратурой в адрес командира войсковой части 77360 внесено представление об устранении нарушений закона (исх. № 2349 от 09.04.2018), которое рассмотрено, однако каких-либо мер по отнесению объекта к опасному производственному, не последовало.
Военной прокуратурой Северного флота 24.05.2018 внесено представление об устранении нарушений закона (исх. № 2/2783) и командующему Северным флотом, которое рассмотрено 14.06.2018 (исх. № 59/2047 от 19.06.2018), однако конкретных мер по регистрации опасного производственного объекта и по оформлению лицензии не принято.
Кроме того, нарушения законодательства в сфере промышленной безопасности отражены отдельным разделом в обобщенном представлении военной прокуратуры об устранении нарушений закона, направленном в адрес командующего Северным флотом 31.07.2018 (исх. № 1/4008), однако ответ на него (исх. № 46/3/1119 от 12.09.2018) не содержит сведений о конкретных мерах, принимаемых для устранения нарушений в указанной сфере законодательства.
Отсутствие соответствующего реагирования на принимаемые военной прокуратурой меры для регистрации склада по перевалке материально-технических средств службы горючего, расположенного по адресу: ***, послужило основанием для обращения с настоящим иском в суд.
В судебном заседании представитель ответчика Министерства обороны Российской Федерации Казакова А.В. и представитель третьего лица войсковой части 77360-Х Черницын А.В возражали против отнесения склада к особо опасным производственным объектам, полагая, что опасные объекты воинских частей, подлежат отнесению к опасным производственным объектам в понятии Федерального закона от 21.07.1997г. № 116-ФЗ только в случае их использования (эксплуатации) в коммерческих или хозяйственных целях, тогда как деятельность воинских частей, предусмотренная Федеральным законом «Об обороне» (ст.2), не является производственной (промышленной) и на нее не распространяются положения законодательства о промышленной безопасности.
Проанализировав установленные по делу обстоятельства и представленные сторонами в обоснование своих доводов доказательства, суд соглашается с утверждением военного прокурора о том, что склад по перевалке материально-технических средств службы горючего, расположенный по адресу: ***, подпадает под признаки опасного производственного объекта.
Как следует из материалов дела, указанный склад имеет возможности по хранению около 80 000 тонн горючих и смазочных материалов, при этом сторонами не оспаривалось, что в настоящее время на складе хранится более 1 000 тонн ГСМ.
Войсковая часть 77360-Х, которая входит в структуру 701 центра (материально-технического обеспечения, Северного флота) и не является самостоятельным юридическим лицом, как и сам Центр, осуществляет эксплуатацию склада в целях обеспечения постоянной боевой готовности обеспечиваемых воинских частей флота в части потребности в ГСМ, то есть использует склад в своей хозяйственной деятельности.
Доводы представителя ответчика Министерства обороны Российской Федерации Казаковой А.В. и представителя третьего лица войсковой части 77360-Х Черницына А.В. о том, что деятельность войсковой части 77360-Х не является хозяйственной деятельностью, поскольку не носит коммерческий характер и не направлена на извлечение прибыли, суд полагает несостоятельными, поскольку согласно п. 2 Руководства по войсковому (корабельному) хозяйству в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 3 июня 2014 г. N 333 (далее - Руководство), деятельность соединений (воинских частей), направленная на поддержание их боевой и мобилизационной готовности, заключающаяся в использовании их материально-технической базы, материальных ценностей в ходе боевой подготовки и повседневной деятельности, а также во взаимодействии со специализированными сторонними организациями при передаче им отдельных функций обеспечения, прямо отнесена к хозяйственной и не ставится в зависимость от того, носит она коммерческий или некоммерческий характер.
Федеральный закон № 116-ФЗ также не исключает возможность регистрации в реестре опасного производственного объекта в случае его использования организацией в собственных нуждах, а Федеральный закон № 99 «О лицензировании отдельных видов» не имеет специальной оговорки о том, что эксплуатация взрывоопасных и химически опасных производственных объектов для собственных нужд не подлежит лицензированию.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в отношении склада по перевалке материально-технических средств службы горючего, расположенный по адресу: ***, должен быть направлен комплект идентифицирующих документов для его регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
При этом суд учитывает, что окончательное решение об отнесении конкретного объекта к опасным производственным принимает территориальный орган Ростехнадзора после получения комплекта идентификационных документов.
Согласно пункту 2 статьи 2 Закона N 116-ФЗ опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 N 1371, для регистрации объектов в государственном реестре организации, эксплуатирующие эти объекты, представляют в установленном порядке сведения, характеризующие каждый объект; организациям, эксплуатирующим соответствующие объекты, выдаются свидетельства установленного образца о регистрации этих объектов в государственном реестре.
Согласно ст. 14 Приказа Ростехнадзора от 25.11.2016 N 495 "Об утверждении Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов" (далее - Приказ N 495) - для регистрации объекта в государственном реестре организация, эксплуатирующая этот объект, не позднее 10 рабочих дней со дня начала его эксплуатации представляет в регистрирующий орган на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, заявление в соответствии с административными регламентами регистрирующих органов и прилагает к нему документы, необходимые для формирования и ведения государственного реестра, а именно:
1) документы, которые содержат сведения, характеризующие каждый опасный производственный объект (в 2 экземплярах), подписанные руководителем юридического лица либо его уполномоченным представителем, индивидуальным предпринимателем либо его уполномоченным представителем и заверенные печатью (в случае наличия) или подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью в случае представления сведений в форме электронного документа, заполненные на основании анализа документов, приведенных в пункте 8 Требований, результатов проведенной идентификации и иных документов, содержащие следующие данные:
а) наименование и место нахождения опасного производственного объекта;
б) признаки опасности опасного производственного объекта;
в) класс опасности опасного производственного объекта;
г) классификация опасного производственного объекта;
д) виды деятельности, на осуществление которых требуется получение лицензии для эксплуатации опасного производственного объекта;
е) полное наименование, адрес места нахождения эксплуатирующей организации, должность, фамилия, имя и отчество (в случае, если имеется) руководителя, дата подписания документа руководителем эксплуатирующей организации;
ж) реквизиты опасного производственного объекта и регистрирующего органа;
з) наименование площадки, участка, цеха, здания, сооружения, входящих в состав опасного производственного объекта;
и) краткая характеристика опасности опасного производственного объекта;
к) наименование, тип, марка, модель (при наличии), регистрационные или учетные номера (для подъемных сооружений и оборудования, работающего под давлением, подлежащего учету в регистрирующем органе), заводские номера (в случае наличия) технических устройств, наименование опасного вещества, взрывоопасных пылевоздушных смесей, которые находятся или могут находиться на опасном производственном объекте;
л) проектные (эксплуатационные) характеристики, дата изготовления и ввода в эксплуатацию;
м) числовые обозначения признаков опасности опасного производственного объекта;
2) копии документов, подтверждающих наличие на праве собственности или ином законном основании опасного производственного объекта, в том числе земельных участков, зданий, строений и сооружений, на (в) которых размещается опасный производственный объект (для объектов недвижимости), права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости;
3) документы, которые содержат обоснование безопасности опасного производственного объекта с указанием реквизитов положительного заключения экспертизы промышленной безопасности обоснования безопасности опасного производственного объекта (в случаях, установленных пунктом 4 статьи 3 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов");
4) документы, которые содержат текстовую часть подраздела "Технологические решения" проектной документации (документации) на опасные производственные объекты капитального строительства (с указанием реквизитов заключения соответствующей экспертизы здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий).
По мнению военного прокурора, комплект указанных документов должен представить в территориальный отдел государственного технического надзора ответчик – Министерство обороны Российской Федерации.
Оценивая указанные доводы, суд приходит к следующим выводам.
Пунктом 5 Правил о регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.11.1998 № 1371 (далее - Правила) установлено, что юридическим лицам независимо от организационно-правовой формы, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим эксплуатацию опасных производственных объектов, необходимо представлять в установленном порядке Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору и федеральным органам исполнительной власти, указанным в пункте 3 настоящего Постановления, сведения, необходимые для формирования и ведения государственного реестра опасных производственных объектов.
В соответствии с подпунктом «з» пункта 10 Правил Приказом Ростехнадзора от 25.11.2016 г. № 495 утверждены требования к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов (далее - Требования).
Согласно п.п. 6, 7, 11 Главы 2 Требований, отнесение объектов к опасным производственным объектам осуществляется эксплуатирующей организацией на основании проведения их идентификации в соответствии с настоящими Требованиями.
При осуществлении идентификации эксплуатирующей организацией должны быть выявлены все признаки опасности на объекте, учтены их количественные и качественные характеристики, а также учтены все осуществляемые на объекте технологические процессы и применяемые технические устройства, обладающие признаками опасности, позволяющие отнести такой объект к категории опасных производственных объектов.
По результатам идентификации эксплуатирующая организация присваивает опасному производственному объекту типовое наименование (именной код объекта) в соответствии с приложением № 1 к настоящим Требованиям.
Кроме того, согласно п. 5. ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» руководитель организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, представленных для регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исходя из прямого толкования указанных норм, обязанность по подготовке документации и регистрации опасных производственных объектов возложена на лица, которые непосредственно эксплуатируют опасные производственные объекты при осуществлении своей хозяйственной деятельности, и в том числе несут ответственность за достоверность, предоставляемых сведений.
При этом, поскольку участниками обеспечения промышленной безопасности являются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридические лица независимо от их организационно-правовой формы и индивидуальные предприниматели, деятельность которых направлена на обеспечение безопасной эксплуатации промышленных объектов, а также на предупреждение аварий на таких объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих организаций к локализации аварий и ликвидации их последствий, то под организацией понимается исключительно юридическое лицо.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, во исполнение приказов директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 29.10.2014г. № 2031, от 29.08.2017 г. № 2312, приказа начальника Учреждения № 553/1, объекты недвижимого имущественного комплекса военного городка № 15 и земельный участок с кадастровым номером 51:06:0030201:13, расположенные по адресу: ***, на праве оперативного управления закреплены за ФГКУ «СЗТУИО» Министерства обороны Российской Федерации.
В то же время во исполнение приказа ФГКУ «СЗТУИО» Министерства обороны Российской Федерации от 13.04.2018 г. № 25 и на основании акта приема-передачи имущественный комплекс военного городка №15 передан в пользование войсковой части 77360-Х.
Таким образом, организацией, эксплуатирующей опасные промышленные объекты на территории военного городка № 15, является войсковая часть 77360-Х.
В судебном заседании установлено, что склад (по перевалке материальных и технических средств службы горючего, г.Североморск) 701 центра (материально-технического обеспечения, Северного флота) является структурным подразделением указанного центра.
701 центр (материально-технического обеспечения, Северного флота) (далее – 701 ЦМТО СФ) содержится по штату № 84/701, утвержденному начальником Генерального штаба МО РФ. Директивой Генерального штаба МО РФ от 23.07.12г. № 314/5/383 701 ЦМТО СФ присвоено условное наименование «войсковая часть 77360».
В соответствии с требованиями приказа Министра обороны РФ 2010г. № 025 приказом начальника 701 ЦМТО СФ 2015г. № 09 складу (по перевалке МиТС СГ) присвоено условное наименование «войсковая часть 77360-Х»
Согласно «Методическим рекомендациям по работе центра МТО военного округа (флота), утвержденных заместителем министра Обороны РФ генералом армии Булгаковым Д.В. 16.12.2014 года» и Положением о 701 центре МТО СФ, утвержденным приказом командующего Северным флотом от 13.02.2018г. №298дсп 701 ЦМТО СФ не уполномочен выступать учредителем юридических лиц.
Воинские части Северного флота согласно Положению о «ФКУ ОСК», утвержденного приказом Министром обороны РФ от 2014г. № 899, (далее - Положение) не входят в состав юридического лица ФКУ «ОСК СФ» (п.14 Положения).
Таким образом, войсковые части 77360 и 77360-Х юридическими лицами не являются, в состав юридического лица ФКУ «ОСК СФ», а также ФГКУ «СЗТУИО» Министерства обороны Российской Федерации не входят.
Изложенное свидетельствует о том, что эксплуатирующая склад по перевалке материальных и технических средств службы горючего войсковая часть 77360-Х и вышестоящая войсковая часть 77360 не имеют возможности подать необходимый комплект документов для регистрации склада в реестре ОПО.
Что же касается наличия такой возможности у ФГКУ «СЗТУИО» Министерства обороны Российской Федерации, то суд учитывает, что данная организация эксплуатирующей спорный объект не является, деятельность на территории войсковой части 77360-Х не осуществляет, необходимыми для регистрации сведениями об осуществлении войсковой частью эксплуатации опасных промышленных объектах не располагает, подготовка комплекта идентификационных документов и регистрации опасных промышленных объектов лежит вне компетенции учреждения.
На основании изложенного возложение обязанности по подготовке и регистрации опасных промышленных объектов на учреждение исходя только из того, что спорные объекты закреплены за ним на вещном праве, противоречит установленным законодательством нормам, поскольку обязанность по выполнению указанных действий возложена на эксплуатирующую организацию.
В соответствии со ст. 1 Соглашения между Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и Министерством обороны Российской Федерации о взаимодействии в области регулирования промышленной безопасности опасных производственных объектов от 02.07.2014 года (далее – Соглашение) Минобороны РФ и Ростехнадзор осуществляют взаимодействие по организации промышленной безопасности на тех ОПО военной инфраструктуры, которые переданы в пользование хозяйствующим субъектам для их эксплуатации в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст.1 Соглашения).
Статьей 3 Соглашения обязанности по регистрации ОПО МО РФ и ведению ведомственного раздела государственного реестра ОПО возложена на Министерство обороны РФ.
Согласно п. 49 Плана подготовки нормативно-правовых актов Министерства обороны Российской Федерации на 2017 год, утвержденному приказом Министра обороны Российской Федерации от 17.01.2017 г. № 32, разработан проект приказа Министра обороны Российской Федерации «Об утверждении Административного регламента по предоставлению Министерством обороны Российской Федерации государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в ведомственном разделе государственного реестра опасных производственных объектов" (подготовлен Минобороны России 27.03.2017). В настоящий момент вышеназванный приказ не утвержден.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации" (далее - Положение о Министерстве обороны Российской Федерации), Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
Министерство обороны Российской Федерации в целях реализации своих полномочий имеет право издавать нормативные правовые акты и иные документы по вопросам, отнесенным к его компетенции (подпункт 1 пункта 8 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации).
Министр обороны Российской Федерации издает приказы, директивы, положения, наставления, инструкции, уставы и иные нормативные (правовые, нормативные правовые) акты, в необходимых случаях - совместно с федеральными органами исполнительной власти и (или) Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос" - дает указания, организует и проверяет их исполнение (подпункт 7 пункта 10 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации).
С целью установления надлежащего ответчика по данному делу судом неоднократно направлялись запросы в различные ведомства Министерства обороны Российской Федерации и непосредственно в Министерство обороны Российской Федерации, однако полученные из разных ведомств ответы противоречат друг другу.
Так, согласно ответу на запрос от 15 марта 2019 года за подписью врио руководителя Департамента ресурсного обеспечения В.Демирова деятельность войсковой части 77360-Х не является производственной и на нее не распространяются положения законодательства в области промышленной безопасности.
Из ответа от 15 марта 2019 года за подписью заместителя директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации С.Михайлова следует, что решение вопросов, связанных с определением организаций, осуществляющих эксплуатационное содержание объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, а также определением порядка регистрации опасных производственных объектов в системе Министерства обороны не относятся к компетенции Департамента. При этом в ответе указано, что в соответствии с Приказом Министра обороны Российскй Федерации от 2 марта 2017 года создано ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерство обороны Российской Федерации, основной целью деятельности которого является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.
В соответствии с информацией представителя Министерства обороны Российской Федерации Д.С. Столярова расположенный по адресу: *** склад по перевалке материально-технических средств службы горючего идентифицируется как опасный производственный объект и подлежит регистрации в ведомственном разделе государственного реестра опасных производственных объектов.
Представлять для регистрации комплект документов, предусмотренных приказом Ростехнадзора от 20 ноября 2016 года № 495, должен руководитель юридического лица, осуществляющего эксплуатацию опасного производственного объекта либо его уполномоченный представитель.
Учитывая приведенные противоречия, отсутствие единообразного толкования вопросов регистрации спорного склада, принимая во внимание, что в соответствии с подпунктом 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны России Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также тот факт, что именно данная организация должна была разработать приказ об утверждении Административного регламента по предоставлению Министерством обороны Российской Федерации государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в ведомственном разделе государственного реестра опасных производственных объектов, суд приходит к выводу о том, что обязанность по направлению комплекта идентификационных документов, предусмотренных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25.11.2016 № 495, для принятия решения о регистрации «склада по перевалке материально-технических средств службы горючего», расположенного по адресу: ***, в реестре опасных производственных объектов следует возложить на Министерство обороны Российской Федерации.
При этом суд учитывает, что Министерство обороны Российской Федерации ввиду своего особого правового статуса вправе уполномочить компетентное ведомство, входящее в его структуру, на выполнение возложенных на него обязанностей.
Поскольку непосредственно регистрацию опасных производственных объектов производят территориальные органы Ростехнадзора (п. 10 Административного регламента по предоставлению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов) и обращаться с заявлением о регистрации опасных производственных объектов необходимо в регистрирующий орган по адресу места нахождения заявителя (п. 18 данного Регламента), суд приходит к выводу, что необходимый комплект документов следует направить в территориальные органы Ростехнадзора по месту нахождения ответчика, то есть в 962 отдел государственного технического надзора (территориальный).
Согласно ч. 2 статьи 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Из содержания приведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности, обеспечивая при этом соблюдение баланса сторон.
В целях реального исполнения судебного акта, с учетом положений Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 № 116-ФЗ, суд полагает необходимым установить ответчику срок для исполнения решения суда – в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Данный срок суд находит разумным и достаточным.
При этом ответчик не лишен права в случае возникновения обстоятельств, препятствующих исполнению решения суда в установленный срок, обратиться за отсрочкой исполнения решения суда в порядке статей 203, 434 ГПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования военного прокурора Североморского гарнизона – удовлетворить.
Обязать Министерство обороны Российской Федерации в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу направить в 962 отдел государственного технического надзора (территориальный) в порядке, предусмотренном п. 5 Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 № 1371 «О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов», комплект идентификационных документов, предусмотренных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25.11.2016 № 495, для принятия решения о регистрации «склада по перевалке материально-технических средств службы горючего», расположенного по адресу: *** в реестре опасных производственных объектов.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Североморский районный суд в течение месяца со дня принятия мотивированного решения.
Председательствующий О.С. Петрова