Дело № 12-66/2019
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
21 октября 2019 года г. Комсомольск-на-Амуре
Судья Комсомольского районного суда Хабаровского края Пучкина М.В., рассмотрев дело по жалобе главного врача Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Комсомольская межрайонная больница» Якушенко С. С.ёновны на постановление государственного инспектора труда по правовым вопросам в Хабаровском крае Фефеловой И.В. № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛА:
Постановлением государственного инспектора труда по правовым вопросам в Хабаровском крае Фефеловой И.В. № от ДД.ММ.ГГГГ Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Комсомольская межрайонная больница» (далее КГБУЗ «Комсомольская межрайонная больница»), зарегистрированное по адресу: <адрес>, привлечено к административной ответственности, за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ, по факту нарушения ст.ст. 22,62 ТК РФ, выразившегося в не выдаче бывшему работнику - заведующей ФАП <адрес> Ворониной Н.Ю., согласно ее письменному заявлению от ДД.ММ.ГГГГ, копий документов, связанных с ее работой, а именно: ежемесячных расчетных листков о составных частях заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что было установлено в ходе внеплановой, документарной проверки, проведенной Государственной инспекцией труда в Хабаровском крае в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в связи с обращением Ворониной Н.Ю.
Полагая незаконным привлечение к административной ответственности, представитель юридического лица Якушенко С.С. обратилась в суд с жалобой об отмене постановления о привлечении к административной ответственности, поскольку вмененного нарушения больницей совершено не было. Расчетный лист не является документом первичного бухгалтерского учета и законодательством не возложена обязанность по его сохранности в течение какого-либо периода времени. В период работы с сентября 2014 года по июль 2018 год Ворониной Н.Ю. расчетные листы выдавались ежемесячно при выплате заработной платы. Поскольку трудовые отношения с Ворониной Н.Ю. прекращены, обязанности по выдаче расчетных листов по истечению срока, установленного ч.1 ст. 136 ТК РФ, законодательством на работодателя не возложена. При этом справки о заработной плате за период работы с сентября 2014 года по июль 2018 года Воронина Н.Ю. получать отказалась. Считает, что трудовые права работника нарушены не были. Просит обжалуемое постановление отменить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием состава вмененного административного правонарушения.
Представитель юридического лица Ворончихина И.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании доводы жалобы поддержала, просила ее удовлетворить по основаниям, в ней изложенным.
Потерпевшая Воронина Н.Ю., будучи своевременно и надлежащим образом уведомленной о дате и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась. В соответствии со ст. 25.2 КоАП РФ, судья считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившейся потерпевшей.
Государственный инспектор труда по правовым вопросам в Хабаровском крае Фефелова И.В., главный государственный инспектор труда по правовым вопросам в Хабаровском крае Берегова Е.В., будучи своевременно и надлежащим образом уведомленной о дате и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась. Судья считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся должностных лиц.
Выслушав представителя юридического лица Ворончихину И.А., изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч.3 ст.30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно положениям ст. 22 ТК РФ работодатель обязан знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью; исполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.
В соответствии с положениями ст. 62 ТК РФ по письменному заявлению работника работодатель обязан не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления выдать работнику трудовую книжку в целях его обязательного социального страхования (обеспечения), копии документов, связанных с работой (копии приказа о приеме на работу, приказов о переводах на другую работу, приказа об увольнении с работы; выписки из трудовой книжки; справки о заработной плате, о начисленных и фактически уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, о периоде работы у данного работодателя и другое). Копии документов, связанных с работой, должны быть заверены надлежащим образом и предоставляться работнику безвозмездно.
Перечень документов (копий документов), перечисленных в ч. 1 ст. 62 ТК РФ, не является исчерпывающим. Вместе с тем, помимо названных в ч. 1 ст. 62 ТК РФ документов, работодатель обязан по письменному требованию работника выдать ему и другие документы, связанные с его работой у работодателя, если они необходимы ему для реализации тех или иных прав.
Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 данной статьи и статьей 5.27.1 КоАП РФ образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ.
Согласно ст. 2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, распоряжением (приказом) руководителя Государственной инспекции труда в Хабаровском крае от ДД.ММ.ГГГГ, заявлением Ворониной Н.Ю. от ДД.ММ.ГГГГ, заявлением Ворониной Н.Ю. от ДД.ММ.ГГГГ, приказом о приеме на работу Ворониной Н.Ю. от ДД.ММ.ГГГГ, трудовым договором с дополнительными соглашениями, приказом о прекращении (расторжении) трудового договора и увольнении Ворониной Н.Ю. от ДД.ММ.ГГГГ, актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что на основании распоряжения (приказа) руководителя Государственной инспекции труда в Хабаровском крае от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с обращением работника Ворониной Н.Ю. по вопросу невыдачи ей копий документов, связанных с работой (расчетных листков за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) по ее заявлению от ДД.ММ.ГГГГ, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в КГБУЗ «Комсомольская межрайонная больница» проведена внеплановая, документарная проверка, в ходе которой выявлено нарушение юридическим лицом (работодателем) требований трудового законодательства - ст.ст. 22, 62 ТК РФ, выразившееся в невыдаче в установленный срок по письменному запросу уволенного работника Ворониной Н.Ю. документов, связанных с его работой, а именно: расчётных листков за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Данные доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, отнесены статьей 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и исключают какие-либо сомнения в виновности КГБУЗ «Комсомольская межрайонная больница» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ.
Оценка представленным доказательствам произведена должностным лицом в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Доводы защитника о том, что расчетный лист не является документом первичного бухгалтерского учета, и обязанности по его сохранности в течение какого-либо периода законодательством на работодателя не возложена, судьей отклоняются, поскольку п.412 Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденных приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558, установлено, что сводные расчетные(расчетно-платежные) ведомости (табуляграммы) и документы к ним, расчетные листы на выдачу заработной платы, пособий, гонораров, материальной помощи и других выплат должны храниться: при условии проведения проверки (ревизии) - 5 лет; при отсутствии лицевых счетов - 75 лет.
Доводы жалобы о том, что с Ворониной Н.Ю. трудовые отношения прекращены, в период работы ей ежемесячно выдавались расчетные листы, в связи с чем обязанности у работодателя по выдаче требуемых документов не имеется, судьей также признаются несостоятельными, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права. По смыслу статьи 62 ТК РФ правом на получение копий документов, связанных с работой, также обладают и работники, с которыми трудовой договор был расторгнут. А факт выдачи документов, связанных с работой, работнику в период его трудовой деятельности у работодателя, не освобождает последнего от выполнения требований ст. 62 ТК РФ, в отношении работника, с которым трудовые отношения прекращены.
Действия КГБУЗ «Комсомольская межрайонная больница» правильно квалифицированы по ч.1 ст.5.27 КоАП РФ.
Постановление о привлечении КГБУЗ «Комсомольская межрайонная больница» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ, вынесено должностным лицом в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Каких-либо процессуальных нарушений, влекущих отмену постановления, по делу не допущено.
Вместе с тем постановление должностного лица подлежит изменению по следующим основаниям.
Согласно ч.3 и ч.3.5 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Административное наказание в виде предупреждения назначается в случаях, если оно предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Санкция ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ предусматривает наказание в виде предупреждения или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Поскольку обстоятельств, отягчающих административную ответственность КГБУЗ «Комсомольская межрайонная больница» не установлено, как и не установлено иных обстоятельств, которые могли служить основанием для назначения наказания в виде штрафа в размере тридцать одной тысячи рублей, с учетом характера совершенного административного правонарушения, имущественного положения юридического лица, являющегося краевым бюджетным учреждением здравоохранения, впервые совершившим административное правонарушение, причинение вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера отсутствует, а также отсутствует имущественный ущерб, судья приходит к выводу о необходимости изменения постановления от ДД.ММ.ГГГГ в части размера наказания путем замены наложенного на нее административного штрафа в размере 31000 рублей на предупреждение.
Данное наказание по своему виду согласуется с его предупредительными целями (ст. 3.1 КоАП РФ), соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности, а также тяжести содеянного.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении вправе вынести решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
С учетом изложенного, руководствуясь п.2 ч.1 ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛА:
Постановление государственного инспектора труда по правовым вопросам в Хабаровском крае Фефеловой И.В. № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Комсомольская межрайонная больница» - изменить.
Назначить Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Комсомольская межрайонная больница» наказание в виде предупреждения, в остальной части постановление государственного инспектора труда по правовым вопросам в Хабаровском крае Фефеловой И.В. - оставить без изменения.
Жалобу представителя юридического лица Якушенко С.С. считать удовлетворенной частично.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Комсомольский районный суд Хабаровского края в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья М.В.Пучкина