2а-124/2020
10RS0№ ...-76
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 января 2020 года |
........ |
Кондопожский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Бахориной М.А.,
при секретаре Бахаревой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Плоткина М. Ю. к призывной комиссии муниципального образования «Кондопожский муниципальный район», федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Республики Карелия» о признании незаконным и отмене решения,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец обратился в суд с названным иском, обосновывая требования тем, что ХХ.ХХ.ХХ призывной комиссией муниципального образования «Кондопожский муниципальный район» вынесено решение о признании административного истца годным к военной службе. Считает данное решение незаконным и принятым с нарушением норм материального и процессуального права, поскольку при прохождении медицинского освидетельствования заявлял о наличии <...> однако жалобы не были учтены и он не был направлен на дополнительное обследование. Считает, что оспариваемое решение нарушает его право на освобождение от призыва на военную службу, поскольку у него имеются заболевания, в силу которых не может быть признан годным к прохождению военной службы и которые указаны в «Расписание болезней». Просил признать незаконным и отменить решение призывной комиссии муниципального образования «Кондопожский муниципальный район» о признании годным к военной службе.
Административный истец в судебном заседании поддержал требования по основаниям, изложенным в иске. Просил признать незаконным решение призывной комиссии муниципального образования «Кондопожский муниципальный район» о признании его годным к военной службе и отменить его. Дополнительно пояснил, что ухудшение состояния его здоровья не позволяет ему проходить военную службу по призыву и в силу расписания болезней, являющегося приложением к положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 № 565, служит основанием для освобождения от призыва на военную службу. Несмотря на отмену оспариваемого решения, оно является незаконным по тем основаниям, что нарушено право административного истца на освобождение от призыва на военную службу.
Определением суда от ХХ.ХХ.ХХ в удовлетворении ходатайства о применении мер предварительной защиты по административному иску отказано.
Военный комиссариат ........ и ........ РК в судебное заседание своего представителя не направил, о рассмотрении дела извещен. ФКУ «Военный комиссариат РК» представил письменный отзыв, в котором указал, что обжалуемое решение от ХХ.ХХ.ХХ отменено решением призывной комиссии РК, как нереализованное решение о призыве на военную службу ХХ.ХХ.ХХ.
Выслушав административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
В силу ст. 218 КАС РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, должностного лица, если считает, что нарушены его права и свободы.
В ч. 11 ст. 226 КАС РФ конкретизируются отдельные требования к доказыванию обстоятельств дела. На административного истца возлагается обязанность доказать как нарушение своих прав, свобод и законных интересов, так и соблюдение сроков обращения в суд. Частью 1 ст. 219 КАС РФ установлен трехмесячный срок подачи заявления в суд с момента, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. В случае пропуска срока по уважительной причине он может быть восстановлен. Административный ответчик обязан доказать наличие у него полномочий на вынесение оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), соблюдение установленного законом порядка и наличие оснований для вынесения оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), а также соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим данные правоотношения.
Принимая во внимание дату обращения в Кондопожский городской суд РК, суд приходит к выводу, что срок для обращения с административным иском истцом не пропущен.
Согласно Конституции РФ защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации; гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (ст. 59).
Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (п. 1 ст. 22 ФЗ «О воинской обязанности» от 28.03.1998 № 53 (далее - ФЗ № 53-ФЗ)).
Согласно п.п. «а» п. 1 ст. 23 ФЗ № 53-ФЗ от призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.
В статье 25 ФЗ № 53-ФЗ указано, что призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.
Из п. 1 ст. 26 ФЗ № 53-ФЗ следует, что призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
В соответствии с п. 1 ст. 28 ФЗ № 53-ФЗ при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу, о направлении на альтернативную гражданскую службу, о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу, об освобождении от призыва на военную службу, о зачислении в запас, об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Решение (заключение) призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия обжалуемого решения (вынесения обжалуемого заключения) или в суд (п. 7 ст. 28 ФЗ № 53-ФЗ).
Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определяет медицинское освидетельствование лица как совокупность методов медицинского осмотра и медицинских исследований, направленных на подтверждение такого состояния здоровья человека, которое влечет за собой наступление юридически значимых последствий (ст. 65).
В силу ст. 5.1 ФЗ № 53-ФЗ граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости - врачами других специальностей. По согласованию с командиром (начальником) воинской части (военно-медицинской организации) для медицинского освидетельствования указанных граждан могут привлекаться военные врачи-специалисты. Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе, Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями, В - ограниченно годен к военной службе, Г - временно не годен к военной службе, Д - не годен к военной службе. В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.
В силу п. 3 ст. 29 ФЗ № 53-ФЗ призывная комиссия субъекта Российской Федерации имеет право отменять решения нижестоящих призывных комиссий, в том числе с одновременным принятием иного решения из числа предусмотренных пунктом 1 статьи 28 данного Закона, а также отменять их заключения. При этом при принятии решения о призыве граждан на военную службу призывная комиссия субъекта Российской Федерации определяет вид и род Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, в которых указанные граждане будут проходить военную службу. Решение призывной комиссии субъекта Российской Федерации по жалобе гражданина может быть обжаловано им в суд. Решение призывной комиссии приостанавливается до вступления в законную силу решения суда.
Как следует из материалов дела Плоткин М.Ю., ХХ.ХХ.ХХ года рождения, состоит на воинском учете с ХХ.ХХ.ХХ, в ХХ.ХХ.ХХ году ему предоставлялись отсрочки первоначально до ХХ.ХХ.ХХ, в последующем до ХХ.ХХ.ХХ, затем находился в розыске.
Решением призывной комиссии Кондопожского муниципального района от ХХ.ХХ.ХХ Плоткин М.Ю. признан годным к военной службе, категория годности «А».
Решением призывной комиссии Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ решение призывной комиссии ........ от ХХ.ХХ.ХХ отменено, как нереализованное.
Из архивной справки от ХХ.ХХ.ХХ следует, что Плоткин М.Ю. в приемное отделение Кондопожской ЦРБ не обращался, в стационаре лечение не проходил, вызовов скорой медицинской помощи не зарегистрировано.
Согласно результатам медицинского освидетельствования Плоткин М.Ю. освидетельствован врачами-специалистами, указанными в ст. 5.1 Закона. Итоговое заключение врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию – «здоров». Данные обстоятельства подтверждаются медицинской картой амбулаторного больного и личным делом призывника.
Таким образом, оснований для направления Плоткина М.Ю. на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию не имелось, в связи с чем, его доводы в данной части являются несостоятельными.
Утверждение о наличии у административного истца заболеваний, в силу которых он не может быть признан годным к прохождению военной службы, не нашло своего подтверждения в ходе рассмотрения дела и опровергается представленными в материалы дела медицинскими документами, в которых имеется указание о том, что он годен к военной службе и здоров.
Изучив приведенные нормы, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение не нарушает охраняемых законом прав и интересов административного истца, принято с учетом имеющихся сведений о состоянии его здоровья, в связи с чем, отсутствуют основания для признания оспариваемого решения незаконным. Кроме того, решением призывной комиссии Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ оно отменено, следовательно, оснований для удовлетворения требований истца не имеется.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Кондопожский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.А. Бахорина