РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ <адрес> края
Назаровский городской суд <адрес> в составе:
Председательствующего судьи Савватеевой М.А.
с участием помощника Назаровского межрайонного прокурора Жуковой Ю.А.
представителя ответчика Администрации Дороховского сельсовета <адрес> Иваньевой И.Л., действующей на основании доверенности от № от ДД.ММ.ГГГГ
представителя ответчика Администрации <адрес> Борисовой И.М., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ
при секретаре Карповой Ю.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Назаровского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Дороховского сельсовета <адрес>, Администрации <адрес> о возложении обязанности организовать сбор, вывоз, утилизацию и переработку твердых бытовых отходов с территории Дороховского сельсовета <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
Назаровский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Дороховского сельсовета <адрес>, Администрации <адрес> о возложении обязанности организовать сбор, вывоз, утилизацию и переработку твердых бытовых отходов с земельных участков: <адрес>, находящихся в ведении МО Дороховского сельсовета <адрес>, привести данные земельные участки в состояние, пригодное для использования по целевому назначению в течение года со дня вступления решения суда в законную силу. В обоснование требований указал, что Назаровской межрайонной прокуратурой по результатам проведения проверки и представленным материалам Межрайонного отдела по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Западной группе районов установлено нарушение администрацией <адрес>, администрацией Дороховского сельсовета <адрес> законодательства об охране окружающей среды в сфере обращения с отходами производства и потребления, земельного законодательства. Так, на земельном участке, сельскохозяйственного назначения, общей площадью <данные изъяты> га, находящегося в ведении МО Дороховского сельсовета <адрес>, расположенного <адрес>, поверх плодородного слоя почвы размещены твердые бытовые отходы: полиэтиленовая и пластиковая упаковка, строительный мусор, стеклообои, зола. Согласно чертежа размещения земельных участков АО «Дороховское» инв. № от ДД.ММ.ГГГГ, вышеуказанный земельный участок находится за чертой населенного пункта и передан в ведение сельсовета, по условным обозначениям относится к землям сельскохозяйственного назначения и является пастбищем, на земельном участке общей площадью <данные изъяты> га, находящегося в ведении МО Дороховского сельсовета <адрес>, расположенного <адрес>, поверх плодородного слоя почвы размещены твердые бытовые отходы: полиэтиленовая и пластиковая упаковка, строительный мусор, стеклообои, зола, останки животного (собаки). Согласно чертежа размещения земельных участков АО «Дороховское» инв. № от ДД.ММ.ГГГГ, вышеуказанный земельный участок находится в черте населенного пункта и относится к землям лесного фонда, на земельном участке сельскохозяйственного назначения, общей площадью <данные изъяты> га, находящегося в ведении МО Дороховского сельсовета <адрес>, расположенного <адрес> поверх плодородного слоя почвы размещены твердые бытовые отходы: полиэтиленовая и пластиковая упаковка, строительный мусор, древесные остатки, стеклообои, зола. Согласно чертежа размещения земельных участков АО «Дороховское» инв. № от ДД.ММ.ГГГГ, вышеуказанный земельный участок находится в черте населенного пункта и относится к землям сельскохозяйственного назначения и является пастбищем, на земельном участке общей площадью <данные изъяты> га, находящегося в ведении МО Дороховского сельсовета <адрес>, расположенного <адрес> поверх плодородного слоя почвы размещены твердые бытовые отходы: полиэтиленовая и пластиковая упаковка, зола. Согласно чертежа размещения земельных участков АО «Дороховское» инв. № от ДД.ММ.ГГГГ, вышеуказанный земельный участок находится в черте населенного пункта и относится к землям лесного фонда. У Администрации Дороховского сельсовета <адрес> отсутствуют правоустанавливающие документы, разрешающие отвод данных земельных участков под размещение свалок отходов производства и потребления, на данных земельных участках также отсутствуют трафареты, ограждения и знаки, запрещающие свалку мусора. Администрацией Дороховского сельсовета <адрес> в нарушение норм действующего законодательства не осуществляются мероприятия по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с земельных участков, Администрацией <адрес> не организована утилизация бытовых и промышленных отходов в соответствие с требованиями действующего законодательства на территории Дороховского сельсовета <адрес>, что нарушает конституционные права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. В связи с чем прокурор просит обязать Администрацию <адрес> организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов и мусора, вывозимых с территории Дороховского сельсовета <адрес> в соответствие с действующим законодательством в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу, обязать администрацию Дороховского сельсовета <адрес> ликвидировать несанкционированные свалки, освободить территорию указанных земельных участков от твердых бытовых отходов и мусора путем организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора с территории указанных земельных участков сельскохозяйственного назначения и лесного фонда, привести данные земельные участки в состояние пригодное для использования по целевому назначению в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник Назаровского межрайонного прокурора Жукова Ю.А.поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика Администрации Дороховского сельсовета <адрес> с требованиями прокурора согласна, поскольку на указанных земельных участках имеются несанкционированные свалки, которые в настоящее время не убраны.
Представитель ответчика Администрации <адрес> с требованиями прокурора согласна, поскольку утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов и мусора, вывозимых с территории Дороховского сельсовета до настоящего времени не организована, но работы в данном направлении проводятся.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Статьей 42 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствие со ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.
Согласно Акта проверки № от ДД.ММ.ГГГГ было выявлено: 1. на земельном участке, сельскохозяйственного назначения, общей площадью <данные изъяты> га, находящегося в ведении МО Дороховского сельсовета <адрес>, расположенного <адрес> поверх плодородного слоя почвы размещены твердые бытовые отходы: полиэтиленовая и пластиковая упаковка, строительный мусор, стеклообои, зола. Согласно чертежа размещения земельных участков АО «Дороховское» инв. № от ДД.ММ.ГГГГ, вышеуказанный земельный участок находится за чертой населенного пункта и передан в ведение сельсовета, по условным обозначениям относится к землям сельскохозяйственного назначения и является пастбищем, 2. на земельном участке общей площадью <данные изъяты> га, находящегося в ведении МО Дороховского сельсовета <адрес>, расположенного <адрес> поверх плодородного слоя почвы размещены твердые бытовые отходы: полиэтиленовая и пластиковая упаковка, строительный мусор, стеклообои, зола, останки животного (собаки). Согласно чертежа размещения земельных участков АО «Дороховское» инв. № от ДД.ММ.ГГГГ, вышеуказанный земельный участок находится в черте населенного пункта и относится к землям лесного фонда, 3. на земельном участке сельскохозяйственного назначения, общей площадью <данные изъяты> га, находящегося в ведении МО Дороховского сельсовета <адрес>, расположенного <адрес> поверх плодородного слоя почвы размещены твердые бытовые отходы: полиэтиленовая и пластиковая упаковка, строительный мусор, древесные остатки, стеклообои, зола. Согласно чертежа размещения земельных участков АО «Дороховское» инв. № от ДД.ММ.ГГГГ, вышеуказанный земельный участок находится в черте населенного пункта и относится к землям сельскохозяйственного назначения и является пастбищем, 4. на земельном участке общей площадью <данные изъяты> га, находящегося в ведении МО Дороховского сельсовета <адрес>, расположенного <адрес>, поверх плодородного слоя почвы размещены твердые бытовые отходы: полиэтиленовая и пластиковая упаковка, зола. Согласно чертежа размещения земельных участков АО «Дороховское» инв. № от ДД.ММ.ГГГГ, вышеуказанный земельный участок находится в черте населенного пункта и относится к землям лесного фонда.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, к вопросам местного значения муниципального района относятся: организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды, организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Статьей 51 ФЗ "Об охране окружающей среды", с учетом положений ч. 1 ст. 22 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Согласно статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.
Согласно п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения муниципального района.
Согласно ст. 12 Земельного кодекса РФ использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
Статьей 13 Земельного кодекса РФ определено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия в том числе по: сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот; сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.
Согласно ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны в том числе: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Статьей 72 Земельного кодекса РФ установлено, что муниципальный земельный контроль осуществляется органами местного самоуправления. Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В ходе судебного заседания установлено и не оспаривалось сторонами, что на земельном участке сельскохозяйственного назначения, общей площадью <данные изъяты> га, расположенном <адрес>, на земельном участке, общей площадью <данные изъяты> га, расположенном <адрес>, на земельном участке сельскохозяйственного назначения, общей площадью <данные изъяты> га, расположенном <адрес> на земельном участке, общей площадью <данные изъяты> га, расположенном <адрес> находящихся в ведении Дороховского сельсовета <адрес>, не ликвидированы несанкционированные свалки. Администрацией <адрес> не организована утилизация бытовых и промышленных отходов в соответствие с требованиями действующего законодательства на территории Дороховского сельсовета <адрес>.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования Назаровского межрайонного прокурора являются законными и обоснованными, а потому подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования Назаровского межрайонного прокурора удовлетворить.
Обязать администрацию <адрес> организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов и мусора, вывозимых с территории Дороховского сельсовета <адрес> в соответствие с действующим законодательством в течение одного года со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Обязать Администрацию Дороховского сельсовета <адрес> ликвидировать несанкционированные свалки, освободить территорию от твердых бытовых отходов и мусора путем организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора с:
- земельного участка сельскохозяйственного назначения, общей площадью <данные изъяты> га, находящегося в ведении МО Дороховского сельсовета <адрес>, расположенного <адрес>
- земельного участка, общей площадью <данные изъяты> га, находящегося в ведении МО Дороховского сельсовета <адрес>, расположенного <адрес>
- земельного участка сельскохозяйственного назначения, общей площадью <данные изъяты> га, находящегося в ведении МО Дороховского сельсовета <адрес>, расположенного <адрес>
- земельного участка, общей площадью <данные изъяты> га, находящегося в ведении МО Дороховского сельсовета <адрес> красноярского края, расположенного <адрес> привести данные земельные участки в состояние, пригодное для использования по целевому назначению в течение одного года со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, с подачей жалобы через Назаровский городской суд <адрес>.
Председательствующий: Савватеева М.А.
Мотивированный текст решения составлен ДД.ММ.ГГГГ
Копия верна:
Судья Савватеева М.А.