Дело № 2а-553/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 августа 2017 года город Петрозаводск
Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи: Н.Н.Антипиной,
при секретаре: О.В.Седлецкой,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Прионежского района Республики Карелия, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Заозерского сельского поселения о признании бездействия незаконным,
у с т а н о в и л:
прокурор обратился с административным иском в суд о признании бездействия администрации Заозерского сельского поселения незаконным, возложении обязанности на административного ответчика перечислить денежные средства местного бюджета в сумме 73 612 рублей на подготовку и проведение выборов Главы, депутатов Совета Заозерского сельского поселения, которые должны состояться ДД.ММ.ГГГГ г., в полном объеме на счет территориальной избирательной комиссии Прионежского района.
Административное исковое заявление мотивировано тем, что в ходе проведения проверки исполнения законодательства в сфере подготовки и проведения выборов депутатов было выявлено, что Советом депутатов Заозерского сельского поселения принято решение № от ДД.ММ.ГГГГ г. «О назначении выборов Главы и депутатов Совета Заозерского сельского поселения», опубликованное в газете «Прионежье» 23.06.2017 года №24. Решением № от ДД.ММ.ГГГГ г. ТИК Прионежского района утверждена смета расходов на подготовку и проведение выборов Главы, депутатов Совета Заозерского сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ г., которая составила 88 737,50 рублей. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ г. административным ответчиком на счет территориальной избирательной комиссии Прионежского района перечислены денежные средства в размере 15 125 рублей. Сумма не перечисленных денежных средств составляет 73 612 рублей. Неперечисление в полном объеме денежных средств на подготовку и проведение местных выборов ставит под угрозу их проведение. Таким образом, выявлены нарушения прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, установленные Конституцией РФ, Федеральным законом от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Законом Республики Карелия от 27.06.2003 года №683-ЗРК «О муниципальных выборах в Республике Карелия».
Определением Прионежского районного суда РК от ДД.ММ.ГГГГ г. принят отказ прокурора Прионежского района РК, действующего в интересах неопределенного круга лиц, от административного иска к администрации Заозерского сельского поселения в части возложения обязанности перечислить денежные средства в полном объеме на счет территориальной избирательной комиссии Прионежского района. Производство по административному делу в данной части прекращено.
Прокурор Шапортов Л.Л. в судебном заседании поддержал требование о признании бездействия административного ответчика незаконным.
Представитель заинтересованного лица территориальной избирательной комиссии Прионежского района Чугунков С.И. в судебном заседании административный иск прокурора поддержал, дополнительно пояснив, что несвоевременное перечисление денежных средств на подготовку и проведение выборов послужило основанием для обращения в прокуратуру Прионежского района РК за устранением нарушений избирательного законодательства.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте слушания дела надлежащим образом извещен.
Суд, заслушав представителя заинтересованного лица, прокурора, исследовав представленные доказательства, находит административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с положениями части 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
В силу пункта 5 части 1 статьи 17, части 1 статьи 23 Федерального закона от 06.10.2003 года № 1З1-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 41 Закона Республики Карелия от 27.06.2003 года № 683-ЗРК «О муниципальных выборах в Республике Карелия», в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями по организации и материально-техническому обеспечению подготовки и проведения муниципальных выборов. Муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Статьей 57 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регламентировано, что расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов соответствующего уровня в Российской Федерации, эксплуатацией и развитием средств автоматизации и обучением организаторов выборов и избирателей, производятся избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из соответствующего бюджета (федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета). Финансирование указанных расходов осуществляется в соответствии с утвержденной бюджетной росписью о распределении расходов соответствующего бюджета, но не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов.
Главными распорядителями средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах (федеральном бюджете, бюджете субъекта Российской Федерации, местном бюджете) на проведение выборов и референдумов, являются Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, избирательная комиссия муниципального образования.
Отчеты Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, избирательных комиссий муниципальных образований о расходовании бюджетных средств на выборы, референдум представляются соответственно в палаты Федерального Собрания Российской Федерации, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, представительные органы муниципальных образований. Председатели комиссий распоряжаются денежными средствами, выделенными на подготовку и проведение выборов, референдума, и несут ответственность за соответствие финансовых документов решениям комиссий по финансовым вопросам и за представление отчетов о расходовании указанных средств в порядке и сроки, которые установлены законом.
Порядок открытия и ведения счетов, учета, отчетности и перечисления денежных средств, выделенных из бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, другим комиссиям на подготовку и проведение выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, в органы местного самоуправления, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума, эксплуатацию и развитие средств автоматизации, обучение организаторов выборов и избирателей и обеспечение деятельности комиссий, устанавливается избирательной комиссией субъекта Российской Федерации по согласованию с территориальным учреждением Центрального банка Российской Федерации в субъекте Российской Федерации. Денежные средства перечисляются на счета, открываемые комиссиям в учреждениях Центрального банка Российской Федерации, а в случае их отсутствия в пределах населенного пункта, в котором расположена избирательная комиссия, - в филиалах публичного акционерного общества «Сбербанк России».
В силу п.№ и п.№ Инструкции о порядке открытия и ведения счетов, учета и отчетности и перечисления денежных средств, выделенных из бюджета Республики Карелия ЦИК РК, другим избирательным комиссиям, комиссиям референдума», утвержденной Постановлением ЦИК РК от ДД.ММ.ГГГГ г. №, расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в Республике Карелия, производятся за счет средств местного бюджета, выделяемых территориальной избирательной комиссии (избирательным комиссиям муниципальных образований). Финансовый орган муниципального образования перечисляет платежным поручением денежные средства местного бюджета на счет территориальной избирательной комиссии (избирательной комиссии муниципального образования), открытый в расчетно-кассовом центре Национального банка (Сберегательного банка). Финансовый орган муниципального образования перечисляет денежные средства на подготовку и проведение местных выборов в 10-дневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов.
Как установлено судом и усматривается из материалов административного дела, ДД.ММ.ГГГГ г. Советом Заозерского сельского поселения принято решение о проведении выборов Главы и депутатов Совета Заозерского сельского поселения, которые назначены на ДД.ММ.ГГГГ г.
Указанное выше решение было опубликовано в газете «Прионежье» № 24 от 23.06.2017 года (9255).
Решением территориальной избирательной комиссии Прионежского района № от ДД.ММ.ГГГГ г. утверждена смета расходов сельских поселений Прионежского района на подготовку и проведение выборов Глав и депутатов Советов сельских поселений ДД.ММ.ГГГГ г., согласно которой на выборы Главы и депутатов Совета Заозерского сельского поселения запланировано 88 737 рублей.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ г. администрацией Заозерского сельского поселения на счет территориальной избирательной комиссии Прионежского района перечислены денежные средства в сумме 15 125 рублей. Оставшиеся 73 612 рублей были перечислены после подачи настоящего административного иска в суд - ДД.ММ.ГГГГ г.
Неперечисление в установленный законом срок в полном объеме денежных средств на подготовку и проведение местных выборов ставит под угрозу их проведение.
Анализируя вышесказанное, суд приходит к выводу о том, что при проведении прокуратурой Прионежского района РК проверки исполнения законодательства в сфере подготовки и проведения выборов были выявлены нарушения прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, установленные действующим законодательством РФ.
В соответствии с положениями части 6 статьи 239 КАС РФ прокурор в порядке, установленном настоящей главой, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в случаях, предусмотренных настоящей статьей, частью 1 статьи 39 настоящего Кодекса, в защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
Часть 1 вышеуказанной статьи гласит, что избиратели, участники референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.
Установив, что административным ответчиком денежные средства на проведение и подготовку выборов были перечислены за истечением установленного законом срока, суд признает данное бездействие администрации Заозерского сельского поселения незаконным.
Руководствуясь статьями 175-180, 244 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление прокурора Прионежского района Республики Карелия, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Признать бездействие администрации Заозерского сельского поселения, выразившееся в неперечислении в установленные сроки на счет территориальной избирательной комиссии Прионежского района денежных средств местного бюджета в размере 73 612 рублей на подготовку и проведение выборов Главы и депутатов Совета Заозерского сельского поселения, назначенных к проведению на ДД.ММ.ГГГГ г., незаконным.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Карелия через Прионежский районный суд Республики Карелия в течение пяти дней со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Н.Н. Антипина
Решение принято в окончательной форме 30 августа 2017 года.