Решения по делу № 2-104/2015 (2-2648/2014;) ~ М-1845/2014 от 23.07.2014

Дело №2-104/15

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Пермь 26 января 2015 г.

Индустриальный районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Ждановой О.В.,

с участием представителя истца Кириллова А.В., действующего на основании доверенности,

представителя ответчика Департамента земельных отношений администрации г. Перми – Останиной А.В., действующей на основании доверенности,

представителя третьего лица Департамента экономики и промышленной политики – Новикова А.А., действующего на основании доверенности,

при секретаре Сирицы С.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, возложении обязанности вынести решение о предоставлении земельного участка,

у с т а н о в и л:

Истец ФИО1 обратился в суд с иском к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, возложении обязанности передать в аренду земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> сроком на 4 года 11 месяцев.

В обоснование иска указано следующее, истец обратился в Департамент земельных отношений г. Перми с заявлением о предоставлении ему в аренду, сроком на 4 года 11 месяцев, земельного участка ориентировочной площадью 1450 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, для размещения автостоянки. К заявлению о предоставлении земельного участка были приложены все необходимые документы, в том числе согласованный функциональными органами администрации г. Перми проект размещения автостоянки.

Письмом от 17.10.2013 г. № И-21-01-09-19998 ДЗО г. Перми известил истца о принятии положительного решения о предоставлении земельного участка в аренду сроком на 4 года 11 месяцев. Этим же письмом на истца была возложена обязанность разработать схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. После утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте обеспечить за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и осуществить постановку испрашиваемого земельного участка на государственный кадастровый учет. После получения департаментом кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка будет издано распоряжение о предоставлении земельного участка в аренду и заключен договор аренды.

В исполнение указанного решения истец разработал схему расположения земельного участка на кадастровом плане (карте), согласовал схему в Департаменте градостроительства и архитектуры г. Перми, в установленном порядке схема утверждена ДЗО г. Перми, осуществил постановку земельного участка на государственный кадастровый учет. Сведения в ГКН об испрашиваемом земельном участке содержатся за кадастровым номером

ДД.ММ.ГГГГ истец вновь обратился в ДЗО г. Перми с заявлением о вынесении распоряжения о предоставлении земельного участка с приложением кадастрового паспорта земельного участка.

Письмом Департамента от ДД.ММ.ГГГГ , истцу отказано в вынесении решения о предоставлении земельного участка. Мотивом отказа послужил тот факт, что по информации УРПР г. Перми место возможного размещения автостоянки по указанному адресу в схеме отсутствует.

Иных оснований для отказа решение не содержит.

Решение ДЗО г. Перми (изложенное в письме от ДД.ММ.ГГГГ истец считает незаконным и необоснованным по следующим основаниям: предоставление земельных участков не связанное со строительством осуществляется на основании решения Пермской городской Думы от 23.10.2007 № 260, утверждающем порядок предоставления земельных участков.

В соответствии с п. 1.7. порядка предоставления земельных участков - земельные участки для целей, не связанных со строительством, могут предоставляться в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование.

В соответствии с п. 1.7.4. указанного порядка - в аренду земельные участки могут предоставляться физическим и юридическим лицам.

В соответствии с п. 1.8.1 порядка земельные участки могут быть предоставлены, в том числе, и под автостоянки.

В соответствии с п. 1.11 указанного выше порядка - земельные участки для размещения автостоянок предоставляются в аренду на срок не более 4 лет 11 месяцев.

Кроме того, решение Департамента земельных отношений администрации г. Перми о возможности предоставления истцу земельного участка уже принято и действует по настоящее время, схема расположения земельного участка и постановка его на кадастровый учет осуществлены истцом согласно указаний, содержащихся в письме Департамента земельных отношений администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно письма Управления по развитию потребительского рынка г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок площадью 1450 кв.м. по <адрес>, внесен в схему размещения автостоянок на территории г. Перми за номером

Решение о возможности предоставления земельного участка истцу принято, в исполнение данного решения истцом проведены кадастровые работы, так же истцом разработан проект автостоянки. Таким образом, истец самостоятельно сформировал земельный участок как объект права.

На основании изложенного истец просит признать отказ Департамента земельных отношений г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении земельного участка незаконным; обязать Департамент земельных отношений администрации г. Перми устранить в полном объеме допущенное нарушение прав истца путем возложения обязанности принять акт о предоставлении ФИО2 в аренду земельного участка с кадастровым , площадью 1450 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, для размещения автостоянки сроком на 4 года 11 месяцев; обязать Департамент земельных отношений администрации г. Перми устранить в полном объеме допущенное нарушение прав истца, путем возложения обязанности заключить с ФИО2 договора аренды земельного участка с кадастровым , площадью 1450 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> сроком на 4 года 11 месяцев для размещения автостоянки.

Истец в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, своевременно и в соответствии со ст. 113 ГПК РФ. В заявлении, адресованном суду, просил дело рассмотреть в его отсутствии, с участием своего представителя.

Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении, давал пояснения аналогичные доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчика Департамента земельных отношений администрации г. Перми в судебном заседании исковые требования не признавал, поддерживал доводы, изложенные в письменном отзыве на исковое заявление. Согласно указанного отзыва Департамент земельных отношений администрации г. Перми считает требования истца незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Согласно заявлению от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в департамент с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером , площадью 1450 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> сроком на 4 года 11 месяцев с целью размещения стоянки автотранспортных средств. Рассмотрев обращение заявителя ДЗО принял решение об отказе в предоставлении в аренду земельного участка письмом от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно постановлению Правительства РФ от 17.11.2001 № 795 «Об утверждении правил оказания услуг автостоянок» "автостоянка" - здание, сооружение (часть здания, сооружения) или специальная открытая площадка, предназначенные для хранения автомототранспортных средств. Системное толкование данных норм позволяет сделать вывод, что стоянка легковых автомобилей на открытой площадке не является объектом недвижимости, данные правоотношения регулирует порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми, утвержденное решением Пермской городской думы от 23.10.2007 № 260. В соответствии с п. 1.3.2. указанного порядка автостоянка открытого типа - специальная открытая площадка без наружных стеновых ограждений, предназначенная только для хранения (стоянки) автомобилей. Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Из ст. 13 ГК РФ следует, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Таким образом, для признания ненормативного акта, решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления незаконным необходимо наличие двух условий: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту; нарушены права и свободы граждан.

Согласно ст. 34 Земельному кодексу РФ установлен порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.

В соответствии со ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. В связи с этим, данные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.

В соответствии с ч. 3 ст. 34 ЗК РФ в заявлении граждан должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Решением Пермской городской Думы от 23.10.2007 № 260 утвержден Порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми. Согласно п. 1.2 Порядка, настоящий Порядок определяет процедуру предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся до разграничения государственной собственности на землю в ведении муниципального образования город Пермь и в муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, устанавливает процедуры и критерии предоставления, а также порядок рассмотрения заявок и принятия решений о предоставлении (отказе в предоставлении) названных земельных участков. В соответствии с п.2.1 Порядка, предоставление земельного участка для целей, не связанных со строительством, заинтересованным гражданам и юридическим лицам осуществляется уполномоченным органом в сфере земельных отношений на основании заявления и ряда документов. В силу п. 2.5 Порядка, уполномоченный орган в сфере земельных отношений не позднее десяти дней со дня регистрации заявления осуществляет проверку на соответствие критериям невозможности предоставления земельного участка установленным пунктами 1.6. 1, 1.6. 2, 1.6. 5, 1.6. 10 настоящего Порядка.

При отсутствии указанных критериев уполномоченный орган в сфере земельных отношений направляет запросы в функциональные и территориальные органы администрации города Перми, перечень которых устанавливается администрацией города Перми, о подготовке заключения о возможности (невозможности) предоставления земельного участка. В п. 1.6 Порядка прописаны условия, при которых невозможно предоставление земельных участков для целей не связанных со строительством. В силу п.2.6 Порядка, уполномоченный орган в сфере земельных отношений в двухнедельный срок с момента поступления всех заключений принимает решение о возможности (невозможности) предоставления земельного участка и уведомляет заявителя о принятом решении простым письмом.

Согласно заключению управления по развитию потребительского рынка от ДД.ММ.ГГГГ предоставление земельного участка для целей не связанных со строительством в соответствии с правилами организации автостоянок открытого типа на территории города Перми, утвержденными решением Пермской городской Думы от 25.12.2007 № 319 размещение автостоянок осуществляется в соответствии со Схемой размещения автостоянок открытого типа на территории города Перми, в соответствии с проектом размещения. Место возможного размещения автостоянки отсутствует в Схеме. Кроме того, заявителем представлено письмо управления по развитию потребительского рынка от 11.07.2014, значительно позже после принятия решения об отказе в предоставлении.

На основании изложенного представитель ответчика просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Представитель третьего лица Департамента экономики и промышленной политики (ранее – Управление по развитию потребительского рынка) в судебном заседании исковые требования не признал.

Заслушав пояснения сторон, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

Пунктах 25 и 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. № 2 разъяснено, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Частью 4 статьи 258 ГПК РФ предусмотрено, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

В силу ч. 1 ст. 28 Земельного Кодекса РФ (ЗК РФ) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.

Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 4 года 11 месяцев земельного участка площадью 1450 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> для размещения автостоянки.

Департаментом земельных отношений администрации г. Перми принято решение о возможности предоставления истцу земельного участка в аренду сроком на 4 года 11 месяцев после включения автостоянки в Схему размещения автостоянок открытого типа на территории города Перми, о чем истцу было сообщено письмом от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6).Также в данном письме истцу было разъяснено, что после получения Департаментом кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка будет издано распоряжение о предоставлении земельного участка в аренду и заключен договор аренды.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 вновь обратился в Департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением с просьбой предоставить в аренду земельный участок с кадастровым номером площадью 1450 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> (л.д. 7). К указанному заявлению был приложен кадастровый паспорт земельного участка (л.д. 8-9).

Решением от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 Департаментом земельных отношений отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка в связи с тем, что согласно Правилам организации автостоянок открытого типа на территории города Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от 25.12.2007г. № 319, размещение автостоянок на территории города Перми осуществляется в соответствии со Схемой размещения автостоянок открытого типа на территории г. Перми. По информации управления по развитию потребительского рынка место возможного размещения автостоянки по указанному адресу в Схеме отсутствует (л.д. 10-11).

Статьей 34 ЗК РФ предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:

принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;

уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;

обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

В соответствии с подпунктом 1.3.2. пункта 1.1. Правил организации автостоянок открытого типа на территории города Перми, утвержденных Решение Пермской городской Думы от 25.12.2007 N 319 (в ред. на 09.06.2014) размещение автостоянок осуществляется в соответствии со Схемой.

Согласно пункту 1.4. указанных выше Правил все отображенные на Схеме автостоянки включаются в реестр автостоянок на территории города Перми. В целях идентификации каждой автостоянке присваивается индивидуальный условный номер. Ведение Реестра и присвоение автостоянкам индивидуальных условных номеров осуществляет орган, уполномоченный администрацией города Перми, по форме, установленной приложением N 2 к настоящему решению.

Порядок представления сведений об автостоянках устанавливаются администрацией города Перми.

Порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми утвержден Решением Пермской городской думы № 260 от 23.10.2007 года (в ред. на 09.06.2014).

В соответствии с п. 1.6?.12 предоставление земельного участка невозможно, если заявителем не соблюден порядок размещения автостоянок и иных объектов, установленный нормативными правовыми актами города Перми, под размещение которых испрашивается земельный участок.

Таким образом, предоставление земельного участка для автостоянки возможно только при соблюдении порядка размещения автостоянок, установленного нормативными правовыми актами города Перми.

Как видно из материалов дела, испрашиваемый истцом земельный участок под размещение автостоянки открытого типа южнее дома по <адрес>, площадью 1450 кв.м. на 58 машино-мест, внесен в Схему уже после принятия ДЗО решения об отказе в предоставлении земельного участка в аренду. Данный факт подтверждается письмом Управления по развитию потребительского рынка администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12).

Решением Пермской городской Думы N 319 от 25.12.2007 года утверждены Правила организации автостоянок открытого типа на территории города Перми. В соответствии с указанными Правилами размещение автостоянок осуществляется в соответствии со схемой размещения автостоянок открытого типа, утверждаемой администрацией города Перми. Организация автостоянок осуществляется с учетом Правил землепользования и застройки города Перми.

Судом установлено, что на момент принятия решения департаментом об отказе в предоставлении истцу испрашиваемого участка, он не включен в Схему размещения автостоянок открытого типа. Включение впоследствии Управлением по развитию потребительского рынка участка в схему, не может повлиять на законность решения ДЗО администрации г. Перми об отказе в предоставлении испрашиваемого участка в аренду, поскольку оно было принято до наступления этого события.

Размещение автостоянок на территории общего пользования осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами органов местного самоуправления города Перми, устанавливающими порядок использования территорий общего пользования.

Указанное обстоятельство в силу п. 1.6. Порядка является основанием для отказа в предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством.

Оценивая совокупность доказательств по делу во взаимосвязи с доводами сторон, суд не усматривает законных оснований для признания незаконным отказа ДЗО администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении истцу земельного участка в аренду.

Поскольку требования истца об обязании ответчика устранить допущенное нарушение прав истца, путем возложения обязанности принять акт о предоставлении истцу в аренду испрашиваемого земельного участка и заключении договора аренды сроком на 4 года 11 месяцев, являются производными от первоначального требования, оснований для их удовлетворения также не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования ФИО1 к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка; возложении обязанности устранить в полном объеме допущенное нарушение прав истца, путем возложения обязанности принять акт о предоставлении в аренду земельного участка; возложении обязанности заключить договор аренды сроком на 4 года 11 месяцев земельного участка – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд в течение месяца с момента принятия решения в полном объеме через Индустриальный районный суд г. Перми.

судья: О.В. Жданова

2-104/2015 (2-2648/2014;) ~ М-1845/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Кириенко Дмитрий Юрьевич
Ответчики
ДЗО Администрации г.Перми
Суд
Индустриальный районный суд г. Перми
Судья
Жданова Ольга Владимировна
Дело на странице суда
industry.perm.sudrf.ru
23.07.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.07.2014Передача материалов судье
23.07.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.07.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.07.2014Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
08.10.2014Предварительное судебное заседание
31.10.2014Предварительное судебное заседание
03.12.2014Предварительное судебное заседание
26.01.2015Предварительное судебное заседание
26.01.2015Судебное заседание
11.03.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.03.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.12.2017Дело оформлено
08.12.2017Дело передано в архив
Решения

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее