Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-483/2014 ~ М-465/2014 от 31.07.2014

Дело № 2-483/2014

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 августа 2014 года                       город Петровск

Петровский городской суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Брандт И.С.,

при секретаре Кузнецовой Л.Н.,

с участием заявителя Власовой О.В.,

представителей заинтересованных лиц - Администрации <адрес> муниципального района <адрес> Ганина Д.Н., заместителя председателя межведомственной комиссии Серебрякова А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Власовой ФИО12 о признании незаконным бездействия межведомственной комиссии и Администрации <адрес> муниципального района <адрес> области по отказу в проведении оценки пригодности для проживания жилого помещения, обязании Администрации <адрес> муниципального района <адрес> провести обследование жилого помещения,

установил:

Власова О.В. обратилась в заявлением, уточнив его (л.д.11-13, 62-63), о признании незаконным бездействия межведомственной комиссии и Администрации <адрес> муниципального района <адрес> по отказу в проведении оценки пригодности для проживания <адрес> в <адрес> по её заявлению от ДД.ММ.ГГГГ, обязании Администрации <адрес> муниципального района <адрес> и межведомственной комиссии совершить действия, предусмотренные п.44 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ .

В обоснование заявленных требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ в результате пожара полностью уничтожена принадлежащая ей на праве собственности трехкомнатная квартира, расположенная в шестиквартирном одноэтажном жилом доме по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Администрацию <адрес> муниципального района с заявлением о признании межведомственной комиссией указанной квартиры непригодной для проживания, не подлежащей ремонту или реконструкции.

Администрацией <адрес> муниципального района <адрес> ответом от ДД.ММ.ГГГГ было отказано в вынесении на рассмотрение межведомственной комиссии вопроса о признании её жилого помещения непригодным для проживания со ссылкой на то, что в соответствии п.8 ч.1 ст.14 Жилищного кодекса Российской Федерации в полномочия органа местного самоуправления входит признание непригодными для проживания только жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Считая отказ незаконным, Власова О.В. обратилась в суд с указанным выше заявлением.

В судебном заседании заявитель Власова О.В. заявленные требования поддержала, пояснив, что иного порядка обследования частных жилых помещений в целях признания их пригодными (непригодными) для дальнейшего проживания, кроме обследования создаваемыми на уровне муниципального образования межведомственными комиссиями, не предусмотрено. Уточнила, что просит признать незаконным бездействие Администрации <адрес> муниципального района по её заявлению о признании жилого помещения непригодным для проживания, выразившееся в неделегировании комиссии полномочий по оценке соответствия её жилого помещения установленным требованиям и по принятию решения о признании этого помещения пригодными (непригодными) для проживания граждан.

Представитель Администрации <адрес> муниципального района <адрес> Ганин Д.Н. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении заявления Власовой О.В., считая отказ администрации законным, поскольку признание помещений непригодными для проживания, находящихся в частной собственности, является правом, а не обязанностью органа местного самоуправления. Отказ администрации вызван тем, что, по его мнению, причиной пожара явилось халатное отношение жильцов дома к содержанию общего имущества многоквартирного дома и отсутствие способа управления многоквартирным домом. Кроме того, считает, что признание квартиры Власовой О.В. непригодной для проживания повлечет возникновение у неё необоснованного права на внеочередное предоставление жилья, в то время как техническим заключением о причинах пожара установлена вероятная причина пожара в результате аварийных явлений в электросети либо электрооборудования в <адрес> того, в процессе рассмотрения дела сослался на то, что Власовой О.В. к заявлению не были приложены правоустанавливающие документы в соответствии с подпунктом «б» п.45 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Заместитель председателя межведомственной комиссии Серебряков А.И. поддержал позицию представителя Администрации <адрес> муниципального района. Считает, что в данном конкретном случае Администрация защитила жилищные права заявителя, направив ей уведомление о предоставлении жилья в маневренном жилищном фонде. Поскольку пожар произошел не в результате природных явлений, то межведомственная комиссия не обязана рассматривать заявление Власовой О.В.

Суд, заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что Власова О.В. на основании свидетельства о праве на наследство по закону является собственником <адрес> в <адрес> (л.д.40).

Материалами дела подтверждено и не оспаривалось заинтересованными лицами, что ДД.ММ.ГГГГ в данном доме произошел пожар, в результате которого кровля жилого дома уничтожена огнем на всей площади, и повреждены помещения жилого дома на всей площади, что подтверждается справкой отделения надзорной деятельности по Петровскому <адрес> УНД ГУ МЧС России по <адрес> (л.д.78), постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.74-76), актом о пожаре от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.77).

ДД.ММ.ГГГГ Власова О.В. обратилась в Администрацию <адрес> муниципального района <адрес> с заявлением о признании принадлежащей ей квартиры по адресу: <адрес>, непригодной для проживания (л.д.7).

Ответом администрации <адрес> муниципального района <адрес>, выраженном в письме от ДД.ММ.ГГГГ, отказано в передаче на рассмотрение межведомственной комиссии её заявления о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания в связи с тем, что её жилое помещение не является муниципальной собственностью. Администрация, ссылаясь на п. 8 ч.1 ст.14 Жилищного кодекса Российской Федерации, указала, что в полномочия органа местного самоуправления входит признание непригодными для проживания только жилых помещений муниципального жилищного фонда (л.д.6).

В соответствии с ч.1 ст.254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) гражданин, организация вправе оспорить решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органов местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

К решениям, действиям, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения, действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод или на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст.255 ГПК РФ).

В пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года №2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъясняется, что исходя из положений ст. 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного и муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Законодатель предусмотрел, что удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 25 ГПК РФ, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица либо принятого им решения и реального нарушения прав заявителя.

В соответствии со ст.19 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищный фонд - совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории РФ.

Согласно п.6 ст.2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают контроль за исполнением законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда.

В соответствии с п. п. 11, 12 части 1 ст. 12 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской федерации в области жилищных отношений относятся, среди прочего, определение оснований и порядка признания жилых помещений непригодными для проживания; признание в установленном порядке жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации непригодным для проживания.

Как следует из п.6 ст.16 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, относятся к вопросам местного значения городского округа.

В силу данных положений действующего законодательства к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений непригодными для проживания.

Соглашением о передаче органом местного самоуправления муниципального образования <адрес> отдельных полномочий по решению вопросов местного значения поселения органам местного самоуправления ФИО6 муниципального района <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ год, утвержденным решением ФИО6 ФИО14 собрания от ДД.ММ.ГГГГ , полномочия органов местного самоуправления поселения в соответствии с жилищным законодательством переданы органам местного самоуправления <адрес> муниципального района (л.д.66-71).

В соответствии с ч.4 ст.15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Нормативные требования, предъявляемые к жилому помещению, порядок признания жилого помещения непригодным для проживания установлены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 (редакции от 08 апреля 2013 года) (далее – Положение).

Действие данного Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности.

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений, в состав которой также включаются представители этого органа местного самоуправления.

Согласно п. 7 указанного Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях на основании оценки соответствия указанного помещения установленным в Положении требованиям.

В силу пункта 8 раздела 1 Положения орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.

В соответствии с п.42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания.

По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений в виде заключения:

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;

о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.

Таким образом, оценку соответствия жилого помещения установленным для жилых помещений требованиям дает уполномоченный орган - межведомственная комиссия создаваемая в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

На уровне местного самоуправления решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания отнесено к исключительной компетенции межведомственной комиссии, если жилищный фонд является муниципальным либо принадлежит гражданам на праве собственности.

Законодателем не предусмотрено иного порядка оценки соответствия помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан, кроме оценки их создаваемыми межведомственными комиссиями.

Норма пункта 8 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, по своему правовому содержанию, как следует из Определения Конституционного Суда РФ от 25 декабря 2008 года №1014-О-О, не предусматривает возможность принятия органом местного самоуправления произвольного решения.

Постановлением администрации <адрес> муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ с последующими изменениями, внесенными постановлением от ДД.ММ.ГГГГ создана межведомственная комиссия для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда муниципального образования <адрес>, <адрес> муниципального района по признанию их жилыми помещениями, жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции (л.д.25-29, 30-36).

Из объяснений заинтересованных лиц при рассмотрении дела явно усматривается нежелание Администрации <адрес> муниципального района в делегировании межведомственной комиссии соответствующих полномочий в целях создания Власовой О.В. препятствий в реализации предполагаемого права на внеочередное предоставление жилого помещения в соответствии с пунктом 1 части 2 ст. 57 ЖК РФ. Однако такая позиция органа местного самоуправления, исходя из возложенных на него полномочий в области жилищных отношений, представляется несостоятельной.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о необоснованности письма Администрации <адрес> муниципального района об отказе в рассмотрении заявления Власовой О.В. межведомственной комиссией и непредоставлении межведомственной комиссии соответствующих полномочий, а следовательно администрация <адрес> муниципального района обязана рассмотреть заявление Власовой О.В. о непригодности для проживания <адрес> и делегировать соответствующие полномочия межведомственной комиссии.

Таким образом, в нарушение приведенных норм законодательства, администрация <адрес> муниципального района своим отказом в рассмотрении заявления Власовой О.В. препятствует возможности реализации ею жилищных прав.

Суд полагает, что для рассмотрения заявления Власовой О.В. о пригодности либо непригодности принадлежащего ей жилого помещения для проживания, невозможность администрации определить цель дальнейшего признания жилого помещения непригодным для проживания, правового значения не имеет.

Ссылка заинтересованных лиц на ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором, не опровергает изложенных выше выводов суда.

Доводы заинтересованного лица о том, что Власова О.В., кроме того, представила не все документы, предусмотренные п.45 Положения, на выводы суда не влияют, поскольку основанием отказа в рассмотрении её заявления явились другие обстоятельства, которые она и оспаривает, кроме того, межведомственная комиссия при поступлении заявления Власовой О.В. не лишена возможности проверить соответствие заявления и приложенных документов требованиям Положения в соответствии с абз.2 и 3 п.44 Положения.

Согласно ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

При удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать на признание незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия.

С учетом этого, суд считает, что препятствия в осуществлении заявителем прав должно быть достигнуто путем возложения на администрацию <адрес> муниципального района обязанности делегировать межведомственной комиссии полномочия по оценке жилого помещения по адресу: <адрес>, для принятия решения о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания.

Суд считает необходимым возложить на Администрацию <адрес> муниципального района обязанность по принятию решения по заявлению Власовой О.В. в течение 14 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Поскольку отказ в передаче на рассмотрение межведомственной комиссии заявления Власовой от ДД.ММ.ГГГГ года, выражен в письме Администрации <адрес> муниципального района, незаконного бездействия межведомственной комиссии, которой не делегированы полномочия по рассмотрению данного заявления, судом не установлено, соответственно в этой части заявление Власовой О.В. удовлетворению не подлежит.

Вопреки доводам представителя заинтересованного лица Ганина Д.Н. спора о праве в требованиях Власовой О.В. суд не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Признать незаконным бездействие Администрации <адрес> муниципального района <адрес>, выразившееся в не предоставлении полномочий межведомственной комиссии по признанию жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего Власовой О.В., пригодным (непригодным) для проживания.

Обязать Администрацию <адрес> муниципального района <адрес> в течение 14 дней со дня вступления решения в законную силу делегировать межведомственной комиссии полномочия по рассмотрению заявления Власовой ФИО15 от ДД.ММ.ГГГГ о непригодности для проживания жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» порядке.

В остальной части заявления Власовой ФИО16 о признании бездействия Администрации <адрес> муниципального образования <адрес> и межведомственной комиссии незаконным - отказать.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Петровский городской суд Саратовской области в течение месяца со дня составления его мотивированного текста.

Мотивированный текст решения изготовлен 12 августа 2014 года.

Председательствующий И.С. Брандт

2-483/2014 ~ М-465/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Власова Ольга Васильевна
Другие
Мжведомственная комиссия
Администрация Петровского муниципального района Саратовской области
Суд
Петровский городской суд Саратовской области
Судья
Брандт Ирина Сергеевна
Дело на сайте суда
petrovsky--sar.sudrf.ru
31.07.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.07.2014Передача материалов судье
31.07.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.08.2014Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
04.08.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.08.2014Подготовка дела (собеседование)
05.08.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.08.2014Судебное заседание
08.08.2014Судебное заседание
12.08.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.08.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.10.2014Дело оформлено
02.10.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее