Решение
Именем Российской Федерации
02 июля 2020 года г.Щелково Московской области
Щелковский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Торбика А.В., при секретаре судебного заседания Зайцевой К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2970/2020 по иску Администрации городского округа Мытищи к Войтаник ФИО5 об обязании привести в соответствие нежилое помещение в прежнее состояние
Установил:
Истец обратился в суд с указанным иском мотивируя тем, что в ходе проверочных мероприятий, проведенных сотрудниками Управления капитального строительства администрации городского округа Мытищи, установлен факт проведения ремонтно-строительных работ по перепланировке и переустройству нежилого помещения № по адресу: <адрес>
В момент обследования установлен факт перепланировки вышеуказанного нежилого помещения путем оборудования дополнительной входной группы с устройством стены и остеклением входной площадки. В результате чего, произошло изменением фасадных решений многоквартирного дома.
Осмотр нежилого помещения производился в присутствии управляющей организации ООО ФИО13».
На момент осмотра 25.12.2019г. документации на производство перепланировки и переустройства, а так же подготовленного в установленном законом порядке проекта переустройства предъявлено не было.
В соответствии с Выпиской из ЕГРН нежилое помещение принадлежит на праве собственности Войтаник ФИО6.
Ввиду чего, в адрес Ответчика, самовольно выполняющего работы по перепланировке жилого помещения, было направлено уведомление о нарушении Жилищного законодательства с требованием о приведения его в прежнее состояние с выполнением работ специализированной организацией в течение трех месяцев со дня получения уведомления.
В результате повторных проверочных мероприятий по факту выполнения предписания администрации установлено, что предписание администрации о приведении нежилого помещения в прежнее состояние не выполнено (Акт обследования от 26 марта 2020 года).
Ввиду того, что вышеуказанное жилое помещение находится в многоквартирном жилом доме, работы по осуществлению перепланировки должны осуществляться в соответствии с правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда.
Действия ответчика, в данном случае, ведут к нарушению прочности и разрушению несущих конструкций многоквартирного жилого дома, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов.
На основании изложенного, просит суд:
Обязать Войтаник ФИО7 привести, принадлежащее ей на праве собственности нежилое помещение № площадью 181,1 кв.м, с Кадастровым номером: №, распложенное на первом этаже многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> в прежнее состояние, соответствующее технической документации на момент сдачи дома в эксплуатацию, с участием специализированной организацией, имеющей допуск к СРО на данный вид работ, а именно, демонтировать самовольно устроенную входную группу в нежилое помещение;
обязать Войтаник ФИО8 предъявить выполненные работы межведомственной комиссии по переустройству и перепланировке жилых (нежилых) помещений и переводу жилых помещений в нежилые и переводу нежилых помещений в жилые при администрации городского округа Мытищи, осуществляющей приемку выполненных ремонтно-строительных работ и проверку соблюдения требований законодательства Российской Федерации при их проведении.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Бессонова Н.И. исковые требования поддержала в полном объеме.
В судебное заседание ответчик Войтаник И.С. о времени и месте судебного заседания извещена, об уважительности причин неявки в судебное заседание не сообщила. Судебная корреспонденция возвращена по истечении срока хранения, в связи с чем, суд приходит к выводу о надлежащем извещении ответчика, что позволяет провести судебное заседание в ее отсутствие.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что в ходе проверочных мероприятий, проведенных сотрудниками Управления капитального строительства администрации городского округа Мытищи, установлен факт проведения ремонтно-строительных работ по перепланировке и переустройству нежилого помещения № по адресу: <адрес>
В момент обследования установлен факт перепланировки вышеуказанного нежилого помещения путем оборудования дополнительной входной группы с устройством стены и остеклением входной площадки. В результате чего, произошло изменением фасадных решений многоквартирного дома.
Осмотр нежилого помещения производился в присутствии управляющей организации ООО ФИО14».
На момент осмотра 25.12.2019г. документации на производство перепланировки и переустройства, а так же подготовленного в установленном законом порядке проекта переустройства предъявлено не было.
В соответствии с Выпиской из ЕГРН нежилое помещение принадлежит на праве собственности Войтаник ФИО9.
В адрес Войтаник И.С. было направлено уведомление о нарушении Жилищного законодательства с требованием о приведения его в прежнее состояние с выполнением работ специализированной организацией в течение трех месяцев со дня получения уведомления.
В результате повторных проверочных мероприятий по факту выполнения предписания администрации установлено, что предписание администрации о приведении нежилого помещения в прежнее состояние не выполнено (Акт обследования от 26 марта 2020 года).
Ввиду того, что вышеуказанное жилое помещение находится в многоквартирном жилом доме, работы по осуществлению перепланировки должны осуществляться в соответствии с правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда.
Суд соглашается с доводами истца о том, что действия ответчика, в данном случае, ведут к нарушению прочности и разрушению несущих конструкций многоквартирного жилого дома, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов.
Проводимые ответчиком работы повлекут изменение архитектурного облика дома и приведет к изменению порядка пользования имуществом, находящимся в общедолевой собственности собственников помещений в данном жилом доме, на что в соответствии со ст. ст. 36, 40 ЖК РФ, требуется согласие всех собственников помещений в данном доме.
Так, на основании Постановления государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003г. №170 «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» переоборудование жилых помещений допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 1.7.2 названных правил переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир, ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются.
В силу ст. 14 Жилищного кодекса РФ (Далее ЖК РФ) к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся согласование переустройства и перепланировки помещений в многоквартирном доме.
В соответствии со ст. 25 ЖК РФ перепланировка помещения в многоквартирном доме представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.
Ответчиком по данному делу произведено устройство дополнительной входной группы, с остеклением входной площадки и устройством стены.
Подобные изменения конфигурации помещения являются перепланировкой и должны быть отражены в техническом паспорте помещения.
Согласно ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка помещения проводится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органами местного самоуправления на основании принятого им решения.
Так, в соответствии с п. 2 ст. 26 ЖК РФ для проведения переустройства и (или) перепланировки помещения, собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее - заявитель) обращается в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр.
Орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, либо через многофункциональный центр заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения. Форма и содержание указанного документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п. 5 ЖК РФ).
В соответствии со ст. 28 ЖК РФ указанный документ является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки помещения.Регулирование вопросов, касающихся переоборудования и перепланировки помещений в многоквартирных домах так же отражены в Методическом пособии по содержанию и ремонту жилищного фонда МДК 2-04.2004.
Так в соответствии со ст. 3.7 данного Методического пособия:
Переоборудование и перепланировка квартир и нежилых помещений в многоквартирных домах допускаются после получения разрешения органов местного самоуправления на основании проектов, разработанных организациями или индивидуальными предпринимателями, имеющими государственную лицензию на проектирование, согласованных и утвержденных в установленном порядке органами местного самоуправления (п. 3.7.9).
Проекты на переоборудование и перепланировку квартир и нежилых помещений различных форм собственности должны разрабатываться и согласовываться с соблюдением норм ГК РФ, СНиПов и других действующих нормативных и правовых актов ( п. 3.7.10).
Организация работ по переоборудованию и перепланировке квартир и нежилых помещений в эксплуатируемых домах должна осуществляться с учетом требований действующего законодательства и Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории, утвержденных постановлением Правительства РФ (п. 3.7.13).
Контроль за осуществлением переоборудования и перепланировки квартир и нежилых помещений, правильностью выполнения скрытых работ и за качеством используемых материалов возлагается на орган местного самоуправления (уполномоченную им организацию) и территориальные органы Государственной жилищной инспекции (п. 3.7.14).
Приемка выполненных работ по переоборудованию и перепланировке квартир и нежилых помещений осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления (п. 3.7.15).
Кроме того, Ответчиком произведено изменение фасадного решения многоквартирного дома.
Закон Московской области от 30.12.2014 N 191/2014-03 «О благоустройстве в Московской области» определяет фасад как наружную, внешнюю поверхность объекта капитального строительства, включающая архитектурные элементы и детали (балконы, окна, двери, колоннады и др.)
В соответствии со ст. 6 Закона «О благоустройстве в Московской области» при проведении ремонта внешних поверхностей зданий необходимо обеспечить соблюдение требований, установленных паспортом колористического решения фасадов зданий, строений, сооружений, ограждений.
В соответствии с национальным стандартом РФ «Услуги жилищно- коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания общего имущества многоквартирных домов» содержание фасадов многоквартирного дома осуществляется в соответствии с инструкцией по эксплуатации с учетом требований установленных в своде правил.
С целью формирования единого архитектурного и эстетического восприятия и пространства содержание фасада должно осуществляться с учетом требований и правил, установленных региональными органами власти или органами местного самоуправления на территории которого находится имущество.Постановлением администрации городского округа Мытищи Московской области от 25.02.2016 г. №368 утверждено положение о Градостроительном совете городского округа Мытищи.
К полномочиям Градостроительного совета в соответствии с указанным постановлением отнесена подготовка и выдача решения Совета о согласовании архитектурно-градостроительного облика объектов капитального строительства на территории городского округа Мытищи Московской области.
Заявление и материалы архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства подаются в Управление градостроительного развития.
За согласованием работ по изменению фасадного решения многоквартирного дома собственник перепланированного помещения не обращался.
В соответствии с п. 2 ст. 29 ЖК РФ самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее помещение лицо несет предусмотренную законодательством ответственность. Собственник помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано обязан привести такое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование (ч. 3 Ж.К. РФ).
Лицу, осуществившему самовольную перепланировку направлялось уведомление о нарушении им норм действующего законодательства с требованием привести помещение в прежнее состояние. (Исх.№ И-13812 от 25.12.2019 года)
Однако, до настоящего времени работы по приведению вышеуказанного помещения в прежнее состояние не выполнены, доказательства обратного суду не представлены.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления» к полномочиям городского округа относится содержание муниципального жилищного фонда, осуществление муниципального жилищного контроля, а также осуществление иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии с п.7 ч.1 ст. 14 Жилищного Кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится согласование переустройства и перепланировки помещений в многоквартирном доме.
Согласно Уставу муниципального образования «Городской округ Мытищи Московской области» согласование переустройства и перепланировки помещений, а так же осуществление иных полномочий исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления городского округа отнесено к полномочиям администрации городского округа.
В соответствии с Распоряжением Главархитектуры МО от 24.08.2017 N 31РВ- 167 «Об утверждении Административного регламента предоставления органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Московской области государственной услуги «Согласование переустройства и (или) перепланировки жилого помещения» органами, ответственными за предоставление государственной услуги по согласованию переустройства и перепланировки, являются Администрации городских округов и муниципальных районов Московской области. Заявитель (представитель заявителя) обращается за предоставлением государственной услуги в Администрацию городского округа или муниципального района, на территории которого планируется переустройство и (или) перепланировка жилого помещения.
В соответствии с Положением о межведомственной Комиссии по переустройству и перепланировке жилых (нежилых) помещений и переводу жилых помещений в нежилые и переводу нежилых помещений в жилые при администрации городского округа Мытищи, утвержденным Решением Совета депутатов городского округа Мытищи Московской области от 21 января 2016 г. N 1/6 постоянно действующим органом, созданным для решения вопросов оформления разрешений на переоборудование и перепланировку жилых помещений, нежилых помещений в жилых домах (в том числе встроенно- пристроенных помещений) и помещений в нежилых зданиях является Межведомственная комиссия по переустройству и перепланировке жилых (нежилых) помещений и переводу жилых помещений в нежилые и переводу нежилых помещений в жилые при администрации городского округа Мытищи.
За получением разрешения на проведение работ по перепланировке собственник вышеуказанного помещения в администрацию городского округа Мытищи не обращался.
Таким образом, осуществление перепланировки помещения в многоквартирном доме без получения разрешения в установленном законом порядке, в данном случае затрагивает законные интересы администрации городского округа, как уполномоченного органа публичной власти по выдаче разрешений на осуществление таких работ.
На основании изложенного, исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Администрации городского округа Мытищи к Войтаник ФИО10 об обязании привести в соответствие нежилое помещение в прежнее состояние – удовлетворить.
Обязать Войтаник ФИО11 привести, принадлежащее ей на праве собственности нежилое помещение №, площадью 181,1 кв.м, с Кадастровым номером: №, распложенное на первом этаже многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> в прежнее состояние, соответствующее технической документации на момент сдачи дома в эксплуатацию, с участием специализированной организацией, имеющей допуск к СРО на данный вид работ, а именно, демонтировать самовольно устроенную входную группу в нежилое помещение.
Обязать Войтаник ФИО12 предъявить выполненные работы межведомственной комиссии по переустройству и перепланировке жилых (нежилых) помещений и переводу жилых помещений в нежилые и переводу нежилых помещений в жилые при администрации городского округа Мытищи, осуществляющей приемку выполненных ремонтно-строительных работ и проверку соблюдения требований законодательства Российской Федерации при их проведении.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд через Щелковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме
Судья А.В. Торбик