Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
21 июля 2015 года г.Сызрань
Судья Сызранского городского суда Самарской области Непопалов Г.Г.,
при секретаре Анцуповой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3160/15 по заявлению Пятаева ФИО6 о признании действий Межрайонной ИФНС России № 3 по Самарской области незаконными,
У С Т А Н О В И Л :
Пятаев А.В. обратился в Сызранский городской суд с вышеуказанным заявлением, мотивируя тем, что ему на праве собственности принадлежат: мотолодка «№00, заводской №00; подвесной лодочный мотор «Вихрь 30» мощностью 30 лошадиных сил, заводской №00; подвесной лодочный мотор «Вихрь М» мощностью 25 лошадиных сил, заводской №00; и подвесной лодочный мотор «Ветерок» мощностью 8 лошадиных сил, заводской №00. Все перечисленные выше подвесные лодочные моторы зарегистрированы в установленном законом порядке в ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Самарской области» за мотолодкой «Воронеж» №00, вписаны в судовой билет названного выше маломерного судна. Одновременная установка двух и более зарегистрированных подвесных лодочных моторов на принадлежащее заявителю маломерное судно по его техническим характеристикам запрещена. **.**.**** г. Пятаев А.В. получил налоговое уведомление Межрайонной ИФНС России №00 по Самарской области №00, согласно которому ему начислен транспортный налог за указанное выше маломерное судно за 2011-2013 годы в размере 4 587 рублей. Будучи не согласен с начислением налога в указанной выше сумме, заявитель обжаловал его в УФНС России по Самарской области. Решением УФНС России по Самарской области от **.**.**** г. жалоба Пятаева А.В. оставлена без удовлетворения, однако налоговым органом был произведен перерасчет начисленного транспортного налога за указанный выше период, после чего заявителю вручено требование №00 об уплате транспортного налога за 2011-2013 годы в размере 3 449 рублей 50 копеек, и пени в размере 25 рублей 13 копеек. Заявитель полагает, что расчет транспортного налога на мотолодку «Воронеж» г№00 за 2011-2013 годы произведен Межрайонной ИФНС России № 3 по Самарской области вновь неверно, поскольку ранее им были получены налоговые уведомления об уплате транспортного налога: за 2011 год в размере 725 рублей (без учета льготы), за 2012 год в размере 725 рублей (без учета льготы) и за 2013 год в размере 412 рублей 50 копеек (с учетом льготы). В последствии, после обращения заявителя в налоговый орган, Межрайонной ИФНС России №3 по Самарской области произведен перерасчет указанного выше налога и предоставлена льгота как пенсионеру, в результате чего, Пятаеву А.В. надлежало уплатить транспортный налог: за 2011 год в размере 362 рубля 50 копеек, за 2012 год в размере 362 рубля 50 копеек, и за 2013 год в размере 412 рублей 50 копеек. Указанные выше суммы транспортного налога заявителем были уплачены в полном объеме, т.е. обязанность по уплате транспортного налога им исполнена. Однако, в настоящее время Межрайонной ИФНС России №3 по Самарской области произведено доначисление транспортного налога за 2011-2013 годы, исходя из суммирования мощности 2-х принадлежащих Пятаеву А.В. лодочных моторов: «Вихрь М» мощностью 25 лошадиных сил и «Ветерок» мощностью 8 лошадиных сил, без учета льготы, предусмотренной законом для пенсионеров. Вследствие чего у заявителя образовалась задолженность по уплате транспортного налога за 2011-2013 годы в размере 3 449 рублей 50 копеек, и пени в размере 25 рублей 13 копеек. Таким образом, при определении налоговой базы в отношении названного выше маломерного судна налоговым органом были суммированы мощности принадлежащих Пятаеву А.В. подвесных лодочных моторов. Заявитель полагает, что перерасчет транспортного налога на мотолодку «Воронеж» №00 за 2011-2013 годы произведен Межрайонной ИФНС России № 3 по Самарской области неверно, поскольку одновременная установка двух и более зарегистрированных подвесных лодочных моторов на принадлежащее ему маломерное судно по его техническим характеристикам запрещена, фактически Пятаев А.В. использовал и имел техническую возможность использовать на принадлежащей ему мотолодке только один из принадлежащих ему лодочных моторов попеременно, а потому налог следует исчислять из одного двигателя большей мощностью. На основании изложенного, заявитель просит суд действия Межрайонной ИФНС России № 3 по Самарской области по начислению ему транспортного налога за 2011-2013 годы в размере 3 449 рублей 50 копеек признать незаконным, устранить нарушения его прав и законных интересов.
В процессе рассмотрения судом настоящего гражданского дела Пятаев А.В. изменил и уточнил свои требования, просит суд: действия Межрайонной ИФНС России № 3 по Самарской области по начислению ему транспортного налога за 2011-2013 годы в размере 3 449 рублей 50 копеек признать незаконными; а также обязать Межрайонную ИФНС России № 3 по Самарской области произвести перерасчет транспортного налога, начисленного ему за 2011-2013 годы на транспортное средство – мотолодку «Воронеж» №00 исходя из мощности одного из зарегистрированных в налоговый период подвесных лодочных моторов большей мощностью – 25 лошадиных сил, с применением льготы, установленной п. 1 ст. 4 Закона Самарской области «О транспортном налоге на территории Самарской области», для налогоплательщиков, являющихся пенсионерами.
В судебном заседании представитель заявителя по доверенности Погоржальский Д.В. заявленные требования поддержал, сославшись на доводы, изложенные выше.
Представитель Межрайонной ИФНС России № 3 по Самарской области Гуленков И.Н. не согласен с заявленными требованиями, пояснил, что исчисление транспортного налога производится налоговыми органами в соответствии со ст. 362 НК РФ на основании сведений, поступающих из органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. По сведениям ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Самарской области» на имя Пятаева А.В. зарегистрированы: мотолодка «Воронеж» №00 заводской №00; подвесной лодочный мотор «Вихрь 30» мощностью 30 лошадиных сил, заводской №00 подвесной лодочный мотор «Вихрь М» мощностью 25 лошадиных сил, заводской №00; и подвесной лодочный мотор «Ветерок» мощностью 8 лошадиных сил, заводской №00 Налоговой базой для исчисления транспортного налога является мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах, т.е. налог взимается по ставкам в зависимости от мощности двигателя. Обязанность по уплате транспортного налога, в том числе по моторным лодкам, также ставится в зависимость от мощности двигателя. Более того, обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации объекта налогообложения с указанием мощности всех зарегистрированных на него подвесных моторов, а не от фактического использования одного из них или технических возможностей транспортного средства. В связи с этим, транспортный налог за 2011-2013 годы на мотолодку «Воронеж» №00 начислен заявителю исходя из общей мощности зарегистрированных на тот момент за данным маломерным судном подвесных лодочных моторов – 33 лошадиных силы. Предусмотренная п. 1 ст. 4 Закона Самарской области «О транспортном налоге на территории Самарской области» льгота для налогоплательщиков, являющихся пенсионерами, при расчете Пятаеву А.В. транспортного налога за 2011-2013 годы применена не была, поскольку согласно п. 3 ст. 4 названного выше Закона льгота по транспортному налогу предоставляется в отношении катеров и моторных лодок с мощностью двигателя до 30 л.с. включительно, а суммарная мощность зарегистрированных за заявителем подвесных лодочных моторов составляет 33 лошадиных сил.
Привлеченное судом в качестве заинтересованного лица ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Самарской области» в письменном заявлении просит суд рассмотреть дело без участия его представителя.
Суд, заслушав объяснения представителей заявителя и Межрайонной ИФНС России № 3 по Самарской области, проверив дело, полагает заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 356 НК РФ транспортный налог (далее в настоящей главе – налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой…
При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Статьей 357 НК РФ установлено, что налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе – налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей…
Согласно п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе – транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 359 НК РФ налоговая база определяется:
1) в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), – как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;…
…В отношении транспортных средств, указанных в подпунктах 1, 1.1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству…
В соответствии с п.п. 1 и 3 ст. 362 НК РФ налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками – физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.
Вместе с тем, согласно п.п. 1 и 3 ст. 4 Закона Самарской области «О транспортном налоге на территории Самарской области» от 6 ноября 2002 года № 86-ГД налогоплательщики, являющиеся пенсионерами, уплачивают транспортный налог по ставке, равной одной второй ставки, установленной статьей 2 настоящего Закона.
Лицам, определенным в пункте 1 и подпунктах «а», «б», «в», «г», «д» и «м» пункта 2 настоящей статьи, льгота по транспортному налогу предоставляется только в отношении одного транспортного средства из каждой определенной ниже категории транспортных средств:
…катера, моторные лодки с мощностью двигателя до 30 л.с. включительно…
В целях единообразного применения налоговыми органами Российской Федерации норм главы 28 части второй Налогового кодекса РФ Министерством российской Федерации по налогам и сборам разработаны «Методические рекомендации по применению главы 28 «Транспортный налог» части второй Налогового кодекса российской Федерации», которые утверждены приказом МНС РФ от 9 апреля 2003 года № БГ-3-21/177.
Из п.п. 18, 20 и 22 «Методических рекомендаций по применению главы 28 «Транспортный налог» части второй Налогового кодекса российской Федерации», утвержденных приказом МНС РФ от 9 апреля 2003 года № БГ-3-21/177, следует, что в соответствии со статьей 359 Кодекса налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность указанного двигателя, выраженная во внесистемных единицах мощности — лошадиных силах.
Мощность двигателя определяется, исходя из технической документации на соответствующее транспортное средство, и указывается в регистрационных документах.
По водным транспортным средствам при определении налоговой базы учитывается мощность двигателей судна, зарегистрированных за водным транспортным средством.
В случае расхождения сведений, предоставленных государственным органам, осуществляющим государственную регистрацию соответствующих видов транспортных средств, с данными, содержащимися в технической документации на транспортное средство, принимаются данные, содержащиеся в технической документации на транспортное средство…
Кроме того, согласно письму УМНС России по Самарской области от **.**.**** г. №00 в техническом паспорте на транспортные средства указывается допустимая мощность подвесного мотора. При получении судового билета и при прохождении техосмотра в судовом билете делается отметка о том, сколько на учете двигателей и как они используются:
- если по техническим возможностям допускается использование 2-х или более двигателей, но в судовом билете нет отметки о попеременном использовании двигателей, то налог следует исчислять по суммарной мощности всех двигателей;
- если по техническим причинам допускается использование только одного двигателя или нескольких, но попеременно, о чем имеется соответствующая отметка в судовом билете, то налог следует исчислять с двигателя большей мощности.
Судом установлено, что Пятаеву А.В. на праве собственности принадлежат:
- мотолодка «Воронеж» №00, заводской №00;
- подвесной лодочный мотор «Вихрь 30» мощностью 30 лошадиных сил, заводской №00 (дата регистрации – **.**.**** г., состоит на учете до настоящего времени);
- подвесной лодочный мотор «Вихрь М» мощностью 25 лошадиных сил, заводской № №00 (дата регистрации – **.**.**** г., дата снятия с учета – **.**.**** г.);
- подвесной лодочный мотор «Ветерок» мощностью 8 лошадиных сил, заводской №00 (дата регистрации – **.**.**** г., дата снятия с учета – **.**.**** г.).
Все перечисленные выше подвесные лодочные моторы были зарегистрированы в установленном законом порядке в ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Самарской области» за принадлежащей заявителю мотолодкой «Воронеж» №00, вписаны в судовой билет названного выше маломерного судна. Одновременная установка двух и более зарегистрированных подвесных лодочных моторов на принадлежащее Пятаеву А.В. маломерное судно по его техническим характеристикам запрещена и невозможна.
Судом также установлено, что ранее Пятаевым А.В. были получены налоговые уведомления об уплате транспортного налога за мотолодку «Воронеж» г/н №00: за 2011 год в размере 725 рублей (без учета льготы), за 2012 год в размере 725 рублей (без учета льготы) и за 2013 год в размере 412 рублей 50 копеек (с учетом льготы).
В последствии, после обращения заявителя в налоговый орган, Межрайонной ИФНС России №00 по Самарской области произведен перерасчет указанного выше налога и предоставлена льгота как пенсионеру, в результате чего, Пятаеву А.В. надлежало уплатить транспортный налог: за 2011 год в размере 362 рубля 50 копеек, за 2012 год в размере 362 рубля 50 копеек, и за 2013 год в размере 412 рублей 50 копеек. Указанные выше суммы транспортного налога заявителем были уплачены в полном объеме.
Вместе с тем, **.**.**** г. Пятаев А.В. получил налоговое уведомление Межрайонной ИФНС России №00 по Самарской области № 1219101, согласно которому ему доначислен транспортный налог за указанное выше маломерное судно за 2011-2013 годы в размере 4 587 рублей, исходя из налоговой базы (мощности подвесного лодочного мотора) – 33 лошадиных силы, без применения льготы, установленной п. 1 ст. 4 Закона Самарской области «О транспортном налоге на территории Самарской области», для налогоплательщиков, являющихся пенсионерами.
Будучи не согласен с доначислением налога в указанной выше сумме, заявитель обжаловал его в УФНС России по Самарской области. Решением УФНС России по Самарской области от **.**.**** г. жалоба Пятаева А.В. оставлена без удовлетворения, однако налоговым органом был произведен перерасчет начисленного транспортного налога за указанный выше период с учетом ранее уплаченных сумм налога, после чего заявителю вручено требование №00 об уплате транспортного налога за 2011-2013 годы в размере 3 449 рублей 50 копеек, и пени в размере 25 рублей 13 копеек.
Таким образом, при определении налоговой базы в отношении названного выше маломерного судна налоговым органом были суммированы мощности принадлежащих заявителю в 2011-2013 годах подвесных лодочных моторов «Вихрь М» мощностью 25 лошадиных сил и «Ветерок» мощностью 8 лошадиных сил, и не было учтено, что одновременная установка двух и более зарегистрированных подвесных лодочных моторов на принадлежащее Пятаеву А.В. маломерное судно по его техническим характеристикам запрещена и невозможна, использоваться данные моторы могли лишь попеременно.
Вместе с тем, производя расчет начисленного Пятаеву А.В. транспортного налога за 2011-2013 годы, Межрайонной ИФНС России №00 по Самарской области не было учтено, что с **.**.**** г. за принадлежащей заявителю мотолодкой «Воронеж» №00 был зарегистрирован подвесной лодочный мотор «Вихрь 30» мощностью 30 лошадиных сил.
Указанные выше обстоятельства подтверждаются налоговым уведомлением № 1219101, решением УФНС по Самарской области от **.**.**** г. № 10-14/07885@, копиями квитанций об уплате транспортного налога, копией судового билета маломерного судна серии ул. ХХХ, копией пенсионного удостоверения от **.**.**** г. № 104427, требованием №00 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов по состоянию на **.**.**** г., справкой Октябрьского инспекторского участка ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Самарской области» от **.**.**** г., фотографией таблички завода-изготовителя мотолодки «Воронеж», скрин-шотами Интернет-сайтов, содержащих сведения о технических характеристиках мотолодки «Воронеж», а также объяснениями представителей заявителя и заинтересованного лица в судебном заседании.
При таких обстоятельствах, суд полагает необходимым заявление Пятаева А.В. удовлетворить, действия Межрайонной ИФНС России №00 по Самарской области по начислению заявителю транспортного налога за 2011-2013 годы в размере 3 449 рублей 50 копеек признать незаконными, а также обязать налоговый орган произвести перерасчет транспортного налога, начисленного Пятаеву А.В. за 2011-2013 годы на транспортное средство – мотолодку «Воронеж» №00 КЦ, исходя из мощности одного из зарегистрированных в налоговый период подвесных лодочных моторов большей мощностью: до **.**.**** г. – 25 лошадиных сил, с **.**.**** г. – 30 лошадиных сил, с применением льготы, установленной п. 1 ст. 4 Закона Самарской области «О транспортном налоге на территории Самарской области», для налогоплательщиков, являющихся пенсионерами, поскольку в судебном заседании установлено, что все перечисленные выше подвесные лодочные моторы зарегистрированы в установленном законом порядке в ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Самарской области» за принадлежащей заявителю мотолодкой «Воронеж» №00, вписаны в судовой билет названного выше маломерного судна, одновременная установка двух и более зарегистрированных подвесных лодочных моторов на принадлежащее Пятаеву А.В. маломерное судно по его техническим характеристикам запрещена и невозможна, а потому налоговым органом необоснованно произведено начисление транспортного налога за 2011-2013 годы, исходя из налоговой базы в размере 33 лошадиных силы, что в свою очередь повлекло невозможность предоставления заявителю названной выше льготы при уплате транспортного налога, как пенсионеру.
Иное толкование приведенных выше положений закона, позволяющее при определении налоговой базы суммировать мощности всех зарегистрированных за маломерным судном подвесных лодочных моторов, даже при условии, что одновременная установка двух и более зарегистрированных подвесных лодочных моторов на маломерное судно по его техническим характеристикам запрещена и невозможна, противоречит самой правовой природе транспортного налога, который по своему правовому смыслу является обязательным платежом, взимаемым с владельцев за пользование транспортными средствами, в том числе маломерными судами, и использование водных путей, который направляется на их содержание, а также на защиту окружающей среды от воздействия на нее вредных факторов при использовании транспортных средств. Регистрация подвесного лодочного мотора за маломерным судном, по своему содержанию, является административным актом, с которым закон (п. 1 ст. 8 ГК РФ) связывает возможность пользования приобретенным имуществом.
Таким образом, положения ст. 357 НК РФ о том, что налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, на которые ссылается представитель Межрайонной ИФНС России № 3 по Самарской области в своем отзыве и в судебном заседании, свидетельствуют лишь о том, что налогообложению подлежат владельцы транспортных средств, которые установленным порядком зарегистрированы и допущены к участию в движении, а также фактически принимают в нем участие. (Аналогичная правовая позиция содержится в апелляционном определении Самарского областного суда от **.**.**** г. по делу № 33-1305.)
На основании изложенного, руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление Пятаева ФИО7 о признании действий Межрайонной ИФНС России № 3 по Самарской области незаконными удовлетворить.
Действия Межрайонной ИФНС России № 3 по Самарской области по начислению Пятаеву ФИО8 транспортного налога за 2011-2013 годы в размере 3 449 рублей 50 копеек признать незаконными.
Обязать Межрайонную ИФНС России № 3 по Самарской области произвести перерасчет транспортного налога, начисленного Пятаеву ФИО9 за 2011-2013 годы на транспортное средство – мотолодку «Воронеж» №00, исходя из мощности одного из зарегистрированных в налоговый период подвесных лодочных моторов большей мощностью: до **.**.**** г. – 25 лошадиных сил, с **.**.**** г. – 30 лошадиных сил, с применением льготы, установленной п. 1 ст. 4 Закона Самарской области «О транспортном налоге на территории Самарской области», для налогоплательщиков, являющихся пенсионерами.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Непопалов Г.Г.