Гр.дело ...
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
18 апреля 2014 года гор. Улан-Удэ
Советский районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Цыденжапова З.А.
при секретаре Онхоновой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Калашниковой С.Ф. к ГУ Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по РБ, ФКУ "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий об обязании восстановить в очереди на получение жилья,
УСТАНОВИЛ:
Калашникова С.Ф. обратилась в суд с названным иском, указав, что с 10.04.2002 года по настоящее время состоит на службе в ФГКУ «1 отряд федеральной противопожарной службы по РБ». 10.08.2003 года она обращалась с рапортом о постановке ее на очередь на получение жилья к начальнику ПЧ №5 ФГКУ «1 отряд федеральной противопожарной службы по Республике Бурятия». Рапорт был передан в жилищно-бытовую комиссию, где она была признана нуждающейся в жилье и была включена в списки очередников на получение жилья. В феврале 2013 года ей стало известно устно, она исключена из списков очередников на получение жилья. В настоящее время Калашникова С.Ф. с детьми проживает в съемной квартире по адресу: ... Калашникова С.Ф. и члены ее семьи в собственности жилья не имеют. В связи с указанным, просит суд восстановить ее в очередь на получение жилья с 10 августа 2003 года.
Определением суда в качестве соответчика привлечено ФГКУ «1 отряд федеральной противопожарной службы по РБ» и МЧС России.
В судебное заседание истец Калашникова С.Ф. не явилась по неизвестной суду причине о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.
В судебное заседание представитель истца Баландина Л.А. на основании доверенности доводы, указанные в иске поддержала, суду пояснила, что факт того, что истец состоял на учете нуждающихся в жилье подтверждается копией рапорта с имеющейся на ней резолюцией и пояснениями свидетеля. До настоящего времени истец является нуждающимся в жилье, не имеет своего жилья, проживает с членами семьи в съемном жилье.
Представитель ответчика ГУ Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по РБ Ступина А.А. действующая на основании доверенности, с иском не согласилась, суду пояснила, что согласно п. 1 приказа МЧС России от 25.07.2011 г. № 398 «О мероприятиях по жилищному обеспечению военнослужащих спасательных воинских формирований обеспечению военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников федеральной противопожарной службы, спасателей аварийно-спасательных служб поисково-спасательных формирований» функции уполномоченного органа МЧС России по жилищному обеспечению военнослужащих спасательных формирований МЧС России, сотрудников федеральной противопожарной службы, спасателей аварийно-спасательных служб поисково-спасательных формирований возложены с 01.10.2011 г. на Федеральное казенное учреждение «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России», в связи с чем, ГУ МЧС России по РБ не является надлежащим ответчиком по делу, в связи с чем просила иск оставить без удовлетворения.
В судебное заседание представитель ответчика ФГКУ «1 отряд федеральной противопожарной службы по РБ» Раменская Е.А., не явилась, просила суд рассмотреть дело в ее отсутствии.
В судебное заседание представитель ответчика МЧС России не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Ранее представителем ФКУ «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» в лице Сибирского филиала, Скакун В.В., направлялся отзыв, на исковое заявление истца, в котором указывал что в силу приказа на начальников территориальных органов МЧС России, командиров спасательных воинских формирований МЧС России, руководителей учреждений и организаций центрального подчинения, секретарей жилищной комиссии МЧС России до 1 декабря 2011 года были возложены обязанности по передаче делопроизводства по учету нуждающихся в жилых помещениях Госэкспертизе МЧС России и её филиалам по территориальной принадлежности.
В соответствии с актом приема-передачи учетных (жилищных) дел было передано 90 учетных дел военнослужащих и сотрудников ФПС, состоящих на учете в Главном управлении МЧС России по Республике Бурятия в качестве нуждающихся в получении жилых помещений. В имеющемся реестре Калашникова не значится.
До 01.03.2005 г. учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществлялся в соответствии с главой 1 раздела III Жилищного кодекса РСФСР и Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных Постановлением Совмина РСФСР от 31.07.1984 N 335 "О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР".
Сотрудники ФПС МЧС России, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 01.03.2005 г., в соответствии со статьей 5 и пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» сохраняют право на обеспечение жилыми помещениями для постоянного проживания по договорам социального найма. Таким образом, обязательство по обеспечению жилыми помещениями МЧС России имеет только с 01.01.2005 года в отношении сотрудников Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы МЧС России, поставленных на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 01.03.2005 г. и находящихся на учете весь период службы с даты постановки на учет.
С 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 52 ЖК РФ.
Доказательств о нахождении на учете нуждающихся в жилых помещениях до 01.03.2005 года истцом не представлено.
Истцом не соблюден досудебный порядок обращения к ответчику.
На момент обращения в суд, истца непосредственно в уполномоченный орган по жилищному обеспечению военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников федеральной противопожарной службы, спасателей аварийно-спасательных служб и поисково-спасательных формирований - федеральное казенное учреждение «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» с заявлением не обращался.
Право истца не нарушено, поскольку у ответчика отсутствует установленная законом обязанность восстановить истца в списках, нуждающихся в жилых помещениях, в связи с чем просил в удовлетворении иска отказать.
Ранее допрошенный в судебном заседании свидетель ... суду пояснила, что с декабря 2000 г. я служила в ПЧ №5 в должности старшины части, а также являлась членом ЖБК и вела протокола ЖБК. В 2002 г. Черных С.Ф. (Калашникова С.Ф.) устроилась в ПЧ №5. В августе 2003г. она написала рапорт о постановке на очередь на получение жилья, на имя начальника ПЧ №5 – Иевского А.В. который наложил резолюцию в ЖБК об обследовании ее жилищных условий. Являясь членом ЖБК, ... в составе комиссии провела обследование на ... после чего было принято решение признать Калашникову нуждающейся в получении жилья и поставить ее в очередь. Указанные документы хранились в части, но в 2004 г. путем составления рапортов отправлены в Главное управление МЧС по РБ.
Ранее допрошенный в судебном заседании свидетель ... суду пояснила, что с 12.02.2002 г. она служила в пожарной части № 5 в должности младшего инспектора по кадровой работе, все документы, касающиеся рапортов о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилье проходили через нее. В апреле 2002 г. Калашникова С.Ф. пришла на службу в ПЧ№ 5, в августе 2003г. написала рапорт о постановке на очередь на получение жилья. Начальник ПЧ №5 Иевский А.В. наложил резолюцию об обследовании членами ЖБК жилищных условий Калашниковой. В то время она проживала с мамой мужа и с ребенком в 2-комнатной квартире на .... После обследования членами комиссии было принято решение признать Калашникову С.Ф., нуждающейся в получении жилья, и поставить ее на очередь.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.30 Жилищного кодекса РСФСР учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик в случаях и в порядке, устанавливаемых Советом Министров СССР и Советом Министров РСФСР, граждане могут быть приняты на учет и не по месту их жительства. Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства. Наравне с ними принимаются на учет граждане, оставившие работу на этих предприятиях, в учреждениях, организациях в связи с уходом на пенсию.
Согласно п.13 Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных Постановлением Совмина РСФСР от 31.07.1984 N 335 поступившее заявление гражданина о постановке на учет для улучшения жилищных условий тщательно проверяется в исполнительном комитете местного Совета народных депутатов общественной комиссией по жилищным вопросам, а на предприятиях, в учреждениях, организациях - жилищно-бытовой комиссией профсоюзного комитета с составлением акта проверки жилищных условий по установленной форме (Приложение N 2). После этого соответствующая комиссия рассматривает заявление и материалы проверки жилищных условий и вносит предложение о принятии гражданина на учет или отказе в постановке на учет соответственно исполнительному комитету местного Совета народных депутатов или администрации и профсоюзному комитету предприятия, учреждения, организации.
В соответствии с п.14 Правил принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. При рассмотрении вопросов о принятии на учет по месту работы принимаются во внимание рекомендации трудового коллектива.
В силу п.20 указанных Правил право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных в настоящем пункте.
Из материалов дела следует, что 14.04.2002 года Калашникова С.Ф. была принята на службу в ПЧ №5 ФГКУ «1 отряд федеральной противопожарной службы по Республике Бурятия», и до настоящего времени состоит на службе в Федеральном государственном каченном учреждении 1 отряд федеральной противопожарной службы по РБ.
10.08.2003 года Калашникова С.Ф. обратилась к начальнику части с рапортом, о постановке его на очередь на получение жилья. Как следует из представленной суду копии рапорта – начальником части дано поручение ЖБК рассмотреть рапорт.
Тот факт, что Калашникова С.Ф. обращалась с указанным рапортом на имя начальника ПЧ №5 ФГКУ «1 отряд федеральной противопожарной службы по Республике Бурятия» и ЖБК указанной части принималось решение о постановке ее на учет подтвержден в судебном заседании показаниями свидетелей.
Суду представлены также доказательства нуждаемости истца в жилье и в настоящее время, сведения Управления Росреестра по РБ и ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» о том, что истец и члены его семьи не являются собственниками жилых помещений.
Таким образом, оценивая исследованные по делу доказательства и пояснения участников судебного разбирательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что факт принятия Калашникова С.Ф. на учет нуждающихся в жилье и обеспечении его жилой площадью в установленном законом порядке, имел место быть с момента подачи им рапорта 10.08.2003 года. Доказательств, опровергающих указанный вывод суда, ответчиком либо третьими лицами не предоставлено. Истец, будучи уверенным, что приобретенное им на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, на протяжении всего времени, начиная с 2003 года, не мог полагать об ограничении в будущем его конституционного права на обеспечение жильем.
В связи с указанным, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований и необходимости их удовлетворения. При этом, суд считает необходимым обязать восстановить в очереди истца ФКУ «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России», поскольку, согласно приказу МЧС России от 25 июля 2011 года № 398 «О мероприятиях по жилищному обеспечению военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников федеральной противопожарной службы, спасателей аварийно-спасательных служб и поисково-спасательных формирований» на данное учреждение возложены функции уполномоченного органа МЧС России по жилищному обеспечению военнослужащих МЧС России, в частности возложены обязанности, в том числе, вести учет нуждающихся в жилых помещениях. Как следует из пояснений ответчиков, ЖБК, принимавшая решение о постановке истца в очередь на получение жилья в учреждении расформирована.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Калашниковой С.Ф. удовлетворить.
Обязать ФКУ «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» восстановить Калашникову С.Ф. в очереди на улучшение жилищных условий Главного управления МЧС России по РБ, начиная с 10 августа 2003 года
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы в Советский районный суд гор.Улан-Удэ
Судья: З.А. Цыденжапов