Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1793/2013 от 20.05.2013

Дело №2-1793/2013

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Волгоград 17 июля 2013 года

Ворошиловский районный суд г. Волгограда в составе:

председательствующего судьи Болохоновой Т.Ю.

при секретаре судебного заседания Ольшановой Н.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Михайловского межрайонного прокурора в защиту интересов Краснова <данные изъяты> к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области о понуждении к предоставлению жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Михайловский межрайонный прокурор (далее по тексту – прокурор) обратился в суд с настоящим иском в защиту социальных, жилищных прав Краснова А.В., в котором с учетом внесенных изменений просит обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области (далее по тексту – Министерство строительства) предоставить Краснову А.В.,ДД.ММ.ГГГГ года рождения благоустроенным жилым помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в городском округе Михайловка по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Свои требования мотивирует тем, что Краснов А.В. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку рожден ФИО3, которая <данные изъяты> На основании постановления администрации <адрес> Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ № «О назначении опеки над несовершеннолетним ФИО2, ФИО2» опекуном последних назначена <данные изъяты> ФИО4 с закреплением за ними жилой площади домовладения опекуна по адресу: <адрес> <адрес>, которое не являлось собственностью несовершеннолетнего или его родителей и не передавалось им по договору социального найма.

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Краснов А.В. принят на учет в качестве нуждающегося во внеочередном обеспечении жилым помещением, как лицо, относящее к категории детей-сирот и не имеющее собственного или закрепленного жилья, а потому вправе претендовать на предоставление ему соответствующего жилого помещения. Вместе с тем до настоящего времени Краснов А.В. жильем не обеспечен, что нарушает его права и законные интересы. Действующим с ДД.ММ.ГГГГ федеральным законодательством, регламентирующим иной порядок предоставления жилья детям-сиротам и лицам, оставшимся без попечения родителей, закреплена обязанность по предоставлению благоустроенных жилых помещений специализированного жилого фонда, которая возложена на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Поскольку полномочным органом по предоставлению данной категории граждан жилья с ДД.ММ.ГГГГ в Волгоградской области является Министерство строительства, просит обязать последнего предоставить Краснову А.В. соответствующее жилое помещение.

В судебное заседание Михайловский межрайонный прокурор, будучи надлежаще извещенным, явку своего полномочного представителя не обеспечил, заявив о рассмотрении дела в свое отсутствие и настаивая на заявленных требованиях.

Истец Краснов А.В. в судебном заседании иск поддержал, суду пояснил, что к настоящему времени его жилищные условия не изменились, нуждаемость в обеспечении социальным жильем не отпала. Не оспаривал, что с заявлением о предоставлении временного жилья в установленном законом порядке к ответчику не обращался.

Представитель ответчика Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области Александров А.М. полагал иск необоснованным и просил в его удовлетворении отказать. Суду пояснил, что внесенные в Закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Жилищный кодекс РФ изменения, возлагающие обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями на органы исполнительной власти субъектов РФ, введены в действие с 01 января 2013 года. С указанного времени внеочередное предоставление жилого помещения лицам указанной категории по договорам социального найма отменено. Последние подлежат обеспечению жилым помещением в специализированном жилом фонде в соответствии с законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В целях реализации указанных требований 05.02.2013 года Волгоградской областной Думой принят Закон Волгоградской области № 5-ОД «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Волгоградской области», который распространяет свое действие на правоотношения, возникшие до 2013 года в отношении лиц данной категории, не реализовавших свое право на обеспечение жильем до 01 января 2013 года. Настоящим законом предусмотрено однократное предоставление лицам указанной категории благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения применительно к условиям соответствующего населенного пункта по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. При отсутствии свободных жилых помещений данной категории на основании заявления гражданина законом предусматривается возможность предоставления временного жилья. Законом определен списочный порядок предоставления жилья, включение лиц в список осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты принятия уполномоченным органом исполнительной власти Волгоградской области в сфере образования соответствующего решения. Постановлением Правительства Волгоградской области от 18.12.2012 года № 595-п утверждена долгосрочная целевая программа по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на 2013-2015 годы, а постановлением от 19.03.2013 года № 109-п - утвержден Порядок предоставления жилых помещений лицам данной категории. Таким образом, к настоящему времени в Волгоградской области только окончено формирование правового механизма обеспечения названной категории граждан жильем исходя из действующего с 01 января 2013 года в данной отрасли законодательства. На день рассмотрения дела судом Краснов А.В. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем в соответствии с разработанной программой в 2013 году, где значится под номером Министерство строительство приняло на себя обязательство по обеспечению данных лиц в течение текущего года жилыми помещениями в порядке очередности и в настоящее время предпринимает активные действия по исполнению данных обязательств. Право Краснова А.В. на обеспечение заявленным прокурором жилым помещением Министерством строительства не оспаривается, между тем правовых оснований для возложения на него обязанности по предоставлению Краснову А.В. жилого помещения фактически во внеочередном порядке на данное время не имеется. Изложенное свидетельствует о том, что Министерством строительства права и законные интересы Краснова А.В. нарушены не были, его действия соответствуют требованиям действующего законодательства.

Представитель третьего лица Министерства образования и науки Волгоградской области (далее по тексту - Министерство образования) Гетманенко И.А. в судебном заседании поддержала позицию Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области, полагая иск необоснованным и неподлежащим удовлетворению ввиду того, что действиями (бездействием) ответчика права и законные интересы Краснова А.В. на данный момент не нарушены. Вступившими в действие с 01 января 2013 года изменениями в Жилищный кодекс РФ и Закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, внеочередное предоставление жилого помещения лицам указанной категории отменено. Вопросы обеспечения данной категории граждан жилыми помещениями отнесены к совместному ведению государства и субъектов Российской Федерации. Принятым в Волгоградской области законодательством предусматривается очередное предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда в списочном порядке. Краснов А.В. включен в список и программу на обеспечение жильем в 2013 году, что предполагает принятие на себя исполнительной властью Волгоградской области обязанности по обеспечению его жильем в текущем году. В этой связи оснований полагать о нарушении его прав ответчиком на день рассмотрения дела судом не имеется, обращение прокурора с настоящим иском является преждевременным. Для снятия остроты данного вопроса Краснов А.В. не лишен возможности обращения в Министерство строительства за предоставлением временного жилья до его обеспечения жилым помещением на постоянной основе, что прямо определено законодательством Волгоградской области.

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица - администрации городского округа – Михайловка в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени судебного разбирательства заблаговременно и надлежащим образом, представил заявление, в котором ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, в рассмотрении заявленных требований полагаясь на усмотрение суда.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит иск необоснованным и неподлежащим удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Исходя из содержания настоящей правовой нормы во взаимосвязи с положениями ст. 11,12 ГК РФ и Конституции РФ судебной защите подлежит лишь нарушенное право заявителя.

Между тем в ходе судебного разбирательства оснований для судебной защиты прав Краснова А.В. заявленным способом не установлено.

Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплено, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище.

Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены в Федеральном законе от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Настоящим законом во взаимосвязи с соответствующими положениями Жилищного кодекса Российской Федерации в числе иных гарантий по социальной поддержке государством детей-сирот и иных лиц данной категории предусматривается возможность обеспечения последних жильем на безвозмездной основе.

Действовавшим до 01 января 2013 года законодательством в отношении детей-сирот и иных лиц данной категории предусматривалось внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма при достижении ими 18 лет и наличии определенных условий (ст. 57 ч.1 п.2 ЖК РФ и прочие нормативно-правовые нормы).

Федеральным законом от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» внесены существенные изменения в порядок предоставления жилья лицам указанной категории лицам, пункт 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ признан утратившим силу, внесены изменения в часть 1 статьи 92 ЖК РФ, глава 9 настоящего кодекса дополнена статьями 98.1 и 109.1, ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" изложена в новой редакции.

В соответствии с абз. 1,2 п.1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ (в действующей редакции) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

В соответствии со статьей 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Таким образом, федеральным законодательством обязанность по предоставлению благоустроенных жилых помещений детям-сиротам возложена на субъекты Российской Федерации, которым предоставлены полномочия по установлению порядка предоставления жилых помещений данной категории лиц.

В целях реализации данного положения Волгоградской областной Думой принят Закон Волгоградской области от 05 февраля 2013года № 5-ОД «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Волгоградской области».

Статьей 3 Закона Волгоградской области от 05 февраля 2013года № 5-ОД «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Волгоградской области» установлен порядок формирования списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список). Указанный порядок предполагает подачу заявлений законными представителями детей-сирот в орган опеки и попечительства по месту жительства ребенка в течение 15 календарных дней со дня достижения им возраста 14 лет, после чего он, при наличии определенных условий, подлежит включению в список, который в последующем направляется в орган исполнительной власти Волгоградской области, осуществляющий управление жилищным фондом Волгоградской области.

Согласно п. 3 ст. 7 указанного Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшие возраста 23 лет и состоящие на момент вступления в силу настоящего Закона на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вносятся в срок до 01 мая 2013 года в список в порядке очередности, в которой они состояли на указанном учете, со снятием их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на основании Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В силу п.3 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

В соответствии с п.8 ст. 8 Закона Волгоградской области от 05 февраля 2013года № 5-ОД «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Волгоградской области» включение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты принятия уполномоченным органом исполнительной власти Волгоградской области в сфере образования решения о включении указанных лиц в список.Постановлением Правительства Волгоградской области от 18 декабря 2012 года № 595-п утверждена долгосрочная областная целевая программа «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей" на 2013 - 2015 годы».

В соответствии с пунктом 5.1 Программы ее реализация осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, Губернатора Волгоградской области, Правительства Волгоградской области, приказами министерства образования и науки Волгоградской области, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области.

    Государственными заказчиками, координаторами Программы являются министерство образования и науки Волгоградской области (в части формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями и Министерство (в части организации строительства, предоставления жилого помещения, контроля за использованием жилого помещения).

В соответствии с 5.2.3 Программы, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области или уполномоченное им государственное казенное учреждение осуществляет обеспечение детей-сирот жилыми помещениями специализированного жилищного фонда для детей-сирот.

Программа основывается на реализации следующих базовых направлений.

Пунктом 7.1 предусмотрено формирование министерством образования и науки Волгоградской области списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, пунктом 7.2. - мероприятия по созданию специализированного жилищного фонда для детей-сирот.

В рамках реализации данного направления планируется:

а)    приобретение жилых помещений у застройщиков в многоквартирных домах, в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц;

б)    строительство жилых домов и многоквартирных домов;

в)    отнесение приобретенных (построенных) жилых помещений к специализированному жилищному фонду Волгоградской области в соответствии с действующим законодательством.

В ходе судебного разбирательства установлено, что Краснов <данные изъяты> родился в хуторе <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, что следует из данных паспорта истца серии , выданного ДД.ММ.ГГГГ Отделением УФМС России по <адрес> в <адрес> (л.д. 10).

Как следует их постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении опеки над несовершеннолетним ФИО2, ФИО2», поскольку <данные изъяты> ФИО3 уклонилась от воспитания детей и дала согласие на назначении опеки над своими <данные изъяты>, Краснову А.В. назначен <данные изъяты> ФИО4 и за ним закреплено право проживания в <адрес> <адрес> по месту жительства опекуна (л.д.13).

Согласно решению Михайловского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу , принятому по заявлению Михайловского межрайонного прокурора, ФИО3 признана безвестно отсутствующей (л.д.24).

Изложенное позволяет отнести Краснова А.В. к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а следовательно на него распространяются гарантии, предусмотренные Законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Согласно Заключению отдела по образованию, опеки и попечительству, ФК и спорту Администрации Михайловского муниципального района <адрес> о постановке на учет Краснова А.В. в качестве нуждающегося в предоставлении жилья по договору социального найма по справке от ДД.ММ.ГГГГ, выданной администрацией Карагичевского сельского поселения, домовладение по вышеуказанному адресу принадлежало опекуну Краснова А.В. – ФИО4 (на основании похозяйственной книги лицевому счету ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, № ДД.ММ.ГГГГ администрации Карагичевского сельского поселения <адрес>), что также подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ Администрации Карагичевского сельского поселения Михайловского муниципального района <адрес> (л.д. 23), следовательно, жилое помещение не являлось собственностью несовершеннолетнего или его родителей и не передавалось им по договору социального найма, следовательно, право проживания было закреплено за несовершеннолетним по месту жительства опекуна (л.д. 16).

В соответствии с уведомлением Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17), справкой ФГУП «Ростехинвентаризация–Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.19), справкой <адрес> БТИ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.18), справкой Центрального межрайонного БТИ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.20) Краснов А.В. объектов недвижимости (жилых помещений) в собственности не имеет.

Согласно справке , выданной Администрацией Карагичевского сельского поселения Михайловского муниципального района <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, местом пребывания (регистрации) Краснова А.В. значится <адрес> х. Карагичевский <адрес> (л.д.11).

Постановлением администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ Краснов А.В. принят на учет в качестве нуждающейся во внеочередном обеспечении жилым помещением, так как не имеет собственного и закрепленного жилья (л.д.21).

Таким образом, у Краснова А.В. возникло право на обеспечение жилым помещением в соответствии с Законом РФ № 159–ФЗ, данное право в ходе судебного разбирательства участвующими в деле лицами не оспорено.

Из выписки из приказа от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Министерством образования и науки <адрес> утвержден список детей–сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей–сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением Правительства Волгоградской области от 19 марта 2013 года № 109-п утвержден Порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Волгоградской области детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей.

Пунктом 2 Постановления Правительства Волгоградской области 19 марта 2013 года № 109-п предусмотрено, что Министерство образования и науки Волгоградской области до 01 апреля 2013 г. обязано представить Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области выписку из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в 2013 году.

В соответствии с п. 1.3. указанного Порядка решение о предоставлении гражданам жилых помещений принимается министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области.

Из пункта 2.4 Порядка следует, что в день возникновения обязанности по предоставлению гражданину жилого помещения при наличии у уполномоченной организации свободного (нераспределенного) жилого помещения министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области направляет гражданину в письменной форме предложение о предоставлении ему жилого помещения по месту его жительства в границах соответствующего населенного пункта.

В случае невозможности предоставления гражданину жилого помещения по месту его жительства в границах соответствующего населенного пункта с согласия гражданина ему предоставляется жилое помещение в другом населенном пункте в границах Волгоградской области.

В целях реализации вышеуказанного порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Волгоградской области, ДД.ММ.ГГГГ между Министерством строительства и жилищного - коммунального хозяйства Волгоградской области и подрядными организациями заключены государственные контракты на проектирование многоквартирных жилых домов на территории Волгоградской области.

Таким образом, судом установлено, что специализированный жилищный фонд для детей-сирот находится на стадии формирования в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и свободных жилых помещений данного фонда для выделения гражданам из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в 2013 году, на день рассмотрения дела в суде, не имеется.

В соответствии с п. 4 ст. 1 Закона Волгоградской области от 05 февраля 2013года № 5-ОД «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Волгоградской области» в случае отсутствия свободных жилых помещений специализированного жилищного фонда Волгоградской области на период до предоставления в установленном порядке благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, уполномоченный орган исполнительной власти Волгоградской области, осуществляющий управление жилищным фондом, обеспечивает их временное проживание в благоустроенных жилых помещениях в порядке и на условиях, установленных Правительством Волгоградской области.

В соответствии с п. 2.7. Порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Волгоградской области детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, в случае отсутствия свободных жилых помещений на период до предоставления благоустроенного жилого помещения министерство строительства и ЖКХ обеспечивает временное проживание граждан в благоустроенных жилых помещениях в соответствии с настоящим Порядком.

Согласно п. 4.1. Порядка обеспечение временного проживания граждан в благоустроенных жилых помещениях на период до предоставления в установленном порядке жилого помещения по договору найма осуществляется министерством строительства и ЖКХ на основании заявления граждан.

Судом установлено, что Министерством образования сформированы списки детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у которых на ДД.ММ.ГГГГ возникло право на получение жилого помещения в Волгоградской области. Краснов А.В. включен в данный список и числится в списке детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в ДД.ММ.ГГГГ, по<адрес>.

В настоящее время на территории Волгоградской области в полной мере реализуется программа по формированию специализированного жилищного фонда, о чем свидетельствуют заключенные Министерством строительства государственные контракты.

С учетом того, что внесенные Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в ст.57 ЖК РФ и в ст.6 Федерального Закона 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» изменения, предусматривающие отказ от порядка внеочередного предоставления данной категории граждан жилых помещений, а так же наличием нормы ч. 8 ст. 3 Закона Волгоградской области от 05.02.2013 N 5-ОД «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Волгоградской области", которая предусматривает, что включение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты принятия уполномоченным органом исполнительной власти Волгоградской области в сфере образования решения о включении указанных лиц в список, представляется обоснованным вывод о том, что указанное изменение законодательства предусматривает разрешение вопроса об обеспечении детей-сирот и иных лиц данной категории указанным жильем за счет приобретаемого жилья в очередном порядке согласно Списку, сформированному в порядке очередности.

Иное толкование действующего законодательства ведет к ущемлению прав и законных интересов иных лиц, подлежащих обеспечению жильем на тех же основаниях, у которых право на получение данного жилья возникло ранее, чем у Краснова А.В., что в целом противоречит декларируемым Российской Федерацией общим конституционным принципам.

С учетом изложенного суд находит, что оснований для вывода о неправомерном бездействии ответчика, нарушающем права и законные интересы истца, у суда не имеется.

В данном случае участники настоящих правоотношений следуют вновь созданному механизму реализации права истца на обеспечение жильем и соответственно нет оснований для применения к ответчику мер государственного принуждения в форме возложения на него обязанности по предоставлению Краснову А.В. жилья в срочном порядке.

Вывод об отсутствии нарушений прав Краснова А.В. на предоставление жилого помещения логично следует из анализа приведенных выше законоположений и установленных по делу фактических обстоятельств. Внесенные изменения в федеральное законодательство в этой части, а также разработанные на их основании правовые механизмы по обеспечению данной категории граждан жилыми помещениями на уровне субъекта Российской Федерации - Волгоградской области не лишают Краснова А.В. права на получение жилья за счет государства, и не освобождают его (государство) от безусловной обязанности по предоставлению такового.

Данное обстоятельство учитывается в совокупности с тем, что Краснов А.В. включен в Список и обеспечение его жильем предполагается в рамках программы обеспечения детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из данной категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ДД.ММ.ГГГГ, и в настоящее время Министерством строительства осуществляются активные действия по исполнению принятых на себя, в том числе перед Красновым А.В., обязательств в текущем году.

Заявленные прокурором по настоящему делу доводы об обратном являются несостоятельными, поскольку основаны на неверном толковании действующего в данной отрасли законодательства.

В соответствии с ч. 3, 4 ст. 1 Закона Волгоградской области от 05.02.2013 N5-ОД жилые помещения специализированного жилищного фонда Волгоградской области по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, к каковым относится и Краснов А.В., в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. В случае отсутствия свободных жилых помещений специализированного жилищного фонда Волгоградской области на период до предоставления в установленном порядке благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, уполномоченный орган исполнительной власти Волгоградской области, осуществляющий управление жилищным фондом, обеспечивает их временное проживание в благоустроенных жилых помещениях в порядке и на условиях, установленных Правительством Волгоградской области.

Таким образом, вышеприведенной нормой права закреплено, что при отсутствии возможности для ответчика предоставить истцу жилое помещение из специализированного жилищного фонда, предназначенного для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, его жилищный вопрос может быть разрешен путем временного предоставления иного жилого помещения из специализированного жилищного фонда, находящегося в распоряжении правительства Волгоградской области, до приобретения соответствующего жилого помещения на постоянной основе.

В этой связи социальная острота вопроса, связанная с обеспечением Краснова А.В. жильем, может быть снята за счет предоставления ему в силу ч.4 ст.1 Закона Волгоградской области от 05.02.2013 N 5-ОД временного жилья в ином специализированном жилом фонде, требований о чем в рамках настоящего спора суду не заявлено.

При таком положении, не усматривая правовых оснований для судебной защиты прав и законных интересов Краснова А.В. заявленным прокурором способом, в удовлетворении настоящего иска надлежит отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Михайловского межрайонного прокурора в защиту интересов Краснова <данные изъяты> к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области о понуждении к предоставлению Краснову <данные изъяты> благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в городском округе Михайловка по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Ворошиловский районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Решение вынесено в окончательной форме 22 июля 2013 года.

Председательствующий                    Т.Ю. Болохонова

2-1793/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Михайловский межрайонный прокурор
Краснов Алексей Васильевич
Ответчики
Правительство Волгоградской области
Другие
Администрация городского округа город Михайловка
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Волгогорадской обл.
Министерство образования и науки Волгоградской области
Суд
Ворошиловский районный суд г. Волгограда
Судья
Болохонова Татьяна Юрьевна
Дело на сайте суда
vor--vol.sudrf.ru
20.05.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
20.05.2013Передача материалов судье
22.05.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.06.2013Подготовка дела (собеседование)
10.06.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.06.2013Судебное заседание
17.07.2013Судебное заседание
22.07.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.08.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.09.2013Дело оформлено
13.09.2013Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее