Дело № 2-288/2021
УИД 35RS0023-01-2021-000611-35
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Устюжна 30 сентября 2021 года
Устюженский районный суд Вологодской области в составе судьи Ракутиной О.В.,
при секретаре Смирновой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области к муниципальному бюджетному учреждению культуры «Устюженская межпоселенческая централизованная библиотека» им. Батюшковых, администрации Устюженского муниципального района о понуждении исполнения обязательств по сохранению объекта культурного наследия,
установил:
Комитет по охране объектов культурного наследия Вологодской области (далее – Комитет) обратился в суд с уточненным иском к муниципальному бюджетному учреждению культуры «Устюженская межпоселенческая централизованная библиотека» им. Батюшковых (далее – МБУК «УМЦБ»), администрации Устюженского муниципального района о понуждении исполнения обязательств по сохранению объекта культурного наследия.
В обоснование заявленных требований указав на то, что объект культурного наследия федерального значения «Усадьба Поздеева», 2-я половина XIX в. (далее – объект культурного наследия), расположенный по адресу: ..., Указом Президента РФ «Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения» № 176 от 20.02.1995 поставлен под государственную охрану. Собственником указанного объекта культурного наследия является администрация Устюженского муниципального района, на праве оперативного управления здание передано МБУК «УМЦБ». Приказом Комитета от 18.10.2016 № 323-О утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия. Приказом Комитета от 16.12.2016 № 423-О утвержден состав (перечень) видов работ по сохранению указанного объекта культурного наследия, в том числе: в срок 2017-2018 выполнить противоаварийные работы, разработать научно-проектную документацию по сохранению объекта культурного наследия; в срок 2017-2020 выполнить работы по сохранению объекта культурного наследия. Отчет о разработке научно-проектной документации на проведение противоаварийных работ и по проведению противоаварийных работ в адрес Комитета не поступал, работы не выполнены. Научно-проектная документация на согласование в Комитет не поступала, разрешение на проведение работ не выдавалось, запрос о продлении сроков проведения работ не поступал. По результатам проверки, проведенной в 2019, в адрес МБУК «УМЦБ» выдано предписание об устранении выявленных нарушений от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому в срок до ДД.ММ.ГГГГ (продлено до ДД.ММ.ГГГГ) необходимо было провести работы по консервации в помещении лестничной клетки на декоративных элементах, расположенных на потолке, а также в помещениях, где имеются трещины, следы намокания и утраты штукатурного слоя в потолочных тягах, включающие в себя проведение противоаварийных работ; провести работы по консервации на всех фасадах здания, в том числе декоративных элементов, венчающем карнизе здания по всему периметру, включающие в себя проведение противоаварийных работ. В настоящий момент предписание не исполнено, разработана проектно-сметная документация на проведение противоаварийных работ, планируется проведение аукциона на проведение работ на объекте. Ссылаясь на изложенные обстоятельства, положения Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, истец просил обязать ответчиков в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить противоаварийные работы, в том числе провести работы по консервации в помещении лестничной клетки на декоративных элементах расположенных на потолке, а также в помещениях, где имеются трещины, следы намокания и утраты штукатурного слоя в потолочных тягах; провести работы по консервации на всех фасадах здания, в том числе декоративных элементов, венчающем карнизе здания по всему периметру; в течение 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать научно-проектную документацию по сохранению объекта культурного наследия; в течение 50 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить работы по сохранению объекта культурного наследия, предварительно согласовав работы с региональным органом охраны объектов культурного наследия.
В судебное заседание представитель истца – Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, уточненные требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика МБУК «УМЦБ» в судебное заседание, о времени и месте которого извещен надлежаще, не явился, директор МБУК «УМЦБ» Т представила заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие, в представленных возражениях факт не исполнения в установленные сроки состава видов работ по сохранению объекта культурного наследия не оспаривала, в связи с длительностью процедур, необходимых для согласования и выполнения мероприятий, указанных в исковом заявлении, просила увеличить сроки для выполнения противоаварийных работ и разработки научно-проектной документации.
Представитель ответчика администрации Устюженского муниципального района в судебное заседание, о времени и месте которого извещен надлежаще, не явился, представил возражения, в которых просил рассмотреть дело в его отсутствие, против удовлетворения заявленных требований не возражал, просил уточнить наименование ответчика, поскольку собственником объекта культурного наследия, указанного в исковом заявлении является Устюженский муниципальный район Вологодской области, а не администрация Устюженского муниципального района.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации закрепляет обязанность каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (статья 44, часть 3).
Эта конституционная обязанность конкретизирована в Федеральном законе от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон №73-ФЗ), который регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и который, согласно его преамбуле, направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.
Статьей 33 указанного Федерального закона определено, что объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В силу пункта 1 статьи 40 Закона №73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия представляет собой меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
В соответствии с подпунктами 1, 3 пункта 3 ст. 47.2 Закона №73-ФЗ собственник или иной законный владелец объекта культурного наследия обязан обеспечить финансирование и организацию проведения научно-исследовательских, изыскательских, проектных работ, консервации, ремонта, реставрации и иных работ, направленных на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия и сохранение предмета охраны объекта культурного наследия, в порядке, установленном названным Федеральным законом; организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия.
Согласно статье 47.3 Закона №73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лицо, которому объект культурного наследия принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязано, в том числе: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.
Из материалов дела следует, что в собственности Устюженского муниципального района находится объект культурного наследия федерального значения «Усадьба Поздеева», 2-я половина XIX в., расположенный по адресу: ....
Приказом Комитета от 18.10.2016 № 323-О утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия.
Приказом Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области от 16.12.2016 № 423-О утвержден состав (перечень) видов работ по сохранению вышеуказанного объекта культурного наследия и сроки проведения таких работ, в число которых входило: в срок 2017-2018 выполнить противоаварийные работы, разработать научно-проектную документацию по сохранению объекта культурного наследия; в срок 2017-2020 выполнить работы по сохранению объекта культурного наследия.
Вместе с тем, в ходе проверки, проведенной Комитетом ДД.ММ.ГГГГ выявлено не исполнение МБУК «УМЦБ» п. 17 охранного обязательства законного владельца названного объекта, утвержденного приказом Комитета от ДД.ММ.ГГГГ №, а также п.п. 1-3 приложения к приказу Комитета от 16.12.2016 № 423-О «Об утверждении состава (перечня) видов работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения «Усадьба Поздеева. 2-я пол. XIX в.» и сроков (периодичности) проведения таких работ, утвержденного в соответствии с п. 2 ст. 47.2 Федерального закона № 73-ФЗ, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ в адрес МБУК «УМЦБ» (ранее - МБУК «УЦБС») вынесено предписание № об устранении выявленных нарушений, согласно которому в срок до ДД.ММ.ГГГГ (продлено до ДД.ММ.ГГГГ) необходимо было провести работы по консервации в помещении лестничной клетки на декоративных элементах, расположенных на потолке, а также в помещениях, где имеются трещины, следы намокания и утраты штукатурного слоя в потолочных тягах, включающие в себя проведение противоаварийных работ; провести работы по консервации на всех фасадах здания, в том числе декоративных элементов, венчающем карнизе здания по всему периметру, включающие в себя проведение противоаварийных работ. Предписание в установленные сроки не исполнено.
В связи с выявленными ДД.ММ.ГГГГ нарушениям МБУК «УМЦБ» постановлением Устюженского районного суда Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей. Постановление не обжаловано, вступило в законную силу.
Таким образом, поскольку Устюженский муниципальный район, являясь собственником объекта культурного наследия федерального значения «Усадьба Поздеева», 2-я половина XIX в., расположенного по вышеуказанному адресу, передав указанный объект в оперативное управление МБУК «УМЦБ», располагая достаточной информацией о статусе, указанного недвижимого имущества, о порядке и условиях содержания такого объекта, ненадлежащим образом выполняют установленные законодательством Российской Федерации требования в области охраны объекта в части своевременного проведения работ по его сохранению, что создает угрозу ухудшения физического состояния объекта и утраты его историко-культурной ценности, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований.
В силу положений ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.
Доводы представителя ответчика МБУК «УМЦБ» о невозможности выполнить работы в истребованный стороной истца срок не могут быть приняты на данном этапе, вместе с тем, ответчики вправе в последующем обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.
Учитывая конкретные действия, которые суд обязал ответчиков совершить, и объем мероприятий, необходимых для их совершения суд полагает возможным для исполнения ответчиками решения установить сроки, предложенные истцом.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области удовлетворить.
Обязать муниципальное бюджетное учреждение культуры «Устюженская межпоселенческая централизованная библиотека» им. Батюшковых, Устюженский муниципальный район Вологодской области в лице администрации Устюженского муниципального района в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить противоаварийные работы, в том числе провести работы по консервации в помещении лестничной клетки на декоративных элементах расположенных на потолке, а также в помещениях, где имеются трещины, следы намокания и утраты штукатурного слоя в потолочных тягах; провести работы по консервации на всех фасадах здания, в том числе декоративных элементов, венчающем карнизе здания по всему периметру.
Обязать муниципальное бюджетное учреждение культуры «Устюженская межпоселенческая централизованная библиотека» им. Батюшковых, Устюженский муниципальный район Вологодской области в лице администрации Устюженского муниципального района в течение 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать научно-проектную документацию по сохранению объекта культурного наследия.
Обязать муниципальное бюджетное учреждение культуры «Устюженская межпоселенческая централизованная библиотека» им. Батюшковых, Устюженский муниципальный район Вологодской области в лице администрации Устюженского муниципального района в течение 50 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить работы по сохранению объекта культурного наследия, предварительно согласовав работы с региональным органом охраны объектов культурного наследия.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Устюженский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение принято судом в окончательной форме 07.10.2021.
Судья О.В. Ракутина