Дело № 2а-6479/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Тюмень 03 октября 2018 года
Ленинский районный суд г. Тюмени в составе:
председательствующего судьи Воробьевой А.П.
при секретаре Черенько Е.В.
с участием представителя административного истца АО «Транснефть-Сибирь» - Кошкаровой О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-6479/2018 по административному исковому заявлению АО «Транснефть-Сибирь» о признании незаконным и отмене предписания Государственной инспекции труда в Тюменской области,
УСТАНОВИЛ:
АО «Транснефть-Сибирь» обратилось в суд с административным исковым заявлением к Государственной инспекции труда в <адрес> о признании незаконным и отмене предписания Главного государственного инспектора труда в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № по тем основаниям, что обществу выдано указанное предписание с требованием внести изменения в трудовой договор с ФИО5 в части продолжительности рабочего времени в соответствии со ст. 57 ТК РФ и ВС РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ №, начислить и выплатить ей заработную плату за работу сверх нормальной продолжительности рабочего времени в силу ст. 142 ТК РФ за период осуществления трудовой деятельности в сельской местности. Однако, общество полагает, что указанный работник не является жителем сельской местности, проживает в <адрес>, в связи с чем установление 36-часовой рабочей недели на нее не распространяется. Кроме того, Коллективным договором, трудовым договором с Кирилловой предусмотрена 40-часовая рабочая неделя. Указанный Коллективный договор зарегистрирован Департаментом труда и занятости населения <адрес>, при этом нарушений в данном договоре не выявлено.
Представитель административного истца АО «Транснефть-Сибирь» - Кошкарова О.И., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.32) и диплома о высшем юридическом образовании (л.д. 34), в судебном заседании заявленные требования поддержала по изложенным в иске основаниям, пояснив дополнительно, что выплата дополнительных денежных средств работнику однозначно является индивидуальным трудовым спором, поскольку работодатель не согласен и будет оспаривать заявленные суммы, в случае, если возникнет спор, заявлять о применении срока давности, Кириллова работает в организации более 15 лет и за это время работала в различных местностях, предписание некорректно, Кириллова не обращалась с заявлением к работодателю о выплате денежных средств за предыдущие периоды.
Административные ответчики – Государственная инспекция труда в <адрес>, Главный государственный инспектор труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в <адрес> Стешенцева М.Б. в судебное заседание не явились, ходатайств не поступило. В представленном возражении просят в удовлетворении заявленных требований отказать, поскольку нарушение является очевидным, п. 1 предписания признан и исправлен работодателем, однако начислений за сверхурочную работу Кирилловой произведено не было.
Заинтересованное лицо – ФИО4 в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ пояснила, что претензий к работодателю не имеет, с ней заключено дополнительное соглашение к трудовому договору.
Суд, выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, и, оценив доказательства в их совокупности, приходит к следующему.
ФИО5 осуществляет трудовую деятельность в вышеуказанной организации с апреля 2005 года (л.д.104-110).
Предписанием от ДД.ММ.ГГГГ №-И/2, выданным АО «Транснефть-Сибирь» Главным государственным инспектором труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в <адрес> на административного истца возложены обязанности по внесению изменений в трудовой договор с ФИО5 в части продолжительности рабочего времени - 36 часов в соответствии со ст. 57 ТК РФ и постановления ВС РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ № «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе», а также по начислению и выплате ФИО5 заработной платы за работу сверх нормальной продолжительности рабочего времени в соответствии со ст. 152 ТК РФ за период осуществления трудовой деятельности в сельской местности в режиме рабочего времени 40 часов в неделю (л.д.94,95).
Согласно п. 1.3 Постановления ВС РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ № «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе» с ДД.ММ.ГГГГ для женщин, работающих в сельской местности установлена 36-часовая рабочая неделя, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена иными законодательными актами. При этом заработная плата выплачивается в том же размере, что и при полной продолжительности еженедельной работы.
Действие документа распространяется на женщин, работающих в сельской местности, независимо от места их проживания (письмо Госкомэкономики РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ №).
Ни коллективным договором в организации, ни трудовым договором меньшая продолжительность рабочего дня для ФИО5 установлена не была, несмотря на ее работу в сельской местности.
Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ № к трудовому договору, для ФИО5 установлена 36-часовая рабочая неделя, как для женщины, работающей в сельской местности.
Учитывая изложенное, предписание должностного лица в данной части является законным, поскольку нарушение трудового законодательства носило очевидный характер. В свою очередь, в силу ст. 356 ТК РФ федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия: осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Абзацем 6 части 1 статьи 357 ТК РФ установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке. Основными задачами Государственной инспекции труда в <адрес> в силу ст. 355 ТК РФ являются обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
По смыслу указанных норм при проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства, что и было сделано административным ответчиком.
В связи с чем, в удовлетворении административного иска в данной части надлежит отказать.
Между тем, трудовые споры, в том числе неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора рассматриваются в рамках статей 381 - 397 ТК РФ комиссиями по трудовым спорам или судами.
Таким образом, осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, а не разрешает правовые споры, так как не может подменять собой судебные органы.
Учитывая изложенное, п. 2 оспариваемого предписания относительно возложения обязанности на работодателя выплаты работнику денежных средств за предыдущие года, с учетом того, что данные суммы являются оспариваемыми работодателем, им не признаются, о чем пояснил в судебном заседании представитель, спор относительно выплаты денежных средств работнику в силу статьи 381 ТК РФ является индивидуальным трудовым спором, подлежащим рассмотрению либо комиссией по рассмотрению трудовых споров, либо в суде. Следовательно, оспариваемое предписание в указанной части (п.2) вынесено государственным инспектором труда, в том числе, по вопросам, не относящимся к его компетенции.
При этом, заключение ДД.ММ.ГГГГ дополнительного соглашения к трудовому договору с ФИО5 в данном случае не свидетельствует о признании работодателем обязанности и согласии выплатить заработную плату за сверхурочную работу за предыдущие периоды, дополнительное соглашение такого условия также не содержит.
Ссылка административного ответчика на Определение ВС РФ от 27.12.2017 № 42-КГ17-5 правового значения для настоящего дела не имеет, поскольку в данном Определении ВС РФ высказал позицию относительно обязанности работодателя выплатить работнику не оспариваемую сумму заработной платы, чего в данном случае места не имеет.
Таким образом, заявленные требования в данной части подлежат удовлетворению. При этом, для защиты и восстановления прав административного истца достаточным является признание п. 2 предписания незаконным, без возложения обязанности на административного ответчика отменить предписание, как заявлено в иске, поскольку в остальной части оно является законным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст.175-180, 286-290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление АО «Транснефть-Сибирь» удовлетворить частично.
Признать незаконным пункт 2 предписания от ДД.ММ.ГГГГ №, выданное АО «Транснефть-Сибирь» Главным государственным инспектором труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в <адрес>.
В остальной части в удовлетворении административного иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий подпись А.П. Воробьева