Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-150/2021 ~ М-1/2021 от 11.01.2021

дело № 2а-150/2021

УИД 36RS0018-01-2021-000002-65

Р Е Ш Е Н И Е

    Именем Российской Федерации

с. Каширское                                                                  09 сентября 2021 года

Каширский районный суд Воронежской области в составе:

председательствующего судьи Киселевой И.В.,

при помощнике судьи Шитиковой Ю.В.,

с участием:

представителя административного истца адвоката Коровникова А.И.,

представителя административного ответчика Ельчищевой В.В.,

    рассмотрев в судебном заседании административное исковое заявление Шматкова Виктора Васильевича к Администрации Мосальского сельского поселения Каширского муниципального района Воронежской области, Администрации Каширского муниципального района Воронежской области, главе администрации Каширского муниципального района Воронежской области Пономареву Александру Ивановичу, главе администрации Мосальского сельского поселения Каширского муниципального района Воронежской области Фильшину Игорю Николаевичу о признании незаконными постановления администрации Мосальского сельского поселения Каширского муниципального района Воронежской области №14 от 29.04.2021 года, постановления администрации Мосальского сельского поселения Каширского муниципального района Воронежской области №19 от 15.07.2021 года «О снятии с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий Шматкова Виктора Васильевича», признании незаконным бездействия администрации Каширского муниципального района Воронежской области и главы администрации Каширского муниципального района Воронежской области Пономарева Александра Ивановича, обязании администрации Каширского муниципального района Воронежской области уведомить Шматкова В.В. о принятом решении,

Установил:

Административный истец Шматков В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Мосальского сельского поселения Каширского муниципального района Воронежской области о признании незаконным ответа №283 от 18.09.2020 и обязании администрации Мосальского сельского поселения Каширского муниципального района Воронежской области уведомить Шматкова В.В. о принятом решении о признании либо отказе в признании участником ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» указывая что, является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году и имеет право на получение жилищного сертификата на основании Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 №153 «Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». В июне 2020 года Шматков В.В. обратился в администрацию Мосальского сельского поселения Каширского муниципального района Воронежской области с письменным заявлением, с представлением подлинников документов о принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Постановлением №20 от 07.07.2020 администрации Мосальского сельского поселения администрации Каширского муниципального района Воронежской области Шматков В.В. был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. До настоящего времени, в нарушении Постановления Правительства РФ от 30.12.2017 №1710, от 04.07.2019 №858, административный ответчик незаконно не уведомил Шматкова В.В., в порядке, установленном органом исполнительной власти, о принятом решении о признании либо отказе в признании его участником ведомственной целевой программы. 13.08.2020 административному ответчику была направлена претензия о незаконности бездействия администрации с требованием направить соответствующее уведомление. 19.09.2020 Шматковым В.В. был получен ответ №283 от 18.09.2020 не содержащий выше обозначенного уведомления, вместо которого ему было незаконно предложено повторно обратиться в администрацию Каширского муниципального района с повторным заявлением о постановке на учет и представить еще 22 документа.

Шматков В.В. просит суд признать незаконным ответ №283 от 18.09.2020 и обязать администрацию Мосальского сельского поселения Каширского муниципального района Воронежской области уведомить Шматкова В.В. о принятом решении о признании либо отказе в признании участником ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» указывая что, является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году и имеет право на получение жилищного сертификата на основании Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 №153 «Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

03.06.2021 Шматков В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Мосальского сельского поселения Каширского муниципального района Воронежской области, администрации Каширского муниципального района Воронежской области о признании незаконным постановления №14 от 29.04.2021 администрации Мосальского сельского поселения Каширского муниципального района Воронежской области о снятии с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

17.06.2021 определением Каширского районного суда Воронежской области административные дела №2а-150/2021 и №2а-279/2021 объединены в одно производство.

В ходе рассмотрения дела Шматков В.В. неоднократно уточнял исковые требования, согласно уточненному исковому заявлению от 02.09.2021, административный истец, не меняя оснований и предмета требований, просит суд признать незаконными постановление администрации Мосальского сельского поселения Каширского муниципального района Воронежской области №14 от 29.04.2021 года, постановление администрации Мосальского сельского поселения Каширского муниципального района Воронежской области №19 от 15.07.2021 года «О снятии с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий Шматкова Виктора Васильевича», признать незаконным бездействия администрации Каширского муниципального района Воронежской области и главы администрации Каширского муниципального района Воронежской области Пономарева Александра Ивановича, обязать администрацию Каширского муниципального района Воронежской области уведомить Шматкова В.В. о принятом решении.

В судебное заседание административный истец Шматков В.В. не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель административного истца адвокат Коровников А.И. в судебном заседании настаивал на удовлетворении уточненного 02.09.2021 года административного искового заявления, требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске, представил письменные пояснения (т.2 л.д.58-61,82-85).

Представитель административного ответчика – администрации Каширского муниципального района Воронежской области Ельчищева В.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска по основаниям, изложенным в представленном суду письменном отзыве (т.1 л.д.224-226).

Представитель административного ответчика – администрации Мосальского сельского поселения, также являющийся по настоящему делу административным ответчиком Фильшин И.Н., в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ранее в ходе рассмотрения дела возражал против удовлетворения иска, представил письменный отзыв (т.1 л.д.218-222).

Административный ответчик – глава администрации Каширского муниципального района Воронежской области Пономарев А.И. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Заинтересованное лицо-администрация Каширского сельского поселения Каширского муниципального района Воронежской области в судебное заседание не явилось, извещено надлежащим образом.

Заинтересованное лицо – Департамент строительной политики Воронежской области в судебное заседание не явилось, просили суд рассмотреть административный иск в отсутствие представителя, направили письменный отзыв, в котором просили суд отказать в удовлетворении заявленных требований (тт.1 л.д.233-236).

Согласно ч. 6 ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной. В связи с выше изложенным, с учетом мнения сторон по делу и явившихся в заседание лиц, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, так как их явка не признана обязательной.

        Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя административного истца, представителей административных ответчиков, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 4 КАС РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.

Исходя из положений части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

При этом, обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца возлагается на лицо, обратившееся в суд. На орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) возлагается обязанность по доказыванию соблюдения требований нормативных правовых актов, соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ).

При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, - действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями (часть 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ).

В соответствии со статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 15 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" указанным гражданам гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы" установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом (ГЖС).

Указанным Постановлением Правительства Российской Федерации утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы.

В соответствии с подпунктом "е" пункта 5 названных Правил право на участие в подпрограмме имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска.

Применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются следующие граждане: в отношении граждан, указанных в п. п. "а" - "е" п. 5 Правил: постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети, родители; другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, постоянно проживающие совместно с данным гражданином, если они признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке (пп. а. п. 17 Правил).

Таким образом, необходимым условием для обеспечения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС жильем является его нуждаемость в улучшении жилищных условий.

Положениями Жилищного кодекса РФ определены основания признания граждан нуждающимися в обеспечении жилыми помещениями на условиях социального найма.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в частности, граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Согласно ч. 4 ст. 50 Жилищного кодекса РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом (ч. 5 ст. 50 Жилищного кодекса РФ).

В соответствии с пунктом 2 части 1 и частью 2 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.

Судом установлено, что 26.06.2020 Шматков В.В. обратился в администрацию Мосальского сельского поселения Каширского муниципального района Воронежской области с письменным заявлением, с представлением копий документов о принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (т.1 л.д. 50).

Постановлением №20 от 07.07.2020 администрации Мосальского сельского поселения администрации Каширского муниципального района Воронежской области Шматков В.В. был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с составом семьи два человека- Шматкова Т.В.- жена (т.1 л.д.53).

13.08.2020 Шматковым В.В. в администрацию Мосальского сельского поселения Каширского муниципального района Воронежской области была направлена претензия о незаконности бездействия администрации с требованием направить соответствующее уведомление о принятом решении о признании либо отказе в признании его участником мероприятия по обеспечению жильем (т.1 л.д.51-52).

19.09.2020 Шматковым В.В. был получен ответ №283 от 18.09.2020 в котором предложено повторно обратиться в администрацию Каширского муниципального района Воронежской области для постановки на учет и включения в очередь получения государственного жилищного сертификата представлением документов согласно указанному перечню (т.1л.д.48).

В ходе рассмотрения дела 25.03.2021 года Шматков В.В. обратился в администрацию Каширского муниципального района Воронежской области с заявлением о дополнительном представлении документов для включения его и членов его семьи - супруги Шматковой Т.В. в состав участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на получение социальной выплаты для приобретения жилья (т.1 л.д.106).

Постановлением от 29.04.2021 №14 администрации Мосальского сельского поселения Каширского муниципального района Воронежской области Шматков В.В. с составом семьи – 2 человека: Шматков В.В. и Шматкова Т.В. снят с учета нуждающегося в улучшении жилищных условий на основании п.п.3 ч.1 ст.54 ЖК РФ, п.6 ст.56 ЖК РФ в связи с выявлением в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия на учет (т.1 л.д.108).

30.04.2021 года Шматкову В.В. администрацией Каширского муниципального района Воронежской области был дан ответ о снятии его с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и отсутствия оснований для включения Шматкова В.В. и супруги Шматковой Т.В. в состав участников программы «Оказание государственной поддержки гражданам и обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» (т.1 л.д.107).

Постановлением от 15.07.2021 года №19 администрации Мосальского сельского поселения Каширского муниципального района Воронежской области внесены изменения в Постановление от 29.04.2021 №14 администрации Мосальского сельского поселения Каширского муниципального района Воронежской области. Преамбула Постановления от 29.04.2021 №14 администрации Мосальского сельского поселения Каширского муниципального района Воронежской области изложена в иной редакции со ссылкой на сокрытие при подаче заявления о постановке на учет сведений об отчуждении жилого помещения, принадлежащего Шматковой Т.В. на праве собственности, что привело к намеренному ухудшению жилищных условий, что дало право Шматкову В.В. встать на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (т.1 л.д.217).

Таким образом, основанием для снятия Шматкова В.В. с составом семьи 2 человека: Шматков В.В. и Шматкова Т.А. явилось сокрытие при подаче заявления о постановке на учет сведений об отчуждении жилого помещения, принадлежащего Шматковой Т.В. на праве собственности, что привело к намеренному ухудшению жилищных условий, что дало право Шматкову В.В. встать на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, а также то обстоятельство, что не истек, предусмотренный ст.53 ЖК РФ 5-ти летний срок со дня совершения намеренных действий по отчуждению имущества, выявленные 01.04.2021 года при проверке документов согласно выписке из ЕГРП (т.1л.д.115-116).

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра прав на имевшиеся объекты недвижимости от 01.04.2021 года Шматковой Т.В. на праве собственности с 15.09.2016 принадлежала ? доля в праве общей долевой собственности на жилой <адрес> общей площадью 69,2 кв.м.

11.03.2019 года произошло отчуждение ? доли в праве общей долевой собственности на жилой <адрес> общей площадью 69,2 кв.м. (т.1 л.д.115-116).

Шматков В.В. с 21.12.2007 года по 31.07.2018 года был зарегистрирован по адресу: <адрес> совместно с супругой Шматковой Т.В. 31.07.2018 года Шматков В.В.снят с регистрации по вышеуказанному адресу и зарегистрирован по адресу: <адрес>, у<адрес> по настоящее время (т.1 л.д.198-200).

Шматкова Т.В. с 18.12.2003 года по 28.01.2019 года была зарегистрирована по адресу: <адрес>. С 28.01.2019 по 19.03.2021, с 21.06.2021 по настоящее время зарегистрирована по адресу: <адрес>. С 19.03.21 по 21.06.2021 была зарегистрирована по адресу: <адрес> (т.1 л.д.203-206).

В соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается, в частности в случае, если не истек предусмотренный ст. 53 настоящего Кодекса срок, то есть пять лет.

Действующее законодательство ухудшение жилищных условий связывает не с любыми действиями, приведшими к уменьшению площади жилого помещения, а только с такими - в результате которых возникла нуждаемость.

Согласно Решения Совета народных депутатов Мосальского сельского поселения Каширского муниципального района Воронежской области №105 от 25.01.2013 года, норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма по Мосальскому сельскому поселению составила 14кв.м. общей площади на одного человека (т.1 л.д.223).

До регистрации по адресу: <адрес> отчуждении 11.03.2019 года доли жилого помещения, принадлежащей супруге, Шматков В.В. не являлся лицом, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в связи с тем, что на каждого члена семьи приходилось жилой площади более учетной нормы (69,2:2:2=17,3 кв.м. на человека) и только после регистрации по новому месту жительства, а впоследствии отчуждении супругой принадлежащей ей ? доли домовладения по адресу: <адрес>, возникла возможность признания его нуждающимся в жилом помещении.

Таким образом, не поставив в известность об отчуждении доли жилого помещения административного ответчика, истец приобрел право состоять на жилищном учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Данное обстоятельство в силу пункта 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации является основанием для снятия заявителя с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Со дня совершения административным истцом последних намеренных действий по ухудшению жилищный условий (с 11 марта 2019) пятилетний срок не истек, в связи с этим административным ответчиком он и члены его семьи обоснованно сняты с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищный условий.

Доводы представителя административного истца адвоката Коровникова А.И. о том что Шматкова Т.В. не является членом семьи Шматкова В.В., поскольку была зарегистрирована на момент постановки на учет в ином жилом помещении, совместно с Шматковым В.В. не проживала, ? доля жилого <адрес> принадлежала ей на праве личной собственности, общей собственностью супругов не является, следовательно, не может учитываться при решении вопроса о постановке на учет, суд не принимает во внимание, поскольку сама по себе регистрация по месту жительства (пребывания) не может опровергнуть факта совместного проживания по иному адресу, Шматков В.В. указывал Шматкову Т.В. как члена своей семьи при постановке на учет, был поставлен на учет с составом семьи из двух человек (Шматков В.В. и Шматкова Т.В.), представлял документы. Утверждение о том, что ? доли жилого <адрес> не может учитываться при решении вопроса о постановке на учет, является ошибочным, основанном на неправильном толковании норм права.

В силу частей 1 и 2 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.

Приведенными выше доказательствами подтверждается законность и обоснованность обжалуемых постановлений, которые вынесены в полном соответствии с приведенными нормами жилищного кодекса Российской Федерации и не нарушают прав и законных интересов административного истца. Не поставив в известность административного ответчика об отчуждении супругой доли жилого помещения, Шматков В.В. злоупотребил правом.

Рассматривая требования административного истца о признании незаконным бездействия администрации Каширского муниципального района Воронежской области и главы администрации Каширского муниципального района Воронежской области Пономарева Александра Ивановича, обязании администрации Каширского муниципального района Воронежской области уведомить Шматкова В.В. о принятом решении, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.п. «г» п.19 Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 №153 «Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», для участия в ведомственной целевой программе граждане указанные в подпункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов (далее подразделения), органы местного самоуправления выписку из решения органов по учету и распределению жилых помещений о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. За исключением граждан, указанных в подпункте «б» пункта 5 настоящих Правил.

Согласно п.21 Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 №153 «Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» органы местного самоуправления (органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации), осуществляющие учет граждан осуществляют проверку документов, представленных гражданами в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил по результатам проверки принимается решение о признании либо отказе в признании гражданина участником ведомственной целевой программы. В случае признания гражданина участником ведомственной целевой программы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения. О принятом решении гражданин уведомляется в порядке, установленном органом исполнительной власти.

30.04.2021 года Шматкову В.В. администрацией Каширского муниципального района Воронежской области был дан мотивированный ответ за подписью первого заместителя главы администрации Каширского муниципального района о снятии его с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и отсутствия оснований для включения Шматкова В.В. и супруги Шматковой Т.В. в состав участников программы «Оказание государственной поддержки гражданам и обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» (т.1 л.д.107).

Судом установлено, что заявление административного истца было рассмотрено в пределах компетенции соответствующими должностными лицами, истцу дан мотивированный ответ.

Административным истцом в нарушение ч.11 ст.226 КАС РФ суду не представлено доказательств, в чем конкретно заключается нарушение его прав, свобод и законных интересов обжалуемыми решениями (ответами), действиями (бездействиями). Каких-либо негативных последствий для истца, связанных с рассмотрением его обращения (заявления) первым заместителем руководителя администрации Каширского муниципального района и предоставлением ответа на заявление (обращение) истца не представлено.

    Не согласие административного истца с формой и содержанием ответа от 30.04.2021 года по существу не может являться основанием для признания указанного ответа незаконным, поскольку ответ носит информационный характер, не влечет для административного истца никаких негативных последствий, ничем не нарушают его прав и законных интересов, а также не возлагают на него никаких обязанностей.

    С учетом изложенного, суд не находит правовых и фактических оснований для удовлетворения заявленных административных требований.

Руководствуясь ст.ст. 175,177, 226-227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Шматкова Виктора Васильевича к Администрации Мосальского сельского поселения Каширского муниципального района Воронежской области, Администрации Каширского муниципального района Воронежской области, главе администрации Каширского муниципального района Воронежской области Пономареву Александру Ивановичу, главе администрации Мосальского сельского поселения Каширского муниципального района Воронежской области Фильшину Игорю Николаевичу о признании незаконными постановления администрации Мосальского сельского поселения Каширского муниципального района Воронежской области №14 от 29.04.2021 года, постановления администрации Мосальского сельского поселения Каширского муниципального района Воронежской области №19 от 15.07.2021 года «О снятии с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий Шматкова Виктора Васильевича», признании незаконным бездействия администрации Каширского муниципального района Воронежской области и главы администрации Каширского муниципального района Воронежской области Пономарева Александра Ивановича, обязании администрации Каширского муниципального района Воронежской области уведомить Шматкова В.В. о принятом решении, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Каширский районный суд Воронежской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 22.09.2021.

судья                                                 И.В. Киселева

дело № 2а-150/2021

УИД 36RS0018-01-2021-000002-65

Р Е Ш Е Н И Е

    Именем Российской Федерации

с. Каширское                                                                  09 сентября 2021 года

Каширский районный суд Воронежской области в составе:

председательствующего судьи Киселевой И.В.,

при помощнике судьи Шитиковой Ю.В.,

с участием:

представителя административного истца адвоката Коровникова А.И.,

представителя административного ответчика Ельчищевой В.В.,

    рассмотрев в судебном заседании административное исковое заявление Шматкова Виктора Васильевича к Администрации Мосальского сельского поселения Каширского муниципального района Воронежской области, Администрации Каширского муниципального района Воронежской области, главе администрации Каширского муниципального района Воронежской области Пономареву Александру Ивановичу, главе администрации Мосальского сельского поселения Каширского муниципального района Воронежской области Фильшину Игорю Николаевичу о признании незаконными постановления администрации Мосальского сельского поселения Каширского муниципального района Воронежской области №14 от 29.04.2021 года, постановления администрации Мосальского сельского поселения Каширского муниципального района Воронежской области №19 от 15.07.2021 года «О снятии с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий Шматкова Виктора Васильевича», признании незаконным бездействия администрации Каширского муниципального района Воронежской области и главы администрации Каширского муниципального района Воронежской области Пономарева Александра Ивановича, обязании администрации Каширского муниципального района Воронежской области уведомить Шматкова В.В. о принятом решении,

Установил:

Административный истец Шматков В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Мосальского сельского поселения Каширского муниципального района Воронежской области о признании незаконным ответа №283 от 18.09.2020 и обязании администрации Мосальского сельского поселения Каширского муниципального района Воронежской области уведомить Шматкова В.В. о принятом решении о признании либо отказе в признании участником ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» указывая что, является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году и имеет право на получение жилищного сертификата на основании Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 №153 «Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». В июне 2020 года Шматков В.В. обратился в администрацию Мосальского сельского поселения Каширского муниципального района Воронежской области с письменным заявлением, с представлением подлинников документов о принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Постановлением №20 от 07.07.2020 администрации Мосальского сельского поселения администрации Каширского муниципального района Воронежской области Шматков В.В. был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. До настоящего времени, в нарушении Постановления Правительства РФ от 30.12.2017 №1710, от 04.07.2019 №858, административный ответчик незаконно не уведомил Шматкова В.В., в порядке, установленном органом исполнительной власти, о принятом решении о признании либо отказе в признании его участником ведомственной целевой программы. 13.08.2020 административному ответчику была направлена претензия о незаконности бездействия администрации с требованием направить соответствующее уведомление. 19.09.2020 Шматковым В.В. был получен ответ №283 от 18.09.2020 не содержащий выше обозначенного уведомления, вместо которого ему было незаконно предложено повторно обратиться в администрацию Каширского муниципального района с повторным заявлением о постановке на учет и представить еще 22 документа.

Шматков В.В. просит суд признать незаконным ответ №283 от 18.09.2020 и обязать администрацию Мосальского сельского поселения Каширского муниципального района Воронежской области уведомить Шматкова В.В. о принятом решении о признании либо отказе в признании участником ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» указывая что, является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году и имеет право на получение жилищного сертификата на основании Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 №153 «Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

03.06.2021 Шматков В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Мосальского сельского поселения Каширского муниципального района Воронежской области, администрации Каширского муниципального района Воронежской области о признании незаконным постановления №14 от 29.04.2021 администрации Мосальского сельского поселения Каширского муниципального района Воронежской области о снятии с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

17.06.2021 определением Каширского районного суда Воронежской области административные дела №2а-150/2021 и №2а-279/2021 объединены в одно производство.

В ходе рассмотрения дела Шматков В.В. неоднократно уточнял исковые требования, согласно уточненному исковому заявлению от 02.09.2021, административный истец, не меняя оснований и предмета требований, просит суд признать незаконными постановление администрации Мосальского сельского поселения Каширского муниципального района Воронежской области №14 от 29.04.2021 года, постановление администрации Мосальского сельского поселения Каширского муниципального района Воронежской области №19 от 15.07.2021 года «О снятии с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий Шматкова Виктора Васильевича», признать незаконным бездействия администрации Каширского муниципального района Воронежской области и главы администрации Каширского муниципального района Воронежской области Пономарева Александра Ивановича, обязать администрацию Каширского муниципального района Воронежской области уведомить Шматкова В.В. о принятом решении.

В судебное заседание административный истец Шматков В.В. не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель административного истца адвокат Коровников А.И. в судебном заседании настаивал на удовлетворении уточненного 02.09.2021 года административного искового заявления, требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске, представил письменные пояснения (т.2 л.д.58-61,82-85).

Представитель административного ответчика – администрации Каширского муниципального района Воронежской области Ельчищева В.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска по основаниям, изложенным в представленном суду письменном отзыве (т.1 л.д.224-226).

Представитель административного ответчика – администрации Мосальского сельского поселения, также являющийся по настоящему делу административным ответчиком Фильшин И.Н., в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ранее в ходе рассмотрения дела возражал против удовлетворения иска, представил письменный отзыв (т.1 л.д.218-222).

Административный ответчик – глава администрации Каширского муниципального района Воронежской области Пономарев А.И. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Заинтересованное лицо-администрация Каширского сельского поселения Каширского муниципального района Воронежской области в судебное заседание не явилось, извещено надлежащим образом.

Заинтересованное лицо – Департамент строительной политики Воронежской области в судебное заседание не явилось, просили суд рассмотреть административный иск в отсутствие представителя, направили письменный отзыв, в котором просили суд отказать в удовлетворении заявленных требований (тт.1 л.д.233-236).

Согласно ч. 6 ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной. В связи с выше изложенным, с учетом мнения сторон по делу и явившихся в заседание лиц, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, так как их явка не признана обязательной.

        Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя административного истца, представителей административных ответчиков, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 4 КАС РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.

Исходя из положений части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

При этом, обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца возлагается на лицо, обратившееся в суд. На орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) возлагается обязанность по доказыванию соблюдения требований нормативных правовых актов, соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ).

При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, - действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями (часть 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ).

В соответствии со статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 15 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" указанным гражданам гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы" установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом (ГЖС).

Указанным Постановлением Правительства Российской Федерации утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы.

В соответствии с подпунктом "е" пункта 5 названных Правил право на участие в подпрограмме имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска.

Применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются следующие граждане: в отношении граждан, указанных в п. п. "а" - "е" п. 5 Правил: постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети, родители; другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, постоянно проживающие совместно с данным гражданином, если они признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке (пп. а. п. 17 Правил).

Таким образом, необходимым условием для обеспечения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС жильем является его нуждаемость в улучшении жилищных условий.

Положениями Жилищного кодекса РФ определены основания признания граждан нуждающимися в обеспечении жилыми помещениями на условиях социального найма.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в частности, граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Согласно ч. 4 ст. 50 Жилищного кодекса РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом (ч. 5 ст. 50 Жилищного кодекса РФ).

В соответствии с пунктом 2 части 1 и частью 2 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.

Судом установлено, что 26.06.2020 Шматков В.В. обратился в администрацию Мосальского сельского поселения Каширского муниципального района Воронежской области с письменным заявлением, с представлением копий документов о принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (т.1 л.д. 50).

Постановлением №20 от 07.07.2020 администрации Мосальского сельского поселения администрации Каширского муниципального района Воронежской области Шматков В.В. был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с составом семьи два человека- Шматкова Т.В.- жена (т.1 л.д.53).

13.08.2020 Шматковым В.В. в администрацию Мосальского сельского поселения Каширского муниципального района Воронежской области была направлена претензия о незаконности бездействия администрации с требованием направить соответствующее уведомление о принятом решении о признании либо отказе в признании его участником мероприятия по обеспечению жильем (т.1 л.д.51-52).

19.09.2020 Шматковым В.В. был получен ответ №283 от 18.09.2020 в котором предложено повторно обратиться в администрацию Каширского муниципального района Воронежской области для постановки на учет и включения в очередь получения государственного жилищного сертификата представлением документов согласно указанному перечню (т.1л.д.48).

В ходе рассмотрения дела 25.03.2021 года Шматков В.В. обратился в администрацию Каширского муниципального района Воронежской области с заявлением о дополнительном представлении документов для включения его и членов его семьи - супруги Шматковой Т.В. в состав участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на получение социальной выплаты для приобретения жилья (т.1 л.д.106).

Постановлением от 29.04.2021 №14 администрации Мосальского сельского поселения Каширского муниципального района Воронежской области Шматков В.В. с составом семьи – 2 человека: Шматков В.В. и Шматкова Т.В. снят с учета нуждающегося в улучшении жилищных условий на основании п.п.3 ч.1 ст.54 ЖК РФ, п.6 ст.56 ЖК РФ в связи с выявлением в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия на учет (т.1 л.д.108).

30.04.2021 года Шматкову В.В. администрацией Каширского муниципального района Воронежской области был дан ответ о снятии его с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и отсутствия оснований для включения Шматкова В.В. и супруги Шматковой Т.В. в состав участников программы «Оказание государственной поддержки гражданам и обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» (т.1 л.д.107).

Постановлением от 15.07.2021 года №19 администрации Мосальского сельского поселения Каширского муниципального района Воронежской области внесены изменения в Постановление от 29.04.2021 №14 администрации Мосальского сельского поселения Каширского муниципального района Воронежской области. Преамбула Постановления от 29.04.2021 №14 администрации Мосальского сельского поселения Каширского муниципального района Воронежской области изложена в иной редакции со ссылкой на сокрытие при подаче заявления о постановке на учет сведений об отчуждении жилого помещения, принадлежащего Шматковой Т.В. на праве собственности, что привело к намеренному ухудшению жилищных условий, что дало право Шматкову В.В. встать на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (т.1 л.д.217).

Таким образом, основанием для снятия Шматкова В.В. с составом семьи 2 человека: Шматков В.В. и Шматкова Т.А. явилось сокрытие при подаче заявления о постановке на учет сведений об отчуждении жилого помещения, принадлежащего Шматковой Т.В. на праве собственности, что привело к намеренному ухудшению жилищных условий, что дало право Шматкову В.В. встать на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, а также то обстоятельство, что не истек, предусмотренный ст.53 ЖК РФ 5-ти летний срок со дня совершения намеренных действий по отчуждению имущества, выявленные 01.04.2021 года при проверке документов согласно выписке из ЕГРП (т.1л.д.115-116).

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра прав на имевшиеся объекты недвижимости от 01.04.2021 года Шматковой Т.В. на праве собственности с 15.09.2016 принадлежала ? доля в праве общей долевой собственности на жилой <адрес> общей площадью 69,2 кв.м.

11.03.2019 года произошло отчуждение ? доли в праве общей долевой собственности на жилой <адрес> общей площадью 69,2 кв.м. (т.1 л.д.115-116).

Шматков В.В. с 21.12.2007 года по 31.07.2018 года был зарегистрирован по адресу: <адрес> совместно с супругой Шматковой Т.В. 31.07.2018 года Шматков В.В.снят с регистрации по вышеуказанному адресу и зарегистрирован по адресу: <адрес>, у<адрес> по настоящее время (т.1 л.д.198-200).

Шматкова Т.В. с 18.12.2003 года по 28.01.2019 года была зарегистрирована по адресу: <адрес>. С 28.01.2019 по 19.03.2021, с 21.06.2021 по настоящее время зарегистрирована по адресу: <адрес>. С 19.03.21 по 21.06.2021 была зарегистрирована по адресу: <адрес> (т.1 л.д.203-206).

В соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается, в частности в случае, если не истек предусмотренный ст. 53 настоящего Кодекса срок, то есть пять лет.

Действующее законодательство ухудшение жилищных условий связывает не с любыми действиями, приведшими к уменьшению площади жилого помещения, а только с такими - в результате которых возникла нуждаемость.

Согласно Решения Совета народных депутатов Мосальского сельского поселения Каширского муниципального района Воронежской области №105 от 25.01.2013 года, норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма по Мосальскому сельскому поселению составила 14кв.м. общей площади на одного человека (т.1 л.д.223).

До регистрации по адресу: <адрес> отчуждении 11.03.2019 года доли жилого помещения, принадлежащей супруге, Шматков В.В. не являлся лицом, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в связи с тем, что на каждого члена семьи приходилось жилой площади более учетной нормы (69,2:2:2=17,3 кв.м. на человека) и только после регистрации по новому месту жительства, а впоследствии отчуждении супругой принадлежащей ей ? доли домовладения по адресу: <адрес>, возникла возможность признания его нуждающимся в жилом помещении.

Таким образом, не поставив в известность об отчуждении доли жилого помещения административного ответчика, истец приобрел право состоять на жилищном учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Данное обстоятельство в силу пункта 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации является основанием для снятия заявителя с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Со дня совершения административным истцом последних намеренных действий по ухудшению жилищный условий (с 11 марта 2019) пятилетний срок не истек, в связи с этим административным ответчиком он и члены его семьи обоснованно сняты с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищный условий.

Доводы представителя административного истца адвоката Коровникова А.И. о том что Шматкова Т.В. не является членом семьи Шматкова В.В., поскольку была зарегистрирована на момент постановки на учет в ином жилом помещении, совместно с Шматковым В.В. не проживала, ? доля жилого <адрес> принадлежала ей на праве личной собственности, общей собственностью супругов не является, следовательно, не может учитываться при решении вопроса о постановке на учет, суд не принимает во внимание, поскольку сама по себе регистрация по месту жительства (пребывания) не может опровергнуть факта совместного проживания по иному адресу, Шматков В.В. указывал Шматкову Т.В. как члена своей семьи при постановке на учет, был поставлен на учет с составом семьи из двух человек (Шматков В.В. и Шматкова Т.В.), представлял документы. Утверждение о том, что ? доли жилого <адрес> не может учитываться при решении вопроса о постановке на учет, является ошибочным, основанном на неправильном толковании норм права.

В силу частей 1 и 2 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.

Приведенными выше доказательствами подтверждается законность и обоснованность обжалуемых постановлений, которые вынесены в полном соответствии с приведенными нормами жилищного кодекса Российской Федерации и не нарушают прав и законных интересов административного истца. Не поставив в известность административного ответчика об отчуждении супругой доли жилого помещения, Шматков В.В. злоупотребил правом.

Рассматривая требования административного истца о признании незаконным бездействия администрации Каширского муниципального района Воронежской области и главы администрации Каширского муниципального района Воронежской области Пономарева Александра Ивановича, обязании администрации Каширского муниципального района Воронежской области уведомить Шматкова В.В. о принятом решении, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.п. «г» п.19 Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 №153 «Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», для участия в ведомственной целевой программе граждане указанные в подпункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов (далее подразделения), органы местного самоуправления выписку из решения органов по учету и распределению жилых помещений о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. За исключением граждан, указанных в подпункте «б» пункта 5 настоящих Правил.

Согласно п.21 Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 №153 «Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» органы местного самоуправления (органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации), осуществляющие учет граждан осуществляют проверку документов, представленных гражданами в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил по результатам проверки принимается решение о признании либо отказе в признании гражданина участником ведомственной целевой программы. В случае признания гражданина участником ведомственной целевой программы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения. О принятом решении гражданин уведомляется в порядке, установленном органом исполнительной власти.

30.04.2021 года Шматкову В.В. администрацией Каширского муниципального района Воронежской области был дан мотивированный ответ за подписью первого заместителя главы администрации Каширского муниципального района о снятии его с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и отсутствия оснований для включения Шматкова В.В. и супруги Шматковой Т.В. в состав участников программы «Оказание государственной поддержки гражданам и обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» (т.1 л.д.107).

Судом установлено, что заявление административного истца было рассмотрено в пределах компетенции соответствующими должностными лицами, истцу дан мотивированный ответ.

Административным истцом в нарушение ч.11 ст.226 КАС РФ суду не представлено доказательств, в чем конкретно заключается нарушение его прав, свобод и законных интересов обжалуемыми решениями (ответами), действиями (бездействиями). Каких-либо негативных последствий для истца, связанных с рассмотрением его обращения (заявления) первым заместителем руководителя администрации Каширского муниципального района и предоставлением ответа на заявление (обращение) истца не представлено.

    Не согласие административного истца с формой и содержанием ответа от 30.04.2021 года по существу не может являться основанием для признания указанного ответа незаконным, поскольку ответ носит информационный характер, не влечет для административного истца никаких негативных последствий, ничем не нарушают его прав и законных интересов, а также не возлагают на него никаких обязанностей.

    С учетом изложенного, суд не находит правовых и фактических оснований для удовлетворения заявленных административных требований.

Руководствуясь ст.ст. 175,177, 226-227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Шматкова Виктора Васильевича к Администрации Мосальского сельского поселения Каширского муниципального района Воронежской области, Администрации Каширского муниципального района Воронежской области, главе администрации Каширского муниципального района Воронежской области Пономареву Александру Ивановичу, главе администрации Мосальского сельского поселения Каширского муниципального района Воронежской области Фильшину Игорю Николаевичу о признании незаконными постановления администрации Мосальского сельского поселения Каширского муниципального района Воронежской области №14 от 29.04.2021 года, постановления администрации Мосальского сельского поселения Каширского муниципального района Воронежской области №19 от 15.07.2021 года «О снятии с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий Шматкова Виктора Васильевича», признании незаконным бездействия администрации Каширского муниципального района Воронежской области и главы администрации Каширского муниципального района Воронежской области Пономарева Александра Ивановича, обязании администрации Каширского муниципального района Воронежской области уведомить Шматкова В.В. о принятом решении, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Каширский районный суд Воронежской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 22.09.2021.

судья                                                 И.В. Киселева

1версия для печати

2а-150/2021 ~ М-1/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Шматков Виктор Васильевич
Ответчики
Администрация Мосальского сельского поселения Каширского муниципального района Воронежской области
Пономарев Александр Иванович
Фильшин Игорь Николаевич
Другие
Департамент строительной политики Воронежской области
Администрация Каширского муниципального района Воронежской области
Администрация Каширского сельского поселения Каширского муниципального района Воронежской области
Коровников Александр Иванович
Суд
Каширский районный суд Воронежской области
Судья
Киселева Ирина Викторовна
Дело на странице суда
kashirsky--vrn.sudrf.ru
11.01.2021Регистрация административного искового заявления
11.01.2021Передача материалов судье
13.01.2021Решение вопроса о принятии к производству
13.01.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.01.2021Подготовка дела (собеседование)
13.01.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
21.01.2021Предварительное судебное заседание
09.02.2021Предварительное судебное заседание
10.03.2021Предварительное судебное заседание
06.04.2021Судебное заседание
07.05.2021Судебное заседание
02.06.2021Судебное заседание
17.06.2021Судебное заседание
30.06.2021Судебное заседание
19.07.2021Судебное заседание
09.09.2021Судебное заседание
22.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее