Дело № 2-5154/2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
город Петрозаводск 08 августа 2018 года
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи К.А. Кипяткова
при секретаре судебного заседания А.В. Лантух
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам Карельского транспортного прокурора к ОАО «Российские железные дороги» об обязании совершения действий
установил:
Карельский транспортный прокурор обратился в суд исками к ОАО «РЖД» по тем основаниям, что ответчиком нарушаются утвержденные постановлением Правительства РФ от 26.04.2017 № 495 требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта. Проведенной проверкой установлено, что в отношении принадлежащих ответчику объектов транспортной инфраструктуры: железнодорожных станций Брусничная (реестровый номер ЖСТ113108), Виллагора (реестровый номер ЖСТ113132), Пертозеро (реестровый номер ЖСТ113455), Лендеры (реестровый номер ЖСТ113315), Нюхча (реестровый номер ЖСТ113420), Ледмозеро 2 (реестровый номер ЖСТ 113314) Петрозаводским центром организации работы железнодорожных станций структурного подразделения Октябрьской дирекции управления движением структурного подразделения Центральной дирекции управления движением филиала ОАО «РЖД» не принято мер, направленных на проведение дополнительной оценки уязвимости данных объектов. В установленные пп.17 п. 5 Требований сроки дополнительная оценка не проведена. Официальная информация о работах, связанных с планированием или началом проведения дополнительной оценки уязвимости отсутствует. Согласно ответу из Петрозаводского центра организации работы железнодорожных станций от 20.03.2018 № ДЦС-4-109 дополнительная оценка уязвимости рассматриваемых объектов не проводилась, в связи с отсутствием финансирования. С учетом изложенного прокурор просил обязать ответчика в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить проведений дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и утверждение в установленном порядке ее результатов в отношении указанных объектов транспортной инфраструктуры.
Судом дела по искам прокурора объединены в одно производство.
В судебном заседании прокурор Ильницкий В.А. поддержал заявленные исковые требования в полном объеме по изложенным в иске основаниям.
Ответчик ОАО «РЖД» представителя в судебное заседание не направил, извещен о рассмотрении дела, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие.
Третье лицо Управление государственного авиационного надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта представителя в судебное заседание не направило, в письменном отзыве полагало иск подлежащим удовлетворению.
Суд, заслушав пояснения прокурора, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно п. 3 ст. 1, ст. 2 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» одним из основных принципов функционирования железнодорожного транспорта является безопасность.
Обеспечение безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта - это система экономических, организационно - правовых, технических и иных мер, предпринимаемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями железнодорожного транспорта, иными юридическими лицами, а также физическими лицами и направленных на предотвращение транспортных происшествий и снижение риска причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона № 16-ФЗ от 09.02.2007 «О транспортной безопасности» (далее - Федеральный закон, Закон № 16-ФЗ) акт незаконного вмешательства - противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, либо создавшее угрозу наступления таких последствий.
Согласно п. 9 ст. 1 Федерального закона субъектами транспортной инфраструктуры являются юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
В силу п. 10 ст. 1 Закона № 16-ФЗ транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. Объекты транспортной инфраструктуры – это технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование.
Исходя из положений ст. 2 указанного Закона целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
Статья 4 Закона № 16-ФЗ определяет, что обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры.
Частью 1 ст. 8 Закона № 16-ФЗ требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками.
В целях реализации вышеуказанных положений Закона постановлением Правительства РФ от 26.04.2017 № 495 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта (далее - Требования).
Согласно п. 4 Требований настоящий документ является обязательным для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками, осуществляющими непосредственную эксплуатацию транспортных средств.
Перечень обязанностей субъектов транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, а также субъектов транспортной инфраструктуры (перевозчики) в целях обеспечения транспортной безопасности транспортного средства в отношении объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств установлены п. 5 Требований.
Подпунктом 17 п. 5 Требований определено, что при изменении положений Постановления № 495 регламентирующих меры по защите объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) от актов незаконного вмешательства, субъект транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности обязан обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) и утверждение в установленном порядке ее результатов в течение 3 месяцев со дня возникновения таких изменений.
В соответствии с пп. 18 п. 5 Требований на субъекта транспортной инфраструктуры возложена обязанность обеспечить внесение изменений в план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, в том числе по результатам проведенной дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры, и их представление на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта в течение 3 месяцев со дня утверждения результатов проведенной дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры.
Требования, утвержденные постановлением Правительства РФ от 26.04.2017 № 495, вступили в силу с 1 июля 2017 года.
В судебном заседании на основании представленных материалов проведенной Карельской транспортной прокуратурой в марте 2018 проверки установлено, что мер, направленных на проведение дополнительной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, а именно: железнодорожных станций Брусничная (реестровый номер ЖСТ113108), Виллагора (реестровый номер ЖСТ113132), Пертозеро (реестровый номер ЖСТ113455), Лендеры (реестровый номер ЖСТ113315), Нюхча (реестровый номер ЖСТ113420), Ледмозеро 2 (реестровый номер ЖСТ 113314), Петрозаводским центром организации работы железнодорожных станций структурного подразделения Октябрьской дирекции управления движением структурного подразделения Центральной дирекции управления движением филиала ОАО «РЖД» не принято. В установленные пп. 17 п. 5 Требований сроки дополнительная оценка не проведена. Официальная информация о работах, связанных с планированием или началом проведения дополнительной оценки уязвимости отсутствует.
Согласно ответу из Петрозаводского центра организации работы железнодорожных станции от 20.03.2018 № ДЦС-4-109 дополнительная оценка уязвимости станций Брусничная, Виллагора, Пертозеро, Лендеры, Нюхча, Ледмозеро2, не проводилась в связи с отсутствием финансирования.
Проанализировав изложенные нормы права, принимая во внимание установленные обстоятельства дела, суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора в части обязания ответчика проведения дополнительной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и утверждение в установленном порядке ее результатов, поскольку не соблюдение требований законодательства в области обеспечения транспортной безопасности создает непосредственную угрозу для устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса, защиты интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства, противодействия терроризму и угрожают жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в случае совершения любого акта незаконного вмешательства
Отсутствие финансирования выполнения данных мероприятий не могут служить основанием для неисполнения ответчиком императивных предписаний «Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта», утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.04.2017 N 495 ".
В силу ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
В соответствии с требованиями вышеуказанной статьи, суд находит возможным установить ответчику срок для исполнения требований прокурора по данным искам 3 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ, ст. 333.19, ст.333.36 Налогового кодекса РФ государственная пошлина, от уплаты которой прокурор был освобожден, подлежит взысканию с ответчика в сумме 1 800 рублей (300 х 6).
На основании изложенного, руководствуясь ст.194–198 ГПК РФ, суд
решил:
Иски Карельского транспортного прокурора удовлетворить.
Обязать ОАО «Российские железные дороги» в течение 3 (трех) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и утверждение в установленном порядке ее результатов, в отношении объектов транспортной инфраструктуры:
- железнодорожной станции Брусничная Петрозаводского центра организации работы железнодорожных станций структурного подразделения Октябрьской дирекции управления движением структурного подразделения Центральной дирекции управления движением филиала ОАО «РЖД» (реестровый номер ЖСТ113108);
- железнодорожной станции Виллагора Петрозаводского центра организации работы железнодорожных станций структурного подразделения Октябрьской дирекции управления движением структурного подразделения Центральной дирекции управления движением филиала ОАО «РЖД» (реестровый номер ЖСТ113132);
- железнодорожной станции Пертозеро Петрозаводского центра организации работы железнодорожных станций структурного подразделения Октябрьской дирекции управления движением структурного подразделения Центральной дирекции управления движением филиала ОАО «РЖД» (реестровый номер ЖСТ113455);
- железнодорожной станции Лендеры Петрозаводского центра организации работы железнодорожных станций структурного подразделения Октябрьской дирекции управления движением структурного подразделения Центральной дирекции управления движением филиала ОАО «РЖД» (реестровый номер ЖСТ113315);
- железнодорожной станции Нюхча Петрозаводского центра организации работы железнодорожных станций структурного подразделения Октябрьской дирекции управления движением структурного подразделения Центральной дирекции управления движением филиала ОАО «РЖД» (реестровый номер ЖСТ113420);
- железнодорожной станции Ледмозеро 2 Петрозаводского центра организации работы железнодорожных станций структурного подразделения Октябрьской дирекции управления движением структурного подразделения Центральной дирекции управления движением филиала ОАО «РЖД» (реестровый номер ЖСТ113314).
Взыскать с ОАО «Российские железные дороги» в бюджет Петрозаводского городского округа государтсвенную пошлины по делу в размере 1 800 рублей
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия в течение 1 месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Петрозаводский городской суд.
Судья К.А. Кипятков
Мотивированное решение суда изготовлено 14.09.2018,
Последний день обжалования 15.10.2018.