Дело № 2-2198/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Волгоград 04 июня 2015 года
Ворошиловский районный суд г. Волгограда
в составе председательствующего судьи Дорошенко О.Н.,
при секретаре ФИО4,
с участием заместителя прокурора Котельниковского района Волгоградской области ФИО8,
представителя ответчика Комитета строительства Волгоградской области ФИО5, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Котельниковского района Волгоградской области, действующего в интересах Ульянченко С.В., к Комитету строительства Волгоградской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности предоставить жилое помещение,
УСТАНОВИЛ
Прокурор Котельниковского района Волгоградской области, действующий в интересах Ульянченко С.В., обратился в суд с иском к Комитету строительства Волгоградской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности предоставить жилое помещение.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Котельниковского района Волгоградской области проведена проверка по обращению Ульянченко С.В., в ходе которой установлено, что последний имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, поскольку решением Котельниковского районного суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ его родители лишены родительских прав. В <данные изъяты> отец - ФИО6 умер, в <данные изъяты> умерла мать – ФИО7 Постановлением главы администрации Котельниковского района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № несовершеннолетний ФИО2 определен в Котельниковский муниципальный детский дом. За ним было закреплено право проживания в домовладении в <адрес>. Распоряжением главы администрации Котельниковского сельского поселения Котельниковского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом, принадлежавший на праве собственности ФИО7, был признан непригодным для проживания в нем несовершеннолетнего Ульянченко С.В. Данным распоряжением Ульянченко С.В. также поставлен на учет нуждающихся в жилом помещении. ДД.ММ.ГГГГ Ульянченко С.В. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, формируемый комитетом образования и науки Волгоградской области. Поскольку истец в нарушение действующего законодательства на сегодняшний день не обеспечен жилым помещением прокурор <данные изъяты> просит суд признать незаконным бездействие Комитета строительства Волгоградской области, обязать ответчика предоставить Ульянченко С.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений не ниже установленной нормы предоставления жилых помещений на территории Котельниковского муниципального района Волгоградской области в установленный законом срок после вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании заместитель помощника прокурора Котельниковского района Волгоградской области ФИО8 заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении.
Истец Ульянченко С.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причина неявки суду не известна.
Представитель ответчика Комитета строительства Волгоградской области ФИО9, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку со стороны ответчика приняты все предусмотренные законом меры, направленные на обеспечение Ульянченко С.В. жилым помещением.
Представитель третьего лица Комитета образования и науки Волгоградской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причина неявки суду не известна.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище.
Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» регулируются отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ст. 1 указанного Федерального закона лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право па дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, действовавшей в редакции до 01 января 2013 года, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу ст.109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Таким образом, федеральным законодательством обязанность по предоставлению благоустроенных жилых помещений детям-сиротам возложена на субъекты Российской Федерации, которым предоставлены полномочия по установлению порядка предоставления жилых помещений данной категории лиц.
В целях реализации данного положения Волгоградской областной Думой принят Закон Волгоградской области от 5 февраля 2013 года № 5-ОД «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Волгоградской области».
Исходя из положений п.1 ст. 7 Закона Волгоградской области от 5 февраля 2013 года № 5-ОД, настоящий закон введен в действие с 19 февраля 2013 года и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01 января 2013 года.
Вместе с тем, действие настоящего Закона распространяется также на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигли возраста 23 лет, но не реализовали право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 года (п. 2 настоящей статьи).
В соответствии с ч. 4 ст. 1 Закона Волгоградской области от 5 февраля 2013 года N5-ОД в случае отсутствия свободных жилых помещений специализированного жилищного фонда Волгоградской области на период до предоставления в установленном порядке благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, уполномоченный орган исполнительной власти Волгоградской области, осуществляющий управление жилищным фондом, обеспечивает их временное проживание в благоустроенных жилых помещениях в порядке и на условиях, установленных Правительством Волгоградской области.
Таким образом, вышеприведенной нормой права закреплено, что при отсутствии возможности для ответчика предоставить истцу жилое помещение из специализированного жилищного фонда, предназначенного для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, его жилищный вопрос в безотлагательном порядке должен быть разрешен путем обеспечения временным жильем до приобретения соответствующего жилого помещения на постоянной основе.
Иное толкование данного законодательства ведет к ущемлению прав и законных интересов лиц соответствующей категории, подлежащих обеспечению жильем на указанных выше основаниях, и нарушению декларируемых государством общеправовых принципов.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Ульянченко С.В. родился ДД.ММ.ГГГГ в пос. им. <адрес>. Его родителями являются: отец – ФИО6, мать – ФИО7, что подтверждается свидетельством о рождении от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>
Решением Котельниковского районного суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ родители Ульянченко С.В. лишены родительских прав в отношении последнего <данные изъяты>
Согласно свидетельству о смерти от ДД.ММ.ГГГГ № отец Ульянченко С.В. – ФИО6 умер ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>
В соответствии со свидетельством о смерти от ДД.ММ.ГГГГ № мать Ульянченко С.В. – ФИО7 умерла ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>
Постановлением главы Котельниковского района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № несовершеннолетний Ульянченко С.В. определен в Котельниковский муниципальный детский дом с закреплением права проживания в домовладении в <адрес> (<данные изъяты>
Распоряжением главы администрации Котельниковского Сельского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> жилой <адрес>, принадлежащий на праве собственности ФИО7 по адресу: <адрес>, признан несоответствующим требованиям, предъявляемым к жилому помещению и непригодным для проживания в нем. Тем же распоряжением Ульянченко С.В. поставлен на учет как гражданина, нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма <данные изъяты>
Постановлением главы Котельниковского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № Ульянченко С.В. поставлен на учет для приобретения жилья на условиях социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Приказом Министерства образования и науки Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № Ульянченко С.В. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В настоящее время Ульянченко С.В. состоит в данном списке по Волгоградской области под номером <данные изъяты>
Согласно полученной выписке из единого реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества у Ульянченко С.В. отсутствуют права на недвижимое имущество на территории Российской Федерации.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что Ульянченко С.В. состоит на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения, в настоящее время не обеспечен каким-либо жильем.
При таких обстоятельствах, проанализировав с учетом вышеприведенных норм указанные обстоятельства, пояснения участвующих в деле лиц, исследованные письменные доказательства и дав этому оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, то есть по их относимости, допустимости, достоверности, как каждого в отдельности, так и в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что столь длительное не предоставление Ульянченко С.В. жилого помещения нарушает его конституционное право на предоставление жилья, в связи с чем, на Комитет строительства Волгоградской области должна быть возложена обязанность предоставить Ульянченко С.В. жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм, применительно к соответствующему населенному пункту и отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Указанная норма не ставит предоставление жилого помещения в зависимость от наличия или отсутствия финансирования областного бюджета и свободных жилых помещений у администрации городского округа.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Как следует из преамбулы указанного Закона, а также из ст. 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа до вышеуказанного возраста.
Однако социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения.
Более того, суд принимает во внимание и тот факт, что в ходе судебного разбирательства, стороной ответчика сведений о каких-либо фактически принятых мерах к исполнению принятых на себя в отношении Ульянченко С.В. обязательств по обеспечению жильем, как и доказательств отсутствия у него возможности для обеспечения таковым Ульянченко С.В. представлено не было.
Таким образом, проанализировав приведенные нормы закона, изучив письменные материалы дела в их совокупности и дав правовой анализ доводам сторон, суд приходит к выводу о нарушении прав Ульянченко С.В. на предоставление жилого помещения, так как оспариваемые стороной истца действия ответчика, а фактически – бездействие, нарушают права и законные интересы Ульянченко С.В., тем самым, создавая препятствия в реализации гарантированного государством права.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что исковые требования прокурора Котельниковского района Волгоградской области, действующего в интересах Ульянченко С.В., к Комитету строительства Волгоградской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение, подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Котельниковского района Волгоградской области, действующего в интересах Ульянченко С.В., к Комитету строительства Волгоградской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности предоставить жилое помещение – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Комитета строительства Волгоградской области по предоставлению благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений Ульянченко С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Обязать Комитет строительства Волгоградской области обеспечить Ульянченко С.В.ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу пос<адрес>, благоустроенным жилым помещением, отвечающим санитарным и техническим требованиям, на территории Котельниковского муниципального района <адрес> по договору социального найма специализированного жилого фонда.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Ворошиловский районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: О.Н. Дорошенко
Справка: Мотивированный текст решения изготовлен 09 июня 2015 года.
Судья: О.Н. Дорошенко