к делу № 2-204/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 марта 2017 года ст. Северская
Северский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего |
Андреевой Е.А., |
с участием представителя истца |
Торошина М.А., |
действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, | |
представителя ответчика |
Казанцева И.С., |
действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, | |
представителя третьего лица |
Хаменского И.В., |
действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, | |
представителя третьего лица |
Сельгеева А.А., |
действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, | |
при секретаре |
Масычевой М.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации Смоленского сельского поселения Северского района о признании отказа органа местного самоуправления незаконным и возложении обязанности заключить договор аренды земельного участка,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации Смоленского сельского поселения Северского района о признании отказа органа местного самоуправления незаконным и возложении обязанности заключить договор аренды земельного участка. В обосновании заявленных требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 20 лет земельного участка в кадастровом квартале № согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № ей было отказано в предоставлении земельного участка в связи с тем, что земельный участок обременен правами третьих лиц. Считает отказ незаконным и необоснованным, так как довод, что земельный участок обременен правами не соответствует действительности. Просит признать отказ администрации Смоленского сельского поселения, выраженный в письме от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным, обязать администрацию Смоленского сельского поселения утвердить схему расположения земельного участка, площадью 14 180 кв.м, расположенного в кадастровом квартале №, предназначенный для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках и предоставить земельный участок в аренду сроком на 20 лет.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о дате и месте рассмотрения дела извещалась надлежащим образом, о причинах неявки не сообщила, её представитель Торошин М.А. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил их удовлетворить по доводам, изложенным в исковом заявлении, пояснил, что согласно ответу Министерства природных ресурсов, испрашиваемый истцом земельный участок не относится к землям лесного фонда. Кроме того, указал, что испрашиваемый земельный участок не входит в схему расположения земельных участков, являющейся приложением к договору аренды.
Представитель ответчика администрации Смоленского сельского поселения Северского района – Казанцев И.С. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, представил письменные возражения на иск, в которых указал, что испрашиваемый истцом земельный участок относится к землям лесного фонда, находящихся в Федеральной собственности, следовательно администрация Смоленского сельского поселения не уполномочена распоряжаться указанными землями. Фактически на земельном участке произрастают хвойные растения. Дополнительно пояснил, что земельный участок находится в аренде у ООО «Смоленское».
Представитель ответчика администрации муниципального образования Северский район, привлеченный к участию в деле определением Северского районного суда от 23.01.2017 года, в судебное заседание не явился, о дате и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика ГКУ КК «Комитет по лесу» - Сельгеев А.А. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, пояснил, что в 2000 годах на территории Смоленского Сельского поселения была установлена компрессионная станция, проведен газопровод, в связи с чем производилась вырубка леса. С целью сохранения объема лесов, для создания эколого-компенсационных культур лесничеству были выделены земельные участки, в состав которых входит испрашиваемый истцом земельный участок.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика ООО «Смоленское» - Хаменский И.В. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, пояснил, что до 2001 года спорный земельный участок имел категорию земель сельскохозяйственного назначения, однако в 2001 году исполнительным комитетом Совета местного самоуправления Северского района данный земельный участок был передан в лесной фонд для выращивания эколого-компенсационных культур. В 2012 году земельный участок был передан ООО «Смоленское» по договору аренды на срок 25 лет.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находятся в том числе вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, лесными и другими природными ресурсами; разграничение государственной собственности; природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории.
В соответствии со ст. 8 Лесного кодекса РФ, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
Согласно ч. 2 ст. 7 ЗК РФ, земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО1 обратилась в администрацию Смоленского сельского поселения Северского района с заявлением о предоставлении ей земельного участка, площадью 14 180 кв.м, расположенного в кадастровом квартале №, в аренду, сроком на 20 лет для ведения личного подсобного хозяйства (Л.д. 4).
Письмом администрации Смоленского сельского поселения Северского района от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 было отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка в связи с тем, что данный участок обременен правами третьих лиц (Л.д. 5).
В п. 2 ст. 9, п. 2 ст. 10 и п. 2 ст. 11 ЗК РФ предусмотрено право органов государственной власти и органов местного самоуправления распоряжаться в пределах своей компетенции земельными участками, находящимися в собственности соответствующих публично-правовых образований.
На основании п. 3 ч. 1 ст. 39.1 ЗК РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
В соответствии с ч. 3 ст. 39.1 ЗК РФ, положения настоящей главы применяются к отношениям, связанным с арендой земельных участков в составе земель лесного фонда, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации.
В судебном заседании также установлено, что согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок, категории земель земли лесного фонда – участок лесного фонда, площадью 23 880 га, расположенный по адресу: <адрес>, кварталы 1А-96А, 1Б-34Б на основании приказа Министерства сельского хозяйства РФ № 316 от 17.10.2008 года, приказа Департамента лесного хозяйства Краснодарского края № 142 от 07.04.2009 года, является собственностью Российской Федерации (Л.д. 78).
03.05.2012 года между Департаментом лесного хозяйства Краснодарского края и ООО «Предгорье Кавказа» был заключен договор аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности №, согласно которому ООО «Предгорье Кавказа» на срок 25 лет на период с 03.05.2012 года по 01.05.2037 года в аренду передан лесной участок в составе земель лесного фонда, находящийся в государственной собственности, площадью 4 233,8 га, имеющий местоположение: <адрес>, в том числе кварталы 20Б-31Б (Л.д. 64).
Согласно приложению № к договору аренды лесного участка от 03.05.2012 года №, предусмотрено проведение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению на арендуемом лесном участке, включающее обеспечение пожарной и санитарной безопасности в лесах, лесовосстановительные мероприятия, уход за лесами со сроком исполнения на период действия договора.
Из имеющегося в материалах дела ответа Министерства природных ресурсов Краснодарского края на обращение представителя истца ФИО1 - Торошина М.А., следует, что в соответствии с п. 92 Лесоустроительной инструкции, каждый лесотаксационный выдел характеризуется его таксационным описанием и изображается на лесоустроительном планшете, плане лесонасаждений участкового лесничества. Испрашиваемый земельный участок, указанный в выкопировке из планшета № 8 лесоустройства 1991 года, не имеющий номера лесотаксационного выдела, не относится к землям лесного фонда Афипского лесничества (Л.д. 79).
Согласно ответу ГКУ Краснодарского края «Комитет по лесу» № от ДД.ММ.ГГГГ Главе Смоленского сельского поселения Северского района, из схем расположения земельных участков на кадастровом плане не представляется возможным определить отношение земельных участков к землям лесного фонда. Для точного определения необходим выезд специалистов в указанное место (Л.д. 22).
В ответе ГКУ Краснодарского края «Комитет по лесу» № от ДД.ММ.ГГГГ указано, что по результатам совместного выезда лесничего Афипского лесничества Крепостного участкового лесничества, представителя истца Торошина М.А., представителей администрации Смоленского сельского поселения, ООО «Смоленское» в место расположение земельных участков, расположенных в кадастровом квартале № в <адрес>, установлено, что испрашиваемый истцом земельный участок находится на землях лесного фонда Афипского лесничества Крепостного участкового лесничества в квартале 26Б. Сообщено, что данный квартал используется арендатором ООО «Смоленское» по договору аренды от 03.05.2012 года № (Л.д. 38).
ГКУ Краснодарского края «Комитет по лесу» в информации № от ДД.ММ.ГГГГ «О местоположении земельного участка» указало, что при уточнении в натуре местоположения границ расположенных согласно схеме расположения земельного участка по отношению к землям лесного фонда, установлено, что испрашиваемый земельный участок, площадью 14 180 кв.м, накладывается (100%) на территорию Государственного лесного фонда Афипского лесничества Крепостного участкового лесничества в квартале 26Б. Согласно постановлению Главы администрации Краснодарского края № от ДД.ММ.ГГГГ и постановления совета местного самоуправления Северского района Краснодарского края № от 19.07.2001 года, на данном земельном (лесном) участке были созданы лесные культуры на эколого-компенсационной основе (Л.д. 53).
Указанные обстоятельства также подтверждаются постановлением исполнительного комитета Совета местного самоуправления Северского района Краснодарского края № от 19.07.2001 года «О разрешении СПК «Предгорье Кавказа» перевода земельных участков (сельскохозяйственные угодья) в лесные угодья», согласно которому производственно-хозяйственному кооперативу «Предгорье Кавказа» разрешено перевести земельные участки общей площадью 89,8 га, в том числе 21,4 га пашни, 68,4 га пастбищ, в лесные угодья для создания лесных культур на эколого-компенсационной основе (Л.д. 63).
Из проекта лесных культур от октября 2000 года следует, что на земельном участке, площадью 21,4 га, расположенном в кадастровом квартале 26, проведена посадка саженцев сосны (Л.д. 60-61). Согласно ситуационному плану земельных участков, приложенному к проекту, для проведения работ по лесовосстановлению ПСК «Предгорье Кавказа» были выделены земельные участки №, площадью 6,8 га, №, площадью 6,3 га и №, площадью 8,3 га, всего площадью 21,4 га (Л.д. 57-58).
Выкопировкой из планшета № 8 лесооустройства 1991 года подтверждается, что испрашиваемый истцом земельный участок входит в состав земельного участка №, расположенного в кадастровом квартале 26Б Афипского лесничества, Крепосного участкового лесничества (Л.д. 54).
В силу ст. 71 ЛК РФ, лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения уполномоченных в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ органа государственной власти или органа местного самоуправления, в том числе по договору аренды в случае предоставления лесного участка в аренду.
Предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с ЛК РФ.
Статьей 83 ЛК РФ предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений, в том числе предоставление в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений (в том числе организация и проведение соответствующих аукционов), принятие решений о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, заключение соглашений об установлении сервитутов в отношении лесных участков в границах земель лесного фонда, принятие решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков в границах земель лесного фонда.
Согласно ч.3 ст. 74 ЛК РФ, без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях: предусмотренных статьями 36, 43 - 45 ЛК РФ; реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов; заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43 - 46 ЛК РФ; нахождения на таких лесных участках зданий, сооружений (указанные договоры аренды заключаются с собственниками этих зданий, сооружений, помещений в них или юридическими лицами, которым эти объекты предоставлены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления).
В силу ч. 9 ст. 74 ЛК РФ, заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав или подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с п.п. 10 п. 2 ст. 39.10 ЗК РФ.
Таким образом, земельный участок, площадью 14 180 кв.м, расположенный в кадастровом квартале № в <адрес>, по вопросу аренды которого истец обратился к ответчику, относится к землям лесного фонда, находящимся в собственности РФ, полномочий распоряжаться которыми органы местного самоуправления не имеют, а также входит в состав участка, права на который уже переданы другому лицу по договору аренды, в следствии чего оснований для признании отказа администрации Смоленского сельского поселения Северского района в предоставлении истребуемого земельного участка в аренду для ведения личного подсобного хозяйства, изложенного в письме от ДД.ММ.ГГГГ №, не имеется.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации Смоленского сельского поселения Северского района о признании отказа органа местного самоуправления незаконным и возложении обязанности заключить договор аренды земельного участка – отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Северский районный суд Краснодарского края в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение суда составлено 10.03.2017 года.
Председательствующий Е.А. Андреева