Решение по делу № 33а-7499/2020 от 24.04.2020

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

дело № 33а-7499/2020 (2а-1550/2020)

город Уфа                                 13 мая 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе

председательствующего                      Масагутова Б.Ф.

судей                                  Каримовой Ф.М.

                                     Портновой Л.В.

с участием прокурора                          Крупновой А.И.

при ведении протокола судебного заседания

помощником судьи                          Романовой А.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению начальника УМВД России по г.Стерлитамаку к Ахмерову Альберту Рашитовичу об установлении административного надзора

по апелляционному представлению прокурора г.Стерлитамака на решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 14 февраля 2020 года.

Заслушав доклад судьи Масагутова Б.Ф., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

начальник УМВД России по г.Стерлитамаку обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении Ахмерова Альберта Рашитовича, 06 мая 1970 года рождения, сроком на 3 года, установив следующие ограничения: обязать являться на регистрацию в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания два раза в месяц; запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в период с 22-00 часов до 07-00 часов, если это не связано с его трудовой деятельностью; запретить выезд за пределы территории, являющейся местом жительства или пребывания, без разрешения надзирающего органа; запретить посещение мест проведения официальных спортивных соревнований; запретить пребывание в определенных местах, а именно: в барах, ресторанах, питейных заведениях, ночных клубах, дискотеках. Обосновал свои требования тем, что приговором Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от дата Ахмеров А.Р. осужден по части №... статьи №..., части №... статьи №..., части №... статьи №... Уголовного кодекса Российской Федерации с применением части №... статьи №... Уголовного кодекса Российской Федерации к №... лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима. дата Ахмеров А.Р. освобожден из ФКУ ИК-4 УФСИН России по Республике Башкортостан по отбытию наказания. В ходе проверки по учетам административной практики установлено, что административный ответчик в течение года неоднократно привлекался к административной ответственности. Так, дата подвергнут административному наказанию по части 1 статьи 20.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 500 руб.; постановлением мирового судьи судебного участка №... по адрес Республики Башкортостан от дата признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 20.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено наказание в виде административного ареста на срок 5 суток. В целях предупреждения совершения Ахмеровым А.Р. преступлений и других правонарушений, оказания индивидуального профилактического воздействия, защиты государственных и общественных интересов административный истец просит установить в отношении административного ответчика административный надзор.

Решением Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 14 февраля 2020 года постановлено:

административное исковое заявление начальника УМВД России по г.Стерлитамаку Хурматуллина И.Ю. об установлении административного надзора в отношении Ахмерова Альберта Рашитовича – удовлетворить.

Установить административный надзор в отношении Ахмерова Альберта Рашитовича, 06.05.1970 года рождения, уроженца г.Стерлитамака РБ, проживающего по адресу: Республика Башкортостан, г.Стерлитамак, ул.Худайбердина, д.73, кв. 100а, сроком на 3 (три) года со следующими ограничениями:

- 2 (два) раза в месяц являться в органы внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации;

- запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства в период с 22.00 час. до 07.00 час., если это не связано с его трудовой деятельностью;

    - запретить выезд за пределы территории, являющейся местом жительства или пребывания, без разрешения надзирающего органа, если это не связано с его трудовой деятельностью;

    - запретить посещение мест проведения официальных спортивных соревнований;

- запретить пребывание в определённых местах, а именно: в барах, ресторанах, питейных заведениях, ночных клубах, дискотеках.

Срок административного надзора исчислять со дня постановки Ахмерова Альберта Рашитовича на учёт в органах внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.

Не согласившись с указанным решением суда, прокурор г.Стерлитамака подал апелляционное представление, в котором указал, что в силу пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 данного закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 2 части 3 статьи 3 со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора.

Административный истец, административный ответчик в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке были извещены надлежащим образом. Учитывая категорию спора, судебная коллегия на основании части 2 статьи 306, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц, участвующих в деле.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав заключение прокурора, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьями 1, 2 Федерального закона от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор - осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

Согласно частям 1, 3 статьи 3 Федерального закона от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: 1) тяжкого или особо тяжкого преступления; 2) преступления при рецидиве преступлений; 3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего; 4) двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.

В отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если: 1) лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания; 2) лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления, и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушения, предусмотренных частью 7 статьи 11.5, и (или) статьей 11.9, и (или) статьей 12.8, и (или) статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В пункте 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года N 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» разъяснено, что административный надзор устанавливается судом в отношении совершеннолетних лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления при рецидиве преступлений или умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего (далее - лица, указанные в части 1 статьи 3 Закона об административном надзоре).

В отношении указанных лиц, освобожденных из мест лишения свободы, административный надзор устанавливается в случае совершения ими после освобождения в течение одного года двух и более административных правонарушений против порядка управления и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность (пункт 2 части 3 статьи 3 Закона, главы 6, 19, 20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Статьей 6 Федерального закона от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» предусмотрено, что административный надзор устанавливается судом на основании заявления исправительного учреждения или органа внутренних дел, продлевается судом на основании заявления органа внутренних дел, досрочно прекращается судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя, прекращается по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.

Согласно частям 1, 2, 3, 4 статьи 4 Федерального закона от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.

Обязательным является установление судом административного ограничения в виде: 1) обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; 2) запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории; 3) запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории.

Как указано в пункте 22 Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года N 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», часть 1 статьи 4 Закона содержит исчерпывающий перечень административных ограничений, которые могут быть применены к поднадзорному лицу.

Выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается в отношении: 1) лиц, указанных в части 1 (пункты 1, 2 и 4) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.

Согласно пунктам «г» части 3 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, судимость погашается по истечении восьми лет после отбытия наказания.

В силу пунктов 24, 26 Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года N 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» необходимо иметь в виду, что административный надзор может быть установлен в отношении совершеннолетнего лица, имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления при рецидиве преступлений, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости (пункт 1 части 1 статьи 5 Закона, статьи 86 и 95 УК РФ).

В случае, когда лицо, освобождаемое или освобожденное из мест лишения свободы, имеет неснятую или непогашенную судимость за совершение преступлений различных категорий, срок административного надзора определяется исходя из срока для погашения судимости только за то преступление, в связи с совершением которого назначается административный надзор (часть 1 статьи 5 Закона, статья 86 УК РФ).

Согласно пункту 2 части 3 статьи 5 Федерального закона от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» срок административного надзора исчисляется в отношении: 2) лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 2 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора.

Как указано в пункте 23 Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года N 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», в решении суда об установлении или о продлении административного надзора должен быть указан срок административного надзора (конкретный период в днях, месяцах, годах и (или) срок, определяемый днем начала его течения и окончания (например, со дня вступления решения суда в законную силу до погашения судимости).

В соответствии с частью 8 статьи 272 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при разрешении административного дела об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений суд не связан изложенным в административном исковом заявлении мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений, а также иные сроки в пределах, установленных федеральным законом.

Как установлено судом и следует из материалов дела, приговором Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от дата Ахмеров А.Р. осужден по части №... статьи №..., части №... статьи №..., части №... статьи №... Уголовного кодекса Российской Федерации с применением части №... статьи №... Уголовного кодекса Российской Федерации к №... годам №... месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима.

дата административный ответчик освобожден из ФКУ ИК-4 УФСИН России по Республике по Башкортостан по отбытию наказания.

Материалами дела подтверждается, что Ахмеров А.Р. в течение года неоднократно привлекался к административной ответственности.

Так, дата Ахмеров А.Р. подвергнут административному наказанию по части 1 статьи 20.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 500 руб.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 8 по г.Стерлитамаку Республики Башкортостан от 08 мая 2019 года ФИО1 признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 20.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено наказание в виде административного ареста на срок 5 суток.

По месту жительства административный ответчик характеризуется нейтрально.

Суд первой инстанции, удовлетворяя административное исковое заявление, исходил из того, что лицам, освобождаемым или освобожденным из мест лишения свободы, имеющим непогашенную либо неснятую судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания, административный надзор устанавливается на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбывания наказания, и пришел к выводу об установлении в отношении Ахмерова А.Р. административного надзора сроком на 3 года.

Установленные судом в отношении административного ответчика административные ограничения определены с учетом закона, соответствуют характеру и степени общественной опасности совершенного тяжкого преступления, данным о неоднократном привлечении Ахмерова А.Р. в течение года к административной ответственности.

Признавая правильность выводов суда об установлении административного надзора, судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом неверно установлен срок его исчисления, который подлежит установлению с момента вступления в силу решения суда, и соглашается с доводами апелляционного представления прокурора г.Стерлитамака Республики Башкортостан, в связи с чем в указанной части решение подлежит изменению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 307 - 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 19 февраля 2020 года изменить в части.

Срок административного надзора в отношении Ахмерова Альберта Рашитовича исчислять со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора.

В остальном решение суда оставить без изменения.

Председательствующий                         Масагутов Б.Ф.

Судьи                                    Каримова Ф.М.

                                        

Портнова Л.В.

Справка: судья Мартынова Л.Н.

33а-7499/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура г. Стерлитамак
начальник УМВД России по г.Стерлитамаку Хурматуллин И.Ю.
Ответчики
Ахмеров Альберт Рашитович
Суд
Верховный Суд Республики Башкортостан
Судья
Масагутов Булат Фаритович
Дело на странице суда
vs.bkr.sudrf.ru
24.04.2020Передача дела судье
13.05.2020Судебное заседание
26.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.05.2020Передано в экспедицию
13.05.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее