Дело № 2-2097/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 августа 2018 года г. Канск
Канский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Копыловой М.Н.
при секретаре Андроновой Д.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО4 к Краевому государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению «Канский медицинский техникум» о взыскании заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
ФИО4 обратилась с иском в суд к КГБПОУ «Канский медицинский техникум» о взыскании заработной платы, мотивируя свои требования тем, что она работает у ответчика дежурной по общежитию, при этом ответчик нарушает ее трудовые права выплатой заработной платы в меньшем, чем предусмотрено законом размере в период с марта по декабрь 2017 года и с января по март 2018 года, просит взыскать в свою пользу с ответчика задолженность по заработной плате за указанный период в размере 29433,72 руб.
В судебное заседание истец ФИО4 не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, требования поддерживает в полном объеме.
Представитель ответчика КГБПОУ «Канский медицинский техникум» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил возражения на иск, согласно которым просил отказать в требованиях, полагая их не основанными на законе.
Представитель третьего лица - Министерство здравоохранения Красноярского края в судебное заседание не явился, извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, о причинах своей неявки не известил.
Представитель третьего лица Министерство финансов Красноярского края извещенный о дате и времени судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, с учетом ходатайства истца и требований ст. 167 ГПК РФ, и исследовав письменные материалы дела, находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям и в следующем объеме.
В силу положений ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с п. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Согласно ст. 11 ТК РФ все работодатели (физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих норму трудового права.
Согласно статье 129 ТК РФ, раскрывающей содержание основных понятий, используемых при регулировании оплаты труда, заработной платой (оплатой труда работника) признаются вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях ина территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть первая); тарифной ставкой - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть третья); окладом (должностным окладом) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть четвертая); базовым окладом (базовым должностным окладом), базовой ставкой заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть пятая).
Часть первая статьи 133 ТК РФ предусматривает, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, а часть третья той же статьи закрепляет правило, в соответствии с которым месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Министерство труда Российской Федерации в разъяснении от 11 сентября 1995 года N 3 "О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)", утвержденном постановлением от 11 сентября 1995 года N 49, указало, что процентные надбавки и коэффициенты начисляются на фактический заработок, включая вознаграждение за выслугу лет.
Таким образом, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка должны начисляться на заработок, определенный в соответствии с установленной системой оплаты труда.
В силу прямого предписания Конституции РФ (ч. 3 ст. 37) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 ТК РФ величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, т.е. без учета природно-климатических условий различных регионов страны.
Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда.
В противном случае месячная заработная плата работников, полностью отработавших норму рабочего времени в местностях с особыми климатическими условиями, могла бы по своему размеру не отличаться от оплаты труда лиц, работающих в регионах с благоприятным климатом. Таким образом, гарантия повышенной оплаты труда в связи с работой в особых климатических условиях утрачивала бы реальное содержание, превращаясь в фикцию, а право граждан на компенсацию повышенных затрат, обусловленных работой и проживанием в неблагоприятных условиях, оказалось бы нарушенным. Нарушались бы и конституционные принципы равенства и справедливости, из которых вытекает обязанность государства установить такое правовое регулирование в сфере оплаты труда, которое обеспечивает основанную на объективных критериях, включая учет природно-климатических условий осуществления трудовой деятельности, заработную плату всем работающим и не допускает применения одинаковых правил к работникам, находящимся в разном положении.
Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.
Постановлением администрации Красноярского края от 21.08.92 № 311-п «Об установлении районного коэффициента» установлен единый районный коэффициент к заработной плате работников предприятий и организаций, расположенных на территории городов и районов края, равный 1,3.
Также, Постановлением Совета Министров и ВЦСПС от 24 сентября 1989 года № 794 «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных южных районах Иркутской области иКрасноярского края» введена выплата процентной надбавки к заработной плате за непрерывный стаж работы южных районах Красноярского края, которым ранее не была установлена такая надбавка (в их состав входят все местности: края, не отнесенные районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, в том числе и Канский район). В соответствии с п.1 Постановления №794, определенные им надбавки к заработной плате устанавливаются в размере 10% по истечении первого года работы с увеличением на 10% за каждые последующие два года работы, но не свыше 30% и выплачиваются в порядке и на условиях, предусмотренных Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 06.04.1972 N 255. Данные акты в настоящее время не отменены и не изменены, следовательно, применяются при регулировании трудовых правоотношений.
Статьей 1 ФЗ от 02.06.2016 № 164-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» с 01.01.2017 г. на территории РФ установлен минимальный размер оплаты труда (МРОТ) в сумме 7 500 рублей в месяц. Статьей 1 Федерального закона от 19.12.2016 № 460-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» с 01.07.2017 г. на территории РФ установлен МРОТ в сумме 7 800 рублей в месяц.
Следовательно, заработная плата за отработанную месячную норму рабочего времени и выполнения: нормы труда должна быть начислена не менее МРОТ: 7500 руб. (с января по июнь 2017 года) и 7800 руб. (с июля по ноябрь 2017 года), с последующим: начислением на данную заработную плату районного коэффициента 30% и надбавки за стаж работы 30%, т.е. не менее 12000 руб. (с января по июнь 2017 года) и 12480 руб. (с июля по ноябрь 2017 года).
Статьей 3 Федерального закона от 28.12.2017г № 421-ФЗ внесены изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», согласно которым с 01.01.2018г. на территории Российской Федерации установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 9 489 рублей в месяц.
Следовательно, заработная плата за отработанную месячную норму рабочего времени и выполнения нормы труда должна быть начислена не менее МРОТ: 9489руб. (с января по март 2018 года), с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента 30% и надбавки за стаж работы 30%, т.е. не менее 15182,40 руб.
Согласно позиции, высказанной Конституционным Судом РФ в Постановлении от 07.12.2017 № 38-П, статья 133.1 ТК РФ не предусматривает полномочий социальных партнеров, заключающих такое соглашение, помимо размера минимальной заработной платы самостоятельно определять правила о включении в нее каких-либо выплат, в частности районных коэффициентов и процентных надбавок.
В связи с этим, доводы о начислении заработной платы в соответствии с нормативными правовыми актами Красноярского края (в т.ч. с учетом Регионального соглашения) и отсутствии оснований для начисления заработной платы в соответствии с минимальным размером оплаты труда, установленным федеральным законодательством РФ, суд не может принять во внимание, поскольку вопросы трудового законодательства отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
А также доводы, о том, что в заявленные истцом периоды заработная плата работнику начислялась и выплачивалась с соблюдением требований трудового законодательства и в том понимании, которое осуществлялось в правоприменительной практике в 2017 году, а также ссылка на то, что выявленный в Постановлении Конституционного Суда РФ № 38-п от 07.12.2017 г. конституционно-правовой смысл отдельных положений трудового законодательства является общеобязательным только с указанной даты – 07.12.2017 г., судом также признаются необоснованными, поскольку основаны на неверном толковании норм права.
Упомянутым выше Постановлением Конституционного Суда РФ № 38-п от 07.12.2017 г. признаны не противоречащими Конституции РФ взаимосвязанные положения ст. 129, ч.ч. 1, 3 ст. 133, ч.ч. 1 – 4, 11 ст. 133.1 ТК РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они не предполагают включения в состав минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации) районных коэффициентов (коэффициентов) и процентных надбавок, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, при этом указано, что выявленный в Постановлении конституционно-правовой смысл выше обозначенных положений Трудового кодекса РФ является общеобязательным, что исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
В силу положений, содержащихся в Определении Конституционного Суда РФ от 27.02.2018 № 252-О-Р, отказ судов первой или апелляционной инстанции после провозглашения Постановления Конституционного Суда РФ от 07.12.2017№ 38-П в удовлетворении требований заявителей на основании указанных законоположений в истолковании, расходящемся с их конституционно-правовым смыслом, выявленным Конституционным Судом РФ в этом Постановлении, недопустим в силу правовых позиций, изложенных в Постановлении Конституционного Суда РФ от 08.11.2012 № 25-П, а соответствующие судебные решения подлежат пересмотру в установленном порядке, если для этого нет иных препятствий.
При пересмотре по предусмотренным процессуальным законодательством основаниям в кассационном или надзорном порядке вынесенных по данному вопросу судебных постановлений, основанных на соответствующих нормах в истолковании ином, чем выявленный Конституционным Судом РФ их конституционно-правовой смысл, суды также должны в силу правовых позиций, выраженных в Постановлении Конституционного Суда РФ от 08.11.2012 № 25-П, руководствоваться его Постановлением от 07.12.2017 № 38-П.
При этом, суд в любом случае учитывает, что обратная сила постановлений Конституционного Суда РФ может иметь место, когда речь идет: об изменении правового регулирования ранее существовавших отношений; у участвовавших в правоотношении сторон появляются новые права и обязанности; постановление улучшает положение лица.
Согласно ст. 392 ТК РФ, работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
Как установлено в судебном заседании, ФИО4 21.01.1999 года принята на работу в КГБПОУ «Канский медицинский техникум» дежурной по общежитию, продолжает работать до настоящего времени, что подтверждается копией трудового договора от 21.01.1999 г., с дополнительными соглашениями к нему (л.д.33-42) и не оспаривалось сторонами.
В ходе рассмотрения дела было выявлено нарушение ее трудовых прав, выразившееся в выплате ей заработной платы за период с марта по декабрь 2017 года и с января по март 2018г. ниже минимального размера оплаты труда с учетом надбавок и доплат за климатические условия.
Поскольку судом установлено, что работодателем КГБПОУ «Канский медицинский техникум» заработная плата работнику начислялась и выплачивалась с нарушением вышеуказанных требований трудового законодательства, то причитающиеся суммы заработной платы подлежат взысканию, с учетом суммированного учета рабочего времени за год:
за отработанные 168 часов в марте 2017 года: 12000 руб./175 час. (норма времени в марте 2017 г.) х 168 час. (отработано работником) = 11520 руб. (должно быть начислено) - 10592 руб. (фактически начислено) = 928 руб. (недоначислено).
за отработанные 168 часов в апреле 2017 года: 12000 руб./ 160 час. (норма времени в апреле 2017 г.) х 168 час. (отработано работником) = 12 600 руб. (должно быть начислено) - 10 592 руб. (фактически начислено) = 2008 руб. (недоначислено).
за отработанные 48 часов в мае 2017 года: 12000 руб./160 час. (норма времени в мае 2017 г.) х 48 час. (отработано работником) = 3600 руб. (должно быть начислено) – 3707,20 руб. (фактически начислено) =0 руб. (недоначислено).
В июне истец не осуществляла трудовой деятельности.
за отработанные 144 час. в июле 2017 года: 12480 руб./168 час. (норма времени в июле 2017 г.) х 144 час. (отработано работником) = 10697,14 руб. (должно быть начислено) -9583,24 руб. (фактически начислено) = 1113,90 руб. (недоначислено).
за отработанные 168 часа в августе 2017 года: 12480 руб./184 час. (норма времени в августе 2017 г.) х 168 час. (отработано работником) = 11394,78 руб. (должно быть начислено) -105920 руб. (фактически начислено) = 802,78 руб. (недоначислено).
за отработанные 168 часов в сентябре 2017 года: 12480 руб./168 час. (норма времени в сентябре 2017 г.) х 168 час. (отработано работником) = 12480 руб. (должно быть начислено)- 10592 руб. (фактически начислено без учета отпускных) = 1888 руб. (недоначислено).
за отработанные 160 часов в октябре 2017 года: 12480 руб./176 час. (норма времени в октябре 2017 г.) х 160 час. (отработано работником) = 11345,45 руб. (должно быть начислено) - 10592 руб. (фактически начислено) = 753,45 руб. (недоначислено).
за отработанные 168 часов в ноябре 2017 года: 12480 руб./167 час. (норма времени в ноябре 2017 г.) х 168 час. (отработано работником) = 12554,73 руб. (должно быть начислено) - 10592 руб. (фактически начислено) = 1962,73руб. (недоначислено).
за отработанные 152 часов в декабре 2017 года: 12480 руб./167 час. (норма времени в декабре 2017 г.) х 152 час. (отработано работником) = 11359,04 руб. (должно быть начислено) - 10592 руб. (фактически начислено) = 767,04 руб. (недоначислено).
за отработанные 168 часов в январе 2018 года: 15182,40 руб./136 час. (норма времени в январе 2018 г.) х 168 час. (отработано работником) = 18754,73 руб. (должно быть начислено) -11016 руб. (фактически начислено) = 7738,73 руб. (недоначислено).
за отработанные 168 часов в феврале 2018 года: 15182,40 руб./151 час. (норма времени в январе 2018 г.) х 168 час. (отработано работником) = 16891,68 руб. (должно быть начислено) 11016 руб. (фактически начислено) = 5875,68 руб. (недоначислено).
за отработанные 168 часов в марте 2018 года: 15182,40 руб./159 час. (норма времени в марте 2018 г.) х 168 час. (отработано работником) = 16041,78 руб. (должно быть начислено) -11 016,00 руб. (фактически начислено) = 5025,78 руб. (недоначислено).
Всего на общую сумму: 28864,09 руб.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению частично и с работодателя в лице КГБПОУ «Канский медицинский техникум» в пользу ФИО4 подлежит взысканию задолженность по заработной плате с марта по декабрь 2017 года и с января по март 2018 г. в общем размере 28864,09 руб.
Расчеты недоначисленной заработной платы, подтверждаются табелями учета фактически отработанного истцом времени (л.д.7-19), расчетными листами (л.д.20-32) выданными ответчиком, в прошитом и заверенном виде, подлинность указанных документов сторонами не оспаривалась.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.ст. 98, 103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1154 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО4 к Краевому государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению «Канский медицинский техникум» о взыскании заработной платы – удовлетворить частично.
Взыскать с Краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Канский медицинский техникум» в пользу ФИО4 задолженность по заработной плате за период с марта по декабрь 2017 года и с января по март 2018 г. в общем размере 28864,09 руб.
Взыскать с КГБПОУ «Канский медицинский техникум» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1154 руб.
В остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Канский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья М.Н.Копылова
Дата принятия решения в окончательной форме 09 августа 2018 года.