Дело № 2-395/2022
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
с. Кабанск 14 марта 2022 года
Кабанский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Максимова А.А., при секретаре Дугаровой Н.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам Емельяновой В.А., Кондратюковой Е.А., Шаланговой Л.И. к Управлению Федеральной налоговой службы России по Республике Бурятия о взыскании выплат в связи с увольнением, процентов, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:Емельянова В.А. обратилась в суд с иском (с учетом изменения и увеличения размера исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ от 03.03.2022 г. и от 04.03.2022 г.) к Управлению Федеральной налоговой службы России по Республике Бурятия о взыскании премии за сентябрь, октябрь 2021 г. в размере 64000 руб., дополнительного стимулирования в размере 43000 руб., при этом обязании ответчика самостоятельно рассчитать и выплатить премии за сентябрь, октябрь 2021 г., сумму дополнительного материального стимулирования за фактически отработанное время, недополученного денежного содержания при увольнении в размере 85950, 88 руб., суммы отпускных выплат за 2020 г. в размере 22464, 97 руб., за 2021 г. в размере 23691, 40 руб., компенсации морального вреда в размере 50000 руб., процентов за задержку полагающихся выплат по 03.03.2022 г. в размере 6761, 46 руб. и за период по 03.03.2022 г., и с 04.03.3022 г. по дату фактического расчета. По нему возбуждено гражданское дело.
Кондратюкова Е.А. обратилась в суд с иском (с учетом изменения и увеличения размера исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ от 03.03.2022 г. и от 04.03.2022 г.) к Управлению Федеральной налоговой службы России по Республике Бурятия о взыскании премии за сентябрь, октябрь 2021 г. в размере 64000 руб., дополнительного материального стимулирования за фактически отработанное время в размере 40000 руб., при этом обязании ответчика самостоятельно рассчитать и выплатить премии за сентябрь, октябрь 2021 г., сумму дополнительного материального стимулирования за фактически отработанное время, недополученного денежного содержания при увольнении в размере 76088, 14 руб., суммы отпускных выплат за 2021 г. в размере 24291, 69 руб., компенсации морального вреда в размере 50000 руб., процентов за задержку полагающихся выплат по 03.03.2022 г. в размере 8106, 94 руб. и за период по 03.03.2022 г., и с 04.03.3022 г. по дату фактического расчета,. По нему возбуждено гражданское дело.
Шалангова Л.И. обратилась в суд с иском (с учетом увеличения размера исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ от 21.02.2022 г.) к Управлению Федеральной налоговой службы России по Республике Бурятия о недополученного денежного содержания при увольнении в размере 131251, 01 руб., суммы отпускных выплат за 2019 г., 2020 г., 2021 г. в размере 131325, 13 руб., компенсации за неиспользованный отпуск 23517, 71 руб., компенсации морального вреда в размере 100000 руб., процентов за задержку полагающихся выплат в размере 15741, 98 руб., обязании ответчика самостоятельно рассчитать и выплатить сумму указанных процентов, за задержку всех полагающихся выплат, на день фактического расчета, компенсацию морального вреда, обязании произвести с указанных выплат удержании налогов и сборов в соответствии с нормами НК РФ и перечислить их в соответствующие бюджеты РФ, взыскании судебных расходов на услуги нотариуса в размере 2000 руб., на представителя в размере 15000 руб., на почтовые расходы в размере 225 руб. По нему возбуждено гражданское дело.
Определением суда данные гражданские дела объединены в одно производство.
В судебном заседании истец Емельянова В.А. на исковых требованиях настаивала, суду пояснила, что премии платили каждый месяц, сумма каждый месяц менялась, зависела от выполненной ежемесячной работы, учитывались показатели их отдела, каждому отделу по-разному начисляли, из чего выплачивалась премия не вникала. О том, что имелась экономия фонда оплаты труда им на планерном совещании говорила начальник МРИ № 8. Сократили 22.10.2021, а премии выплатили с 25.10.2021 только действующим работникам, а сокращенным работникам не выплатили. У нее на нервной почве поднялась температура тела, она обратилась в медучреждение, диагноз ОРВИ не был поставлен, прошла обследование, заболевание не выявили, считает, что это произошло на нервной почве. Ранее не обращалась по исчислению отпусков за прошлый период за 2019, 2020 гг., т.к. не знала, не задумывалась об этом, считали, что правильно считают отпускные, и прочие начисления, не обращали на это внимание.
Истец Кондратюкова Е.А. на исковых требованиях настаивала, суду пояснила, что фонд оплаты труда формируется на год в декабре, в том числе и на премии сразу выделяются денежные средства. То есть неважно сокращены они или нет, на них уже были выделены денежные средства. Добавила материальное стимулирование, так как это не единоразовая премия (выплата), а выплачивалась им каждый квартал. Думает, что материальное стимулирование из экономии фонда оплаты труда. Сумма премии менялась ежемесячно, субъективно, как решит начальник МРИ и от выполненной работы отдела.
Истец Шалангова Л.И. в судебное заседание не явилась, была надлежащим образом извещена о его времени и месте, направила своего представителя.
Представитель истца по доверенности Калаганская Н.Н. на исковых требованиях настаивала, суду пояснила, что средства материального стимулирования (далее СМС) это бюджетные ассигнования, которые приходят на инспекцию приказом ФНС на Управление, а Управление уже распределяет по инспекциям. Она не знает, закладываются они или нет в фонд оплаты труда, но знает, что они приходят по приказу ФНС ежеквартально. Это не экономия фонда оплаты труда, приходит СМС на квартал позднее, то есть за первый квартал приказ приходит примерно в июле текущего года. Приходила методика расчета материального стимулирования, то есть определенный документ, прописывалось как начислять баллы по работе отдела, а как по премиям я не знает. СМС выплачены за третий квартал. Не понятно, Управление им ответило, что на момент 01.10.2021 не было премий за сентябрь, поскольку не было экономии за сентябрь. Но руководитель МРИ говорила, что экономия есть, и она будет выплачена в виде премии в сентябре, а впоследствии Управление отзывает эти деньги. Требования в части отпускных, требования заявлены за 2019, 2020 гг., т.к. ранее не знали, полагала, что заработная плата начислялась верно, не нужно перепроверять, пересчитывать. Сумма СМС распределялась на отдел, зависела от оклада, стажа, фактически отработанного времени. В судебном заседании 14.03.2022 г. уточнила исковые требования в части их п. 6, исключив из данного пункта указание на компенсацию морального вреда. Суду пояснила, что они уволены по п. 8.2, а не по пп. 2-8 ч. 1 ст. 37 Федерального закона № 79-ФЗ. В июле 2021 г. были уволены ФИО11, Д., Д. им была выплачена премия за июль 2021 г., хотя Ш. вообще был уволен 01.07.2021 г.
Представитель ответчика по доверенности Цыремпилова А.Н. исковые требования не признала, представила письменные отзывы о несогласии с ними и дополнения к ним, суду пояснила, что по суммам заявленных отпускных за 2019-2020 годы пропущен годичный срок для обращения в суд в соответствии со ст. 392 ТК РФ. Выплаты материального стимулирования, ежеквартальные, закладываются сверх фонда оплаты труда, спускаются с ФНС России, они не идут в расчете среднемесячного содержания. Выплата премий производится в пределах установленного фонда оплаты труда, то есть с учетом имеющейся экономии средств. На тот момент экономии не было, соответственно и выплата премий не производилась. Что касаемо выплаты материального стимулирования, у них идет СМС – средства материального стимулирования, которые идут ежеквартально с опозданием на квартал. За третий квартал 2021 года выплаты были истцам проведены. Есть у них еще выплаты дополнительного материального стимулирования, которые идут сверхустановленного фонда оплаты труда, они идут как примет решение вышестоящий орган, они «плавающие», привязки к определенной дате не имеют, по приказу, их называют «Силуановские деньги», Министерство финансов их спускает и они идут сверх. Отозвана из МРИ № 8 лишь заработная плата работников, перешедших в УФНС по Республике Бурятия. По работникам, уволенным в июле 2021 г., начальник МРИ № 8 сам принимал решение о выплате премий, чему они были удивлены, начальник УФНС по Республике Бурятия такое решение по истцам не принимал. В случае удовлетворения требований о взыскании судебных расходов просит взыскать их пропорционально удовлетворенным требованиям.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что 22.10.2022 г. ввиду реорганизации МРИ ФНС № 8 по Республике Бурятия путем присоединения к Управлению Федеральной налоговой службы России по Республике Бурятия в связи с сокращением должностей гражданской службы в МРИ ФНС № 8 по Республике Бурятия уволены с государственной гражданской службы Емельянова В.А. – с должности специалиста первого разряда отдела камеральных проверок № 1, Кондратюкова Е.А. – с должности специалиста первого разряда отдела информационных технологий, Шалангова Л.И. – с должности старшего государственного налогового инспектора, что следует из приказов о их приеме на работу, переводах и увольнении, из служебных контрактов с ними и дополнительных соглашений к ним. При увольнении им произведены соответствующие выплаты, с размером которых они не согласны ввиду того, что при расчете денежного содержания для исчисления компенсации при увольнении не учтены суммы материального стимулирования (в т.ч. и дополнительного), которые также не учитывались ранее при определении выплачиваемых отпускных, а Шаланговой Л.И. - также при выплате компенсации за неиспользованный отпуск, а Емельяновой В.А. и Кондратюковой Е.А. также не выплачены премии за сентябрь и октябрь 2022 г.
Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ) установлены правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Пунктом 3.1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ предусмотрено, что в случае расторжения служебного контракта, в том числе, при сокращении должностей гражданской службы в государственном органе гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания.
Частью 1 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ).
В соответствии с частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 № 562 в соответствии с подпунктом «б» пункта 13 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» (далее также - Правила).
Пунктом 2 Правил предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а)ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д)премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачивамая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Абзацем первым пункта 8 Правил определено, что в случае, предусмотренном подпунктом «д» (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.
Согласно абзацу второму пункта 8 Правил месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами «а»- «г» пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами «д»- «ж» пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763 предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абзацем восьмым подпункта «р» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до 1 июля 2012 г. представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
Из приведенных нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных вчастях 2и3 статьи 51Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.
Во исполнение мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 №601, Минфин России ежегодно разрабатывает и вносит в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект постановления о материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих.
В период с 2015 г. по 2017 г. Правительством Российской Федерации принимались постановления о выделении федеральным государственным органам, в том числе ФНС России, дополнительных бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих сверх установленных фондов оплаты их труда: в 2015 г. –постановление от 31 марта 2015 г. № 302-12, в 2016 г. –постановление от 23 апреля 2016 г. №347-7, в 2017 г. –постановление от 23 февраля 2017 г. №228-7. В постановлениях предусмотрены бюджетные ассигнования на материальное стимулирование гражданских служащих территориальных органов ФНС России в общем годовом объеме, без распределения между управлениями ФНС, а также без разделения по категориям и группам должностей федеральной государственной гражданской службы.
Из приведенных нормативных положений следует, что указанное материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.
Поскольку в соответствии с положениями части 3 статьи 51 названного закона фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, суд приходит к выводу, что выплаченное истцу в соответствии вышеуказанными приказами работодателя в период с мая 2016 г. по апрель 2017 г. материальное стимулирование должно учитываться при расчете её среднего заработка (денежного содержания) для расчета компенсации при увольнении.
Оценивая доводы ответчика о том, что выплаты материального стимулирования не входят в состав денежного содержания, суд исходит из следующего.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.09.2007 № 611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 октября 2007г. № 90н утвержден Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов федеральной налоговой службы (далее-Порядок), которым установлен механизм осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы.
Согласно пункту 2 Порядка материальное стимулирование, предусмотренное пунктом 1 Порядка, не входит в состав денежного содержания гражданского служащего.
Между тем в пункте 1 постановления Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. №611 указано на осуществление материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих, в том числе территориальных органов Федеральной налоговой службы, с 1 января 2007 г., в 2008 – 2012 года и в 2013 г. В силу пункта 2 указанного постановления Правительства Российской Федерации материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих, территориальных органов Федеральной налоговой службы осуществлялось в 2007 – 2010 годах за счет средств, предусматриваемых в федеральном бюджете. Исходя из приведенных положений следует, что материальное стимулирование, которое было предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. №611 и выплачивалось в соответствии с Порядком осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, производилось за счет средств, направленных на обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора в 2007 – 2010 годах, и не входило в состав денежного содержания гражданского служащего.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 № 14-04-05/34482, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. №562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенный статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. №237-7.
Таким образом, дополнительное материальное стимулирование государственных гражданских служащих, осуществляемое в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», имеет иную правовую природу, так как производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда и выплачивается государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, в связи с чем к нему не подлежат применению положения Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы. Данный вывод подтвержден высшей судебной инстанцией (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 03.06.2019 N 34-КГ19-1).
Исходя из анализа вышеприведенного законодательства, суд приходит к выводу, что исковые требования о взыскании не полностью начисленных и выплаченных компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания подлежат удовлетворению в силу ч. 3 ст. 196 ГПК РФ в пределах заявленных требований, с учетом расчетов истцов, которые проверенных судом и признанных верными: Емельяновой В.А. – 85950 руб. 88 коп., Кондратюковой Е.А. - 76088, 14 руб., Шаланговой Л.И. –131251, 01 руб.
С учетом изложенного взысканию с ответчика в пользу истцов подлежат также суммы недоначисленных и не выплаченных отпускных выплат за 2021 г. в размере: Емельяновой В.А. – 23691, 40 руб., Кондратюковой Е.А. 24291, 64 руб., Шаланговой Л.И. –48142, 41 руб., согласно расчетов истца, проверенных судом и признанных верными.
В силу ч. 2 ст. ст. 392 Трудового кодекса РФ за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
Ввиду чего в требованиях истца Емельяновой В.А. о взыскании с ответчика отпускных выплат за 2020 г. должно быть отказано ввиду пропуска годичного срока обращения в суд, о применении которого заявлено ответчиком.
Из данных сумм (кроме недоплаченной компенсации при увольнении в размере четырехмесячного денежного содержания) работодателем подлежат удержанию налог на доходы физических лиц и иные установленные законом обязательные платежи в установленном порядке в соответствии с действующим законодательством с их перечислением в соответствующие бюджеты Российской Федерации (налог на доходы физических лиц).
По тем же основаниям взысканию с ответчика в пользу истца Шаланговой Л.И. подлежит сумма недоначисленной и не выплаченной компенсации за неиспользованный отпуск в размере 23325, 13 руб., с которой в силу п. 3 ст. 217 Налогового кодекса РФ также подлежат удержаниюналог на доходы физических лиц и иные установленные законом обязательные платежи в установленном порядке в соответствии с действующим законодательством с их перечислением в соответствующие бюджеты Российской Федерации.
Требования истца Емельяновой В.А., Кондратюковой Е.А. о взыскании премии за сентябрь и октябрь 2021 г. удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ не предусмотрена обязательная ежемесячная выплата премии как дополнительной выплаты государственным гражданским служащим.
В силу пункта 4 части 5 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ к дополнительным выплатам относятся премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента.
Таковым применительно к истцам является Положение о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы, премирования, выплаты единовременного поощрения, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и оказания материальной помощи федеральным государственным гражданским служащим Управления ФНС по Республике Бурятия, Межрайонных ИФНС России по Республике Бурятия, заместителям руководителя Управления ФНС по Республике Бурятия, начальника Межрайонных ИФНС России по Республике Бурятия, утвержденное приказом УФНС по Республике Бурятия №01-03/51@ от 09.03.2010 г. (с последующими изменениями и дополнениями) (далее - Положение).
Данным Положением не предусмотрена обязательная ежемесячная выплата премии; выплата премии производится в пределах установленного фонда оплаты труда с учетом имеющейся экономии средств соответствующих налоговых органов (п. 2.2), размер премии устанавливается в зависимости от конкретного вклада гражданского служащего в выполнение особо важных и сложных заданий (п. 2.3), решение о выплате принимается руководителем Управления ФНС по Республике Бурятия, начальниками инспекций (в отношении федеральных государственных гражданских служащих подведомственных инспекций) (п. 2.4).
Суду в силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ не представлены доказательства обоснованности исковых требований в данной части, а именно доказательства начисления и выплаты премии именно за этот период времени не уволенным 22.10.2021 г. работникам.
Из имеющихся в истребованных судом материалах прокурорской проверки по обращениям уволенных работников МРИ № 8 приказов УФНС по Республике Бурятия следует, что премия выплачивалась в декабре 2021 г. за ноябрь и декабрь 2021 г. В этой связи заслуживают внимания и ничем не опровергнуты доводы представителя ответчика о том, что за сентябрь и октябрь 2021 г. премия вообще не выплачивалась, т.к. оставшаяся сумма была использована на выплату денежного содержания государственных гражданских служащих и компенсаций уволенным, а из МРИ № 8 в УФНС по Республике Бурятия был отозван фонд оплаты труда в части заработной платы работников, перешедших в УФНС по Республике Бурятия.
Доводы истцов о том, что уволенным в июле 2021 г. работника МРИ № 8 Ш., Д. и Д. премия была выплачена, являются несостоятельными, не свидетельствуют о наличии у истцом права на получение премии за сентябрь и октябрь 2021 г., о нарушении их прав невыплатой таковой, поскольку, как следует из приведенного выше Положения и ничем не опровергнутых доводов представителя ответчика, выплата премий работникам МРИ № 8, в том числе данным уволенным в июле 2021 г. лицам, производилось по решению начальника МРИ № 8 на его усмотрение (произведены на основании приказа начальника МРИ № № от 09.08.2021 г.), в пределах имевшейся на тот момент экономии фонда оплаты труда по МРИ № 8.
По тем же мотивам и основаниям, ввиду недоказанности их обоснованности, не подлежат удовлетворению и требования о взыскании сумм дополнительного материального стимулирования, поскольку, как следует из пояснений ответчика и это ничем не опровергнуто, дополнительное стимулирование не предусматривает какого-то конкретного периода их выплаты, но носит характера обязательной, установленной действующим законодательством или служебным контрактом, периодической выплаты (за месяц, квартал и т.п.), как следствие причитающейся гражданскому служащему за фактически отработанное время, а каждый раз носит разовый характер.
Согласно ч. 1 ст. 236 Трудового кодекса РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
В силу ч. 4 ст. Трудового кодекса РФ в день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку или предоставить сведения о трудовой деятельности (статья 66.1 настоящего Кодекса) у данного работодателя и произвести с ним расчет в соответствии со статьей 140 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 140 Трудового кодекса РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника.
Учитывая, что истец Емельянова В.А. уволена 22.10.2021 г., начисление процентов от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки подлежит начиная с 23.10.2021 г., а не с 21.10.20221 г., как ею заявлено. С учетом чего данные проценты подлежат взысканию с ответчика в ее пользу в следующих размерах с учетом приведенных расчетов: невыплаченная денежная компенсация при увольнении х 1/150 ключевой ставки Банка России в период задержки х количество дней задержки выплаты. Невыплаченная денежная компенсация при увольнении 89279, 84 руб. (в силу ч. 3 ст. 196 ГПК РФ в пределах заявленных требований):
Период |
Ставка, % |
дней |
Компенсация, в руб. |
23.10.2021-24.10.2021 |
6, 75 |
2 |
80, 36 |
25.10.2021 -19.12.2021 |
7, 50 |
56 |
2499, 84 |
20.12.2021 – 13.02.2022 |
8, 50 |
56 |
2833, 15 |
14.02.2022 -27.02.2022 |
9, 50 |
14 |
791, 61 |
28.02.2022 -03.03.2022 |
20 |
4 |
476, 16 |
Итого |
6681, 12 |
В пользу истца Кондратюковой Е.А.: - за период с 14.05.2021 г. по 03.03.2022 г. согласно представленного истцом расчета:884, 94 руб. на недоплаченные отпускные в размере 6331, 55 руб. за период с 14.05.2021 г. по 03.03.2022 г., 1528, 07 руб. на недоплаченные отпускные в размере 14802, 14 руб. за период с 20.08.2021 г. по 03.03.2022 г., 5693, 93 руб.; 5693, 93 руб. на недоплаченную денежную компенсацию при увольнении в размере 76088, 16 руб. с 23.10.2021 г. по 03.03.2022 г., общая сумма процентов по 03.03.2022 г. включительно 8106, 94 руб.
Взысканию данные проценты с ответчика в пользу истца Шаланговой Л.И. - за период с 19.02.2021 г. по 21.02.2022 г. согласно представленного истцом расчета:на не выплаченные отпускные в размере 12583, 66 руб. за период с 19.02.2021 г. по 21.02.2022 г., 13907, 63 руб. за период с 09.06.2021 г. по 21.02.2022 г., 21651, 12 руб. за период с 02.09.2021 г. по 21.02.2022 г., расчет в части которых судом проверен и признан верным; невыплаченная денежная компенсация при увольнении 131251, 01 руб. в сумме с невыплаченными отпускными в размере 23325, 13 руб.; на сумму 154576, 14 руб. (а не 154768, 72 руб. как указал истец), состоящую из недоплаченных денежного содержания и компенсации за неиспользованный отпуск, из за период с 23.10.2021 г. по 21.02.2022 г. в размере 10155,67 руб. по следующему расчету:
Сумма долга |
Период просрочки |
ставка |
Доля ставки |
Формула |
Процен ты | ||
с |
по |
дней | |||||
154576, 14 |
23.10.2021 |
24.10.2021 |
2 |
6, 75% |
1/150 |
Долгх2х1/150х6,75% |
139,12 |
154576, 14 |
25.10.2021 |
19.12.2021 |
56 |
7, 5% |
1/150 |
Долгх56х1/150х7,5% |
4328,14 |
154576, 14 |
20.12.2021 |
13.02.2022 |
56 |
8, 5% |
1/150 |
Долгх56х1/150х8,5% |
4905,22 |
154576, 14 |
14.02.2022 |
21.02.2022 |
8 |
9, 5% |
1/150 |
Долгх8х1/150х9,5% |
783,19 |
Итого |
10155,67 |
Также с ответчика в пользу истцов подлежат взысканию проценты (денежная компенсация) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка РФ от не выплаченных им в срок сумм за каждый день задержки, начиная: с 04.03.2022 г. Емельяновой В.А. на сумму 112971, 24 коп. (недоплаченные отпускные 23691, 40 руб. + недоплаченное денежное содержание 89279, 84 руб.) и Кондратюковой Е.А. на сумму 100379, 80 руб. (недоплаченные отпускные 24291, 64 руб. + недоплаченное денежное содержание 76088, 16 руб.); с 22.02.2022 г. Шаланговой Л.И. от 202911, 13 руб. (недоплаченные отпускные 12583, 66 руб. + 13907, 63 руб. +21651, 12 руб. + недоплаченное денежное содержание и компенсация за неиспользованный отпуск 154768, 72 руб.) по день фактического расчета включительно.
Согласно ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Суд приходит к выводу, что незаконными не доначислением и не выплатой причитающихся им выплат, с учетом длительности (периода) их невыплаты, истцам причинен моральный вред, в связи с чем необходимо взыскать с ответчика в их пользу компенсацию морального вреда каждой в размере 3000 руб. Заявленные требования о взыскании компенсации морального вреда Емельяновой В.А. и Кондратюковой Е.А. в 50000 руб., Шаланговой Л.И. в 100000 руб. суд находит явно и неоправданно завышенными и не соответствующими характеру и степени причиненного истцам морального вреда, принципам разумности и соразмерности, суду не представлено доказательств причинения истцами физических и нравственных страданий, дающих основание для удовлетворения требований в данном размере. Довод ответчика о том, что он не состоял в трудовых отношениях с истцами несостоятелен, поскольку УФНС по Республике Бурятия является правопреемником МРИ ФНС № 8 по Республике Бурятия, следовательно, к нему перешли все соответствующие права и обязанности МРИ ФНС № 8 по Республике Бурятия как работодателя по отношению к истцам.
Таким образом, исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
При разрешении требований истца Шаланговой Л.И. о взыскании судебных расходов суд приходит к следующему.
В силу ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся в том числе расходы на оплату услуг представителей; связанные с рассмотрением дела почтовые расходы, понесенные сторонами; другие признанные судом необходимыми расходы.
Оснований для взыскания расходов на оплату нотариальных услуг по оформлению доверенности на представителя как судебных издержек не имеется, поскольку она носит общий характер, не ограничена данным делом, не выдана на представление интересов истца только по данному делу (спору) (абзац 3 пункта 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" ).
Требования о взыскании почтовых расходов как судебных издержек в размере 225 руб. подлежат удовлетворению, поскольку понесены истцом,что подтверждено документально платежными документами, представленными суду.
Суд при определении разумных пределов расходов на оплату юридических услуг представителя истца исходят из принципа разумности, принимает во внимание сложившуюся в Республике Бурятия стоимость оплаты услуг адвокатов, в частности руководствуется примерными расценками оплаты услуг адвокатов Коллегии адвокатов Республики Бурятия и Второй Коллегии адвокатов Республики Бурятия, при этом учитывает существо спора и степень его сложности – дело представляло определенную сложность, общую продолжительность рассмотрения судом данного гражданского дела, количество исследованных в судебном заседании доказательств, объем оказанных услуг: подготовка искового заявления и документов к нему, что суд оценивает в 3000 руб., участие в 4х судебных заседаниях по делу, одно из которых было отложено по обстоятельствам, зависящим от истца (ввиду увеличения размера требований с подготовкой иного расчета взыскиваемых сумм), что не подлежит учету, т.е. итого за 3 судебных заседания по 3000 руб., итого в общей сумме 12000 руб. Заявленную сумму в 15000 руб. суд находит завышенной и не соответствующей принципу разумности и объему оказанных услуг. Учитывая частичное удовлетворение исковых требований, удовлетворение требований о взыскании судебных расходов на представителя подлежит пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований (ч. 1 ст. 98 ГПК РФ). Истцом Шаланговой Л.И. заявлены требования имущественного характера, имеющие денежную оценку (без учета компенсации морального вреда и процентов за задержку выплаты на будущее время) на общую сумму 299969, 41 руб., требования удовлетворены на 213066, 80 руб., что составляет 71 % (с округлением до целых), 71% от суммы 12000 руб. составляет 8520 руб., данная сумма и подлежит взысканию в возмещение расходов на услуги представителя.
Суд считает возможным освободить ответчика от взыскания с него госпошлины в порядке ст. 103 ГПК РФ, от уплаты которой истцы были освобождены в силу закона, поскольку оно является государственным органом исполнительной власти в организационно-правовой форме федерального государственного казенного учреждения.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые заявления Емельяновой В.А., Кондратюковой Е.А., Шаланговой Л.И. удовлетворить частично.
Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Бурятия в пользу Емельяновой В.А.:
- денежные средства в размере 89279 рублей 84 копеек в счет невыплаченной денежной компенсации при увольнении, - денежные средства в размере 23691 рубль 40 копеек в счет невыплаченной суммы отпускных, с удержанием работодателем из данной суммы налога на доходы физических лиц и иных установленных законом обязательных платежей в установленном порядке в соответствии с действующим законодательством и их перечислением в соответствующие бюджеты Российской Федерации;- денежные средства в размере 3000 рублей в счет компенсации морального вреда,
- денежные средства в размере 6681 рубль 12 копеек в счет процентов (денежной компенсации) за задержку причитающихся выплат при увольнении;
- проценты (денежную компенсацию) за задержку причитающихся выплат при увольнении в порядке статьи 236 Трудового кодекса РФ с 03.03.2022 г. по день фактического расчета включительно на сумму 112971 рубль 24 копейки.
Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Бурятия в пользу Кондратюковой Е.А. : - денежные средства в размере 76088 рублей 14 копеек в счет невыплаченной денежной компенсации при увольнении, - денежные средства в размере 24291 рубль 64 копейки в счет невыплаченной суммы отпускных, с удержанием работодателем из данной суммы налога на доходы физических лиц и иных установленных законом обязательных платежей в установленном порядке в соответствии с действующим законодательством и их перечислением в соответствующие бюджеты Российской Федерации;- денежные средства в размере 3000 рублей в счет компенсации морального вреда,
- денежные средства в размере 5242 рубля 34 копейки в счет процентов за задержку причитающихся выплат при увольнении;
- проценты (денежную компенсацию) за задержку причитающихся выплат при увольнении в порядке статьи 236 Трудового кодекса РФ с 03.03.2022 г. по день фактического расчета включительно на сумму 100379 рублей 80 копеек.
Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Бурятия в пользу Шаланговой Л.И.:
- денежные средства в размере 131251 рубль 01 копейка в счет невыплаченной денежной компенсации при увольнении, - денежные средства в размере 48142 рубля 41 копейка в счет невыплаченной суммы отпускных, в размере 23325 рублей 13 копеек в счет не выплаченной компенсации за неиспользованный отпуск, с удержанием работодателем из данных сумм налога на доходы физических лиц и иных установленных законом обязательных платежей в установленном порядке в соответствии с действующим законодательством и их перечислением в соответствующие бюджеты Российской Федерации;- денежные средства в размере 3000 рублей в счет компенсации морального вреда,
- денежные средства в размере 10155 рублей 67 копейки в счет процентов за задержку причитающихся выплат при увольнении;
- проценты (денежную компенсацию) за задержку причитающихся выплат при увольнении в порядке статьи 236 Трудового кодекса РФ с 22.02.2022 г. по день фактического расчета включительно на сумму 202911 рублей 13 копеек;
- 8520 рублей в счет возмещения судебных расходов на оплату услуг представителя;
- 225 рублей в счет возмещения судебных расходов на почтовые услуги.
В остальной части в исках отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Бурятия через Кабанский районный суд Республики Бурятия в течение месяца со дня его изготовления в окончательной мотивированной форме.
Судья А.А. Максимов