РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации29 ноября 2017 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Кипяткова К.А.,
при секретаре судебного заседания Лантух А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лингвист А. А. к ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» о признании недействительным акта о выявлении несанкционированного подключения в работу прибора учета
установил:
Лингвист А.А. обратилась в суд с иском о признании недействительными акта о выявлении несанкционированного подключения в работу прибора учета № № от ДД.ММ.ГГГГ, составленного в отношении нее ПАО «МРСК Северо-Запада», ссылаясь на то, что данный акт в нарушение установленных нормативным актом требований составлены без ее участия и оповещения, в акте отсутствуют ее объяснения и ее подпись либо подпись ее представителя, данные о дате предыдущей проверки прибора учета, видеосъемка проводилась без ее согласия.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечено АО «ТНС энерго Карелия».
В судебном заседании истец и ее представитель Костяев Е.В. исковые требования поддержал.
Представитель ответчика Семенова Я.Б. в судебном заседании исковые требования не признала, полагала, что нарушений при составлении оспариваемого акта, влекущих его отмену, допущено не было, акты о безучетном потреблении электроэнергии не могут быть оспорены путём предъявления самостоятельного искового заявления, представлен соответствующий письменный отзыв.
Представитель третьего лица Кубасова М.С. полагала иск не подлежащим удовлетворению, привела доводы, аналогичные изложенным представителем ответчика, представила письменный отзыв.
Суд, заслушав представителей сторон, свидетеля, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии регулируются Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
Согласно п.1 ст.21 данного закона, основные положения функционирования розничных рынков, существенные условия договора о присоединении к торговой системе оптового рынка электрической энергии и мощности утверждает Правительство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике.
В соответствии с п.136 принятых во исполнение данной нормы Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (далее – Основные положения), определение объема потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, а также фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства осуществляется на основании данных, полученных с использованием указанных в настоящем разделе приборов учета электрической энергии, в том числе включенных в состав измерительных комплексов, систем учета; при отсутствии приборов учета и в определенных в настоящем разделе случаях - путем применения расчетных способов, предусмотренных настоящим документом и приложением N 3.
Согласно п.167 Основных положений субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики (энергосбытовые, энергоснабжающие организации) и сетевые организации, проводят проверки на предмет выявления фактов безучетного и бездоговорного потребления электрической энергии.
П.172 Основных положений устанавливает, что проверки расчетных приборов учета, используемых для определения объемов потребления электрической энергии в жилом или нежилом помещении многоквартирного дома, осуществляются в порядке и сроки, которые установлены Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов для проверки состояния приборов учета исполнителем коммунальных услуг, кроме случаев, когда в договоре оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенном в отношении такого многоквартирного дома, определено, что сетевая организация проводит проверки приборов учета в присутствии исполнителя коммунальных услуг.
П.80 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее – Правила) установлено, что учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.
В силу п.82 Правил, исполнитель обязан: а) проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, факта их наличия или отсутствия; б) проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители).
Согласно п.81(11) Правил, при проведении исполнителем проверки состояния прибора учета проверке подлежат: целостность прибора учета, отсутствие механических повреждений, отсутствие не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин, плотное прилегание стекла индикатора; наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета; отсутствие свободного доступа к элементам коммутации (узлам, зажимам) прибора учета, позволяющим осуществлять вмешательство в работу прибора учета.
Нарушение показателей, указанных в абзацах третьем - пятом настоящего пункта, признается несанкционированным вмешательством в работу прибора учета. При обнаружении в ходе проверки указанных нарушений исполнитель составляет акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета.
Акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета составляется в порядке, установленном настоящими Правилами.
Порядок проведения указанных в п.82 Правил проверок и требования к содержанию составляемого по ее итогам акта, в том числе о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета, регламентирован п.85, 85 (1) Правил.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками сетевой организации ПАО «МРСК «Северо-Запада» Карелэнерго» в рамках предоставленных вышеуказанными правовыми нормами полномочий на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая проверка состояния прибора учета в жилом помещении Лингвист А.А. по адресу: <адрес>, в ходе которой установлено несанкционированное подключение электрооборудования: электроводонагревателя и электроплиты, осуществленное до прибора учета кабелем ВВГ 2х4, о чем составлен акты № № от ДД.ММ.ГГГГ о выявлении несанкционированного подключения.
Данный акт содержит необходимую информацию, предусмотренную п.85 (1) Правил.
В акте в качестве лица, присутствовавшего при проведении проверки – представителя потребителя Лингвист А.А, указан ее супруг ФИО1, сама истец при составлении акта не присутствовала.
Указанное обстоятельство, по мнению суда, не свидетельствует о незаконности и порочности составленного акта в силу следующего.
Содержание п.85 Правил не содержит императивного запрета на возможность участия при проведении проверки приборов учета не непосредственно потребителя, а его представителя, такая возможность прямо вытекает из положений п.85 (1) Правил, где в качестве лица, участвующего при проведении проверки, подписывающего акт проверки указан факультативно с потребителем его представитель.
При этом в силу ч.1 ст.182 Гражданского кодекса РФ, полномочие представителя может явствовать из обстановки, в которой действует представитель.
Из материалов дела следует, что при проведении проверки в жилом помещении истца находился ее супруг ФИО1, который допустил сотрудников ответчика в жилое помещение для проведения проверки, представился им как супруг истицы, каких-либо возражений относительно как фактов, изложенных в актах, так и указания себя в качестве представителя истицы, не предъявлял, соответствующих замечаний в акте не зафиксировано, в акте имеется подпись ФИО1, как представителя потребителя.
Указанные обстоятельства свидетельствуют, что полномочия ФИО1, как представителя потребителя применительно к составлению оспариваемого акта, вытекали из обстановки, в которой он действовал, у должностных лиц, составлявших акт, основания сомневаться в том, что при проведении проверки участвует представитель потребителя, отсутствовали, соответственно требования п.85 Правил в данной части нарушенными признать нельзя, суд приходит к выводу, что требование о проведении проверки приборов учета в присутствии потребителя либо его представителя стороной истца было соблюдено.
Пояснения свидетеля ФИО1 в ходе судебного заседания относительно того, что он в силу болезненного состояния непосредственно при проверке прибора учета не присутствовал, оспариваемый акт не подписывал, судом оцениваются критически, поскольку свидетель является заинтересованным в рассмотрении дела лицом, объективных доказательств, свидетельствующих о принадлежности подписи в оспариваемом акте не свидетелю, а иному лицу (заключения почерковедческой экспертизы и т.п.) стороной ответчика не представлено, об их истребовании не заявлено.
Кроме того, истцом, как собственником жилого помещения, где расположены энергопринимающие устройства, потребителем услуги электроснабжения, на которого в силу пп. «г» п.34 Правил возложена обязанность в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку и в отношении которого действует установленный пп. «е» п.35 Правил запрет несанкционированно подключать оборудование потребителя к внутридомовым инженерным системам или к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения напрямую или в обход приборов учета, не представлены доказательства, опровергающие изложенные в акте фактические данные о несанкционированном подключении. У суда основания сомневаться в достоверности изложенной в акте информации, касающейся такого несанкционированного подключения, отсутствуют, она подкреплена представленными фотографиями прибора учета.
Таким образом, позиция стороны истца не порочит акт как документ, которым зафиксирован факт несанкционированного подключения электробытовых приборов, и не опровергает прочие сведения, содержащиеся в них, о наличии существенных процедурных нарушений установленного п.85 Правил порядка проведения проверки приборов учета, влекущих недействительность ее результата, не свидетельствует.
С учетом изложенного суд не находит оснований для признания оспариваемого акта недействительным по доводам стороны истца, считает необходимым в иске отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194–198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении иска Лингвист А. А. отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия в течение 1 месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Петрозаводский городской суд Республики Карелия.
Судья К.А. Кипятков
Мотивированное решение суда изготовлено 29.12.2017.