Г. Сыктывкар Дело № 2-1235/2019 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Семенчиной Л.А.,
судей Нагорновой О.Н., Захваткина И.В.,
при секретаре Калинкович И.С.,
рассмотрела в судебном заседании 03 октября 2019 г. дело по апелляционной жалобе Алямкина А.И. на решение Интинского городского суда Республики Коми от 30 июля 2019 г., по которому
иск Акционерного общества "Интауголь" удовлетворен.
Отменено решение Государственного учреждения Республики Коми "Центр занятости населения города Инты" от 24 июня 2019 года № 932 о сохранении Алямкину А.И. среднего заработка за четвертый месяц со дня увольнения.
Заслушав доклад судьи Семенчиной Л.А., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
АО "Интауголь" обратилось в суд с иском к ГУ РК "ЦЗН города Инты" об отмене решения о сохранении Алямкину А.И. среднего месячного заработка за четвертый месяц со дня увольнения. Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Алямкин А.И.
Суд принял указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Алямкин А.И. просит отменить решение суда и вынести новое решение, удовлетворив заявленные требования.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие сторон, при надлежащем извещении о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Алямкин А.И. состоял в трудовых отношениях с АО "Интауголь", уволен 15.02.2019 по п. 1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ в связи с ликвидацией организации.
С 14.03.2019 Алямкин А.И. зарегистрирован в ГУ РК "ЦЗН г. Инты" в качестве гражданина, обратившегося за предоставлением государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы.
На основании приказа от 22.03.2019 № 081Д2/1905 Алямкин А.И. признан безработным с 14.03.2019. В течение трех месяцев со дня увольнения Алямкин А.И. не был трудоустроен в связи с отсутствием подходящей работы. 24.06.2019 Алямкин А.И. обратился в ГУ РК «ЦЗН г. Инты» с заявлением о сохранении среднемесячного заработка за четвертый месяц со дня увольнения.
Решением ГУ РК "ЦЗН г. Инты" от 24.06.2019 № 932 за Алямкиным А.И. признано право на сохранение средней заработной платы за четвертый месяц со дня увольнения с 16.05.2019 по 15.06.2019.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что у ГУ РК «ЦЗН г. Инты» не имелось оснований для признания Алямкина А.И. лицом, оставшимся в результате увольнения без средств к существованию и наличия исключительных обстоятельств для получения заработной платы за четвертый месяц трудоустройства, в связи с чем признал незаконными решение ГУ РК «ЦЗН г. Инты» о сохранении за работником среднего месячного заработка за указанный месяц со дня его увольнения.
Судебная коллегия не может согласиться с приведенными выводами суда по следующим основаниям.
Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установлены главой 50 Трудового кодекса РФ (ст.ст. 313 - 327), руководствуясь которыми применительно к установленным обстоятельствам дела, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что у ГУ РК «Центр занятости населения г. Инты» не имелось основания для сохранения за Алямкиным А.И. среднего заработка на период трудоустройства за четвертый месяц.
Однако, из смысла положений ст. 318 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что в случае увольнения работника из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации ему, безусловно, выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка и за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения.
Основанием для сохранения за указанным работником среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяца со дня увольнения является принятие органом службы занятости населения соответствующего решения, которое обусловлено наличием исключительного случая, касающегося уволенного работника.
Таким образом, сохранение среднего заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев после увольнения, как установлено ч. 2 ст. 318 Трудового кодекса РФ, производится не в качестве общего правила, а в исключительных случаях.
По смыслу данной нормы закона, своевременное обращение уволенного работника в орган службы занятости населения и факт его нетрудоустройства этим органом являются предпосылкой для реализации права на сохранение за работником, уволенным из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, среднего месячного заработка за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения.
Реализация же такого права связана с наличием исключительных случаев, подлежащих установлению соответствующим органом службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за работником среднего месячного заработка за четвертый, пятый, шестой месяцы с момента увольнения.
Ввиду изложенного к юридически значимым обстоятельствам, подлежащим установлению при разрешении споров, связанных с предоставлением работнику, уволенному в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, государственной гарантии в виде сохранения среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения (ч. 2 ст. 318 Трудового кодекса РФ) относятся: факт обращения такого работника в месячный срок после увольнения в соответствующий орган службы занятости населения, нетрудоустройство этого работника указанным органом в течение трех месяцев со дня увольнения и наличие исключительного случая, касающегося уволенного работника и связанного с его социальной незащищенностью, отсутствием у него средств к существованию, наличием у него на иждивении нетрудоспособных членов семьи и тому подобного.
Из представленных в дело доказательств следует, что Алямкин А.И. состоит в браке, имеет на иждивении несовершеннолетнюю дочь, <Дата обезличена> года рождения. Супруга Алямкина А.И. состоит на учете в качестве безработной с 24.06.2019.
Согласно сведениям Центра ПФР в РК и ГБУ РК "ЦСЗН г. Инты" Алямкин А.И. не является получателем пенсии и иных социальных выплат.
Из справки АО «Интауголь» следует, что при увольнении Алямкину А.И. было выплачено выходное пособие в размере ...., начислена компенсация за неиспользованный отпуск в размере .... Средний заработок за второй месяц трудоустройства составил ...., за третий – .... (сумма среднего заработка за третий месяц истцом не перечислена). Общий размер начисленных выплат при увольнении в октябре 2018 года составил ....
Исходя из обстоятельств данного дела, судебная коллегия полагает, что вывод суда о том, что Алямкин А.И. при имеющемся доходе мог обеспечить уровень прожиточного минимума для себя и несовершеннолетнего ребенка, противоречит установленным по делу обстоятельствам.
Согласно Конституции РФ политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты; материнство и детство, семья находятся под защитой государства; мужчины и женщины имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации (ст. 7; ч. 3 ст. 19; ч. 1ст.38).
Приведенным положениям Конституции РФ, обусловливающим необходимость обеспечения - на основе общепринятых в социальных государствах стандартов - родителям и другим лицам, воспитывающим детей, возможности достойно выполнять соответствующие социальные функции, корреспондируют требования Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989), которая, исходя из принципа приоритета интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни, обязывает подписавшие ее государства принимать все законодательные и административные меры к тому, чтобы обеспечить детям необходимые для их благополучия защиту и заботу, признавать право каждого ребенка на уровень жизни, который требуется для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (п. 1 ст. 27), с учетом того, что родители или другие лица, воспитывающие ребенка, несут основную ответственность за создание в пределах своих способностей и финансовых возможностей необходимых для этого условий (п. 2 ст. 27).
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что с учетом нахождения на иждивении Алямкина А.И. несовершеннолетнего ребенка, а также отсутствия у третьего лица иных источников дохода и социальной незащищенности в связи с отсутствием средств к существованию, указанные обстоятельства следует расценивать в качестве исключительных в том понимании, которое изложено в ст. 318 Трудового кодекса РФ.
Таким образом, при принятии оспариваемого решения у органа службы занятости имелись все основания для сохранения за Алямкиным А.И. среднего заработка за четвертый месяц со дня увольнения. В связи с чем решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Интинского городского суда Республики Коми от 30 июля 2019 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований АО «Интауголь» к ГУ Республики Коми «Центр занятости населения г. Инты» об отмене решения о сохранении среднего месячного заработка за четвертый месяц со дня увольнения Алямкина А.И. отказать.
Председательствующий
Судьи