Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Самара 27 февраля 2020 года
Красноглинский районный суд г. Самара в составе
председательствующего судьи Щетинкиной И.А.,
при секретаре Мамышевой А.З.,
с участием представителя административного истца Пантелеевой И.Н.,
административного ответчика Никитина И.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-157/2020 (2а-2829/2019) по иску инспекции Федеральной налоговой службы России по Красноглинскому району г. Самары к Никитину И.О. о взыскании недоимки,
у с т а н о в и л:
Инспекция Федеральной налоговой службы России по Красноглинскому району г.Самары (далее по тексту ИФНС) обратилась в суд с административным иском к Никитину И.О. о взыскании недоимки.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что в соответствии с Налоговым кодексом РФ ответчик состоит в качестве налогоплательщика транспортного налога и налога на имущество. Никитин И.О., как собственник движимого и недвижимого имущества, обязан уплачивать законно установленные налоги. Ответчик обязан самостоятельно производить исчисления и уплату страховых взносов. Однако, налогоплательщик обязанность по уплате налога и страховых взносов не исполнил.
В связи с неуплатой налога и страховых взносов в установленный срок, истец с учетом уточнений просит взыскать с ответчика пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 года в размере 31 рубля 78 коп.; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017 года в размере 200 рублей 62 коп.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 01.01.2017 года) в размере 990 рублей 56 коп.; транспортный налог за 2015 год в размере 170105 рублей, пени в размере 2375 рублей 36 коп.; денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства о налогах и сборах, предусмотренные ст. 116, ст.119.1, 119.2, п. 1 и 2 ст. 120, ст. 125, 126, 126.1, 128, 129, 129.1, 129.4, 132, 133, 134, 135, 135.1, 135.2 НК РФ в размере 2000 рублей.
В судебном заседании представитель административного истца Пантелеева И.Н., действующая на основании доверенности, заявленные требования с учетом уточнений поддержала, просила удовлетворить их в полном объеме, по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
В судебном заседании административный ответчик возражал против удовлетворения исковых требований, указав, что транспортный налог им уплачен, наличие задолженности по страховым взносам и штрафу за период занятия индивидуальной предпринимательской деятельностью не оспаривает.
Выслушав стороны, исследовав материалы настоящего дела, административное дело № 2а-1715/2018, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
Согласно ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 3, п.п. 1 п. 1 ст.23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно уплачивать установленные законом налоги и сборы.
В силу п. 2 ст. 44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.
Согласно ст. 57 Налогового кодекса РФ срок уплаты налога устанавливается применительно к каждому налогу и сбору. В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п.4).
Из положений ст. 419 Налогового кодекса РФ следует, что плательщиками страховых взносов являются индивидуальные предприниматели. Порядок, сроки, расчет страховых взносов определены в главе 34 Налогового кодекса РФ.
В силу статьи 432 Налогового кодекса РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате, производится адвокатом самостоятельно отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, и оплачиваются в установленный срок. В случае неуплаты (неполной уплаты) адвокатом страховых взносов за расчетный период не позднее 31 декабря текущего календарного года, налоговый орган самостоятельно определяет его в соответствии со статьей 430 Налогового кодекса РФ.
В соответствии со ст. 45 Налогового кодекса РФ неуплата или неполная уплата налога и страховых взносов является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, сборов.
Согласно положениям статьи 46 Налогового кодекса РФ взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней и штрафов производится по решению налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика, организации или индивидуального предпринимателя (п.2). Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (п. 3).
Пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Согласно ст. 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога.
Из положений ст. 357 и ст. 356 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, в том числе автомобили.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ответчик Никитин И.О. является собственником транспортных средств: с 12.09.2007 года по настоящее время Джип Гранд Чероки, государственный регистрационный номер №, с 30.09.2006 года по настоящее время УАЗ 315126, государственный регистрационный номер №, с 20.09.2018 года по настоящее время Вольво 12Ф, государственный регистрационный номер №, с 13.09.2018 года по настоящее время КАМАЗ 5410, государственный регистрационный номер №, с 27.09.2018 года по настоящее время Вольво F12, государственный регистрационный номер №, с 30.09.2006 года в настоящее время БМВ524, государственный регистрационный номер №, с 01.09.2018 года по настоящее время КАМАЗ, государственный регистрационный номер №.
Уведомлением № 32871886 от 21.09.2017 истцу рассчитан транспортный налог за 2014-2016 года в размере 536847 рублей, сроком уплаты 01.12.2017 (адм.дело № 2а-1715/2018 л.д. 6). Требованием № 6860 от 25.12.2017 года указано ответчику о необходимости транспортный налог в сумме 343265, 87 рублей в срок до 07.02.2018 (адм.дело № 2а-1715/2018 л.д. 3, 15). Решением Красноглинского районного суда г. Самары от 22.08.2018 года с учетом апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 06.11.2018 года взыскано с Никитина И.О. в доход бюджета г.о. Самара сумма неуплаченного транспортного налога за 2016 год в размере 147613 рублей (адм.дело № 2а-1715/2018 л.д. 46-19, 75-80).
По сообщению ГИБДД от 29.03.2018 года № 3/185202212809 мощность двигателей автомобилей Камаз 85410, государственный регистрационный знак Х407ЕА63, и БМВ524, государственный регистрационный знак Р524НР63, составляют соответственно 240 л.с. и 115 л.с. (адм.дело № 2а-1715/2018 л.д.20).
Уведомлением № 77561264 от 20.09.2018 года истцу рассчитан транспортный налог за 2015-2016 года в размере 317 293 рублей сроком уплаты до 03.12.2018 года (л.д. 7), из которого сумма транспортного налога за 2015 год составила 170 105 рублей.
Налогоплательщик Никитин И.О. не исполнил свои обязательства по своевременной уплате налога и обязательных страховых взносов, что явилось основанием для выставления налоговым органом требований об уплате недоимки:
- № 10569 о необходимости оплатить в срок до 23.08.2018 года суммы пени по своевременной не уплате страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское страхование и прочие в общем размере 545 рублей 26 коп. (л.д.8-9);
- № 12093 о необходимости оплатить в срок до 27.09.2018 года суммы пени по своевременной не уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование размере 478 рублей 76 коп. (л.д. 10);
- № 12539 о необходимости оплатить в срок до 08.11.2018 года суммы пени по своевременной не уплате страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское страхование и прочие в общем размере 378 рублей 12 коп. (л.д. 11);
- № 12833 о необходимости оплатить в срок до 14.12.2018 года сумму штрафа в размере 2000 рублей (л.д. 12),
- № 94 о необходимости оплатить в срок до 13.03.2019 года транспортный в общей сумме в размере 331409 рублей 44 коп., пени в размере 4505 рублей 24 коп. (л.д. 13).
Указанные налоговые документы были направлены в адрес налогоплательщика по адресу места регистрации, тем самым налоговый орган исполнил свои обязанности, предусмотренные главой 5 Налогового кодекса РФ. При этом, законом на ИФНС не возлагается обязанность отслеживать факт вручения корреспонденции адресату.
Однако, налогоплательщик свою обязанность не выполнил, требования в установленный срок не исполнил.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Согласно материалом дела административный истец обратился к мировому судье судебного участка № 20 Красноглинского судебного района г. Самары 12.07.2019 года с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с налогоплательщика недоимки по транспортному налогу за 2015-2017 года, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 года, денежные взыскания (штраф) за нарушение законодательства, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере до 01.01.2017 года, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере с 01.01.2017 и пени. Мировым судьей судебного участка № 20 Красноглинского судебного района г. Самары 17.07.2019 года был выдан судебный приказ № 2а-1675/2019 о взыскании с Никитина И.О. недоимки по транспортному налогуза 2015-2017 года в размере 331409 рублей 44 коп., пени по транспортному налогу в размере 4505 рублей 24 коп., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размерена выплату страховой пенсии с 01.01.2017 года в размере 990 рублей 56 коп., денежные взыскания (штраф) за нарушение законодательства в размере 2000 рублей, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере до 01.01.2017 года в размере 31 рубля 78 коп., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере с 01.01.2017 года в размере 200 рублей 62 коп., а всего на сумму 339137 рублей 64 коп., который определением от 25.09.2019 года отменен в связи с поступлением возражений должника.
Таким образом, заявление о вынесении судебного приказа по делу № 2а- 1675/2019 о взыскании задолженности по налогу, страховым взносам и пени мировому судье подано с пропуском срока, установленного пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ, по налоговым требованиям № 10569 от 03.08.2018, № 12093 от 07.09.2018, № 12539 от 18.10.2018, № 12833 от 26.11.2018, в связи с обращением в суд с заявлением о выдаче судебного приказа по истечению 6 месяцев с даты окончания срока для добровольной уплаты недоимки и превышении суммы в 3000 рублей. Доказательств уважительных причин несвоевременного обращения к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа не представлено, заявлений о восстановлении пропущенного срока не поступало. Данное обстоятельство является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований части.
При этом срок, обращения в суд с заявлением о выдаче судебного приказа по требованию № 94 о взыскании транспортного налога не пропущен.
Проверяя доводы ответчика об уплате транспортного налога 27.02.2017 года по требованию № 184 (л.д. 56, 50) и отсутствии задолженности по данному виду налога суд приходит к следующему выводу.
Согласно выписке из лицевого счета по транспортному налогу налогоплательщика Никитина И.О. 01.12.2016 года последнему начислен налог за 2015 год в размере 186163 рублей. 27.02.2017 года уплачено 139886 рублей 08 коп. Из платежного документа следует, что оплата произведена за 2015 год со ссылкой на документ налогового органа (л.д. 56).
Налоговым уведомлением № 77561264 от 20.09.2018 начислен транспортный налог в размере 170 105 рублей. Данное уведомление содержит указание на мощность двигателей автомобилей Камаз 85410, государственный регистрационный знак №, - 240 л.с., и БМВ524, государственный регистрационный знак №, - 115 л.с. Разница между начисленным размером налогом 01.12.2016 и рассчитанным 20.09.2018 года составила 16058 рублей по указанным двум транспортным средствам с учетом их мощностей в меньшем размере.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что основанием для выставления налогового уведомления № 77561264 от 20.09.2018 явился факт неуплаты транспортного налога в полном объеме и перерасчет ранее начисленного налога с учетом уменьшения.
Расчет транспортного налога за 2015 год по уведомлению № 77561264 от 20.09.2018 судом проверен и признается верным.
Таким образом, суд считает, что недоимка по транспортному налогу за 2015 год составляет 30218 рублей 92 коп. (недоимка 170 105 рублей – оплата 139886 рублей 08 коп.). Размер пени, за заявленный период по требованию с 03.12.2018 по 30.01.2019, с учетом определенной суммы недоимки составил 449 рублей 51 коп..
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о недоказанности доводов ответчика об отсутствии задолженности по транспортному налогу и о частичной обоснованности заявленных требований о взыскании недоимки и пени по требованию № 77561264 от 20.09.2018.
В соответствии со ст.114 Кодекса административного судопроизводства РФ, ст. 330.19 Налогового кодекса РФ с ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1 120 рублей 05 коп.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования инспекции Федеральной налоговой службы России по Красноглинскому району г. Самара к Никитину И.О. о взыскании недоимки удовлетворить частично.
Взыскать с Никитина И.О., <дата> года рождения, ИНН №, в доход бюджета г.о. Самара недоимку за 2015 год по транспортному налогу в размере 30218 рублей 92 коп., пени за период с 03.12.2018 по 30.01.2019 в размере 449 рублей 51 коп., а всего денежную сумму в размере 30668 (тридцати тысяч шестисот шестидесяти восьми) рублей 43 коп.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Взыскать с Никитина И.О., <дата> года рождения, ИНН №, в доход бюджета г.о. Самара государственную пошлину в размере 1120 (одной тысячи ста двадцати) рублей 05 коп.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноглинский районный суд г. Самара в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение в окончательном виде изготовлено 02 марта 2020 года.
Судья: И.А. Щетинкина