Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-4496/2022 ~ М-3701/2022 от 11.08.2022

                                                             УИД 63RS0039-01-2022-005052-21

РЕШЕНИЕ

       ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 ноября 2022                                                                                г.Самара

Ленинский районный суд города Самары в составе:

председательствующего судьи Т.А.Турбиной,

при секретаре судебного заседания Шкатовой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело а-4496/2022 по административному исковому заявлению Муравицкой И. С. к Министерству строительства <адрес> о признании незаконным действий,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Муравицкая И.С. обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения Министерства строительства <адрес>, выраженное в предложении истцу от ДД.ММ.ГГГГ как пострадавшему участнику долевого строительства, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, меру государственной поддержки в виде выплаты компенсации в размере рублей, в обоснование заявления, указывав, что ДД.ММ.ГГГГ между ней и ООО «Монтэк» заключён предварительный договор -кв, предметом которого являются взаимные обязательства сторон заключить в будущем основной договор «Об инвестировании (долевом участии) строительства многоэтажного жилого дома на предусмотренных договором условиях. Определением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № заявление Муравицкой И.М. о включении в реестр требований о передаче жилого помещения ООО «Монтэк» удовлетворено, на основании указанного выше определения, Министерством строительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ истец включена в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены. В реестр требований о передаче жилых помещений включены требования иных участников долевого строительства. В рамках Арбитражного дела установлено, что ООО «Прогресс-Н» привлечено к завершению строительства спорного объекта, в целях завершения строительства проблемных объектов и удовлетворения прав требований граждан-участников долевого строительства Министерством в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в период 2013-2015 проводились конкурсы по отбору организаций для завершения строительства проблемных объектов. По итогам конкурса от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Проресс-Н» получено право на оформление в собственность земельного участка, площадью кв.м, кадастровый , а также обязанность по удовлетворению прав требований 144 участников долевого строительства объекта. ДД.ММ.ГГГГ заключено соглашение о сотрудничестве между Министерством строительства <адрес>, Администрацией г.о.Самара и ООО «Прогресс-Н». Смена застройщика в период длительного строительства дома признана судами в рамках банкротного дела первоначального застройщика ООО «Монтэк» не свидетельствующей о прекращении ранее возникших обязательств по передаче жилого помещения участникам строительства, а также не свидетельствующим о возникновении данных правоотношений между сторонами вновь. Участники строительства (144 участника долевого строительства объекта) были включены Министерством строительства <адрес> в список лиц, перед которыми ООО «Прогресс-Н» имело обязанность по удовлетворению прав требований, не включение истца в указанный список, учитывая заведомое отсутствие у должника –застройщика возможности произвести расчеты с кредиторами и информированности нового застройщика об этих обстоятельствах не соответствует принципу равенства участников регулируемых отношений. ДД.ММ.ГГГГ ООО «Прогресс-Н» получило разрешение на ввод проблемного объекта строительства . Участникам строительства, чьи права были нарушены предыдущим застройщиком ООО «Монтэк» предоставлены квартиры в достроенном объекте. Стоимость одного квадратного метра на момент передачи жилых помещений участникам строительства рублей, что превышает многократно стоимость одного квадратного метра в момент оплаты в 2008 истцом будущей квартиры застройщику ООО «Монтэк». Истец лишена возможности получить жилое помещение, поскольку ДД.ММ.ГГГГ от Министерства строительства <адрес> поступило в адрес истца уведомление от ДД.ММ.ГГГГ с предложением государственной меры поддержки в виде выплаты денежной компенсации в размере рублей (размер внесенной истцом суммы в виде взноса за будущую квартиру в 2008). Учитывая рыночную стоимость 1 кв.м в проблемном доме, размер компенсации должен составлять рублей, однако Министерство строительства <адрес> отказалось от выплаты такой суммы, о передаче жилого помещения речи не велось. Арбитражным судом <адрес> ДД.ММ.ГГГГ по заявлению Публично-правовой компании «Фонд защиты прав граждан-участников долевого строительства» ООО «Прогресс-Н» признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство. В целях оказания мер государственной поддержки, установленных Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден порядок ведения реестра пострадавших участников долевого строительства и Правила выплаты денежной компенсации гражданам. Основанием к выплате денежной компенсации является признание завершения строительства проблемного объекта нецелесообразным и (или) невозможным. Однако, данное условие не отвечает реальным обстоятельствам в силу признания завершения строительства объекта целесообразным и достроено ООО «Прогресс-Н». В связи с чем, основания к принятию решения Министерством строительства о лишении права истца на получение квартиры как иные дольщики или эквивалентной компенсации не имелось. Ссылаясь на указанные выше обстоятельства, просит суд признать незаконным действие Министерства строительства <адрес>, выраженное в предложении Муравицкой И.С. от ДД.ММ.ГГГГ № МС-3538 как пострадавшему участнику долевого строительства, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, меру государственной поддержки в виде выплаты компенсации в размере 800 000 рублей, обязать ответчика обеспечить Муравицкую И.С. мерой государственной поддержки путем передачи однокомнатной квартиры в проблемном объекте, расположенном по адресу: <адрес> А с возможной доплатой за дополнительные квадратные метры, превышающие оплаченные проблемному застройщику в ценовом эквиваленте на момент подачи иска в размере 3 187 820 рублей.

В судебном заседании истица, представитель административного истца Дьяченко И.Л., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, выданной сроком на 5 лет поддержали заявленные выше требования по основаниям, изложенным в административном иске и дополнительным письменным пояснениям, настаивали на его удовлетворении, дополнив, что до настоящего времени квартира, доля которой оплачена истцом в размере рублей, не передана. Предложенная административным ответчиком мера государственной поддержки в виде выплаты компенсации нарушает права Муравицкой И.С. и лишает ее прав на получение положенного жилого помещения.

Представитель Министерства строительства <адрес> Таркина Ю.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, выданной сроком по ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, по доводам, отраженных в письменном отзыве и дополнениях к ним, указав, что предложенная Министерством мера государственной поддержки в виде выплаты денежной компенсации актуальна до настоящего времени.

Представители заинтересованных лиц конкурсный управляющий ООО «Прогресс-Н» Севостьянов О.Н., Администрации г.о.Самара, ППК «Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства», Администрации Промышленного внутригородского района г.о.Самара, Управления Росреестра по <адрес> в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причины неявки суду не сообщили, в связи, с чем на основании ст. 150 КАС РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Выслушав пояснения сторон, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между Муравицкой И.С. и ООО «Монтэк» заключён предварительный договор -кв, предметом которого являются взаимные обязательства сторон заключить в будущем основной договор «Об инвестировании (долевом участии) строительства многоэтажного жилого дома на предусмотренных договором условиях. Предметом основного договора должна являться инвестиционная деятельность в проектировании и строительстве 16 этажного жилого кирпичного дома по адресу: <адрес> в районе <адрес>. Сторона застройщика осуществляет проектирование и строительство объекта, а инвестор в свою очередь, инвестирует свою долю, состоящую из однокомнатной квартиры, строительный номер <адрес>, общей приведенной площадью кв.м., по окончании строительства, после ввода жилого дома в эксплуатацию и регистрации его Федеральной регистрационной службой по <адрес> инвестор получает право оформить в собственность указанную квартиру. Стоимость доли, определяется исходя из стоимости 1 кв.м долевого участия на момент заключения договора. Размер первоначального взноса инвестора не менее 30 % от общей стоимости доли на момент заключения договора.

В подтверждение оплаты по предварительному договору административный истец и застройщик заключили договор денежного займа от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Муравицкая И.С. передает застройщику заем в сумме рублей, а застройщик имеет право расплатиться с административным истцом путем предоставления последнему права собственности на долю в жилищном строительстве равную кв.м по фиксированной цене рублей за квадратный метр, стоимость кв.метра фиксируется до ДД.ММ.ГГГГ.

Факт передачи истцом денежных средств ООО "Монтэк" по указанному договору подтверждается квитанцией к приходному кассовому ордеру от ДД.ММ.ГГГГ на сумму рублей.

Определением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «Монтэк» введена процедура наблюдения, определением суда от ДД.ММ.ГГГГ процедура внешнего управления.

ДД.ММ.ГГГГ правоспособность ООО «Монтэк» прекращена на основании определения Арбитражного суда <адрес> о завершении конкурсного производства от ДД.ММ.ГГГГ по делу № , что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ.

Постановлением следователя от ДД.ММ.ГГГГ административный истец признана потерпевшей по уголовному делу, возбужденному в отношении директора ООО "Монтэк" Бочеровой В.Ф.

Определением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № в реестр требований о передаче жилых помещений ООО "Монтэк" включено требование административного истца о передачи жилого помещения в виде однокомнатной квартиры, строительный на <адрес> этажном жилом кирпичном доме по адресу: <адрес> в районе <адрес> суммой исполненного участником строительства обязательства перед застройщиком на сумму рублей, при этом неисполненное обязательство участника перед застройщиком составляет рублей.

Судом установлено, что обязанность по строительству и вводу в эксплуатацию, а также передаче квартиры в собственность ООО «Монтэк» как застройщиком до настоящего времени не исполнена.

Как следует из письма Министерства строительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , по результатам рассмотрения заявления Муравицкой И.С. от ДД.ММ.ГГГГ о включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, истец включена в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов чьи права нарушены на территории <адрес>.

По результатам рассмотрения заявления истца от ДД.ММ.ГГГГ, административный истец включена в пятую очередь реестра пострадавших участников долевого строительства.

Решением Министерства строительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Муравицкой И.С., как пострадавшему участнику долевого строительства объекта по адресу: <адрес> и включенному в реестр пострадавших участников долевого строительства, предложена мера государственной поддержки в виде выплаты денежной компенсации в размере рублей.

Вышеуказанное обжалуемое истцом решение является актом органа государственной власти, содержащим властное волеизъявление, порождающим правовые последствия для заявителя, непосредственно нарушающим его законные интересы, в связи, с чем оно может быть оспорено им в порядке, предусмотренном гл. 22 КАС РФ.

Указанное выше решение административного ответчика, расценивается Муравицкой И.С. как ущемление ее прав и фактическое лишение права на предоставление жилого помещения, доля которой была оплачена ею в рамках заключенного с застройщиком предварительного договора в размере рублей.

Данные обстоятельства послужили основанием обращения истца в суд.

Право на судебную защиту гарантировано статьей 46 Конституции Российской Федерации. Это право является непосредственно действующим и предполагает не только право на обращение в суд, но и возможность эффективного восстановления в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости.

Р. Ф. является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации).

Участие граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости представляет собой один из способов приобретения права частной собственности на жилые и нежилые помещения в таких домах (объектах), которое охраняется законом, и одновременно является одним из способов реализации права каждого на жилище.

В соответствии с положениями Закона № 214-ФЗ граждане, денежные средства которых привлечены для строительства многоквартирного дома, являются участниками долевого строительства независимо от того, каким установленным названным законом способом эти средства привлечены: на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного гражданином с застройщиком, или жилищно-строительными и жилищными накопительными кооперативами за счет паевых взносов в соответствии с федеральными законами, регулирующими деятельность таких кооперативов, поскольку в первом и во втором случае одна цель - возникновение у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме.

Согласно статье 4 Закона № 214-ФЗ по договору участия в долевом строительстве одна сторона (застройщик) обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этих объектов передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства, а другая сторона (участник долевого строительства) обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости (часть 1).

<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ГД "О мерах государственной поддержки участников долевого строительства и лиц, обеспечивающих удовлетворение прав требований участников долевого строительства на территории <адрес>" установлены меры государственной поддержки пострадавших участников долевого строительства.

Согласно статьи 218 (часть 1) Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" государственное регулирование в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.

Согласно пп. 2 п. 2 ст. <адрес> «О мерах государственной поддержки участников долевого строительства и лиц, обеспечивающих удовлетворение прав требований участников долевого строительства, на территории <адрес>» орган исполнительной власти <адрес>, осуществляющий полномочия в сфере оказания мер государственной поддержки участников долевого строительства принимает заявления пострадавших участников долевого строительства о включении в реестр пострадавших участников долевого строительства и выносит решения о включении их в указанный реестр.

Государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство.

В целях оказания мер государственной поддержки, установленных Законом, постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок ведения реестра пострадавших участников долевого строительства.

В связи с этим уполномоченным органом на территории <адрес> является Министерство строительства <адрес> (ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ГД "О мерах по защите прав участников долевого строительства многоквартирных домов (обманутых дольщиков) на территории <адрес>").

          На основании ч. 7 ст. 23 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ) контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан.

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Перечня проблемных объектов, для строительства которых привлекались денежные средства граждан, на территории <адрес> и Порядка формирования перечня проблемных объектов, для строительства которых привлекались денежные средства граждан, на территории <адрес>» (в ред. Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ) объект, инвестором которого по договору являлся истец, признан проблемным.

ДД.ММ.ГГГГ Самарской Губернской Думой принят <адрес> -ГД «О мерах государственной поддержки участников долевого строительства и лиц, обеспечивающих удовлетворение прав требований участников долевого строительства, на территории <адрес>».

          <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ГД «О мерах государственной поддержки участников долевого строительства и лиц, обеспечивающих удовлетворение прав требований участников долевого строительства на территории <адрес>» установлены меры государственной поддержки пострадавших участников долевого строительства.

В соответствии с частью 1 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ГД (в редакции Закона от ДД.ММ.ГГГГ) пострадавшим от действий недобросовестного застройщика признается гражданин Российской Федерации, соответствующий одновременно следующим условиям:

1) наличие договора участия в долевом строительстве на приобретение жилого помещения, заключенного с недобросовестным застройщиком, нерасторгнутого, а также не признанного ничтожным, за исключением случаев, когда у гражданина право требования на получение жилого помещения по договору участия в долевом строительстве установлено судебным актом в соответствии с положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";

2) наличие оплаты гражданином, претендующим на получение мер государственной поддержки, по договору участия в долевом строительстве и (или) договору уступки прав требований по договору участия в долевом строительстве в денежной форме или посредством зачета прав требований, связанных с наличием задолженности перед ним по иным заключенным им договорам участия в долевом строительстве, оплаченным денежными средствами;

3) заключение договора долевого участия в строительстве и (или) договора уступки прав требования по такому договору до признания объекта проблемным и (или) введения в отношении застройщика одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве застройщика;

4) признание гражданина потерпевшим согласно постановлению следователя, дознавателя, судьи или определению суда в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (при наличии уголовного дела по факту нарушения прав и интересов граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) жилых домов блокированной застройки, состоящих из трех и более блоков);

5) гражданин не является и (или) не являлся учредителем, участником и (или) лицом, осуществляющим полномочия его единоличного исполнительного органа, и (или) членом коллегиального органа управления недобросовестного застройщика, и (или) членом его коллегиального исполнительного органа, и (или) главным бухгалтером (бухгалтером) недобросовестного застройщика, а также не имеет и (или) не имел близкого родства с такими лицами;

6) неполучение гражданином мер государственной поддержки как пострадавшим участником долевого строительства;

7) отсутствие у гражданина договора участия в долевом строительстве проблемного объекта, по которому наблюдательным советом публично-правовой компании "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства" принято решение о финансировании завершения его строительства или выплате возмещения. Гражданин Российской Федерации может быть признан пострадавшим от действий недобросовестного застройщика только в отношении одного жилого помещения на территории <адрес> и только однократно.

Положениями ч. 2 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что привлечение денежных средств граждан, связанное с возникающим у граждан правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, которые на момент привлечения таких денежных средств граждан не введены в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, допускается только установленными данной статьей способами, в частности, на основании договора участия в долевом строительстве.

Меры государственной поддержки могут предоставляться как непосредственно пострадавшему участнику долевого строительства, так и опосредованно через нового застройщика, нового застройщика-инвестора, что указывается в соглашении о завершении строительства проблемного объекта и удовлетворении прав требований пострадавших участников долевого строительства и (или) соглашении о реализации масштабного инвестиционного проекта, реализуемого новым застройщиком-инвестором, заключаемом между уполномоченным органом и новым застройщиком-инвестором.

В ходе судебного разбирательства, установлено, что Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> проблемных объектов, для строительства которых привлекались денежные средства граждан, на территории <адрес>, утвержденный постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ . Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ проблемный объект исключен из Перечня в связи с вводом его в эксплуатацию.

Министерством строительства <адрес> в 2015 во исполнение постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка проведения конкурса по отбору организаций в целях завершения строительства проблемных объектов, перечень которых определен <адрес>, удовлетворения прав требований участников долевого строительства» проведен конкурс по отбору организаций в целях удовлетворения прав требований 16 участников долевого строительства на получение ими 15 жилых помещений общей площадью кв.м проблемного объекта. Победителем конкурса на основании протокола оценки заявок на участие в конкурсе от ДД.ММ.ГГГГ признано ООО «Прогресс-Н», в связи с чем ООО «Прогресс-Н» в собственность бесплатно предоставлен земельный участок, площадью 10 кв.м, с разрешенным использованием для строительства жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> в районе жилого <адрес>.

          Министерством по согласованию с ООО «Прогресс-Н» утвержден реестр жилых помещений ООО «Монтэк», переданных ООО «Прогресс-Н», жилое помещение Муравицкой И.С. не включено в указанный реестр. Результаты конкурса не оспорены, являются действительными.

          ДД.ММ.ГГГГ ООО «Прогресс-Н» выдано разрешение на строительство жилого многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>.

          Согласно плану-графику, утвержденному на территории <адрес> восстановление прав граждан, включенных в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены по проблемным объектам не включенным в Единый реестр проблемных объектов осуществляется в рамках <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ГД «О мерах государственной поддержки участников долевого строительства и лиц, обеспечивающих удовлетворение прав требований участников долевого строительства на территории <адрес>», путем подачи заявления на включение в реестр пострадавших участников долевого строительства проблемных объектов, завершение строительства которых признано нецелесообразных и (или) невозможным и пострадавших участников долевого строительства объектов, права требования которых не были удовлетворены, ведение которого осуществляется на основании постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ . План-график является общедоступным опубликован на официальном сайте Министерства в сети «Интернет».

В соответствии с разрешением Министерства строительства <адрес> на ввод объекта в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ построенный жилой многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> введен в эксплуатацию, с присвоением адреса: <адрес>, г.о.Самара, <адрес>, <адрес> <адрес>

          Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ из Перечня проблемных объектов, для строительства которых привлекались денежные средства граждан, на территории <адрес>, утвержденного Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , указанный выше жилой дом исключен.

Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан для долевого строительства многоквартирных домов, регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", которым также устанавливаются гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства.

Согласно частям 1 и 2 статьи 23 указанного Федерального закона государственное регулирование в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным Федеральным органом исполнительной власти, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции. Государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с упомянутым федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство.

          В силу положений ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ГД "О мерах государственной поддержки участников долевого строительства и лиц, обеспечивающих удовлетворение прав требований участников долевого строительства, на территории <адрес>" меры государственной поддержки при предоставлении жилого помещения вне проблемного объекта пострадавшим участникам долевого строительства, удовлетворение прав требований которых невозможно в проблемном объекте в связи с нецелесообразностью и (или) невозможностью завершения строительства проблемного объекта, оказываются с учетом расчетной нормы. Расчетная норма - максимальная общая площадь жилого помещения, определяемая для оказания пострадавшему участнику долевого строительства мер государственной поддержки, которая в зависимости от условий договора, ранее заключенного пострадавшим участником долевого строительства с недобросовестным застройщиком, составляет:

         а) 36 квадратных метров общей площади жилого помещения - в случае, если по ранее заключенному договору у пострадавшего участника долевого строительства возникало право на однокомнатную квартиру;

         б) 54 квадратных метра общей площади жилого помещения - в случае, если по ранее заключенному договору у пострадавшего участника долевого строительства возникало право на двухкомнатную квартиру;

          в) 72 квадратных метра общей площади жилого помещения - в случае, если по ранее заключенному договору у пострадавшего участника долевого строительства возникало право на квартиру с количеством комнат три и более. <адрес> жилого помещения - сумма площадей всех частей жилого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, в том числе площадь лоджий, балконов, террас и веранд, подсчитываемую со следующими понижающими коэффициентами: для лоджий - 0,5, для балконов и террас - 0,3. В случае невозможности предоставления жилого помещения расчетной нормы участнику долевого строительства на безвозмездной основе предоставляется жилое помещение большей площади, при этом разница площадей не может превышать 10 квадратных метров. Передача участнику долевого строительства жилого помещения меньшей площади возможна при наличии его письменного согласия, за исключением случаев, когда по договору участия в долевом строительстве приобреталась площадь меньше расчетной. Выплата денежной компенсации осуществляется в размере денежных средств, ранее внесенных пострадавшим участником долевого строительства по договору с недобросовестным застройщиком.

Согласно ч. 1 ст. 6 указанного выше Закона к мерам государственной поддержки пострадавших участников долевого строительства относятся:

1) предоставление земельного участка новому застройщику-инвестору в аренду без проведения торгов в соответствии с законодательством <адрес> для реализации масштабного инвестиционного проекта, предусмотренного государственной программой <адрес> и реализуемого в целях обеспечения жилыми помещениями участников долевого строительства объектов, включенных в перечень проблемных, либо пунктом 3.1 части 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации;

2) предоставление субсидий объединениям участников долевого строительства, новым застройщикам, конкурсному управляющему (внешнему управляющему) для завершения строительства и ввода проблемного объекта в эксплуатацию;

3) предоставление жилых помещений вне проблемного объекта пострадавшим участникам долевого строительства, удовлетворение прав требований которых невозможно в проблемном объекте в случаях, если:

признано нецелесообразным и (или) невозможным завершение строительства проблемного объекта,

проблемный объект исключен из перечня проблемных объектов по основаниям, установленным настоящим Законом, за исключением оснований, предусмотренных пунктом 3 части 3 статьи 4 настоящего Закона;

    в целях завершения строительства проблемного объекта уполномоченным органом проведен конкурс в соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении Порядка проведения конкурса по отбору организаций в целях завершения строительства проблемных объектов, перечень которых определен <адрес>, удовлетворения прав требований участников долевого строительства", но при этом права требования пострадавших участников долевого строительства не были удовлетворены новым застройщиком (п. 3 в ред. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ГД),

4) предоставление субсидий, объединениям участников долевого строительства, новым застройщикам для технологического подключения (присоединения) проблемного объекта к сетям электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения; (в ред. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ГД),

5) выплата денежной компенсации пострадавшим участникам долевого строительства, удовлетворение прав требований которых невозможно в проблемном объекте в случаях, если:

признано нецелесообразным и (или) невозможным завершение строительства проблемного объекта;

проблемный объект исключен из перечня проблемных объектов по основаниям, установленным настоящим Законом, за исключением оснований, предусмотренных пунктом 3 части 3 статьи 4 настоящего Закона;

в целях завершения строительства проблемного объекта министерством проведен конкурс в соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении Порядка проведения конкурса по отбору организаций в целях завершения строительства проблемных объектов, перечень которых определен <адрес>, удовлетворения прав требований участников долевого строительства", но при этом права требования пострадавших участников долевого строительства не были удовлетворены новым застройщиком; (п. 5 в ред. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ГД).

В соответствии с ч. 4 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ГД (в ред. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ГД) право на получение меры государственной поддержки, установленной пунктами 3 или 5 части 1 статьи 6 настоящего Закона, имеет пострадавший участник долевого строительства, оплативший по договору участия в долевом строительстве жилое помещение площадью равной или более расчетной нормы, установленной настоящим Законом, либо оплативший стоимость жилого помещения по договору участия в долевом строительстве в полном объеме. В случае если пострадавший участник долевого строительства оплатил по договору участия в долевом строительстве жилое помещение площадью менее расчетной нормы, за исключением пострадавшего участника долевого строительства, оплатившего стоимость жилого помещения по договору участия в долевом строительстве в полном объеме, он имеет право на получение меры государственной поддержки, установленной пунктом 5 части 1 статьи 6 настоящего Закона, т.е. на выплату денежной компенсации пострадавшим участникам долевого строительства, удовлетворение прав требований которых невозможно в проблемном объекте.

Принимая во внимание, что предметом предварительного договора, заключенного истцом с ООО «Монтэк» являлась однокомнатная квартира, общей площадью кв.м, расчетная норма для оказания пострадавшему участнику долевого строительства мер государственной поддержки составляет кв.м общей площади жилого помещения.

В данном случае, как установлено судом и не оспаривалось сторонами в ходе судебного разбирательства, Муравицкой И.С. по предварительному договору произведена оплата денежных средств в размере рублей, т.е. оплачено кв.м, что менее расчетной нормы.

Учитывая данные обстоятельства и приведенное правовое регулирование в их системной взаимосвязи, право на меры государственной поддержки в виде предоставления жилого помещения вне проблемного объекта у Муравицкой И.С. не возникло, в связи с чем суд приходит к выводу о правомерности оспариваемого решения административного ответчика, поскольку действие Министерства строительства <адрес>, выраженное в предложение от ДД.ММ.ГГГГ об оказании меры государственной поддержки в виде выплаты денежной компенсации в размере 800 000 рублей соответствуют требованиям Закона -ГД, принято компетентным органом в пределах предоставленных законом полномочий в установленные законом сроки и порядке и не свидетельствует о нарушениях прав административного истца.

При этом, суд обращает внимание, что применительно к возникшим правоотношения административный истец не вправе выбирать самостоятельно способ и меры оказания государственной поддержки, поскольку <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ГД (в ред. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ГД) вид государственной поддержки и ее объем определяются исключительно уполномоченным органом в соответствии с порядком, утвержденным <адрес>, прерогатива в выборе способа оказания мер государственной поддержки пострадавшему участнику долевого строительства, которым является Муравицкая И.С., истцу не принадлежит.

         Следовательно, и возложение обязанности по удовлетворению прав административного истца посредством обеспечения меры государственной поддержки путем передачи однокомнатной квартиры в проблемном объекте с возможной доплатой за дополнительные квадратные метры является неправомерным.

Ссылка истца на не включение ее в список лиц нового застройщика ООО «Прогресс-Н», несостоятельна, поскольку вопрос о включении Муравицкой И.С. в указанный реестр данным процессом не рассматривался.

         В настоящем случае, административный истец не лишена права для получения мер государственной поддержки и возможности использования для защиты прав компенсаторных механизмов, предусмотренных действующим законодательством, более того, данная мера государственной поддержки в соответствии с требованиями законодательства, ей предложена.

         Не согласие истца с предложенной Министерством строительства <адрес> мерой государственной поддержки в виде выплаты денежной компенсации в размере внесенных Муравицкой И.С. по предварительному договору от ДД.ММ.ГГГГ суммы денежных средств в размере рублей не свидетельствует о нарушение прав административного истца, более того, выбор меры государственной поддержки не может быть продиктован волей пострадавшего участника долевого строительства.

          Иные доводы истца, тождественны содержанию административного искового заявления и подлежат отклонению, поскольку являются ошибочными, основанными на выборочном и избирательном толковании истцом норм действующего законодательства, которым истцом дан собственный анализ.

Как следует из норм действующего законодательства, по своей сути, административное судопроизводство направлено не на сам факт признания незаконными тех или иных решений, действий (бездействия) государственного органа или должностного лица, судебная защита имеет целью именно восстановление нарушенного права административного истца (статья 46 Конституции Российской Федерации, статьи 3 и 4, статья 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В системном толковании процессуального закона решение о признании бездействия незаконным своей целью также преследует восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение об обязании административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление (пункт 1 части 2 статьи 227 КАС Российской Федерации).

Соответственно, исходя из положений части 2 статьи 227 КАС РФ признание незаконными оспариваемых действий (бездействия) и решений органов и должностных лиц возможно только при несоответствии их нормам действующего законодательства одновременно с нарушением прав и законных интересов гражданина. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Совокупность данных обстоятельств в рассматриваемом случае не установлена, как и обстоятельств, свидетельствующих о незаконности решения Министерства строительства <адрес>.

Анализируя изложенное выше, оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

          На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 175-181 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Муравицкой И. С. к Министерству строительства <адрес> о признании незаконным действий - оставить без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через <адрес> в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

            Судья                                                                                   Т.А.Турбина

        Решение в окончательной форме изготовлено 15 ноября 2022

2а-4496/2022 ~ М-3701/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Муравицкая И.С.
Ответчики
Министерство строительства Самарской области
Другие
Администрация г.о.Самара
ППК «Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства»
конкурсный управляющий ООО «Прогресс-Н» Севостьянов О.Н.
Управление Росреестра по Самарской области
Администрация Промышленного внутригородского района г.Самара
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Турбина Т. А.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
11.08.2022Регистрация административного искового заявления
12.08.2022Передача материалов судье
15.08.2022Решение вопроса о принятии к производству
31.08.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
31.08.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.08.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
14.09.2022Предварительное судебное заседание
03.10.2022Судебное заседание
24.10.2022Судебное заседание
01.11.2022Судебное заседание
15.11.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.11.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее