Дело № 3а-124/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Курганский областной суд в составе:
председательствующего судьи Пшеничникова Д.В.
при секретаре Емелиной С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 22 мая 2019 года в г. Кургане Курганской области административное дело по иску Т.Г. к Правительству Курганской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Т.Г. 26 апреля 2019 г. обратилась в Курганский областной суд с административным иском к Правительству Курганской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости.
В обоснование административного иска Т.Г. указывала, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, площадью <...> кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, расположенный по адресу: Россия, <адрес>.
Кадастровая стоимость данного земельного участка согласно выписке из ЕГРН составляет 2912 278,54 руб.
Согласно отчету ООО «<...>» от 25 апреля 2019 г. рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 30 июля 2010 г. составила 812 900 руб.
Ссылаясь на положения Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, просит установить кадастровую стоимость земельного участка, равной его рыночной стоимости, а именно в размере 812 900 руб.
В судебном заседании административный истец Т.Г. не участвовала, извещена надлежаще; ее представитель – И.В., действующий на основании доверенности, заявленные требования административного иска поддержал по доводам, в нем изложенным.
Представитель административного ответчика - Правительства Курганской области в судебное заседание не явился, извещен надлежаще. В письменном отзыве на административный иск представитель по доверенности М.С., разрешение заявленных требований оставляла на усмотрение суда, ходатайствуя о рассмотрении дела без участия представителя <адрес>.
Представитель административного соответчика - Управления Росреестра по <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежаще. В письменном отзыве на административный иск представитель по доверенности М.В., не возражала по существу административного иска, отчет об оценке не оспаривала, оставив разрешение вопроса на усмотрение суда, ходатайствуя о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель заинтересованного лица ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежаще. В письменном отзыве на административный иск представитель по доверенности И.В., не возражала по существу административного иска, ходатайствуя о рассмотрении дела без участия представителя учреждения.
В соответствии со статьями 150 и 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассматривает дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежаще извещенных о месте и времени судебного заседания.
Заслушав пояснения представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска.
Из материалов дела следует, что Т.Г. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для эксплуатации и обслуживания здания склада смешанных товаров, площадью <...> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, выданной ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> от 19 апреля 2019 г., кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №, составляет 2 912 278,54 руб.
В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пункту 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 22 июля 2010 г. № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации») в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, действующее законодательство допускает возможность установления кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости. Причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как следует из материалов дела, постановлением Правительства Курганской области от 26 сентября 2011 г. № 454 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в пределах территорий Курганской области» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в разрезе земельных участков по Курганской области по состоянию на 1 января 2010 г.
Принадлежащий на праве собственности истцу земельный участок с кадастровым номером № не вошел в перечень объектов, кадастровая стоимость которых по состоянию на 1 января 2010 г. была утверждена указанным нормативным правовым актом.
Статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» закреплен порядок определения кадастровой стоимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости.
Земельный участок с кадастровым номером № был образован в 2010 г., поставлен на государственный кадастровый учет 30 июля 2010 г., что подтверждается соответствующей выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.
После актуализации сведений актом б/н определения кадастровой стоимости земельных участков от 2 февраля 2012г., утвержденным начальником отдела кадастровой оценки недвижимости и контроля в сфере кадастрового учета Управления Росреестра по <адрес> Е.В., была определена кадастровая стоимость спорного земельного участка, которая в настоящем административном иске оспаривается Т.Г.
На основании изложенного, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №, как вновь образованного земельного участка, может быть определена по состоянию именно на указанную дату - 30 июля 2010 г.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Согласно отчету оценщика ООО «<...>» В.В. от 25 апреля 2019 г. № рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 30 июля 2010 г. составляла 812 900 руб., что значительно меньше кадастровой стоимости указанного земельного участка, установленной актом определения кадастровой стоимости земельных участков б/н от 2 февраля 2012<адрес>.
Отчет оценщика содержит подробное описание проведенного исследования. Оценщик, составивший отчет, руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и федеральными стандартами оценки.
Отчет составлен в соответствии с требованиями действующего законодательства, предъявляемыми к отчету об оценке объекта недвижимости, рыночная стоимость земельного участка определена оценщиком на правильную дату оценки – дату, по состоянию на которую в соответствии со ст. 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» подлежит установлению кадастровая стоимость объекта оценки.
Достоверность выводов указанного отчета об определении рыночной стоимости земельного участка, участвующие в деле лица не оспаривают, ходатайств о назначении по делу судебной оценочной экспертизы ими не заявлено, доказательств, опровергающих обоснованность заявленных Т.Г. требований, представителями государственных органов власти суду представлено не было (ч. 5 ст. 247 КАС РФ).
При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания полагать выводы отчета об оценке недостоверными и не принимать его в качестве допустимого и достоверного доказательства по настоящему административному делу.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных Т.Г. административных исковых требований об установлении по состоянию на 30 июля 2010 г. кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № в размере, равном его рыночной стоимости, определенной согласно отчету ООО «<...>» от 25 апреля 2019 г. №, в сумме 812 900 руб.
Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в единый государственный реестр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления (п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»).
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ :
административное исковое заявление Т.Г., обратившейся в Курганский областной суд 26 апреля 2019 г., удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка, расположенного по адресу: Россия, <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для эксплуатации и обслуживания здания склада смешанных товаров, кадастровый №, площадью <...> кв.м, равной его рыночной стоимости, в размере 812 900 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Курганского областного суда в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Курганский областной суд.
Судья Д.В. Пшеничников