72RS0019-01-2021-002044-67 |
Дело № 21-336/2021 |
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Тюмень |
28 июля 2021 года |
Судья Тюменского областного суда Глушко А.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью «МегаГрупп» на решение судьи Тобольского городского суда Тюменской области от 15 июня 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении общества с ограниченной ответственностью «МегаГрупп»,
установил:
Постановлением № 72/6-36-21-ИЗ/12-3040-И/58-47 главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда Тюменской области (далее по тексту также – Государственная инспекция, Инспекция) Ж. от 23.04.2021 общество с ограниченной ответственностью «МегаГрупп» (далее по тесту также – ООО «МегаГрупп», Общество) привлечено к административной ответственности предусмотренной частью 1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту также – КоАП РФ) и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей, поскольку Обществом допущено нарушение статей 212, 228.1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту также – ТК РФ), пункта 33 Типового положения о системе управления охраной труда, утвержденного приказом Минтруда России от 19.08.2016 № 438н (далее по тексту также - Типовое положение о СУОТ).
С данным постановлением не согласно ООО «МегаГрупп» в лице защитника Турлакова Д.В., которым в жалобе в районный суд была изложена просьба о признании протокола об административном правонарушении от 22.04.2021 недействительным, отмене постановления должностного лица от 23.04.2021 и о прекращении производства по делу, поскольку в действиях Общества отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Жалоба мотивирована тем, что в период с 06.04.2021 по 20.04.2021 комиссией по расследованию несчастного случая на производстве проводилось расследование смертельного случая с работником С., причиной его смерти явилось заболевание: кардиомиопатия, осложнившаяся развитием острой сердечной недостаточности, при этом, лица, допустившие нарушение законодательных и иных нормативно-правовых актов, комиссией не выявлены. Вместе с тем, инспектором труда установлены нарушения, послужившие основанием к составлению протокола об административном правонарушении и вынесению постановления о привлечении Общества к административной ответственности. Выражая несогласие с выявленными нарушениями, ООО «МегаГрупп» указывало, что по результатам специальной оценки условий труда рабочее место слесаря-сантехника по показателям тяжести трудового процесса отнесено ко 2 классу, со специальной оценкой условий труда С. был ознакомлен, согласно карт № 23 и № 24 от 12.03.2018. С. были выданы: костюм зимний, костюм летний, ботинки зимние, что отвечало потребностям для осуществления им трудовой деятельности, за невыдачу средств индивидуальной защиты ответственность предусмотрена частью 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Положения статей 227, 228, 228.1 Трудового кодекса Российской Федерации обязывают работодателя направить извещение только о несчастном случае, который подлежит расследованию и учету. Причиной смерти С. явилось заболевание, что не было связано с производственным процессом. Так же Общество полагало, что протокол об административном правонарушении не соответствует требованиям части 2 ст. 28.2 КоАП РФ: событие административного правонарушения описано не конкретно, без указания обстоятельств совершения виновного деяния, место правонарушения указано г. Тобольск, Восточный промышленный район, квартал 1, участок 1, в то время как при совершении правонарушения в форме бездействия местом совершения административного правонарушения является место регистрации юридического лица, а именно: г. Тюмень, ул. Пермякова, д. 86/4.
Решением судьи Тобольского городского суда Тюменской области от 15 июня 2021 года постановление должностного лица от 23.04.2021 оставлено без изменения, жалоба ООО «МегаГрупп» оставлена без удовлетворения.
С данным решением не согласно ООО «МегаГрупп», в лице защитника Турлакова Д.В., который, повторяя доводы, изложенные ранее, дополнительно указывая, что административная ответственность за несвоевременное направление извещения о несчастном случае наступает согласно части 1 ст. 5.27 КоАП РФ, а не согласно части 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, что является самостоятельным основанием для отмены постановления должностного лица от 23.04.2021, настаивает на заявленных ранее требованиях об отмене постановления должностного лица от 23.04.2021 и о прекращении производства по делу. Также полагает возможным признать вменяемое Обществу административное правонарушение малозначительным.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела вышестоящим судом извещены, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, об отложении рассмотрения дела не просили.
Проверив в соответствии с частью 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела в полном объёме, изучив доводы жалобы в вышестоящий суд, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 названной статьи и частью 3 статьи 11.23 названного Кодекса, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Статьёй 21 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что работник имеет право на: заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами; предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором; полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда; защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами.
В свою очередь, работодатель обязан: соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда (статья 22 ТК РФ).
Согласно статье 212 ТК РФ, обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить: безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов; соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте; обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда; недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда; организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты; разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном статьей 372 названного Кодекса для принятия локальных нормативных актов; наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности; ознакомление работников с требованиями охраны труда.
С целью организации процедуры управления профессиональными рисками работодатель исходя из специфики своей деятельности устанавливает (определяет) порядок реализации следующих мероприятий по управлению профессиональными рисками: а) выявление опасностей; б) оценка уровней профессиональных рисков; в) снижение уровней профессиональных рисков (пункт 33 Типового положения о СУОТ)
Правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлены Федеральным законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее по тексту также - Федеральный закон № 125-ФЗ).
Названный закон определяет несчастный случай на производстве как событие, в результате которого застрахованный получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных названным Федеральным законом случаях как на территории страхователя, так и за ее пределами либо во время следования к месту работы или возвращения с места работы на транспорте, предоставленном страхователем, и которое повлекло необходимость перевода застрахованного на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть (статья 3).
Расследованию и учету в соответствии с настоящей главой подлежат несчастные случаи, происшедшие с работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя (в том числе с лицами, подлежащими обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя), а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах. Расследованию в установленном порядке как несчастные случаи подлежат события, в результате которых пострадавшими были получены: телесные повреждения (травмы), в том числе нанесенные другим лицом; тепловой удар; ожог; обморожение; утопление; поражение электрическим током, молнией, излучением; укусы и другие телесные повреждения, нанесенные животными и насекомыми; повреждения вследствие взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств, иные повреждения здоровья, обусловленные воздействием внешних факторов, повлекшие за собой необходимость перевода пострадавших на другую работу, временную или стойкую утрату ими трудоспособности либо смерть пострадавших, если указанные события произошли: в течение рабочего времени на территории работодателя либо в ином месте выполнения работы, в том числе во время установленных перерывов, а также в течение времени, необходимого для приведения в порядок орудий производства и одежды, выполнения других предусмотренных правилами внутреннего трудового распорядка действий перед началом и после окончания работы, или при выполнении работы за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени, в выходные и нерабочие праздничные дни; при следовании к месту выполнения работы или с работы на транспортном средстве, предоставленном работодателем (его представителем), либо на личном транспортном средстве в случае использования личного транспортного средства в производственных (служебных) целях по распоряжению работодателя (его представителя) или по соглашению сторон трудового договора; при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах, в том числе действий, направленных на предотвращение катастрофы, аварии или несчастного случая (статья 227 ТК РФ).
При несчастных случаях, указанных в статье 227 названного Кодекса, работодатель (его представитель) обязан: немедленно проинформировать о несчастном случае органы и организации, указанные в настоящем Кодексе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а о тяжелом несчастном случае или несчастном случае со смертельным исходом - также родственников пострадавшего; принять иные необходимые меры по организации и обеспечению надлежащего и своевременного расследования несчастного случая и оформлению материалов расследования в соответствии с настоящей главой (статья 228 ТК РФ).
Порядок извещения о несчастных случаях установлен статьёй 228.1 ТК РФ, согласно которой, при групповом несчастном случае (два человека и более), тяжелом несчастном случае или несчастном случае со смертельным исходом работодатель (его представитель) в течение суток обязан направить извещение по установленной форме: в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; в прокуратуру по месту происшествия несчастного случая; в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации и (или) орган местного самоуправления по месту государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя; работодателю, направившему работника, с которым произошел несчастный случай; в территориальный орган соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, если несчастный случай произошел в организации или на объекте, подконтрольных этому органу; в исполнительный орган страховщика по вопросам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя). При групповом несчастном случае, тяжелом несчастном случае или несчастном случае со смертельным исходом работодатель (его представитель) в течение суток также обязан направить извещение по установленной форме в соответствующее территориальное объединение организаций профсоюзов.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судьёй районного суда, между ООО «МегаГрупп» и ООО «ЗапСибНефтехим» заключен договор от 01.01.2018 на выполнение работ на территории заказчика.
С. был принят в ООО МегаГрупп» на основании трудового договора № 17-ЗСН.2618 ИС.ВГ-1 от 27.10.2020 на должность слесаря-сантехника.
Шестого апреля 2021 года С. приступил к трудовым обязанностям на территории вахтового городка ООО «ЗапСибНефтехим» по адресу: г. Тобольск, Восточный промышленный район, квартал 1, участок 1. В 8 часов 30 минут при перемещении помпы, С. присел на корточки и стал заваливаться на правый бок. Приехавшая «скорая помощь» констатировала его смерть.
В заключении ГБУЗ бюро судебно-медицинской экспертизы от 08.04.2021 содержится указание о том, что смерть С. наступила от заболевания кардиомиопатии, осложнившейся развитием острой сердечной недостаточности.
ООО «МегаГрупп» было составлено извещение о несчастном случае от 06.04.2020 с пострадавшим С., в Администрацию г. Тобольска сообщение о несчастном случае ООО «МегаГрупп» направила 19.04.2021.
В ходе расследования смертельного случая со С. согласно поступившего извещения, должностным лицом Государственной инспекции труда установлены нарушения государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, в том числе: положение о СУОТ не содержит информации о методе (методах) оценки уровня риска, используемого работодателем, результаты проведенной работодателем оценки рисков не содержат информации об установленных уровнях опасности, С. не был ознакомлен с оценкой профессиональных рисков; средства индивидуальной защиты работнику не были выданы в полном объеме; извещение о несчастном случае со смертельным исходом с работником в орган исполнительной власти по установленной форме должно было быть направлено в течение суток, фактически было направлено 19.04.2021, – что отражено в акте о расследовании несчастного случая со смертельным исходом от 20.04.2021.
Директором ООО «МегаГрупп» Свириденко Н.Б. 11.01.2021 утверждено Положение о системе управления охраной труда «МегаГрупп», при этом, в протоколе об административном правонарушении содержится указание о том, что названное Положение в нарушение требований пункта 33 Типового положения о СУОТ не содержит информации о методе (методах) оценки уровня риска, используемого работодателем, результаты проведенной работодателем оценки рисков не содержат информации об установленных уровнях опасности.
Согласно перечня спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, подлежащих выдаче работникам ООО «МегаГрупп» от 31.12.2010 для слесаря-сантехника предусмотрены средства индивидуальной защиты: костюм мужской летний, ботинки мужские, сапоги резиновые рыбацкие, рукавицы специальные комбинированные, перчатки трикотажные, перчатки резиновые технические, рукавицы утепленные, противогаз, плащ, костюм мужской от пониженных температур, сапоги утепленные, рукавицы меховые, шапка ушанка. В то же время, в личной карточке выдачи СИЗ от 27.10.2020 отражено, что С. были выданы: костюм зимний, костюм летний, ботинки зимние.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении ООО «МегаГрупп» протокола об административном правонарушении 72/6-36-21-ИЗ/12-3040-И/58-47 от 22.04.2021, в котором содержится указание на то, что Обществом допущены нарушения положений статьей 212, 228.1 Трудового кодекса Российской Федерации, пункта 33 Типового положения о СУОТ.
Судья районного суда, оценив представленные суду доказательства, пришёл к выводу о наличии в бездействии ООО «МегаГрупп» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем в соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при определении территориальной подсудности дел по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные должностными лицами, необходимо исходить из территории, на которую распространяется юрисдикция должностных лиц, а не из места расположения органа, от имени которого должностным лицом составлен протокол или вынесено постановление по делу об административном правонарушении в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 28.6 и статьей 29.10 КоАП РФ. То есть в таких ситуациях территориальная подсудность рассмотрения жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях должна определяться местом совершения правонарушения, а не местом нахождения соответствующего органа.
При этом, из разъяснений, содержащихся в подпункте «з» пункта 3 указанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 также следует, что при определении подсудности необходимо также учитывать закрепленные в статье 29.5 КоАП РФ правила о территориальной подсудности дел об административных правонарушениях.
При определении территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, объективная сторона которых выражается в бездействии в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности, необходимо исходить из места жительства физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, места исполнения должностным лицом своих обязанностей либо места нахождения юридического лица, определяемого в соответствии со статьей 54 ГК РФ. Вместе с тем подсудность дел об административных правонарушениях, возбужденных в отношении юридических лиц по результатам проверки их филиалов, определяется местом нахождения филиалов, в деятельности которых соответствующие нарушения были выявлены и должны быть устранены.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, местом нахождения ООО «МегаГрупп» является г. Тюмень, ул. Пермякова, д. 86/4.
При таких обстоятельствах, поскольку объективная сторона вменённого ООО «МегаГрупп» административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в бездействии в виде неисполнения установленной правовыми актами обязанностей в области охраны труда и порядка расследования несчастных случаев на производстве, при этом, место нахождения указанного лица к территории г. Тобольска Тюменской области не относится, нахожу, что у судьи Тобольского городского суда Тюменской области оснований к разрешению данного дела по существу не имелось, вследствие чего оспариваемое решение судьи подлежит отмене, а дело подлежит направлению в Тобольский городской суд Тюменской области на новое рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
Решение судьи Тобольского городского суда Тюменской области от 15 июня 2021 года отменить, дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «МегаГрупп» направить в Тобольский городской суд Тюменской области на новое рассмотрение.
Судья Тюменского областного суда |
А.Р. Глушко |