РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РФ
12 августа 2013 года Железнодорожный районный суд г. Самары в составе: председательствующего Вельминой И.Н., при секретаре Галиевой А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Гринчук О.Т. к ГУ УПФ РФ в Железнодорожном районе г. Самара о включении в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии периодов работы,
УСТАНОВИЛ:
Истица Гринчук О.Т. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в Железнодорожном районе г.о. Самары о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, в обосновании своих доводов указав следующее. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в УПФ РФ в Железнодорожном районе г. Самара, однако ей ДД.ММ.ГГГГ в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью в учреждениях здравоохранения было отказано, из специального медицинского стажа были зачтены 20 лет 04 месяца 23 дня. С данным отказом она согласна в связи с чем вынуждена обратиться в суд и просит обязать ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в Железнодорожном районе г. Самары включить ей в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в календарном порядке периоды:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ / 00 г. 03 м. 27 дн. в календарном исчислении / – работа в должностях главной медсестры <данные изъяты> и акушерки в <данные изъяты> в периоды нахождения на курсах повышения квалификации, принять к зачёту по данному периоду 00 лет 03 месяца 27 дней;
- период, не зачтённый УПФ и оспариваемый в календарном порядке исчисления: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( 02 г. 09 м. 03 дн. в календарном исчислении ) – работа в должности <данные изъяты>, принять к зачёту по данному периоду 02 года 09 месяцев 03 дня ;
- период, не зачтённый УПФ и оспариваемый в календарном и льготном порядках исчисления как один год работы за один год шесть месяцев работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( 01 г. 09 м. 11 дн. в календарном исчислении, 02 г. 08 м. 02 дн. в льготном исчислении ) – работа в должности <данные изъяты>, поименованной как <данные изъяты>, принять к зачёту по данному периоду 02 года 08 месяцев 02 дня.
В судебном заседании представитель истца Потемкина Г.А. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, настаивала на их удовлетворении.
Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в Железнодорожном районе г. Самара Мироненко А.Ю. исковые требования не признала, указав, что Гринчук О.Т. правомерно отказано в назначении досрочной трудовой пенсии, не засчитав спорные периоды.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
На основании пп. 11 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173 от 17.12.2001 г. ( в настоящее время – пп. 20 п.1. ст. 27 ) лицам, не менее 30 лет осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, независимо от их возраста, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 утверждён Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, независимо от их возраста, трудовая в соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 28 Федерального закона « О трудовых пенсиях в Российской Федерации », и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 28 Федерального закона « О трудовых пенсиях в Российской Федерации ».
На основании пп. 11 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173 от 17.12.2001 г. ( в настоящее время – пп. 20 п.1. ст. 27 ) лицам, не менее 30 лет осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, независимо от их возраста, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 утверждён Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, независимо от их возраста, трудовая в соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 28 Федерального закона « О трудовых пенсиях в Российской Федерации », и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 28 Федерального закона « О трудовых пенсиях в Российской Федерации ».
В Списках дающих право на назначение досрочной пенсии, поименована должность, в которой Гринчук О.Т. работала: <данные изъяты>, имеются и наименования учреждений, в которых проходила её лечебная деятельность – <данные изъяты> Согласно Перечню структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и 6 месяцев, являющегося приложением к указанному выше Постановлению Правительства № 781, правом на получение указанной льготы имеют «акушерки», работающие в отделениях хирургического профиля стационаров государственных и муниципальных учреждений, предусмотренных пунктами 1 – 6,. .. 20.. списка: акушерское, операционное, операционный блок, родовое (родильное) и другие ».
Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с
лечебной и иной работой по охране здоровья населения», вступившим в силу с 01.11.1999 г., был утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения. В соответствии с пунктом 3 Постановления № 1066 в выслугу, дающую право на пенсию, периоды работы до 01.11.1999 г. засчитывались в соответствии со Списком профессий и
должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464. Пунктом 2 данного Постановления «среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров » предоставлялась льгота по исчислению стажа работы для назначения пенсии за выслугу лет из расчета 1 год работы за 1 год и 6 месяцев. На основании п. 3 « Правила, утвержденные пунктом 1 настоящего постановления по желанию гражданина могут также применяться при исчислении указанной выслуги за периоды работы до 01 ноября 1999 г. »
Все вышеуказанные нормативно – правовые акты должны применяться в ходе оценки пенсионных прав истицы. На это указывается в Определении Конституционного суда 2 – П от 29.01.2004 г.
ГУ УПФ РФ в Железнодорожном районе г. Самара оспариваются в календарном порядке исчисления периоды (состоит из семи подпериодов ):
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ / 00 г. 03 м. 27 дн. в календарном исчислении / – работа в должностях главной медсестры Самарского родильного дома ( <данные изъяты> ) и акушерки в акушерском обсервационном отделении <данные изъяты> в периоды нахождения на курсах повышения квалификации, принять к зачёту по данному периоду 00 лет 03 месяца 27 дней ;
Данные периоды судом включаются в специальный стаж Гринчук О.Т. в календарном периоде по следующим основаниям.
Согласно пункту 4 Постановления Правительства РФ от 11. 07. 2002 г. № 516 « Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости», в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ.
Правилами не предусмотрено, что время нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства не подлежит зачёту в специальный стаж, как не предусмотрено, что это время подлежит зачету в стаж. Других нормативных актов по данному вопросу не имеется.
Направление на курсы повышения квалификации производится по инициативе администрации – для медицинских работников прохождение курсов проводится обязательно не менее одного раза в пять лет и является неотъемлемой частью их профессиональной деятельности в соответствии со ст. 54 ФЗ « Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья населения».
Отказ от прохождения курсовой переподготовки влечёт за собой не только наложение на работника административных взысканий, но и, в ряде случаев, отстранение от работы. За медицинским работником в период его нахождения на курсах повышения квалификации сохраняется заработная плата, за это время производятся все страховые выплаты, в том числе и в Пенсионный фонд. Проверка специалистов УПФ показала, что данные отвлечения от работы были именно периодами прохождения курсовой переподготовки по специализации «Акушерское дело».
На курсах работник занят в течение полного рабочего дня – система повышения квалификации состоит не только из теоретического курса (прослушивание лекций, участие в семинарских занятиях), но включает в себя и цикл практических занятий непосредственно на базе тех лечебных учреждений, которыми накоплен положительный опыт по тому или иному направлению профилактических и лечебных мероприятий по охране здоровья населения. Во многих случаях одним из компонентов прохождения курсовой переподготовки становится непосредственное обобщение опыта работы самого участника курсов – на своем рабочем месте, в своем лечебном учреждении. В настоящее время сложилась судебная практика, которая позволяет засчитывать данные периоды в медицинский стаж, в том числе в практике рассмотрения аналогичных вопросов в Верховном суде РФ.
2 период, не зачтённый УПФ и оспариваемый в календарном порядке исчисления :
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( 02 г. 09 м. 03 дн. в календарном исчислении ) – работа в должности <данные изъяты>, – период не принят в зачет в связи с тем, что наименование учреждения отсутствует в списке, предоставляющим право на получение досрочной трудовой пенсии по старости, кроме того в Протоколе отказа специалистами Пенсионного фонда допущена описка – начало работы обозначено как ДД.ММ.ГГГГ, принять к зачёту по данному периоду 02 года 09 месяцев 03 дня.
Однако суд приходит к выводу, что данный период должен быть включен в специальный медицинский стаж истицы в календарном порядке исчисления, заключается в следующем.
Согласно записям в трудовой книжке Гринчук О.Т. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в Обществе с ограниченной ответственностью «Медцентр» в должности фельдшера.
<данные изъяты> в указанный период осуществляло: «оказание неотложной ( экстренной ) медицинской помощи» и «амбулаторно – поликлиническую медицинскую помощь взрослому населению в учреждениях здравоохранения и ( или ) на дому по сексопатологии» в соответствии с Лицензией <данные изъяты>, регистрационный №, выданной ДД.ММ.ГГГГ Областной медицинской лицензионно-аккредитационной комиссией при Главном управлении здравоохранения Администрации Самарской области.
Свидетельство о государственной регистрации <данные изъяты> было выдано ДД.ММ.ГГГГ ( №) <адрес>. Данным документом также были обозначены как основные виды деятельности предприятия: «научные разработки новых методов профилактики и лечения заболеваний, оказание медицинских услуг населению и организациям».
То обстоятельство что истица в оспариваемый период работала не в государственном и муниципальном медицинском учреждении, не должно препятствовать реализации её конституционного права на получение трудовой пенсии по старости.
Таким образом, работая в должности фельдшера Гринчук О.Т. осуществляла именно лечебную деятельность.
Наименование медицинского учреждения « Центр » имеется в Списке, дающем право на получение досрочной трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.
Что же касается вопроса о юридическом статусе организации, согласно Постановлению Верховного суда РФ от 20 декабря 2005 г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» данное обстоятельство получило свое чёткое обоснование: «10. При разрешении споров, возникших между пенсионными органами и гражданами по вопросу включения в специальный стаж (стаж педагогической, лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения) периодов работы в учреждениях, не являющихся государственными либо муниципальными (пп. 10 – 12 п. 1 ст. 28 Федерального закона « О трудовых пенсиях в Российской Федерации») следует иметь в виду что ранее действовавший Закон Российской Федерации от 29 ноября 1990 г. № 340 – 1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» не содержал требования о том, чтобы лечебная деятельность осуществлялась лишь в государственных или муниципальных учреждениях, назначение такой пенсии гарантировалась на равных основаниях работникам, занятым в учреждениях ( организациях ) здравоохранения, независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности.
По смыслу статей 8 ч. 2, ст. ч. 1,2, ст. 35 ч. 1, ст. 37 ч. 1, 3, ст. 39 ч. 1, 2 и ст. 55 ч. 3 Конституции Российской Федерации форма собственности, как таковая, не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях здравоохранения в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностям и по одним и тем же профессиям.
Кроме того, финансирование досрочных трудовых пенсий по старости, назначаемых в соответствии с пп. 10 – 12 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации » производятся на общих основаниях согласно Федеральному закону «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» ( п. 3 ст. 9, п. 2 ст. 10 ). Финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога ( взноса ), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии – за счёт средств бюджета Пенсионного Фонда Российской Федерации ( страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которые взимаются в соответствии с названным Федеральным законом и зачисляются непосредственно в бюджет Пенсионного Фонда Российской Федерации).
При этом действующее законодательство не предусматривает каких – либо различий в тарифах страховых взносов для работодателей – учреждений здравоохранения в зависимости от того, являются ли они государственными, муниципальными, частными.
Учитывая это, а также принимая во внимание, что, сохраняя для лиц, осуществляющих лечебную деятельность в государственных или муниципальных учреждениях, льготные условия назначения трудовой пенсии по старости, законодатель не предусмотрел соответствующий правовой механизм, гарантирующий гражданам, занятым такой же по своим условиям и характеру профессиональной деятельностью, но в негосударственных учреждениях для детей, в учреждениях ( организациях ) здравоохранения, защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста аналогичным образом или с использованием других адекватных досрочному выходу на пенсию правовых средств, до установления соответствующего правового механизма лечебная деятельность подлежит включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости на основании пп. 10 – 12 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», независимо от того, в чьём ведении находилось учреждение, где работал истец и кому принадлежало закреплённое за ними имущество – государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., поскольку это само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности названных работников и не свидетельствует о существовании таких различий. Решение этого вопроса иным образом может породить такое неравенство в сфере пенсионного обеспечения, которое приведёт к несоразмерному ограничению конституционного права этих лиц на социальное обеспечение и тем самым нарушит предписание статей 19 ( части 1, 2 ), 39 ( части 1, 2 ) и 55 ( части 2, 3 ) Конституции Российской Федерации».
3 период, не зачтённый УПФ и оспариваемый в календарном и льготном порядках исчисления как один год работы за один год шесть месяцев работы :
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
( 01 г. 09 м. 11 дн. в календарном исчислении, 02 г. 08 м. 02 дн. в льготном исчислении ) – работа в должности <данные изъяты> поименованной как <данные изъяты> – период не принят в зачет в связи с тем, что должность <данные изъяты> не поименована списком, предоставляющим право на получение досрочной трудовой пенсии по старости, кроме того в Протоколе отказа специалистами Пенсионного фонда допущена описка – период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не упомянут ни в перечне зачтенного стажа, ни в перечне не зачтенного УПФ стажа, принять к зачёту по данному периоду 02 года 08 месяцев 02 дня.
Данный период должен быть включён в специальный медицинский стаж истицы в календарном и льготном порядках исчисления по следующим основаниям.
Согласно Перечню структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и 6 месяцев, являющегося приложением к указанному выше Постановлению Правительства № 781, право на исчисление одного года работы как 1 год 6 месяцев имеют «акушерки», работающие « в отделениях хирургического профиля стационаров государственных и муниципальных учреждений, предусмотренных пунктами 1 – 6.. . списка : «... акушерское обсервационное.. . »
В оспариваемый период Гринчук О.Т. работала в должности акушерки в акушерском обсервационном отделении <данные изъяты>. Факт того, что руководством учреждения было допущено ошибочное наименование должности: вместо должности <данные изъяты> записана должность <данные изъяты> по аналогии с должностью <данные изъяты>, не может препятствовать реализации конституционного права истицы на получение трудовой пенсии. Согласно Номенклатуре должностей от 15.10.1999 г. № 377 Минздрава РФ в Перечне должностей акушерского отделения предусматривались должности <данные изъяты> и <данные изъяты>. Других должностей не поименовано. Налицо факт ошибочного наименования должности. Вины Гринчук О.Т. в этом не усматривается.
В Определениях Верховного суда РФ чётко прописано, что «вопрос о тождественности выполняемых работником функций тем должностям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, мог быть решён в судебном порядке только в случае неправильного наименования работодателем занимаемой истцом должности».
В данном случае вопрос касается именно должности, что должно трактоваться именно как возможность зачета данного периода в специальный медицинский стаж Гринчук О.Т. в календарном и льготном порядках исчисления.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о законности заявленных исковых требований. Ответчик необоснованно не включил вышеуказанные периоды в специальный стаж, дающий право истице на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Таким образом, на настоящий момент требования истицы Гринчук О.Т. законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в Железнодорожном районе г. Самары включить Гринчук О.Т. в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в календарном порядке периоды:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по
ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ / 00 г. 03 м. 27 дн. в календарном исчислении / – работа в должностях <данные изъяты> и акушерки <данные изъяты> в периоды нахождения на курсах повышения квалификации, принять к зачёту по данному периоду 00 лет 03 месяца 27 дней;
- период, не зачтённый УПФ и оспариваемый в календарном порядке исчисления: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( 02 г. 09 м. 03 дн. в календарном исчислении ) – работа в должности <данные изъяты>, принять к зачёту по данному периоду 02 года 09 месяцев 03 дня;
- период, не зачтённый УПФ и оспариваемый в календарном и льготном порядках исчисления как один год работы за один год шесть месяцев работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01 г. 09 м. 11 дн. в календарном исчислении, 02 г. 08 м. 02 дн. в льготном исчислении) – работа в должности <данные изъяты>, поименованной как <данные изъяты>, в <данные изъяты>, принять к зачёту по данному периоду 02 года 08 месяцев 02 дня.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд, через Железнодорожный районный суд г. Самары в течение месяца, со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 14.08.2013 года.
Председательствующий: И.Н.Вельмина