Мировой судья ФИО2 Гр.<адрес>
№ (2-3504/2021)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 июля 2022 г. <адрес>
Кировский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего Полезновой А.Н.,
при помощнике судьи ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФИО1 на решение мирового судьи судебного участка № 9 Кировского судебного района г. Самары Самарской области от 20.01.2022 г. по гражданскому делу № 2-9/2022 (2-3504/2021) по иску ООО «ЭкоСтройРесурс» к ФИО1 о взыскании задолженности за коммунальные услуги по обращению с ТКО, которым постановлено:
«Исковые требования ООО «ЭкоСтройРесурс» к ФИО1 о взыскании задолженности предоставленные услуги по обращению с ТКО за период с 01.01.2019 г. по 31.12.2020 г. удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 в пользу ООО «ЭкоСтройРесурс» задолженность за предоставленные услуги по обращению с ТКО за период с 01.01.2019 г. по 31.12.2020 г. соразмерно ? доли в праве общей долевой собственности в размере <данные изъяты> руб., а также расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> руб.».
УСТАНОВИЛ:
ООО «ЭкоСтройРесурс» обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании задолженности за предоставленные услуги по обращению с ТКО, указав, что истец осуществляет деятельность в качестве Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Самарской области. В соответствии со ст. 24.7 ФЗ от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 30 ЖК РФ, собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с Региональным оператором. Типовая форма договора, содержащая положения о предоставлении услуг по обращению с ТКО утверждена Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 25.08.2008 г. № 641» (далее - Правила). Согласно п. 8 (4) – 8 (17) Правил № 1156, договор считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-ый рабочий день после размещения Региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Предложение о заключении договора по обращению с ТКО и типовой договор были опубликованы Региональным оператором на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 23.12.2018 г., а также опубликовано в газете «Волжская коммуна». Таким образом, в силу своей публичности договор с Региональным оператором считается заключенным вне зависимости от соблюдения формальных условий его заключения и подписи Потребителя (ст. 426 ГК РФ), а согласно ст. 425 ГК РФ оказываемые Потребителю услуги, вне зависимости от даты заключения договора подлежат оплате с 01.01.2019 г., т.е. с даты фактического оказания Региональным оператором услуг Потребителю.
Ответчику на праве собственности принадлежит ? доля в праве общей долевой собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>.
За период с 01.01.2019 г. по 31.12.2020 г. у ответчика образовалась задолженность в размере <данные изъяты> руб. (соразмерно ? доли в праве общей долевой собственности).
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил суд взыскать с ФИО1 задолженность за предоставленные услуги по обращению с ТКО за период с 01.01.2019 г. по 31.12.2020 г. в размере <данные изъяты> руб., расходы по оплате госпошлины в размере <данные изъяты> руб.
Мировым судьей постановлено указанное выше решение.
Не согласившись с данным решением, ответчик ФИО1 подала апелляционную жалобу, в которой просила решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
В судебном заседании апелляционной инстанции ответчик ФИО1 доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе. Просила решение мирового судьи отменить, в удовлетворении иска ООО «ЭкоСтройРесурс» отказать.
Представитель истца ООО «ЭкоСтройРесурс», ответчик в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие.
В силу статей 167 и 327 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав объяснения ответчика, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы и дополнений к ней, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии со ст. 320 ГПК РФ решения суда первой инстанции, не вступившие в законную силу, могут быть обжалованы в апелляционном порядке в соответствии с правилами, предусмотренными настоящей главой.
Согласно ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства.
На основании ст. 330 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии со ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом (п.1).
Собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей Жилищного Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов (п. 5).
Согласно ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение (ч. 3 ст. 153 ЖК РФ).
Структура платы за коммунальные услуги в редакции действующего закона раскрыта в ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, в которую включена плата за обращение с твердыми коммунальными отходами.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (п. 3 ст. 154 ЖК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исхода из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с абз. 16 ст. 6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, и захоронению твердых коммунальных отходов.
В целях реализации задач, предусмотренных Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", а также в связи с изменением правового регулирования и необходимостью определения статуса регионального оператора Правительством Российской Федерации 12.11.2016 принято постановление N 1156 об утверждении Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, устанавливающими порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов на территории Российской Федерации. Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (п. 3 раздел I). При этом, обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями (п. 4 раздел I).
Согласно ч. 4 ст. 24.7 Закона собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
В силу ч. 20 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает со дня утверждения единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и заключения соглашения между органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, но не позднее 01.01.2019.
К правоотношениям, связанным с оказанием физическим лицам такой услуги, как сбор и вывоз ТКО применимы правила ГК РФ о публичном договоре.
В соответствии со ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий её обязанность по продаже товаров, выполнению работ и оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится. Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора являются обязательными для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом или правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.
В соответствии с частью 5 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого помещения обязан обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с Региональным оператором.
Из содержания п. 8 (17) раздела I (1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 следует, что потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы.
Договор на оказание услуги по сбору, транспортированию, обработке и захоронению ТКО с региональным оператором обязаны заключить все жители. Он носит характер публичной оферты. Его проект размещается на сайте компании. Заключить договор можно также в офисе регионального оператора.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пп. 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Порядок оказания и оплаты коммунальных услуг, в том числе услуги по обращению с ТКО, регулируется положениями Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354.
01.11.2018 г. между Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области и ООО «ЭкоСтройРесурс», наделенного по результатам конкурсного отбора статусом регионального оператора на территории Самарской области, заключено соглашение об осуществлении деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на всей территории Самарской области.
Согласно п. 2.16 данного соглашения региональный оператор начинает осуществлять деятельность по обращению с ТКО с установленной даты применения утвержденного (принятого) уполномоченным органом исполнительной власти Самарской области в сфере регулирования тарифов единого тарифа на услуги регионального оператора, но не позднее чем с 01.01.2019 г.
В соответствии с пунктом 148 (30) правил №1156, размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определяется исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, на основании нормативов накопления ТКО.
При этом, орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе принять решение по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО, исходя из общей площади жилого помещения в многоквартирном доме (пункт 16 статьи 12 ЖК РФ и пункт 148 (30) Правил №1156).
В случае принятия такого решения размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определяется исходя из общей площади жилого помещения на основании нормативов накопления ТКО.
В соответствии со статьей 12 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относится, в частности, установление порядка расчета и внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги (пункт 16 статьи 12 ЖК РФ).
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений, в частности, относятся иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, ЖК РФ, другими федеральными законами и, не отнесенные к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации, полномочиям органов местного самоуправления (пункт 9 статьи 13 ЖК РФ).
В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО, исходя из общей площади жилого помещения, то в качестве расчетной единицы для домовладений принимается норматив накопления ТКО на 1 кв. м. общей площади жилого помещения.
Формулы для расчета платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которые определены в приложении № 2 к Правилам №354, применяются в зависимости от принятого в субъекте Российской Федерации порядка оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО.
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 29.12.2018 №1023 «Об утверждении и применении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории городских округов Самарской области на 1 кв. метр общей площади жилого помещения» утвержден норматив накопления ТКО на территории городских округов Самарской области: Жигулевск, Кинель, Новокуйбышевск, Октябрьск. Отрадный, Похвистнево, Самара, Сызрань, Тольятти, Чапаевск - на 1 кв. метр общей площади жилого помещения многоквартирных и индивидуальных домов и составляет 0,091 м3 в год, то есть применительно к площади жилого помещения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "ЭкоСтройРесурс" по результатам конкурсного отбора и в последствии заключенного соглашения с Министерством энергетики, и жилищно-коммунального хозяйства 01.11.2018 г. осуществляет деятельность в качестве Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Самарской области.
В связи с этим, при заключении договора указывается дата начала оказания услуги, начисления также производятся с данной даты.
Ответчику ФИО1 на праве собственности принадлежит ? доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
За период с 01.01.2019 г., когда региональный оператор начал предоставление услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, и по 31.12.2020 г., у ФИО1 образовалась задолженность в сумме <данные изъяты> руб.
Ответчиком услуги по обращению с ТКО не оплачивались, что послужило основанием для обращения истца за вынесением судебного приказа.
03.02.2021 г. мировым судьей судебного участка № 9 Кировского судебного района г. Самары Самарской области вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 в пользу ООО «ЭкоСтройРесурс» задолженности за предоставление услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.01.2019 г. по 31.12.2020 г. в размере <данные изъяты> руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> руб.
Определением мирового судьи судебного участка № 9 Кировского судебного района г. Самары Самарской области от 18.02.2021 г. судебный приказ по заявлению должника был отменен.
Истец обратился в суд с исковым заявлением в судебный участок № 9 Кировского судебного района г. Самары Самарской области.
При определении размера задолженности, суд первой инстанции исходил из расчета, представленного ООО "ЭкоСтройРесурс". Указанный расчет судом проверен, признан арифметически верным и произведенным в соответствии с нормами действующего законодательства. Кроме того, доказательств, опровергающих данный расчет, ответчиком не представлено.
Ответчик ФИО1 ссылается на то, что письменный договор истцом с собственниками жилого помещения по адресу: <адрес> не заключался, об избрании истца в качестве регионального оператора на территории Самарской области ответчик уведомлен не был. Кроме того, утилизация ТКО, получаемых из домовладения по вышеуказанному адресу, производится как самой ФИО5 с использованием компостной ямы, так и ИП ФИО4 за плату.
Статьей 24.6 Закона № 89-ФЗ предусмотрено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается одним или несколькими региональными операторами по обращению с ТКО в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО.
ООО «ЭкоСтройРесурс» в соответствии с Соглашением, заключенным с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 01.11.2018 (далее – Соглашение), осуществляет свою деятельность в качестве единственного Регионального оператора по обращению с ТКО на территории Самарской области.
В то же время операторы по обращению с ТКО вправе осуществлять деятельность только на основании заключенных с региональными операторами договоров об осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с ТКО.
В соответствии с ч. 6 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» договоры, заключенные собственниками ТКО на сбор и вывоз ТКО, действуют до заключения договора с Региональным оператором по обращению с ТКО.
Следовательно, все договоры на обращение с ТКО, заключенные с иными лицами, считаются расторгнутыми и прекращают свое действие с 01.01.2019 г. в связи с началом осуществления ООО «ЭкоСтройРесурс» деятельности в качестве Регионального оператора по обращению с ТКО по Самарской области.
Кроме того, в силу ст. 1 Закона № 89-ФЗ утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).
В соответствии со ст. 9 Закона № 89-ФЗ утилизация отходов I - IV классов опасности подлежит обязательному лицензированию.
Региональный оператор является единственным региональным оператором по обращению ТКО на территории Самарской области и осуществляет деятельность на основании лицензии серии 63 № ОТ-0155 от 05.10.2016 по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности, выданную Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской области.
При этом собственникам ТКО запрещается складирование ТКО в местах (на площадках) накопления ТКО, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО; складирование в местах (на площадках) накопления ТКО горящих, раскаленных или горячих отходов, снега и льда, осветительных приборов и электрических ламп, содержащих ртуть, батарей и аккумуляторов, медицинских отходов, а также иных отходов, которые могут причинить вред жизни и здоровью лиц, осуществляющих погрузку (разгрузку) контейнеров, повредить контейнеры, бункеры, мусоровозы или нарушить режим работы объектов по обработке, обезвреживанию, захоронению ТКО; складирование ТКО вне мест (площадок) накопления ТКО или в местах (на площадках) накопления ТКО, не предназначенных для соответствующих видов ТКО, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации; складирование ТКО вне контейнеров или в контейнерах, не предназначенных для таких видов отходов, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации; совершение иных действий, нарушающих установленные законодательством Российской Федерации требования к накоплению ТКО. (п. 10 Порядка № 471, п. 15 Правил № 1156).
Кроме того, запрещается сжигать отходы производства и потребления, загрязняющие атмосферный воздух, без специального оборудования, которое очищает выбросы (ст. 18 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 № 96-ФЗ).
За несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с ТКО, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами действующим законодательством РФ предусмотрена ответственность.
Следовательно, потребители обязаны осуществлять сбор ТКО в специально отведенных местах, указанных в перечне мест накопления, для дальнейшего их транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения Региональным оператором.
Таким образом, действующее законодательство РФ не предусматривает возможность физическим лицам (населению) осуществлять деятельность по утилизации (в том числе раздельной) ТКО самостоятельно, осуществление деятельности по обращению с ТКО входит в компетенцию исключительно Регионального оператора, который осуществляет деятельность по обращению с ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО.
Доводы ответчика о неисполнении Региональным оператором коммунальных услуг по вывозу ТКО суд считает несостоятельным по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 13.3 Закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – «Закон № 89-ФЗ») в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждается территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с ТКО (далее – «Территориальная схема»).
Территориальная схема обращения с отходами Самарской области (далее – «Территориальная схема Самарской области») утверждена приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 23.09.2016 г. № 228, электронная модель которой опубликована на официальном сайте Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области.
Кроме того, Постановлением Правительства Самарской области от 07.07.2020 № 471 (далее – постановление Правительства Самарской области № 471) утвержден Порядок накопления ТКО, в том числе их раздельного накопления, на территории Самарской области, в котором места сбора ТКО определяются, согласно утвержденной территориальной схеме обращения с отходами на территории Самарской области.
Согласно п. 11 Постановления Правительства Самарской области № 471 накопление ТКО, за исключением крупногабаритных отходов, на территории Самарской области осуществляется путем складирования ТКО, в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии внутридомовой инженерной системы); централизованным способом – в контейнеры, расположенные на контейнерных площадках, а также с использованием специально предназначенных емкостей при отсутствии контейнерных площадок – децентрализованным способом.
При этом п. 2 постановления Правительства РФ № 1156 определено, что:
«контейнер» - мусоросборник, предназначенный для складирования ТКО, за исключением крупногабаритных отходов;
«контейнерная площадка» - место (площадка) накопления ТКО, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.
Накопление КГО должно осуществляться в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами в бункеры, расположенные на контейнерных площадках или на специальных площадках складирования КГО, имеющих водонепроницаемое покрытие и ограждение с трех сторон высотой не менее 1 м.
Таким образом, исходя из императивных указаний Федерального законодательства, регулирующего обращение с ТКО, в частности Постановления Правительства РФ № 1156, следует, что место накопления ТКО – это непосредственно контейнерная площадка, которая соответствует требованиям законодательства РФ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также включена в территориальную схему обращения с отходами.
Порядок создания мест (площадок) накопления ТКО предусмотрен постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра».
В силу положений п. 5 постановления Правительства Самарской области № 471 создание и обустройство мест (площадок) накопления ТКО осуществляется в соответствии постановлением Правительства РФ № 1039.
Так, в соответствии с постановлением Правительства РФ № 1039 места накопления ТКО создаются органами местного самоуправления на основании соответствующей заявки заинтересованного лица. При этом место накопления ТКО должно соответствовать требованиям законодательства РФ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Вместе с тем, в соответствии с п. 15.2 постановления Правительства Самарской области № 471 процедура включения уполномоченным органом исполнительной власти Самарской области мест (площадок) накопления ТКО в территориальную схему осуществляется в порядке с Правилами разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с ТКО, а также требованиями к составу и содержанию таких схем, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.2018 № 1130.
Таким образом, для создания мест накопления ТКО, а также для внесения их в территориальную схему обращения с отходами, заинтересованному лицу необходимо обратиться в уполномоченные органы с соответствующей заявкой.
В соответствии пп. «в» п. 11 постановления Правительства Самарской области № 471 в случае отсутствия специально обустроенной контейнерной площадки накопление ТКО может производиться исключительно децентрализованным способом на территориях индивидуальной жилой застройки, садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан.
При этом децентрализованный способ накопления ТКО предусматривает следующее:
- расположение мест накопления ТКО при децентрализованном способе накопления определяется потребителями по согласованию с Региональным оператором и в соответствии с законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (п. 11 постановления Правительства Самарской области № 471);
- изменение децентрализованного способа накопления, указанного в пп «в» п. 11 постановления Правительства Самарской области № 471, на способ, указанный в пп. «б» п. 11 постановления Правительства Самарской области № 471, осуществляется путем создания контейнерных площадок и размещения на них контейнеров и бункеров.
Из анализа указанных выше норм следует, что места накопления ТКО при децентрализованном способе накопления ТКО в обязательном порядке должны быть согласованы с органами местного самоуправления с учетом санитарно-эпидемиологического законодательства, а сам по себе децентрализованный способ накопления не подразумевает вывоз ТКО от каждого домовладения, расположенного на территориях индивидуальной жилой застройки, садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан.
Указанные выше положения, устанавливающие периодичность вывоза ТКО, распространяют свое действия лишь в отношении мест накопления ТКО, включенных в территориальную схему, по этой причине разделом 4.1 территориальной схемы Самарской области установлена периодичность вывоза ТКО при «поведерном», децентрализованном сборе, которая составляет – 1 раз в неделю или реже.
Вывоз ТКО по адресу: <адрес>, осуществляется децентрализованным способом. График вывоза вторник, пятница. Ближайшая контейнерная площадка, включенная в территориальную схему, расположена по адресу: г. Самара, п. Зубчаниновка, ул. Воеводина, д. 6. График вывоза – ежедневно.
При этом, актов о нарушении ООО «ЭкоСтройРесурс» обязательств по договору на оказание услуг по обращению с ТКО, составленных в порядке, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1156 от 12.11.2016г., ответчиком в суд первой инстанции, а также в суд апелляционной инстанции не представлено.
Доводы ФИО1 о том, что ФИО5 в спорный период времени не проживала по месту регистрации обоснованно признаны судом несостоятельными. Как правильно указал суд, услуги по выводу ТКО оказываются собственникам помещений независимо от проживания в них граждан. Доказательств заключения ответчиком самостоятельного договора на вывоз мусора в материалах дела не имеется.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Однако, ответчик в нарушение требований указанной выше нормы не представил суду доказательств, подтверждающих ошибочность произведенного ответчиком расчета задолженности.
Доводы апелляционной жалобы ответчика об отсутствии заключенного между ним и региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с ТКО является несостоятельным, так как данный договор является публичным в силу закона и не требует его заключения в письменной форме.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с данной судом оценкой представленных доказательств, основаны на неправильном толковании норм материального права, а потому не могут являться основанием для отмены постановленного решения суда.
Имеющие значение для дела обстоятельства определены судом правильно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, нормы материального права применены верно, процессуальных нарушений не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение мирового судьи судебного участка № 9 Кировского судебного района г. Самары Самарской области по гражданскому делу № 2-9/2022 по иску ООО «ЭкоСтройРесурс» к ФИО1 о взыскании задолженности за коммунальные услуги по вывозу ТКО, оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через мирового судью в течение трех месяцев
Мотивированное определение изготовлено 4 августа 2022 года.
Председательствующий п/п А.Н. Полезнова