Решение по делу № 33а-4048/2019 от 03.06.2019

Дело № 33а-4048/2019


АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург                     25 июля 2019 года

Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:

Председательствующего Астапенко С.А.

судей                  Морозковой Е.Е. и Ночевника С.Г.

при секретаре Епифанцевой Н.В.

рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области на решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 5 апреля 2019 года об оспаривании решения о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Астапенко С.А., объяснения представителей административных ответчиков ФИО4 – от администрации муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области, ФИО5 – от администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области, а также заинтересованных лиц Гусевой Ю.М., Гусевой Н.Н., Пипилян Т.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения заинтересованного лица Редчиной С.Г., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда

УСТАНОВИЛА:

Толчеев А.В. обратился в суд с административным иском к администрации МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области, администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области, в котором просил: признать незаконным и отменить постановление администрации МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 20.08.2018 г. №397 «О признании многоквартирного дома аварийным»; признать незаконным и подлежащим отмене акт обследования помещений (многоквартирного жилого дома) межведомственной комиссией от 22.06.2018 г. №11.

Административный истец считает, что процедура оценки жилого дома и заключение межведомственной комиссии не соответствуют требованиям закона, поскольку при проведении обследования проверка фактического состояния жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, не проводилась. Техническое заключение ООО «Строительная экспертиза» основано на визуальном осмотре здания, анализ технической документации и выявленных повреждений жилого дома на предмет соответствия требованиям, установленным Положением, в заключении не приведен, каких-либо выводов о технической возможности проведения восстановительных работ не содержит. Из содержания технического заключения ООО «Строительная экспертиза», на основании которого издано заключение межведомственной комиссии от 22.06.2018 г. №11, следует, что <адрес> экспертами признаны работоспособными, в <адрес> 2018 году был произведен капитальный ремонт.

    В этой связи административный истец полагал, что невозможно было сделать вывод об аварийном состоянии всего жилого дома.

В суде первой инстанции административный истец, его представитель исковые требования поддержали.

    Представитель административного ответчика – администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области возражал против удовлетворения административных исковых требований, полагая их необоснованными.

    Заинтересованные лица Гусева Н.Н., Толчеева Н.В. поддержали административные исковые требования.

    Заинтересованные лица Гусева Ю.М., Пилилян Т.В. возражали против удовлетворения административных исковых требований, полагая их необоснованными.

Представитель административного ответчика – администрации МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области в письменном отзыве просил отказать в удовлетворении требований Толчеева А.В.

Заинтересованные лица Редчина С.Г., Гусев С.М., Редчин И.И., Рахимов А.Э., Толчеева М.А., Толчеев В.А., Пилилян Р.С. в судебное заседание не явились.

Решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 5 апреля 2019 года административный иск Толчеева А.В. удовлетворен частично. Суд признал незаконным постановление администрации МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области №397 от 20.08.2018 г. «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» и обязал администрацию в течение 10 рабочих дней со дня вступления в законную силу настоящего решения суда отменить данное постановление.

На постановленное судом решение администрацией МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда. В жалобе указывается, что решение основано только на результатах заключения эксперта ООО «Архитектурная мастерская М 119». При этом суд не принял во внимание техническое заключение ООО «Строительная экспертиза», на основании которого администрацией издано оспариваемое постановление. К техническому заключению ООО «Строительная экспертиза» приложены документы, свидетельствующие, что специалисты данной организации имеют специальные познания в исследуемой области.

Проверив дело, обсудив доводы жалобы, заслушав явившихся в судебное заседание лиц, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Порядок признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее – Положение № 47).

Действие Положения № 47 распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2).

Пунктом 7 Положения № 47 установлено, что признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Решение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности).

Согласно пункту 33 Положения № 47 основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания необходимо наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно- эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.

Пунктом 34 Положения № 47 предусмотрено, что жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В силу пункта 42 Положения № 47 комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения (пункт 43).

Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в Положении требованиям включает: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; определение состава привлекаемых экспертов, в установленном порядке аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения (пункт 44).

По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям:

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;

о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;

о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;

о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 47).

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Редчина С.Г., Гусева Н.Н. и Пилилян Т.В. обратились в администрацию МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области с заявлением о проведении обследования многоквартирного <адрес> микрорайоне г.п.им.Свердлова Всеволожского муниципального района Ленинградской области на предмет аварийности.

Администрация МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области обратилась в администрацию МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области, указав, что 26.11.2017 г. произошел пожар жилого многоквартирного дома по адресу: <адрес> (одноэтажный, 4-х квартирный, блокированной застройки).

По заявлению администрации МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области постановлением главы администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области от 13.11.2014 г. №3499, с изменениями, внесенными постановлением главы администрации муниципальное образование «Всеволожский муниципальный район» от 30.03.2018 г. №825, назначена межведомственная комиссия обследования помещения (многоквартирного жилого дома).

Межведомственная комиссия произвела обследование многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, и составила акт обследования этого <адрес> от 22.06.2018 года.

При визуальном освидетельствовании выявлены следующие дефекты и повреждения: фундаменты обследуемого здания – бутовые ленточные; повсеместно наблюдается произрастание растительности, неравномерная осадка фундамента; сырость, увлажнение цокольной части стен, глубокие трещины, следы биологического повреждения, деструкция отделочных слоев, выпучивание отдельных участков стен подвала; отсутствие отмостки по периметру здания; в районе квартир №3 и №4 установлено, что фундаменты и основания подвержены периодическому подтоплению грунтовыми водами (установлен застой воды в подвале). Наружные стены кирпичные: выпадание отдельных кирпичей, разрушение швов на глубину до 20 мм, сколы краев камней, следы увлажнения поверхности конструкций. Перекрытие деревянное; <адрес>: разрушения конструкций полов, выгорания лаг и дощатого настила; на поверхности конструкций имеется сажа и копоть; <адрес>: при обследовании части надподвального перекрытия установлены повреждения в виде переувлажнения конструкций пола (отделочного покрытия, лаг и дощатого настила) при проливе водой в процессе тушения пожара; <адрес>: получили повреждения в виде выгорания дощатого заполнения между балками с обрушением насыпного теплоизоляционного слоя, обугливания несущих деревянных балок перекрытия на глубину до 30 мм (местами). На поверхности конструкций имеется сажа и копоть. Чердачное перекрытие в <адрес> повреждения в виде переувлажнения конструкций потолка (отделочного покрытия, балок и дощатого заполнения) залили водой в процессе тушения пожара; в квартирах , имеются повреждения отделочного покрытия потолков и стен. Кровля – из асбестоцементных листов; отсутствие антисептического и огнезащитного покрытия деревянных конструкций; выявлено поражение гнилью наружных слоев древесины, трещины, расслоение волокон на отдельных элементах стропильных ног, грибок; отсутствует организованный ливневый отвод дождевых стоков с кровли здания. Инженерные сети: значительная часть электрооборудования технически устарела, не обеспечивает необходимого класса защиты; открытый монтаж электропроводки выполнен с нарушениями ПУЭ (опасность выхода из строя, проникновение влаги и пыли, не обеспечена защита от несанкционированного доступа). Сведения о несоответствиях установленным требованиям с указанием фактических значений показателя или описанием конкретного несоответствия: здание не соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям и требованиям правил противопожарного режима в Российской Федерации.

Межведомственной комиссией по результатам рассмотрения технического заключения ООО «Строительная экспертиза», технического паспорта на дом, технического паспорта на квартиры №, а также акта межведомственной комиссии №11 от 22.06.2018 г. приняла заключение №11 от 22.06.2018 г. об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, согласно которому: в результате достижения большого физического износа несущих строительных конструкций, на основании п.33, п.34, п.47 Положения № 47, помещения многоквартирного дома расположенного по адресу: <адрес>, не соответствуют требованиям, предъявляемым жилому помещению, выявлены основания для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением и.о.главы администрации МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области №397 от 20.08.2018 г. в соответствии с ЖК РФ, Положением №47, на основании заключения межведомственной комиссии от 22.06.2018 г. №11, постановлено: признать многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу; в срок до 31.12.2015 г. произвести выселение нанимателей жилых помещений, а также собственников жилых помещений дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в соответствии с жилищным законодательством; организовать работу по расторжению договоров социального найма с нанимателями жилых помещений в аварийном многоквартирном доме и предоставлению указанным гражданам других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в соответствии со ст.ст.86, 89 ЖК РФ; организовать работу по определению выкупной цены жилых помещений, изымаемых у собственников квартир в жилом доме, признанным аварийным и подлежащим сносу; произвести выявление жилых помещений жилого фонда, занимаемого гражданами по договорам социального найма, жилых помещений, принадлежащих гражданам; организовать работу по государственной регистрации права собственности муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области на жилые помещения; подготовить и направить в Комитет по строительству Ленинградской области пакет документов в целях включения <адрес> микрорайона <адрес> в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда; после утверждения региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда организовать работу по заключению соглашений с собственниками жилых помещений дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, о возмещении за принадлежащие им жилые помещения.

Между администрацией МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области и администрацией МО «Всеволожского муниципального района» Ленинградской области 11.09.2018 г. заключено соглашение, в соответствии с которым администрация поселения передала администрации района полномочия по признанию жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (п. 1.1).

Состав межведомственной комиссии утвержден постановлением администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области от 13.11.2014 г. №3499. Комиссия действует на основании соглашения о делегировании полномочий, заключенного с администрацией поселения.

Согласно пункту 2.1.1. соглашения администрация района обязана принять часть полномочий по признанию жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; организовать работу межведомственной комиссии. В соответствии с пунктом 2.1.2 соглашения администрация поселения обязана принимать решение по результатам работы межведомственной комиссии; производить уведомление граждан о решении, принятом по результатам работы межведомственной комиссии.

Судом по делу назначена строительно-техническая экспертиза, проведение которой поручено экспертам ООО «Архитектурная мастерская М119».

Согласно заключению судебной строительно-технической экспертизы, составленного экспертом ООО «Архитектурная мастерская М119», произведено визуальное обследование дома и установлено, что год постройки части блокированного многоквартирного жилого дома, где расположены <адрес> - 1900 г. Год постройки части блокированного многоквартирного жилого дома, где расположены <адрес> – 1990 г. Капитальный ремонт здания не проводился. Жилой дом кирпичный, одноэтажный, 4квартирный с подполом, расположенном под <адрес> под <адрес>.

Эксперт пришел к следующим выводам:

- жилой дом, лишь частично соответствует нормативным требованиям: по планировочным нормам и не соответствует по условиям эксплуатации и микроклимату помещений;

- результаты обследования показали, что строительные конструкции обследуемого жилого дома – <адрес> находятся в целом в ограниченно работоспособном техническом состоянии. Данное состояние определяется по ГОСТ 15467-79, как значительный устранимый дефект – дефект, который существенно влияет на использование продукции по назначению и на ее долговечность, устранение которого технически возможно и целесообразно;

- результаты расчета физического износа показали, что физический износ жилого дома в целом составляет 22%. Физический износ <адрес> здания составляет 20%. Физический износ <адрес> здания составляет 31%;

- обследуемый жилой дом признается пригодным для проживания при условии выполнения выборочного ремонта и усиления части несущих и ограждающих конструкций в <адрес> проведении капитального ремонта несущих и ограждающих конструкций при условии обоснованного технико-экономического обоснования;

- проживание в <адрес> жилого дома угрозу жизни жильцов дома не несет. Жильцы <адрес> настоящее время проживают в резервном жилом фонде и конструкции <адрес> им не несут угрозу жизни.

Таким образом, проведенная судебная строительно-техническая опровергла выводы, содержащиеся в заключении №11 от 22.06.2018 г. об оценке и оспариваемом постановлении администрации МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 20.08.2018 г. №397 «О признании многоквартирного дома аварийным».

С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для признания незаконным постановления администрации о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

С таким выводом суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку он основан на материалах дела и принят в соответствии с нормами законодательства, регулирующими данный вид правоотношений.

Административный ответчик в апелляционной жалобе ставит под сомнение заключение эксперта ООО «Архитектурная мастерская М119» ФИО19 от 31.03.2019.

В суде апелляционной инстанции допрошены в качестве свидетелей специалист ООО «Строительная экспертиза» ФИО18 и эксперт ООО «Архитектурная мастерская М119» ФИО19, которые дали по своим строительно-техническим заключениям необходимые пояснения и ответили на дополнительные вопросы судебной коллегии и лиц, участвующих в деле.

Суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что не имеется оснований не доверять результатам судебной строительно-технической экспертизы, объективности, компетентности эксперта.

Судебная строительно-техническая экспертиза, составленная экспертом ООО «Архитектурная мастерская М119» ФИО19, содержит объективные данные о состоянии жилого дома; выводы эксперта мотивированны, подробны, сделаны по результатам изучения технической документации и проведения визуального осмотра многоквартирного дома, его помещений, экспертом учтена продолжительность эксплуатации жилого дома, установлен процент физического износа его строительных конструкций. Экспертное заключение не содержит каких-либо неясностей, эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 УК РФ.

Судебная коллегия также приходит к выводу о том, что экспертное заключение ООО «Архитектурная мастерская М119» отвечает требованиям относимости, допустимости, не вызывает сомнений в достоверности и соответствует законодательству, является обоснованным и объективным, содержит подробное описание проведенного исследования многоквартирного дома.

Техническое заключение специалистов ООО «Строительная экспертиза» ФИО20 и ФИО21 по своей сути носит предположительный характер и не является опровергающим доказательством в отношении судебной строительно-технической экспертизы.

Доводы апелляционной жалобы целом сводятся к иной оценке доказательств, не опровергают выводов суда, на законность принятого судом решения не влияют и его отмену не влекут.

Каких-либо нарушений норм материального и процессуального закона, являющимися основаниями для отмены решения суда в апелляционном порядке, судебной коллегией не установлено, а потому оснований к отмене решения не имеется.

Руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда

определила:

решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 5 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Судьи

Судья Береза С.В.

33а-4048/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Толчеев Александр Васильевич
Толчеев А.В.
Ответчики
Администрация МО ВМР
АМО Свердловское городское поселение
Суд
Ленинградский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.lo.sudrf.ru
11.07.2019[Адм.] Судебное заседание
25.07.2019[Адм.] Судебное заседание
13.08.2019[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.08.2019[Адм.] Передано в экспедицию
22.07.2020Судебное заседание
22.07.2020Судебное заседание
22.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.07.2020Передано в экспедицию
17.08.2020Судебное заседание
17.08.2020Судебное заседание
17.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.08.2020Передано в экспедицию
25.07.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее